Масленица
методическая разработка
Внеклассное мероприятие "Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_maslenitsa.docx | 28.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Масленица»
Учитель: Дмитроченко Александра Александровна
Цели и задачи:
- развитие интереса к традициям русского народа;
- расширение знаний об истории становления и развития Масленицы как праздника;
- воспитание высокого чувства уважения к культуре своего народа;
- изучение традиций и обрядов праздника;
- развитие творческого воображения, эстетического вкуса, способностей и умений работать в группах;
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас по старинному русскому обычаю
справить Масленицу, проводить зиму-зимушку и встретить весну-красну.
1-я помощница: Подходи, честной народ,
Интересное вас ждет!
Подходите, торопитесь,
Наши милые друзья,
Отдыхайте, веселитесь,
Здесь скучать никак нельзя!
Всех на праздник приглашаем!
Проводы русской зимы начинаем!
(звучит веселая русская народная мелодия)
Ведущая: А знаете ли вы, ребята, почему Масленицу назвали Масленицей? Одна из версий, почему Масленица называется Масленицей, тесно связана с давней русской традицией выпекания блинов. Устав от зимы, холода и снега, люди таким образом пытались привлечь милость ласкового солнышка и уговорить его получше греть промёрзшую русскую землю. С этой целью и готовили блины, выступавшие в данном случае символом светила. Помимо этого, в русских деревнях было принято проводить разные действия, обряды, так или иначе связанные с кругом: к примеру, люди ярко украшали колесо от телеги и носили его по улице на шесте, объезжали несколько раз вокруг села на лошадях и водили традиционные хороводы. Наши предки были уверены, что такие действия «умасливают» Солнце, то есть помогают задобрить его. Отсюда и проистекает название одного из самых весёлых и светлых праздников в славянской культуре.
2-я помощница:
Масленицу величаем, много чего обещаем: Реки сметаны, горы блинов. Только скорее б она приехала, веселая, задорная, Разгульная, а не смирная. |
Ведущая: И вправду, Масленица была самым веселым и сытным праздником на Руси. Народ старался вволю накататься с гор, поиграть в снежки, поучаствовать в строительстве и штурме снежных крепостей, принять участие в кулачных боях.
Ведущая: предлагаю проверить вашу ловкость и сноровку. Помощницы выберите 4 смельчаков.
(участникам дают по 3 легких мячика, и их задача – попасть в маленькое ведерко)
(во время конкурса звучит заводная русская мелодия)
3-я помощница:
Едет Масленица – дорогая, Наша гостьюшка годовая, На саночках расписных, На конях вороных. |
(под музыку выносят чучело Масленицы)
Ведущая:
Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! |
В народе Масленицу величали: честная Масленица, широкая Масленица, веселая Масленица. Все дни Масленичной недели имеют свои названия.
4-я помощница: 1-й день – понедельник – «Встреча». С утра строят качели, балаганы, начинают печь блины. На одни сани усаживают чучело Масленицы. На другие сани водружают столб с вертящимся колесом – символом Солнца. Санный поезд, запряженный ряженными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.
5-я помощница:
Здравствуй, Масленица! Дай нам маслица! Мы блинов себе горячих напечём – Нам метели и морозы нипочём! Если есть сковорода, Не страшны нам холода, Потому что блин горячий – Это лучшая еда! |
Ведущая: А как вы думаете, почему именно блины пекли на Масленицу?
Блин–млин – так его называли в старину. «Млин» от глагола «молоть», т.е. блюдо из намеленной муки.
А сейчас мои помощницы проведут для вас «Блинную викторину»
«Блинная викторина»
- Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины?
а) из пшеничной; б) из ржаной; в) из гречишной; г) из рисовой
- Как на Руси назывались блины, в которые запечены какие-либо продукты?
а) блины с подоплёкой; б) блины с припёком;
в) блины с присказкой; г) блины с приплодом.
- Какой праздник на Руси назывался блиноеда?
а) Пасха; б) Рождество; в) Масленица; г) Новый год
- Какие кухонные приборы помогают современным хозяюшкам печь блины?
а) электрические блинницы; б) лазерные блинопечки;
в) атомные блиножарки; г) наносковородки
- Как называются уменьшенные блины?
