Воспитательский час "Не допускай насилия!" (для детей 10-17 лет)
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Григорьева Наталья Николаевна Псков

Тема: Воспитательский час "Не допускай насилия!"

Цель: профилактика жестокого и насильственного поведения в среде подростков

Задачи:

- повысить информировать детей о видах насилия;                                                                      

- учить распознавать насилие, противостоять ему и не совершать насильственных действий;                                                                                                                                                                        

- выявить причины и последствия проявления жестокости;                                                                     

- познакомить с законами РФ по теме насилия;                                                                             

- воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Участники: воспитанники 10-17 лет, воспитатель, психолог

Оборудование: таблица на листе ватмана и маркер для письма, листы бумаги и ручки для составления Памятки, оборудование для просмотра видеопрезентаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelskiy_chas.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия,                                                                                                                           разработанного воспитателем ГБУСО "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г.Пскова"                                                                                                                           Григорьевой Натальей Николаевной

Тема: Воспитательский час "Не допускай насилия!"

Цель: профилактика жестокого и насильственного поведения в среде подростков

Задачи: - повысить информировать детей о видах насилия;                                                                       - учить распознавать насилие, противостоять ему и не совершать насильственных действий;                                                                                                                                                                         - выявить причины и последствия проявления жестокости;                                                                      - познакомить с законами РФ по теме насилия;                                                                              - воспитывать уважительное отношение к окружающим

Участники: воспитанники 10-17 лет, воспитатель, психолог

Оборудование: таблица на листе ватмана и маркер для письма, листы бумаги и ручки для составления Памятки, оборудование для просмотра видеопрезентаций

Ход занятия

1. Беседа-рассуждение на основе жизненных наблюдений

(В ходе беседы с детьми планируется получить ответы на вопросы: Что такое жестокость, насилие? Какие виды насилия существуют и как они проявляются? Какова цель человека, совершающего насилие? Почему совершается насилие? Как противостоять насилию?)

- Расскажу вам о недавнем случае, произошедшем в одной из школ. Одноклассники в очередной раз решили поиздеваться над девочкой: отобрали ее сумку с учебниками, тетради испачкали и порвали, спрятали куртку в раздевалке, смеялись и толкали ее, растрепали косу и стали тягать за волосы, кто-то снимал истязания на камеру телефона, в завершение облили девочку водой. Домой она не пришла.

- Как вы охарактеризуете этот поступок подростков? Какие качества характера проявили одноклассники? Какой по характеру была девочка? Почему такое произошло? Какие последствия может иметь этот случай? Что вы посоветуете одноклассникам и самой девочке после случившегося? Как предотвратить подобные случаи? К кому можно обратиться за помощью, если вы узнаете о факте издевательства или насилия?

- Предположите, чем закончилась эта история с девочкой. (Варианты детей). После школы она некоторое время бродила по улицам, где меньше прохожих. Размышляла, как поступить дальше. Приняла решение рассказать своей двоюродной сестре-студентке. Вместе с нею и ее мамой наутро они обратились к директору школы. Было сообщено в полицию. Обидчицы принесли извинения, оплатили ущерб, были вызваны на комиссию ПДН и поставлены на учет, их родители получили штраф. Девочка в нашей истории была из малообеспеченной семьи и росла без отца.

2. Информационный блок - просмотр слайдов видеопрезентации

Жестокость (беспощадность, безжалостность) - морально-психологическая черта личности, которая проявляется в бесчеловечном, грубом, оскорбительном отношении к другим живым существам, причинении им боли и в посягательстве на их жизнь.

Насилие - намеренное применение физической силы (в том числе в качестве угрозы) против себя самого, другого лица или группы, принуждение против воли человека, нарушение личной неприкосновенности (в том числе изнасилование), а также причинение моральных переживаний и боли другому через унижение, оскорбление.

К насилию приводит желание власти и контроля над другим человеком.

По характеристикам субъектов, совершающих насилие, выделяются следующие категории:                                                                                                                                                                                            - покушение на собственную жизнь или здоровье (в том числе самоубийство, попытки самоубийства, самоповреждение);                                                                                                                            - межличностное насилие (насилие со стороны другого человека или группы людей);                                            - коллективное насилие (насилие со стороны государства, политической группы, террористической организации).

По природе насилия выделяют следующие типы:                                                                                               - физическое насилие;                                                                                                                                      - сексуальное насилие;                                                                                                                                      - психологическое насилие;                                                                                                                                - экономическое (нанесение ущерба);                                                                                                                   - отсутствие заботы и пренебрежение нуждами (моральная жестокость).

Деструктивные виды насилия - это убийство, изнасилование, тяжкие телесные повреждения, доведение до суицида.

