Классный час "Почетный гражданин Земли Курской - Михаил Алексеевич Булатов"
классный час (8 класс)

Классный час "Почетный гражданин Земли Курской - Михаил Алексеевич Булатов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kch_pochetnyy_grazhdanin.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

        МОУ «Безлепкинская основная общеобразовательная школа»

Классный час

«Почетный гражданин земли Курской – Михаил Алексеевич

Булатов »

Классный руководитель:  Баркова М. И

Цели и задачи

  • Познакомить учащихся с подвигом Героя Советского Союза, почётного гражданина городов Курска и Калининграда Булатова Михаила Алексеевича;
  • развивать интерес к истории своей родины, чувство патриотизма;
  • продолжать поддерживать суть несгибаемого духа народа, который              всегда, всем миром, грудью вставал на защиту своей родины, на защиту её    свободы, чести и достоинства;
  • вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии;
  • воспитывать гордость за своих героев-земляков,  любовь к Отчизне, своему народу;
  • воспитывать учащихся в духе благодарности к ветеранам фронта и тыла, ко всем, кому мы обязаны сегодня независимостью и мирной жизнью;
  • сохранить преемственность памяти как моральной обязанности, человеческого и исторического долга;
  • развивать исследовательскую и творческую деятельность учащихся с использованием информационных компьютерных технологий.

(1-й слайд)

1-й чтец:

Той дальнею войной сердца опалены.
Все так же нивам зреть, цвести весной садам.
А юные друзья, что не пришли с войны,
Уж с внуками сравнялись по годам.

Проходит день за днем – друзей редеет строй,
И память в бой опять ведет тебя, солдат.
И праздничный салют ликует над землей,
Как ликовал он много лет назад!

 Та давняя война... Но руки протяни –
Ее сердца хранят, она приходит в сны.
И внуки, что живут счастливо в наши дни,
Да будут этой памяти верны!

(Куприянов Николай Петрович, ветеран, инвалид ВОВ, участник обороны Ленинграда)

1-й ведущий: Постоять «за други своя и Отечество» всегда было святым делом на Руси. А желающих завоевать её издревле находилось предостаточно. Но всякий раз враг убеждался, что сила русского воинства не только в мощи оружия, но и в несгибаемом духе народа, который всегда, всем миром, грудью вставал на защиту своей родины, на защиту её свободы, чести и достоинства.
Давно отгремели грозовые годы. Но разве можно забыть о тысячах героев, ценой жизни которых добыто право на мир, кто грудью стоял за независимость нашей родины. Их имена навсегда останутся в сердцах поколений.

Герой Советского Союза, Почетный гражданин городов Курска и Калининграда Михаил Алексеевич Булатов говорит: «На войне особо суровой мерой измеряется мужество и совесть человеческая. Кажется, стоит чуть-чуть поберечь себя – и ты спасён. Но спасён ценою жизни других: кому-то нужно пройти эти страшные метры, а значит погибнуть, потому что ещё ни один рубеж в мире не был взят без жертв».

2-й ведущий: Командир отделения 369-го отдельного сапёрного батальона 235-й стрелковой дивизии 43-й армии 3-го Белорусского фронта. Герой Советского Союза. Почетный гражданин Курска и Калининграда. Он стал Героем Советского Союза в двадцать лет… В Калининграде в его честь установлен обелиск, в этом городе его именем названы улица и школа.

(2-й слайд)

А родился Михаил Алексеевич Булатов в 1924 году в деревне Верхней Санарке Пластовского района Челябинской области в семье Алексея Филипповича и Марии Андреевны Булатовых.

(3-й слайд)

До начала военной службы в течение двух лет работал радиотелефонным мастером в городе Чимбай Каракалпакской АССР в Узбекистане.

