Методическая разработка классного часа на тему «Финансовая грамотность учащихся».
классный час (6, 7, 8 класс)
Цель: формирование основ финансовой грамотности.
Планируемые результаты изучения основ финансовой грамотности для данной возрастной группы:
Личностные : сформированность ответственности за принятие решений в сфере финансов.
Интеллектуальные: формирование умения анализировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: формирование умения осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки.
Коммуникативные: вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Предметные : владение понятиями по теме, изучение статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_finansova_gramotnost.spiridonova.docx | 29.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №5 Центрального района Санкт-Петербурга.
Методическая разработка классного часа на тему
«Финансовая грамотность учащихся».
Автор-составитель: Спиридонова Н.В.,учитель русского языка и литературы, классный руководитель 8 «А» класса.
Санкт-Петербург
2020 г.
Тема классного часа: «Финансовая грамотность учащихся».
Классный руководитель Спиридонова Н.В. –учитель русского языка и литературы.
Класс: 8 «А».
Цель: формирование основ финансовой грамотности.
Планируемые результаты изучения основ финансовой грамотности для данной возрастной группы:
Личностные результаты: сформированность ответственности за принятие решений в сфере финансов.
Интеллектуальные: формирование умения анализировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: формирование умения осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки.
Коммуникативные: вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи, анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Предметные результаты: владение понятиями по теме, изучение статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции .
Ход классного часа.
I. Введение.
Тематическая лекция.
Каждый человек хочет быть материально благополучным. И хотя исходная граница благополучия у каждого своя, все считают, что денег должно быть «чем больше, тем лучше». Но все ли люди могут стать богатыми или, по крайней мере, обеспеченными?
Выделяют следующие уровни экономического благосостояния населения:
Крайняя бедность. Человек имеет доходы ниже прожиточного минимума – до 7–8 тыс. руб., что позволяет поддерживать жизнь с помощью весьма ограниченного набора пищевых продуктов, однако нет возможности закупать товары первой необходимости. Иногда у человека нет постоянного жилья.
Бедность. У человека есть постоянное жильё, хотя, возможно, и более чем скромное. При этом его доходы так малы, что он вынужден ограничивать себя даже в еде и приобретать только самые дешёвые продукты питания. Он испытывает постоянную нехватку денег на покупку одежды, обуви и лекарств. По состоянию на 2018 г. к бедным в России относят людей, у которых доход в месяц на человека в среднем составляет не более 11 423 руб. (т. е. ниже прожиточного минимума, утверждённого Правительством РФ).
Слайд.
2020 год. Для трудоспособного населения он составил 12 392 рубля, пенсионеров - 9422 рубля, детей - 11 423 рубля.
Средний достаток. Доходы позволяют получать весь набор товаров и услуг, необходимых для поддержания здоровья или его восстановления в случае болезни. Человек способен приобрести (возможно, с помощью банковского кредита) легковой автомобиль и новое жильё. При этом часть доходов он может сберечь для решения важных жизненных задач в будущем. К этой категории населения (в разной, конечно, степени) в России относятся люди, у которых доход в месяц на человека (члена семьи), по мнению официальной статистики, в 2019-20 г. составлял от 30 тыс. до 60 тыс. руб. Это почти половина населения, т. е. более 73 млн человек.
Состоятельность и богатство. Денежные доходы позволяют удовлетворять практически все типы потребностей человека. В России нижняя граница доходов состоятельных семей – 61 тыс. руб. на человека в месяц, богатых – 90 тыс. руб. в месяц (так, по крайней мере, считают официальные источники).
Учитель:
Пока уровень благосостояния вашей семьи зависит от родителей и от того, в каком регионе или городе России вы живёте. Но после окончания школы ваше личное благосостояние будет в большей степени определяться вами самими. История знает немало примеров, когда люди из небогатых семей добивались богатства своим трудом.
Одни смогли развить физические, художественные, интеллектуальные способности и научились дорого продавать свои услуги или изделия. Другие сумели создать свой бизнес и сделать его успешным. Это довольно трудный путь к благосостоянию, что мы подробно обсудим позже. Но такой путь – вполне реальный.
Вы заметили что-то общее в историях успеха?
Всем людям, добившимся финансового благополучия и богатства, пришлось много и упорно трудиться.
Некоторые полагают, что благосостояния можно достичь с помощью большого наследства или выигрыша в лотерею. Однако в реальности множество нечаянных наследников крупных состояний их быстро и бездарно растрачивает. Причина в том, что эти люди не умеют и не хотят считать деньги и безудержно их тратят. А главное, они не желают трудиться.
Чтобы сберечь и приумножить чужое богатство, необходимо прежде всего знать и учиться, как обращаться с деньгами.
Подведём итог.
Человек может стать состоятельным и даже богатым, если он: 1) по-настоящему этого хочет; 2) готов приложить к этому колоссальные усилия; 3) способен воспринимать большие доходы разумно и стремится обеспечить их получение и в будущем.
II. Целеполагание.
Определите слово по значению.
???- всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться.