3. Практическая работа - заполнение таблицы методом "мозговой штурм"

- Следует записать, как конкретно проявляются разные виды насилия и жестокости, основываясь на примерах из жизни и теоретических знаниях.

Физическое

Психологическое

Сексуальное

Экономическое

Толкнуть, ударить, избить

Оскорбление, прозвище

Изнасилование (половое сношение)

Не давать денег

Таскать за волосы

Грубые окрики, обидные слова

Оральный и анальный секс

Контролировать все траты

Бросаться чем-либо

Словесные угрозы

Обнажать половые органы

Ограничивать во всем

Физические наказания

Постоянная критика

Вульгарные жесты, слова, мимика

Не покупать необходимое: пищу, вещи

Принуждать к действию

Требовать подчинения

Прикасаться к телу

Порча вещей

Наносить урон здоровью

Не развивать, не учить, не воспитывать

Повреждение гениталий

Плохой медицинский уход

Принуждать к алкоголю, курению, наркотикам

Предъявлять повышенные требования

Подглядывать за раздевающимся

Плохие условия проживания

Попытка удушения, утопления

Публично унижать

Вовлекать в проституцию и порнобизнес

Коммерческая эксплуатация - попрошайничество

Обманывать

Не разговаривать

Не пускать домой

- Выскажите свое мнение: какие из перечисленных проявлений насилия оказывают на ребенка самое негативное влияние?

- Возвращаясь к ситуации с девочкой и поступком ее одноклассниц, скажите, какие виды насилия были применены?

- Сделаем вывод: никто не имеет права проявлять насилие и жестокость по отношению к другому человеку. Насилие и жестокость в любой форме неприемлемы. 


4. Правовой ликбез - просмотр слайдов видеопрезентации

Согласно ст.63 Семейного кодекса РФ, родители несут ответственность за воспитание и развитие  своих  детей, они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности за жестокое обращение с ребенком.

1. Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст.5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

2. Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей – за психическое насилие и пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

Примеры: ст.111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст.112 (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.113 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст.115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст.117 (истязание), ст.118 (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности), ст.131 (изнасилование); ст.132 (насильственные действия сексуального характера); ст.133 (понуждение к действиям сексуального характера), ст.134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста); ст.135. (развратные действия) ст.125 (оставление в опасности); ст.124 (неоказание помощи больному); ст.156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст.157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей); ст.110 (доведение до самоубийства); ст.119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и др.

3. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.

Пример: лишение родительских прав (ст.69 Семейного кодекса), ограничение родительских прав (ст.73 Семейного кодекса), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 Семейного кодекса).

4. Дисциплинарной ответственности могут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

5. Итоговая беседа - составление Памятки "Как противостоять жестокости и насилию"

- Что можно противопоставить насилию и жестокости? (уважение)                                                             - Что означает "уважительное отношение"? (не оскорблять, не унижать, говорить уважительно, уметь слушать и не перебивать при разговоре, пытаться понять другого, заботиться о родных и друзьях, быть милосердным, не толкать и не бить, не портить вещи другого, ценить личную неприкосновенность, не принуждать к нежелаемым действиям)

- Если к вам или другому проявляют насилие, нужно обратиться за помощью незамедлительно! (позвонить по телефону доверия, обратиться в полицию, к медицинскому работнику, воспользоваться помощью человека, которому доверяете (родственники, друзья, учитель или психолог школы), обратиться в специальные центры, в комиссию по делам несовершеннолетних, в приют для детей)

Используемая литература:                                                                                                                  интернет-ресурсы;                                                                                                                                    материалы учебных курсов и семинаров;                                                                                                                                     журнал «Инспектор по делам несовершеннолетних», №11, 2008;                                                           Грибанов Е.В. Школьное насилие: меры профилактики и контроля, № 7, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педсовет насилие среди детей

может кому-то пригодится материал для пед. совета...

Насилие и дети

Презентация предназначена для проведения родительского собрания...

Родительский Всеобуч «Насилие и дети»

Цель: содействовать формированию у родителей представлений об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его проявления в отношениях с детьми. Задачи: 1.Познакомить родител...

Профилактика насилия против детей

Рекомендации для родителей...

Буклет "Остановим насилие против детей"

При проведении акции "Остановим насилие против детей" можно использовать данный буклет....

"Остановим насилие против детей"

Беседа: « Остановим насилие против детей» проведена с целью воспитания милосердия, доброго отношения друг к другу, сострадания, доброжелательности; помочь взрослеющему человеку сформи...

Региональный, программа профилактики жестокого обращения и насилия над деть-ми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...