Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"
методическая разработка (6 класс)

Галина Борисовна Хохлова

Теоретический и практический материал по теме родительсмкого собрания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_formirovanii_lichnosti.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ»

Покинут счастьем будет тот, 
кого ребенком плохо воспитали,
побег зеленый _ выпрямить легко,
сухую ветвь – один огонь исправит.

Дата: 16.02.2018

Задачи:

  1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями.
  2. Разработка основных правил семейного воспитания

Анкета «Ребенок и его семья»

  1.   Меня почти во всем поддерживают.
  2.   У нас бывают разногласия, даже ссоры.
  3.   Мне бывает трудно дома.        
  4.   Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
  5.   Меня во многом ограничивают.
  6.   Дома считаются с тем, что бы мне хотелось иметь из одежды, с другими нуждами.
  7.   Мне дают карманные деньги.
  8.   У нас дома бывают одноклассники, друзья.
  9.   Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.


         
Варианты ответов:

  • практически всегда;
  • иногда;
  • почти никогда.

Сегодня мы несколько изменим привычный ход родительского собрания, мы не будем говорить сегодня о вопросах успеваемости и дисциплины ваших детей, мы поговорим о том, что их волнует и беспокоит.

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и  школа, так как семья и школа — это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.

Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.

Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.

Я надеюсь, что сегодняшний разговор поможет избавиться от конфликтов и ссор, поможет родителям понимать своих детей, а детям быть добрее и нежнее по  отношению к родителям. Поэтому я предлагаю работать под девизом “Давай никогда не ссориться!”

Ссор и конфликтов не будет, если родители и дети смогут понимать друг друга. Для этого нужно научиться вставать на место другого, обладать определенными качествами. Давайте попробуем в  обговорить критерии , при которых дети смогли бы сказать о родителях: “ У меня хорошие родители…”, а родители о детях – “У меня хорошие дети…”.

Посмотрите вот они  общие правила поведения, выработанные учащимися и родителями.

Чтобы не ссориться, нужно:

– Никогда не повышать голос друг на друга.

– Уметь дать совет и выслушать совет другого.

– Стараться понять друг друга в любой ситуации

– Уметь поддержать в трудную минуту.

– Доверять друг другу.

– Уметь слушать и слышать друг друга.

Семья – это самые близкие и родные люди, это ласка , тепло, забота. Но, одновременно, это обязанности, ответственность, дисциплина, и не только со стороны взрослых, но и детей. Очень сложно найти равновесие, не сорваться, оставаться всегда тактичным и мудрым. Мы все это прекрасно знаем, как, иногда, раздражаешься, срываешься, переходишь на крик.

Я предлагаю вам обсудить следующие  житейские ситуации: 

Ситуация 1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упреками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям. Позже раздается телефонный звонок, и родители узнают, что их  ребенок задержался по  очень уважительной причине.

-Это могло быть  реальной ситуацией?

-В чем сложность данной ситуации?

Подведение итога. В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него.

Отсюда следует правило: Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволяю детям помочь мне найти выход в сложившейся ситуации.

Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от нужных домашних дел?

Все это вполне реально можно обсудить со свои ребенком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обмена мнениями, чтобы ребенок умел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И еще: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость – вот что надо нашим детям постоянно.

Ситуация 2. Многим из нас знакомы чувства, которые мы с радостью несем домой в семью. Кого-то из нас повысили на работе в должности, кого-то наградили или еще что-то в этом роде. Как нам хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным.

Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. Но, разумеется, не во всех семьях складывается ситуация доверительного общения. Нам, взрослым, часто кажется, что только наши новости достойны того, чтобы их обсуждать, чтобы о них узнали все члены семьи. А часто ли мы слушаем друг друга?

Сцена из жизни.

Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только что приехала и сейчас девочка ей сообщит новости за три дня.

Но как только девочка входит в дом, мам тут же спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорченная девочка уходит в свою комнату.

Учитель. Вспомните, не доводилось ли кому-то из вас быть в подобной роли. И, наверное, такие случаи бывали не раз и никак не заостряли ваше внимание, тем более вы и подумать не могли, что поступаете как-то не так.

Давайте все-таки разберемся вместе, что скрывается за подобным поступком родителей, и все ли в данной ситуации педагогически оправдано?

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он - баловень семьи, а затем нередко - деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он - «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

II. Практическая часть.

Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого значения. Сейчас мы предоставим вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами и проанализировать результаты сравнений.

Что же можно сказать в заключение? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

Родительская мудрость заключается в том, чтобы родители смогли найти ту золотую середину в отношениях с детьми, которая включает в себя терпение и осуждение, радость и гнев, бурю и покой. Трудно это?! Бесспорно. Этому надо учиться. Учиться из книг, из жизни благополучных семей, и как ни парадоксально, учиться у своих детей!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности»

«Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья» Но как писал Макаренко «семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться ...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...

Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"

  Презентация является приложением  к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"...

Общешкольное родительское собрание"Роль семьи в формировании личности"

Доклад с элементами игры на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка....

Родительское собрание на тему"Роль семьи в формировании личности"

Данную презентацию рекомендуется использовать на родительском собрании в основной школе. Цель: анализ взаимоотношений родителей и подростков, поиск способов взаимн...