Дистанционные мероприятия классный час «Я и моя будущая профессия»
методическая разработка (8 класс)
Цель - сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_professiya.docx | 73.4 КБ |
prezent_moya_poofessiya.pptx | 146.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по профориентации
«Я и моя будущая профессия»
Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер
Цель - сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Задачи:
- Вывести основные правила выбора профессии;
- стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
- помочь в отношении профессионального самоопределения;
- расширить знания подростков о мире профессий.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, опросник “Ориентация” Е.А.Климова, бланки для заполнения, ватман, фломастеры, раздаточный материал.
Ход занятия
Вступление: Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
I этап: Способы выбора профессии:
Какие способы выбора профессии вам известны?
1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.
Какие минусы этого способа выбора? На это может уйти половина человеческой жизни.
2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.
В каком случае возможен этот способ выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение.
В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека.
А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?).
3 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей – своих желаний. Изучение свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания, учесть состояние здоровья – своих возможностей. А ещё необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям.
Как можно назвать одним словом составляющие МОГУ и ХОЧУ? Совершенно верно, ПРИЗВАНИЕ. И сейчас мы попробуем определить, в чем призвание каждого из вас.
II этап: Проведение опросника «Ориентация», который определяет профессиональную направленность личности к определенной сфере деятельности.
Опросник “Ориентация”
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности (0 - вовсе нет, 1 - пожалуй так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)
Я ХОЧУ
(мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 | Обслуживать людей | 0 1 2 3 |
Заниматься лечением | 0 1 2 3 | |
Обучать, | 0 1 2 3 | |
Защищать права и | 0 1 2 3 | |
Управлять | 0 1 2 3 | |
2 | Управлять машинами | 0 1 2 3 |
Ремонтировать оборудование | 0 1 2 3 | |
Собирать и налаживать технику | 0 1 2 3 | |
Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи | 0 1 2 3 | |
Заниматься строительством | 0 1 2 3 | |
3 | Обрабатывать тексты и таблицы | 0 1 2 3 |
Производить расчеты и вычисления | 0 1 2 3 | |
Перерабатывать информацию | 0 1 2 3 | |
Работать с чертежами, картами и схемами | 0 1 2 3 | |
Принимать и передавать сигналы и сообщения | 0 1 2 3 | |
4 | Заниматься художественным оформлением | 0 1 2 3 |
Рисовать, фотографировать | 0 1 2 3 | |
Создавать произведения искусства | 0 1 2 3 | |
Выступать на сцене | 0 1 2 3 | |
Шить, вышивать, вязать | 0 1 2 3 | |
5 | Ухаживать за животными | 0 1 2 3 |
Заготавливать продукты | 0 1 2 3 | |
Работать на открытом воздухе | 0 1 2 3 | |
Выращивать овощи и фрукты | 0 1 2 3 | |
Иметь дело с природой | 0 1 2 3 | |
А | Работать руками | 0 1 2 3 |
Выполнять решения | 0 1 2 3 | |
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать | 0 1 2 3 | |
Получать конкретный практический результат | 0 1 2 3 | |
Воплощать идеи в жизнь | 0 1 2 3 | |
Б | Работать головой | 0 1 2 3 |
Принимать решения | 0 1 2 3 | |
Создавать новые образцы | 0 1 2 3 | |
Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать | 0 1 2 3 | |
Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать | 0 1 2 3 |
Я МОГУ
(способен, умею, обладаю навыками):
1 | Знакомиться с новыми людьми | 0 1 2 3 |
Быть чутким и доброжелательным | 0 1 2 3 | |
Выслушивать людей | 0 1 2 3 | |
Разбираться в людях | 0 1 2 3 | |
Хорошо говорить и выступать публично | 0 1 2 3 | |
2 | Искать и устранять неисправности | 0 1 2 3 |
Использовать приборы, машины, механизмы | 0 1 2 3 | |
Разбираться в технических устройствах | 0 1 2 3 | |
Ловко обращаться с инструментами | 0 1 2 3 | |
Хорошо ориентироваться в пространстве | 0 1 2 3 | |
3 | Быть сосредоточенным и усидчивым | 0 1 2 3 |
Хорошо считать в уме | 0 1 2 3 | |
Кодировать информацию | 0 1 2 3 | |
Оперировать знаками и символами | 0 1 2 3 | |
Искать и исправлять ошибки | 0 1 2 3 | |