(4-й слайд)

Участие в Великой Отечественной войне

В 1942 году был призван в армию Чимбайским райвоенкоматом Каракалпакской АССР и направлен на учебу в Орловское пехотное училище, находившееся в эвакуации в городе Чарджоу Туркменской ССР. Полученная до войны специальность определила его военную специализацию – сапер. В конце марта 1943 года, вместе с новым пополнением, еще совсем молодым солдатом впервые попал на фронт в саперное подразделение 235-й стрелковой дивизии. В составе этой дивизии и прошел всю войну.

1-й чтец:

Давно умолк последний выстрел,
Последний стон сороковых.
Спешат года походкой быстрой
И тает строй солдат живых.
За наши жизни умирали
Те, кто сегодня старики.
С последним выдохом кричали:
«Вперед» – смертям всем вопреки.
От вражьих глаз прикрывшись веткой,
Он бить без промаха умел.
Земной поклон, солдат, от жизни,
От всех, кого ты заслонил.
Ты спас свободу, честь Отчизны,
В потомках память заслужил!

(5-й слайд)

1-й ведущий: Подразделение дислоцировалось возле деревни Вяжи на реке Зуша и принимало участие в боевых действиях на Курской дуге. В задачи старшего сержанта Булатова входили установление минно-проволочных заграждений и проведение инженерной разведки. С началом контрнаступления немцев Булатов наводил штурмовые мосты через Зушу. Иногда выбитые авианалётами звенья мостов, сапёрам приходилось заменять собой: бойцы брали опоры на плечи, пока другие солдаты преодолевали водную преграду. За участие в Курской битве Булатов был награждён орденом Красной Звезды.

(6-й слайд)

За участие в Белорусской операции, в боях под Витебском, в июне 1944 года был удостоен ордена Славы 3-й степени за смелые и решительные действия в ходе проведения разведки боем, а чуть позже получил орден Славы 2-й степени за успешное выполнение боевой задачи.

(7-й слайд)

За сопровождение танков при форсировании реки Лиелупе в Латвии в октябре 1944 года Булатов был награжден вторым орденом Красной Звезды.

(8-й слайд – карта Кёнигсберга)

Подвиг Булатова Михаила Алексеевича

(9-й слайд – укрепления Кёнигсберга)

2-й ведущий: Главный свой подвиг Булатов совершил в Восточной Пруссии, у Кёнигсберга (ныне – Калининград). Это была первоклассная крепость со 130-тысячным гарнизоном и огромным арсеналом оружия. Вокруг – мощные оборонительные сооружения.

(1-й слайд – карта штурма)

К городу вела лишь одна дорога, вокруг непроходимые в это время года топи. И эта узкая лента шоссе заминирована. Старший сержант Булатов получил приказ произвести инженерную разведку шоссе Кенигсберг – Раушен. «Какой подвиг? – говорит Михаил Алексеевич. – Я шел выполнять свою работу. Был приказ и понимание, что его выполнения ждет все наступление. Ослушаться равносильно предательству».

(11-й слайд)

Ранним апрельским утром, когда над землей стелился густой туман, командир отделения и с ним трое бойцов по-пластунски подползли к шоссе. Но тут раздались пулеметные очереди. Немцы обнаружили группу. «Одного солдата убили, двоих ранили, – рассказывает Булатов. – Раненым я приказал возвращаться. Но сам повернуть не мог – другого шанса открыть шоссе могло и не представиться».

Ползком по придорожному кювету, прячась за редкими деревьями, сержант все же пробрался к заветному участку. Говорит, обязан жизнью прибалтийской природе – клочья апрельского тумана скрыли его от стрелков.

(12-й слайд)

Полотно шоссе выглядело монолитным, но опытный глаз сапера заметил в одном месте подозрительные трещины. Кусок асфальта удалось приподнять. Отвалив его, сапер на миг замер: в насыпь была вкопана авиационная бомба весом не менее ста килограммов. От нее шли провода – скинув оцепенение, сержант быстро нашел и обезвредил взрыватель.

