Занятие "Работа в команде"
методическая разработка
Методическая разработка открытого занятия с классом "Работа в команде", направленного на выработку позиции ценности партнера, способности к позитивному взаимодействию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_rabota_v_komande.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия «Работа в команде»
(рук. – И.Н. Петушкова)
Тема: «Ценность партнера как этическая основа взаимодействия»
Цель: Формирование уважительного и доброжелательного отношения к партнерам по общению и взаимодействию.
Задачи:
- создание условий для проявления и осознания учащимися собственной стратегии отношения к партнерам по общению и взаимодействию;
- помощь в осознании оптимальности позитивного и бесконфликтного общения для достижения результата;
- развитие умений и навыков общения и взаимодействия на основе взаимного уважения.
Основной формой организации занятия является работа в кругу с последующей общей рефлексией.
Организация пространства:
- стулья поставлены в круг таким образом, чтобы расстояние между ними было примерно равным ширине стула;
- педагог (ведущий) является одним из участников круга; его место позиционно ничем не выделено.
Необходимый реквизит:
- предмет-«эстафета» для передачи по кругу – чаще всего мягкая игрушка (позволит ведущему не предоставлять слово каждому по очереди + поможет держащему его в руках корректировать свои эмоции);
- мяч (резиновый, среднего размера);
- набор деталей (конструктор) «Город» - пластмассовые или деревянные прямоугольники, конусы, арки и т.д.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент:
- вход и рассадка в кругу;
- приветствие;
- задачи занятия;
- напоминание правил работы круга:
- «В кругу – один ведущий» (не стоит пытаться предлагать изменить или убрать задание);
- «Не учи соседа!» (своей подсказкой, высказанной вслух идеей не отнимай у человека возможности вырасти, придумав это самому);
- «Без трёп-н-ролла!» (стараемся сдерживать несвоевременный выплеск эмоций и остроумные комментарии, чтобы не сбивать общего настроя).
2. Упражнения:
- «Адресная переброска».
Идея упражнения. Мяч можно бросить, имея одну из двух (чаще всего неосознаваемых) мотивов: или чтобы избавиться от него, или желая помочь кому-либо его приобрести. В первом случае нет необходимости задумываться о силе, направлении и высоте броска; во втором – выбрав партнера, нужно осознанно удерживать эти установки. При этом чем сложнее и объемнее набор обстоятельств, тем больше избирательность как свойство нашего сознания будет выталкивать «лишнее» - то, с чем уже трудно справиться.
Процедура проведения упражнения. Мяч перебрасывается в кругу в произвольном порядке (кто кому хочет); затем, сказав: «Стоп!», ведущий предлагает проанализировать работу.
Позиции анализа. Кому было трудно, неудобно ловить мяч? Почему? От кого? Почему бросок получился таким? А кому было удобно принимать мяч? С чьей подачи?
Усложнение упражнения.
- Ведущий вводит дополнительное условие – ритм (отхлопывает в ладоши, показывая). Бросок можно осуществлять только в момент его хлопка.
В анализе необходимо сделать акцент: стало ли сложнее? Снизилась ли концентрация на мысли об удобстве партнера? Чьи броски были по-прежнему адресны и удобны?
- Вводится второй мяч – маленький, типа теннисного (его может заменить мягкая игрушка круглой формы). Большой мяч перебрасывается по-прежнему, а маленький нужно передавать по кругу из рук в руки.
В анализе – те же акценты.
- «Смена мест»
Идея упражнения. Переходя на другое место, пересекая некую жизненную территорию, которая является общей для многих, можно сконцентрироваться только на своей цели и идти к ней, не обращая внимания на других; а можно не считать их только «досадными обстоятельствами» и просчитывать свое движение с учетом их удобства. Это – в некоторой степени «калька» нашей жизненной стратегии, наших действий в подобных жизненных ситуациях.
Процедура проведения упражнения. Ведущий называет (парами) имена 4 участников; необходимо по его хлопку поменяться местами в паре.
Позиции анализа. Были ли столкновения внутри круга? Почему? Какие разные типы тактик вы увидели? Какие из них более продуктивны? Были ли среди продуктивных негуманные, ограничивающие возможности других участников?
Усложнение упражнения.
- Ведущий вводит дополнительное условие – «препятствия» (раскладывает внутри круга на полу 3-4 предмета). Задание – то же самое (для других пар; можно назвать не 2, а 3 пары).