4 | Создавать красивые со вкусом сделанные вещи | 0 1 2 3 |
Разбираться в литературе и искусстве | 0 1 2 3 | |
Петь, играть на музыкальных инструментах | 0 1 2 3 | |
Сочинять стихи, писать рассказы | 0 1 2 3 | |
Рисовать | 0 1 2 3 | |
5 | Разбираться в животных или растениях | 0 1 2 3 |
Разводить растения или животных | 0 1 2 3 | |
Бороться с болезнями, вредителями | 0 1 2 3 | |
Ориентироваться в природных явлениях | 0 1 2 3 | |
Работать на земле | 0 1 2 3 | |
А | Быстро выполнять указания | 0 1 2 3 |
Точно следовать инструкциям | 0 1 2 3 | |
Работать по заданному алгоритму | 0 1 2 3 | |
Выполнять однообразную работу | 0 1 2 3 | |
Соблюдать правила и нормативы | 0 1 2 3 | |
Б | Создавать новые инструкции и давать указания | 0 1 2 3 |
Принимать нестандартные решения | 0 1 2 3 | |
Легко придумывать новые способы деятельности | 0 1 2 3 | |
Брать на себя ответственность | 0 1 2 3 | |
Самостоятельно организовывать свою работу | 0 1 2 3 |
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Типы профессий:
1. “человек - “человек “,
2 - “человек - техника”,
3 - “человек - знаковая система”,
4 - “человек - художественный образ”,
5 - “человек - природа”.
Классы профессий: А - исполнительский, Б - творческий,
левая сторона - А+Б . 100% - степень активности,
30
правая сторона - А+Б . 100% - степень уверенности в своих силах.
III этап: Класс разделяется на группы по типам профессий.
Задание группам:
Из предложенного перечня выберите профессию, относящуюся к выбранному вами типу. Составьте профессиограмму (систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией) в соответствии с предложенным планом:
- Какие требования предъявляются к должностным обязанностям работника;
- Какие требования предъявляются к рабочему месту;
- Опишите возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
- Какие существуют варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др.
Типы профессий
Человек-человек | Человек-природа | Человек-техника | Человек знаковая система | Человек художественный образ |
Парикмахер Продавец Врач Учитель Судебно-медицинский эксперт Социолог Педагог Тренер Экскурсовод Воспитатель Организатор торговли Адвокат Инспектор милиции Психолог Менеджер по продажам Торговый представитель Администратор | Агроном Зоотехник Ветеринар Зооинженер Егерь Биолог- исследователь Флорист Садовник Геолог Пчеловод Почвовед | Инженер-механик Инженер-электрик Слесарь-ремонтник Инженер-конструктор Водолаз Водитель Радиотехник Швея Связист Токарь | Программист Чертежник-картограф Математик Редактор издательства Языковед Финансист Бухгалтер Нотариус Фотограф Делопроизводитель Маркетолог Специалист по налогообложению Аудитор Плановик | Художник-декоратор Художник-реставратор Настройщик музыкальных инструментов Артист Искусствовед Цветовод-декоратор Дизайнер интерьера Композитор Бренд-менеджер Специалист по рекламе Имиджмейкер |
Задание I:
Напишите характеристики требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека, используя такие характеристики психических функций, как:
- высокая чувствительность органов зрения, слуха, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др.;
- быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т.д.;
- восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
- наблюдательность;
- показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация;
- разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
- показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
- скорость мыслительных действий;
- способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
- способность быстро и точно принимать решения;
- инициативность;
- хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
- скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
- точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
- разборчивость речи;
- устойчивость к стрессам;
- уравновешенность;
- показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность;
- стремление к развитию в работе, к руководству;
- опыт профессиональной деятельности.
Задание II: перечислите учебные предметы, необходимые, на ваш взгляд, для поступления в ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности.
IVэтап: выступление по темам заданий.
Vэтап: Подведение итогов.
Запомните ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
Отвечаем себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:
«ХОЧУ»
- Чем тебе интересно заниматься?
- Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?
- Какие профессии тебе нравятся?
«МОГУ»
- Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
- Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?
- Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?
«НАДО»
- Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?
- Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
- Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.
- Необъективная оценка своих способностей.
- Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной стороной профессии.
- Ориентир на «престижную» профессию.
- Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.
- Перенос увлечения школьным предметом на профессию.
VI этап: Рефлексия. Учащиеся оценивают значимость занятия, применяя метод незаконченного предложения.
1. Сегодня на занятии я узнала _____________________________________.
2. Я научилась ________________________________________________.
3.Мне пригодится в будущем ________________________________________.
4.Мне понравилось (не понравилось) на занятии ________________________.
Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо, прежде всего, знать самого себя. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? (Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.)
Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда - то нужно будет сделать. Ищите себя! Найдите себя!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПОПС - формула Когда вы участвуете в споре, в дискуссии, от вас хотят услышать четкое обоснованное мнение. Вы можете стремиться убедить или переубедить, или просто сообщить свою позицию. Чтобы ваше выступление было кратким и ясным, можно воспользоваться ПОПС-формулой : П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) – Я считаю, что… О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) - …потому, что… П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …например… С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) -…поэтому…. Все ваше выступление, таким образом, может состоять из двух-четырех предложений и занимать 1-2 минуты. Рекомендации для участников дискуссии
1 способ - метод проб и ошибок 2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов 3 способ – осознанный выбор Способы выбора профессии
МОГУ Как важно в жизни, помня о желаниях, Возможностей своих не забывать! Э. Асадов НАДО Все профессии нужны? Все профессии важны? Хочу Берись за то, к чему ты склонен, Коль хочешь, чтоб в делах Успешный был конец. И. Крылов
Человек - человек Парикмахер Продавец Врач Учитель Судебно-медицинский эксперт Социолог Педагог Тренер Экскурсовод Воспитатель Организатор торговли Адвокат Инспектор милиции Психолог Менеджер по продажам Торговый представитель Администратор
Человек-природа Агроном Зоотехник Ветеринар Зооинженер Егерь Биолог- исследователь Флорист Садовник Геолог Пчеловод Почвовед
Человек-техника Инженер-механик Инженер-электрик Слесарь-ремонтник Инженер-конструктор Водолаз Водитель Радиотехник Швея Связист Токарь
Человек знаковая система Программист Чертежник-картограф Математик Редактор издательства Языковед Финансист Бухгалтер Нотариус Фотограф Делопроизводитель Маркетолог Специалист по налогообложению Аудитор Плановик
Человек художественный образ Художник-декоратор Художник-реставратор Настройщик музыкальных инструментов Артист Искусствовед Цветовод-декоратор Дизайнер интерьера Композитор Бренд-менеджер Специалист по рекламе Имиджмейкер
Профессиограмма Профессиограмма – это подробное описание профессии, включающее предмет, задачи, средства и условия трудовой деятельности, экономические характеристики, требования к уровню квалификации, состоянию здоровья и психологическим особенностям человека.
Типичные ошибки и затруднения в выборе профессии Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах. Необъективная оценка своих способностей. Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной стороной профессии. Ориентир на «престижную» профессию. Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников. Перенос увлечения школьным предметом на профессию.
Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда - то нужно будет сделать. Ищите себя! Найдите себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект родительского собрания и классного часа по теме "Моя будущая профессия"
Разработки родительского собрания и классного часа и приложения к ним могут быть использованы классными руководителями и воспитателями специальной (коррекционной) школы VIII вида в п...
Классный час "Моя мечта о будущей профессии"
Цель: осознание своего профессионального будущего. ...
Классный час в 9 классе "Будущая профессия - моими глазами"
Классный час по профориентации в 9 классе "Будущая профессия - моими глазами" Цель классного часа: Активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.Задачи классного...
Классный час «Ты и твоя будущая профессия»
Классный час «Ты и твоя будущая профессия»...
Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...
Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»
Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...
Вебинар "Профессия:Учитель" (на основе билингвального классного часа "Я и моя будущая профессия")
Содержание вебинара "Профессия: Учитель"подготовлено на основе материалов билингвального классного часа «Я и моя будущая профессия» и знакомит учащихся и их наставников с методич...