Слайд.
Деньги- всеобщий эквивалент, служащий мерой стоимости любых товаров и услуг, способный непосредственно на них обмениваться.
Подберите синонимы к слову деньги (казна, сумма, финансы, капитал и т.д.)
Учитель делает акцент на синоним ФИНАНСЫ. Грамотность какая?
Учащиеся формулирую тему «Финансовая грамотность».
III.Сообщение учащихся.
Деньги, пожалуй, одно из самых великих изобретений человечества. В древности роль денег как эталона обмена выполнял товар, на который имелся наибольший спрос или который больше всего подходил для этой цели (соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, коровы, ракушки, сушёная рыба и многое другое), – товарные деньги.
Слайд.
Деньги в экономике исполняют четыре основные функции:
- средство обращения (содействия обмену);
- средство измерения (учёта);
- средство сбережения и накопления богатства;
- средство платежа.
Первая функция денег – средство обращения – позволяет осуществлять обмен благами.
Вторая функция денег – средство измерения – позволяет сравнивать блага между собой по их ценности для людей с помощью единой счётной единицы. А как определить эту ценность? Например, в пустыне, когда человек умирает от жажды, за стакан воды он может отдать мешок золота. Если же он добрался до оазиса, там этот стакан воды уже ничего не стоит – воды там много.
Третья функция – средство сбережения и накопления богатства – способность денег долго сохранять для своего владельца возможность получения жизненных благ. Иными словами, поместив деньги в банк или сейф, вы можете через несколько лет извлечь их из места хранения, и они останутся таким же средством платежа. Деньги также можно превратить в ценности (золото, ценные бумаги, недвижимость), т. е. в ценности, способные сохранять покупательную способность в будущем.
Четвёртая функция денег – средство платежа – позволяет осуществлять в рыночной экономике немало операций, не связанных с покупкой товаров, оплатой услуг или накоплением сбережений. Например, подавляющее большинство предприятий пользуются кредитами банков и других финансовых организаций.
Вывод (коллективное обсуждение).
Деньги играют огромную роль в экономике страны: они служат средством платежа, обмена товаров и услуг, измерения их стоимости, образования и накопления сбережений.
Слайд.
Центральный банк Российской Федерации – это главный банк государства, осуществляющий эмиссию денег и обеспечивающий стабильность функционирования банковской и денежной системы страны.
IV. Восприятия и понимания новой информации.
Ситуация:
Представим, что родители оставили вам деньги для покупки продуктов на день рождения, который состоится в ближайшее воскресенье. Все гости уже приглашены, и сценарий праздника придуман. Но, пока вы собирались в магазин, ваш пёс забрался на диван и разорвал все до единой купюры и остались лишь клочки!
Вопрос???
То, что осталось, это просто клочки бумаги или всё же деньги? (дискуссия).
Ответ!!!
Порванные купюры можно обменять на новые в любом банке. Главное условие: на них должны читаться серийные номера, а большая часть банкноты (55%) должна быть целой.
V. Практикум по финансовой грамотности.
Лексическая работа по теме (материал выдается каждому учащемуся для самостоятельного ознакомления).
Дивиденды — это часть (обычно небольшая) прибыли компании, которая распределяется между участниками, сотрудниками и т. д. (то есть акционерами) пропорционально их доле ценных бумаг, чаще всего акций. | Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчётом об их использовании. |
Самоза́нятость — форма получения вознаграждения за свой труд непосредственно от заказчиков, в отличие от наёмной работы. | Банковский вклад (или банковский депозит) — сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов |
Доход – денежные суммы или материальные ценности, которые были получены в течение определённого периода и в результате осуществления какой-либо деятельности. | Заработная плата – вознаграждение, выплачиваемое работодателем наёмному работнику за труд. |
Задание: распределите на четыре группы все возможные в нашей стране источники денежных поступлений.
Учащимся выдаются карточки, заполняем таблицу на доске. Приветствуется аргументированный обмен мнениями.
1) собственный заработок – вознаграждение за работу:
-заработная плата;
-премии;
-социальный пакет от фирмы (обучение за счёт компании, бесплатный -проезд или оплата расходов на бензин, бесплатное питание, предоставление жилья и т. д.);
-грант для учёных и творческих работников;
-доходы от самозанятости
2) пособия разного рода:
-социальные пособия по безработице, по болезни, по беременности для женщин;
-пенсии для пожилых и инвалидов;
-стипендии для учащихся;
-помощь от благотворительных фондов;
3) доходы от собственности:
-дивиденды;
-доходы от сдачи имущества в аренду;
-проценты по депозиту;
4) прочие возможные доходы:
-алименты;
-возврат налогов;
-подарки;
-помощь родителей, супруга, детей;
-приз, выигрыш;
-наследство.
Какая группа финансовых поступлений считается основной (стабильной?)
Вывод: основным источником денежных средств является заработная плата, т. е. вознаграждение, выплачиваемое работодателем наёмному работнику за труд.
VI. Вспомним русские пословицы о деньгах.
Их очень много, но для того, чтобы задуматься, хватит и нескольких.