В анализе необходимо сделать акцент: стало ли сложнее? Изменилась ли тактика участников? Помог ли анализ действий предыдущих пар этой группе?
- «Город»
Идея упражнения. В процессе совместной деятельности каждый выбирает свою тактику: один занимает лидирующую позицию и распоряжается, ориентируя группу на свое представление о конечном результате; другой без возражений включается в предложенную деятельность; третий пытается оспорить права лидера и выдвинуть свою идею, и т.д. Ситуация усложняется, если одной и той же деятельностью заняты одновременно 2 бригады, а вот набор реквизита у них – один на двоих…
Процедура проведения упражнения. Группа участников делится на 3 части: две строительные бригады и группу экспертов. Задача каждой из строительных бригад – за одну минуту выстроить свой «город» (на столе или на полу). Задача экспертной группы – проанализировать после этого процесс строительства.
Ведущий обязательно должен подсказать экспертам (но – так, чтобы не слышали «строители», что необходимо наблюдать за 3 основными моментами: роль и поведение лидеров групп; слаженность взаимодействия, отношения и эмоции внутри каждой группы; отношения между группами).
Позиции анализа. Удалось ли завершить строительство? Нравится ли вам ваш город?
После этого необходимо передать слово экспертной группе.
В анализе необходимо сделать акцент: были ли конфликты внутри строительных бригад? С чем это было связано? Кто и каким образом способствовал бесконфликтному взаимодействию или разрешал конфликты? Как действовали лидеры? Были ли споры и «дележка» между бригадами?
- «Путаница»
Идея упражнения. Вся группа находится в одинаково сложных условиях, и выход из этой ситуации зависит от слаженности действий и настроя каждого члена группы, а также от правильности выбора тактики выявляющимися лидерами и «унисонности» или противоречивости их действий.
Процедура проведения упражнения. Ведущий просит всех встать в круг и взяться за руки. Затем в одном месте он разрывает круг и просит одного из участников как можно больше запутать образовавшуюся цепочку – многократно проходя в «воротики», перелезая через руки присевших на корточки, пролезая у них меж колен, и т.д. Когда никто в цепочке больше не может никуда двигаться, ведущий снова замыкает руки крайних участников.
Задача группы: не разрывая рук, суметь вернуться в первоначальный общий круг.
Позиции анализа. Почему получилось (не получилось)? Благодаря кому? Что было труднее всего? Какие чувства вы сейчас испытываете?
P.S.: группе с достаточно сложившимся позитивным характером отношений это упражнение чаще всего удается. Но ведущий обязательно должен вызвать у членов группы гордость за свою удачу и свой коллектив.
3. Итог занятия:
- мысли и выводы (каждый участник группы – по кругу);
- аналитические мысли и общий вывод ведущего;
- благодарность участникам;
- до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОП – 10 класс. Тема: « Социальный проект» (тренинг на сплочение команды и умение работать в команде
Тренинг «Город Мастеров»Цель: • эмоциональное сплочение учащихся в процессе решения нестандартных задач во время проведения мероприятия; • создание по...
Команда «Australians » (9 – 11 класс) Визитка команды
На фестиваль многонациональных культур "Возьмемся за руки друзья"...
Городской конкурс компьютерного творчества семейных команд «Дружная IT команда»
Ребята и их родители участвовали в конкурсе по компьютерным технологиям, выполняли и домашние задания и очные задания в сети Интернет....
Представление команды волонтеров на городском слете волонтерских команд.
Визитка волонтерской команды на городском слете "Доброволец"....
Соревнования "Веселые старты!" среди команд: а) "Гуси" - "Лебеди" ; б) среди шести команд первых классов; в) общие собрания учащихся с родителями.
Основные моменты соревнований "Веселые старты" Соревнования проводятся при активной подготовке и непосредственном участии родителей.Совместные собрания родителей и учащихся. Планы на бу...
Команды получения справочной информации об объекте. Возможности команды Массив
Команды получения справочной информации об объекте. Возможности команды МассивПрезентация по предмету черчение в AutoCAD....
Занятие 3. Лидер и его команда. Команда. Уровни развития команды.
Цель: Познакомить ребят с понятиями «Команда».Задачи:Познакомить ребят с понятиями «Команда», изучить уровни становления коллектива (команды).Научиться основам командообра...