а) пончики; б) оладьи; в) галушки; г) клецки
- Какие блинчики пекут умелые хозяйки?
а) стёганые; б) вышитые; в) безразмерные; г) ажурные
- Выберите правильное окончание русской пословицы: «Первый блин …»
а) колом; б) комом; в) маслом не испортишь; г)отдай врагу
- Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, … не расколет»
а) полено б) стекло; в) брюхо; г) голова
- Какое слово пропущено в пословице: «Блинцы, блинчики, блины, как … у Весны»?
а) лужи; б) колёса; в) глаза; г) лицо
- Как говорят о неумелом, не приспособленном к работе человеке?
а) блин горелый; б) блин дырявый; в) блин холодный; г) блин пустой
- Кто в сказке К.И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами?
а) лисички; б) кит; в) крокодил; г) медведь
- У кого, если верить детской дразнилке, на носу находится горячий блин?
а) у плаксы-ваксы; б) у ябеды-корябеды;
в) у жадины-говядины; г) у Паши-растеряши
(Плакса-вакса, гуталин, на носу горячий блин)
- Назовите автора этих стихотворных строк:
«Не торговал мой дед блинами, Не ваксил царских сапогов, Не пел с придворными дьячками, В князья не прыгал из хохлов» |
а) А. Пушкин б) Н. Некрасов; в) В. Высоцкий; г) В. Маяковский
- Какой сказочный герой, выдвигал блинную теорию происхождения лунных кратеров?
а) Карлсон; б) Иван-дурак; в) Знайка; г) Емеля
- В каком олимпийском виде спорта в экипировку вратаря входит перчатка «блин»?
А) футбол; б) водное поло; в) регби; г) хоккей с шайбой
- У каких спортсменов есть перчатки по названием блинчики?
А) у лыжников; б) у боксеров; в) у фехтовальщиков; г) у саночников
- Как называется спортивный снаряд с блинами?
А) копьё; б) шест; в) штанга; г) молот
- В какой области РФ находится город Сенгилей, в котором в 2007 году был воздвигнут памятник блину?
А) в Ульяновской; б) в Тамбовской; в) в Воронежской; г) в Ивановской
(Сенгилей стал называться Блинной столицей Поволжья)
- Как еще можно «печь блинчики»?
а) камушками по песку; б) вилами по воде;
в) снежками по воздуху; г) камушками по воде
Ведущий: Молодцы!
1-я помощница: 2-й день – вторник – «Заигрыш». Начинались уличные гулянья, строили и брали штурмом ледяные крепости – последний приют Зимы. Закрывали лица снежными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая – радостная и благополучная.
2-я помощница: В старину самым лучшим способом себя показать, других посмотреть было исполнение частушек. Объявляется конкурс исполнителей частушек.
3-я помощница: Зима длится долго-долго, А Масленица бежит быстро. Объявляется 3-й день – среда – «Лакомка».
4-я помощница:
Нынче Лакомка у нас! Угощенье – это раз! Объеденье – это два! Пляски прямо у стола! Угощаемся блинами, Заедаем пирогом! Мы ни крошки не оставим, Посидевши за столом. |
Ведущая: В этот день люди лакомились блинами и другими масленичными яствами. Блины пеклись с бесконечным разнообразием: пшеничные, ячневые, овсяные, гречневые, из пресного и кислого теста.
На «лакомки» тещи приглашали своих зятьев на блины, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных. А чтобы прийти в гости на блины все запасались пословицами и поговорками.
А вы знаете пословицы? Хорошо, сейчас проверим! Я буду говорить начало, а вы – конец.
- Ученье – свет … (а неученье – тьма).
- Готовь сани летом … (а телегу – зимой).
- Не красна изба углами … (а красна пирогами).
- Маленькое дело лучше … (большого безделья).
- Чем дальше в лес … (тем больше дров).
- Не сиди, сложа руки … (не будет в доме скуки).
- Труд человека кормит … (а лень портит).
- Большому кораблю … (–большое плавание).
- В гостях хорошо, … (а дома лучше).
- В здоровом теле … (здоровый дух).