(13-й слайд)

Бомбу оставил на месте – без детонатора она не опасна. Огляделся – через несколько метров еще одна трещина в дорожном полотне! Фугасы были расположены таким образом, что если бы взорвался один – сдетонировали остальные. Всего их было 24, это почти 2,5 тонны взрывчатки. «Рвани они – и дороги бы просто не стало», – поясняет Михаил Алексеевич.

2-й чтец:

Темно, хоть глаз коли! Но до рассвета
Мы ждать не будем – дорог каждый час.
Спасибо, хоть немецкие ракеты
Порою зыбко освещают нас.

Углем древесным камуфляж на лицах,
Из снаряжения – только лишь ножи.
Тут, главное, успеть с землёю слиться:
Успел приникнуть – может, будешь жив...

Любая кочка – смерть потенциально!
Пока проверишь – семь сойдёт потов...
Но, Боже! Как же нерационально
Мы тратим жизнь...неведомо на что!

А, впрочем, тратим так, как надо Богу...
(Помилуй, Боже! Я Душой с тобой!..)
Мы для танкистов делаем дорогу,
А завтра – бой...Точней, сегодня – бой!

Задача наша – сделать так, как надо!
Удача наша – возвратиться вновь!
Награда...Да какая там награда?
Награда – жить!.. Не проливая кровь.

Когда ж конец? Ну, сколько можно, хватит!
(Не горячись... Не мне тебя учить...
Таких, как мы – не лечат в медсанбате:
Хоронят сразу... Некого – лечить!)

Ещё одна! Двадцатая по счёту!
Устали руки... Как же нелегко!
Зато потом – и танки, и пехота...
Ага, опять... Ну, слава тебе..."очко"!

Напарник, стой... Окопы немца – рядом.
Свет зажигалки...тихий разговор...
...Так, что ты там?.. Не трожь... Я сам... Не надо!..
(Встречай нас, боже!.. Вышел перебор...)

(Александр Иванов)

1-й ведущий: Сапер не чувствовал ни холода, ни усталости – работал «на автомате»: заметил неровность, приподнял асфальт, обезвредил... Сколько раз за это время в него стреляли, уже не помнит. Взрыватель от последней мины прихватил как трофей. Вернувшись в часть, проспал почти сутки – операция отняла все силы.

(14, 15, 16-й  слайды)

(1-й слайд – награждение Звездой Героя СССР)

Неприступная крепость пала. Уже в завоеванном городе старшего сержанта настигла новость – указом Президиума Верховного Совета СССР он удостоен высшей государственной награды. Медаль Героя Советского Союза Михаил Булатов принимал из рук командующего 3-м Белорусским фронтом маршала Василевского. Прославленный полководец, по натуре сдержанный, увидев перед собой совсем молодого 20-летнего бойца, отошел от устава: похлопал по плечу и обнял, словно родного.

...Несколько лет назад Михаилу Алексеевичу довелось побывать в Калининграде на праздновании 45-летия штурма. Незабываем момент, когда он, ветеран, уже в летах, полковник в отставке, оказался на перекрестке Советского проспекта и улицы Полецкого. Нежданной оказалась встреча с обелиском, установленным персонально в честь Героя Советского Союза старшего сержанта М.А. Булатова. Скуп фронтовик на выражение своих чувств, но тут запершило в горле, увлажнились глаза — не каждому, даже герою, оказывается такая честь.

(18-й слайд)

После войны

2-й ведущий: После войны Михаил Булатов продолжил военную службу и в 1948 году окончил Львовское военно-политическое училище. Окончив в 1957 году вечернюю школу рабочей молодежи, Булатов получил среднее образование и поступил в военную академию, где учился заочно в течение пяти лет. В 1963 году Булатов окончил Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, и в 1973 году уволился из армии с должности заместителя командира мотострелкового полка по политической части, дислоцированного в Курске, в звании полковника.

