Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"
материал (5 класс)

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_adaptatsiya_pyatiklassnikov.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 5 классе

Тема. Трудности адаптации пятиклассников.

До проведения родительского собрания проводится анкетирование учащихся (приложение 1)

Задачи:  ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.

Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе; психологические трудности адаптации; система взаимоотношений с ребёнком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.

Ход собрания.

  1. Вступительное слово.

Уважаемые папы и мамы!

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудности есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

  1. Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе».

- изменение режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

- быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

- изменения в питании ребёнка, связанные с его большей самостоятельностью.

  1. Далее предлагаются рекомендации для родителей.
  2. Обсуждение вопроса «Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления».

- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребёнка в пятом классе;

- повышение уровня тревожности самого ребёнка. Зависимость степени адаптации ребёнка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

- степень учебной и социальной мотивации пятиклассников, их желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

- состояние физического здоровья учащихся, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

- влияние самооценки ребёнка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе).

  1. Подведение итогов.
  2. Комментарии классного руководителя по проведенному классному часу.

Рекомендации для родителей

  1. Первое условие школьного успеха пятиклассников – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  2. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
  3. Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  4. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  5. Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  6. Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  7. Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля  его учебной деятельности.
  8. Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
  9. Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.

Приложение 1

ВЫЯВЛЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ПЯТИКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

     Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.

Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»

1. Я быстро устаю (да, нет).

2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет).

3. Я чувствую себя свободнее (да, нет).

4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет).

5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет).

6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет).

7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет).

8. Я избегаю трудностей (да, нет).

9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет).

10. У меня стало больше конфликтов (да, нет).

11. Домашние задания стали интереснее (да, нет).

12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет).

13. Я долго переживаю неприятности (да, нет).

14. Я не высыпаюсь (да, нет).

15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).

Подсчет баллов:

Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.

Оценка уровня тревожности:

1–4 балла — низкий уровень.

5–7 баллов — средний уровень.

8–10 баллов — повышенный уровень.

11–15 баллов — высокий уровень.

Опросник №1

для 5-х классов «Отношение к учебным предметам»

Предмет

Изучаю с интересом

Равнодушен

Не люблю

Русский язык

Литература

английский язык

Математика

История

биология

Физич. культура

Технология

ИЗО

Музыка

география

обществознание

Данный опросник уточняет список «проблемных» предметов, т.е. тех, которые могут вызвать дезадаптацию. Проводится 2 раза в год (октябрь, январь)

Опросник №2

для 5-х классов «Самочувствие учащихся в школе»

Инструкция: отметить значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

Наиболее часто я испытываю в школе:

спокойствие

усталость

скуку

радость

уверенность в себе

беспокойство

неудовлетворённость собой

раздражение

сомнение

обиду

чувство унижения

страх

тревогу за будущее

благодарность

симпатию к учителям

желание приходить сюда

После обработки анкет получаем сумму баллов в процентах, на основе которых можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы до 45 – 50%. Если чувство набирает меньшее число голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5 классе "Трудности адаптации пятиклассников в школе"

Данное родительское собрание проводится в октябре месяце, где подводятся первые итоги адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения. ...

Презентация к родительскому собранию в 5 классе Трудности адаптации пятиклассников в школе

Данная презентация предназначена для родительского собрания на тему "Трудности адаптации пятиклассников в школе"...

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"

При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....

Родительское собрание в 5-х классах ««Возрастные особенности и адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене»

Методическая разработка данного родительского собрания раскрывает тему кризисного этапа в школьной жизни ребенка – переход в среднее звено. На собрании дается физиологическое и психологическое обоснов...

родительское собрание "ваш ребенок-пятиклассник"

в лекции для родителей указаны особенности перехода ребёнка на среднюю ступень образования. Помещены рекомендации родителям, советы учащимся о некоторых аспектах их возрастного периода ...

Родительское собрание в 5 классе: "Трудности адаптации пятиклассников к обучению в школе"

Родительское собрание проводиться  через 1-2 месяца после начала учебного года с целью помочь родителям  в адаптации их детей к обучению в  5 классе....