- Лучше один раз увидеть, … (чем сто раз услышать).
МОЛОДЦЫ!
5-я помощница:
Люди! Нынче «Разгуляй»! Тройка, прокати-ка! Надо зимушку прогнать, И весну покликать. |
Ведущая: день 4-й – четверг – «Широкая Масленица» - «Разгуляй!». Название говорит само за себя: возят чучело на колесе, катаются, поют песни. Традиционно устраивались соревнования в силе и ловкости, кулачные бои, конные бега.
1-я помощница:
Разгуляй – четверг придет Всем частушки принесет. Походила уж по свету, А частушки лучше нету! Где частушка поётся, Там легче живется! |
(объявляется конкурс «Развеселые частушки» на тему Масленицы)
(на гитаре играет наигрыш Настя Мутных, а всем желающим выдаются частушки)
2-я помощница: Пора пятницу объявлять. 5-й день – пятница – «Тёщины вечёрки». В гости к зятьям на блины тёщи жаловали.
Ведущая: Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Поэтому и говорили, что «у тещи зятек – любимый сынок!»
3-я помощница:
Молодцы, ребята! Частушки поете хорошо, И весело играете. А вот загадки о зиме Хорошо ли знаете? А сейчас конкурс «Загадочный» |
И с икрой, и со сметаной – Всякие они вкусны! Ноздреваты и румяны – Наши солнышки – … (блины) |
Бродит одиноко огненное око, Всюду, где бывает, взглядом согревает. (солнце) |
Заря – зарница, Красная девица, Травку выпускает, Росу расстилает. (Весна) |
Блин вышел комом, вот беда, Без неё нам – никуда. (сковорода) |
Шумно, весело и ярко, Раздают порой подарки, Сувениры продают, Люди все сюда идут. Тут прилавки и витрины, И не нужно магазинов, Здесь есть сладенький медок, Кто же место назовет? (Ярмарка) |
Посмотрите, на проталинке, Показался цветик маленький. Он замерз и чуть живой, Торчит из шапки снеговой. (подснежник) |
На шесте стою С высока гляжу. Тело, руки, голова Всё из соломы у меня. Обрядили, принесли И в последний день сожгли. (чучело Масленицы) |
1-я помощница:
Без загадки задорной И праздник не ярок. Спасибо, друзья, За чудесный подарок! |
2-я помощница: Следующий день масленичной недели – суббота. «Заловкины посиделки». На золовкины посиделки (золовка – это сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости.
3-я помощница: В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков. И мы тоже хотим одарить всех, кто принял участие в нашем празднике.
(раздаются петушки)
4-я помощница: Вот и наступил последний день Масленицы – воскресенье – «Прощеный день» - «Проводы Масленицы».
В последний день Масленицы все друг у друга просили прощение. Сжигали чучело Маслёны, как символ зимы, которая закончилась, а пепел развевали над полями – «на богатый урожай».
(смотрим ролик сжигания Масленицы)
Ведущая: Подошел наш праздник к завершению. Но на душе остается чувство единения и родства со своим народом. Этот праздник любят и ждут в каждом русском городе, деревне, поселке.
Традиции наших предков бережно сохраняются, передаются нам, а мы передадим своим детям. И так будет до тех пор, пока жива русская культура, православная вера, жив русский язык!
(во время заключительной песни – выносятся блины)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка», Б.М.Кустодиев «Масленица».
Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души....
Презентация по ИЗО: Масленица. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Б.М.Кустодиев «Масленица». 5 класс
Цель:Познакомить учащихся с Масленицей – народным праздником...
ОЙ, ТЫ МАСЛЕНИЦА – ЧУДО МАСЛЕНИЦА!
Сценарий праздника в ДОУ...
сценарий праздника Масленицы "Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!"
В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....
сценарий праздника Масленицы "Дорогая гостья, наша Масленица!"
В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....
Мастер-класс "Здравствуй, сударыня Масленица" (методика подготовки к сочинению-описанию по картине Б. Кустодиева "Масленица")
Довольно часто мы сталкиваемся с трудностями обучения детей написанию сочинения. В этой разработке я постаралась, как можно доступнее и ярче объяснить детям, что сочинение не так страшно....