(19-й слайд)

После увольнения из армии Михаил Алексеевич Булатов с 1973 по 1996 годы работал старшим инспектором по кадрам Курской областной базы «Росгалантерея». С 1984 по 1985 годы Булатов был председателем Всесоюзного штаба похода комсомольцев и молодежи по местам боевой славы, а с 1987 по 1992 годы — возглавлял Курский городской совет ветеранов войны и труда. В 2005 году Булатов возглавил областной совет ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов, по-прежнему оставаясь почётным председателем городского совета ветеранов.

(20-й слайд)

Память

1-й ведущий: Фамилия Михаила Алексеевича Булатова выбита на стеле «Героям Курянам» на Красной площади.

(21-й слайд)

2-й ведущий:  21 сентября 2005 года Михаилу Алексеевичу Булатову было присвоено звание «Почётный гражданин города Курска».

1-й ведущий: В 2000 году Михаил  Алексеевич Булатов стал лауреатом первого Курского областного конкурса общественного признания «Человек года».

(22-й слайд)

2-й ведущий: В 2003 году был награжден орденом Дружбы.

1-й ведущий: В 2007 году был награжден орденом Почета. В его честь в Калининграде установлен обелиск, а весной 2010 года его именем там же названа улица.

(23-й слайд)

2-й ведущий: 4 апреля 2012 муниципальному автономному общеобразовательному учреждению города Калининграда средней общеобразовательной школе
№ 50 присвоено имя Героя Советского Союза Михаила Алексеевича Булатова.

(24-й слайд)

А 8 октября 2014 года имя Героя Советского Союза, Почётного гражданина Курска и Калининграда Михаила Алексеевича Булатова было присвоено муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Лицей № 6» города Курска.

1-й чтец:

Мы славим наших ветеранов,
Достойных чести и любви!
Пускай поменьше ноют раны,
Поют подольше соловьи,
Пусть годы их светло текут,
И хорошо они живут...

(И. Яворовская)

(25-й слайд)

1-й ведущий: «Россия всегда была сильна честью и доблестью своей армии. Встречаясь с юными курянами, которым предстоит служба в армии, я рассказываю им о том, что пережил сам. Счастье – не в награде за доблесть, а в самой доблести. Если мысли об Отечестве перестают быть единственным побудительным поводом к храбрости, мужеству и другим воинским доблестям, то дух защитников постепенно истребляется, а ведь именно он составляет силу народа. Настоящие мужчины обязаны заботиться о чести своей армии». (Булатов М.А.)

(26-й слайд)

Использованная  литература 

  1. История и современность Курского края. Региональное учебное пособие. Под ред. профессора Б.Н. Королёва; Курский областной  ИПКиПРО, Курск, 2010.
  2. Курск. Краеведческий словарь-справочник. Главный редактор – Ю.А. Бугров. Изд. центр «ЮМЭКС», 1997.
  3. Соловьёв Б.Г. Битва на Курской дуге. М., «Знание», 1975.
  4. Документальный фильм «70 лет  Курской области». ГТРК «Курск», 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Освобождение города Курска от немецких захватчиков"

Классный час посвящен освобождению города Курска от немецких захватчиков. Воспитывает патриотические чувства и уважение к ветеранам войны и труженикам тыла....

Почетный гражданин земли Курской Михаил Алексеевич Булатов

Познакомить учащихся с подвигом Героя Советского Союза, почётного гражданина городов Курска и Калининграда Булатова Михаила Алексеевича...

Тематический классный час Гражданин России

Очень важная тема для обсуждения с детьми, так как воспитание гражданственности и патриотизма являлось особенностью российской системы Образования на протяжении достаточно долгого периода времени. Цел...

Классный час "Певец земли Курской" (о курском соловье)

классный час о курском соловье "Певец земли Курской"  (содержит сведения о соловье, творческие работы учащихся по данной теме)...

Я живу на земле Курской

Цели: углубление знаний о родном крае; воспитание бережного отношения к историческому прошлому своего края; формирование таких положительных качеств, как любознательность, наблюдательность, чувство гр...

Классный час "80 лет Курской битвы"

Ход событий, основные участники, итоги...