Быть было беде, да деньги на бедре.
Дурак легко с деньгами расстаётся.
За тем дело стало, что денег мало.
Деньги счёт любят.
Неистраченные деньги – приобретение.
Эти пословицы демонстрируют нам нормы народной морали.
Они полны глубокого поучительного смысла. Дискуссия.
Иногда о богатом человеке завистливо говорят: «Просто ему везёт – деньги сами идут в руки», а то и «Лопатой деньги гребёт». Однако удача в денежных делах приходит не к избранным судьбой везунчикам, а к тем, кто умеет не просто наращивать свои доходы, но и избегать ситуаций, когда «денег ни на что не хватает» или когда «в долгах как в шелках».
Информация на стенд «Классный уголок».
Финансовая грамотность-это важный залог успешной жизни!!!
VII. Практикум:
Зарплата- обязательные статьи расходов в семье.
Работа в группах.
Обмен опытом, формирование жизненных компетенций.
Задание: учащимся предлагается назвать обязательные статьи расходов российской семьи, исходя из собственного опыта и сформированных на данный момент взглядов.
Коллективное обсуждение –составление общей таблицы.
Рекомендуемые статьи (ответы учащихся корректируются учителем).
Коммунальные платежи, продукты питания, бытовая химия и предметы личной гигиены , одежда и обувь, оплата кредита на покупку машины, оплата ипотеки, иной кредит, образование (дополнительные занятия) ,проезд , накопление средств на летний отдых , лекарства, оплата телефона и Интернета, досуг (кино, театр, музей, воскресная прогулка, покупка книг и т.д).
Вывод: для создания финансовой безопасности необходимо контролировать свои расходы и соотносить их со своими доходами как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
VIII. Рефлексия.
Прием «Рефлексивные знания».
Слайд.
- Знаю, что… (информация о полученных знаниях).
- Знаю, как… (информация об усвоенных действиях).
- Знаю зачем… (понимание смысла информации).
- Теперь я знаю точно… (самоопределение).
IX. Домашнее задание:
Семейный совет (обсудим вместе с родителями): необходимо привести свои расходы в соответствие с доходами.
Условие: доходы 45 тысяч рублей- семья из трёх человек (отец, мать, ребёнок). Заполняем те статьи, которые систематизировали с учетом реальности (учащимся выдаётся таблица).
Использованные ресурсы:
1.https://www.fingram39.ru/projects/3465-umk-kursa-po-finansovoy-gramotnosti-dlya-shkolnikov.html
3. https://iro86.ru/images/docs2017/ФГ%201/ФГ%201/ФГ%208-9%20класс/3.%20Для%20учителя%208-9%20кл..pdf
Приложение 1 .
Статья расходов: | Сумма |
Коммунальные платежи. | |
Продукты питания. | |
Бытовая химия и предметы личной гигиены. | |
Одежда и обувь. | |
Оплата кредита на покупку машины. | |
Оплата ипотеки. | |
Иной кредит. | |
Образование (дополнительные занятия). | |
Проезд. | |
Накопление средств на летний отдых. | |
Лекарства. | |
Оплата телефона и Интернета. | |
Досуг (кино, театр, музей, воскресная прогулка, покупка книг и т.д) | |
Остаток (возможно сэкономленные средства) |
Приложение 2.
Дивиденды — это часть (обычно небольшая) прибыли компании, которая распределяется между участниками, сотрудниками и т. д. (то есть акционерами) пропорционально их доле ценных бумаг, чаще всего акций. | Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчётом об их использовании. |
Самоза́нятость — форма получения вознаграждения за свой труд непосредственно от заказчиков, в отличие от наёмной работы. | Банковский вклад (или банковский депозит) — сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов |
Доход – денежные суммы или материальные ценности, которые были получены в течение определённого периода и в результате осуществления какой-либо деятельности. | Заработная плата – вознаграждение, выплачиваемое работодателем наёмному работнику за труд. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Методическая разработка классного часа по теме "Профориентация"
Данная разработка позволит учителям старших классов провести классный час по теме "Профориентация"...
Методическая разработка классного часа по теме "Береги здоровье смолоду"
Данную разработку можно использовать как для классного часа, так и для проведения внеклассного мероприятия по теме здоровьесбережения....
Методическая разработка классного часа на тему: Я и мой сотовый телефон
Переработано большое количество литературы по данной теме, выведен познавательный материал для подростков о том, что представляет собой МРТ, его польза для человека и о необратимые последствия для здо...
Методическая разработка классного часа о вреде курения для учащихся 5 класса.
классный час с презентацией...
Классный час на тему: «Финансовая грамотность учащихся»
План – конспект внеклассного мероприятияКлассный час на тему: «Финансовая грамотность учащихся»...
Методическая разработка классного часа на тему: «Защита от нападения» для учащихся 6-7 классов.
Данная методическая разработка посвящена вопросам безопасности жизнедеятельности подростков, нахожению путей выхода из трудных жизненных ситуаций, психологическим основам самозащиты....