Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»
методическая разработка (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Мы поговорим о ваших детях, о том, какую роль в воспитании играет семья и школа, так как семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx22.58 КБ
PDF icon buklet_k_rod_sob.pdf945.28 КБ

Предварительный просмотр:

У всех народов дети – это ценность, это будущее, это жизнь, поэтому особое внимание уделяется их воспитанию и образованию. Это, в первую очередь, ответственность родителей, семьи.

 А что же такое семья? (видео-ответы учащихся и учителей)

Кстати, а вы когда–нибудь задумывались над этимологией слова «супруги»? В осетинском «амкъай» собственно  означает «товарищ по паре» или другой ,более романтичный термин  «уыды хай»-частичка души. То есть, в любом случае, получается как две части одного целого. В грузинском ( «меугле») и русском термин «супруги» буквально  означает "сопряженные, в одной упряжи".  Бег двух лошадей в упряжке - красивое зрелище. Обе бегут рядом, ни одна не пытается вырваться вперед. Каждая знает свои обязанности и чувствует поддержку другой. Если же одна из лошадей захочет оказаться впереди или вырваться из упряжки, то получится хаотичное движение, при котором страдает и повозка .

            Движение повозки будет ровным и красивым, если обе лошади двигаются в согласии. Повозка, в данном случае, - это наши дети. В воспитании детей, как у мамы, так и у папы, все обязанности должны быть общими, груз воспитания не следует перекладывать на одного.

            Когда один пытается завладеть большей властью и правами, возникает беспорядок. От этого страдает вся семья, школа, и в первую очередь - дети.

Готовясь к сегодняшнему собранию, я обратилась к истокам научной педагогики  к народной педагогике. Анализ источников показывает, что народная педагогика подчёркивала необходимость привития молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности. Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей. В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д.   Если вы помните, то на одном из наших предыдущих собраний, я  говорила о том, что в осетинском языке как такого термина «воспитание» нет, тот термин ,кот употребляется в этом значении , больше имеет смысл «вскормить, взрастить». А не было этого термина потому, что и надобности в этом не было, так как младшие воспитывались по образу и подобию старших. Именно, личный пример (особенно родителей) - это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству - всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример.

А вот вам и мнение самих детей по этому поводу. (М. Герасименко)

 Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник – 
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии – 
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать – 
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.

 Показ притчи про кувшин и камни. (Провести опыт)

https://www.youtube.com/watch?v=AsjJH_0cJ6Q 

Один мудрец взял пустой кувшин и наполнил его доверху небольшими камнями. Собрал своих учеников и задал им первый вопрос: «Скажите, уважаемые, полон ли мой кувшин?». На что те ответили: «Да, полон». Тогда мудрец взял полную банку с горохом и высыпал содержимое в кувшин с камнями. Горох занял свободное место между камнями.

Задал мудрец второй вопрос: «Полон ли теперь мой кувшин?» Ученики вновь подтвердили, что полон. Тут мудрец взял коробку с песком и его тоже высыпал в кувшин. Песок просочился сквозь горох и камни и занял все свободное место и все закрыл. Еще раз спросил мудрец своих учеников, полон ли кувшин и снова услышал утвердительный ответ. Тогда достал мудрый человек кружку, полную воды и вылил ее в банку до последней капли. Засмеялись ученики, видя все это.

Сказал мудрец: «Я хотел, чтобы Вы осознали, что кувшин — это наша жизнь. Камни — самая главная составляющая жизни каждого: дети, семья, друзья, здоровье. Горох — это вещи, которые иметь приятно, но это не самое важное: дом, работа, машина, ценности и пр. Песок символизирует мелочи, которых полно в жизни любого человека.

Если сначала кувшин наполнить песком, не останется места для гороха и тем более камней. Так же и в жизни: если тратить время на пустяки, не останется времени на самое главное. Уделяйте сперва время своим родным и близким, себе и друзьям, а заняться уборкой, ремонтом, всегда найдется время. Следует сначала тратить время на камни, все остальное — песок.

Мудрец уже собирался уходить, когда один из учеников задал вопрос: «А для чего же нужна была вода?» Учитель с улыбкой ответил: «Я добавил в кувшин воды, чтобы Вам показать, что как бы ни занята была жизнь, всегда найдется место для безделья».

Распоряжайтесь своим временем правильно! Учитывая главные приоритеты!

Порой мы ценим совсем не то и прививаем это и детям! Как в притче Светланы Копыловой «Богач и Бедняк» https://www.youtube.com/watch?v=yaD66X4OE9o 

 Нам почему-то кажется, что детям от нас нужны только материальные блага, хотя на самом деле им больше всего не хватает общения!

https://www.youtube.com/watch?v=wEtW0F7QV0c 

Хорошим выходом из этой ситуации являются семейные традиции и о некоторых из них нам сейчас расскажут наши дети. (Видео детей)

 Сказка о Карандашике.

Родителям предлагается продолжить сказку.

В одной коробке с карандашами родился маленький карандашик. Взрослые карандаши – мама, папа, бабушка и дедушка – были цветными. Причем у каждого из них был свой цвет. Маленький карандашик еще не имел своего цвета, ему еще предстояло стать цветным. Каждый день синяя мама учила его, как быть синим. Красный папа – как окраситься в красный цвет, потому что его выбирают чаще всего, рисуя прекрасные картины. Желтый дед спорил со всеми, говоря о важности желтого цвета, а зелёная бабушка брала внука за руку, и на какое-то мгновение он зеленел. Так проходил день за днем, и вот…

Вывод: ..однажды пришел день, когда карандашик стал переливаться всеми цветами радуги, потому что от каждого члена своей семьи он взял самое лучшее. И в нем теперь находилась частичка всех его близких людей. Счастье семьи зависит от воплощения в жизнь таких ценностей как любовь, учение труд доброта здоровье.

Как вариант

Так проходил день за днем. Карандашику стало грустно, потому что он хотел быть таким же важным и похожим на своих родных. Но не знал как. Прошло ни так много времени и Карандашику, пришла пора, идти в школу.

     За годы обучения в школе Карандашик понял, что все цвета нужны и важны. Но каждый всегда должен оставаться собой. Без серого грифеля не было бы не асфальтовой дороги, ни стволов деревьев-великанов, не свинцовых туч, приносящих летнюю грозу. Это стало приятным и родителям. Они увидели в своем Карандашике индивидуальность, яркость и непохожесть на других. И поняли, что необходимо развивать в своем ребенке те способности, что заложены природой, и любить его таким, какой он есть.

 3 совета от Шалва Амонашвили.

Ш.А. Амонашвили — известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии. Он работает с детьми по системе гуманно-личностного подхода, которая создана на синтезе философии, основ бытия и педагогики сотрудничества. Его методики воспитания и обучения направлены на личностное развитие ребенка, построение уважительных доверительных отношений между детьми, учителями и родителями.  Они дают мощный толчок к знаниям и духовному развитию ребенка.

https://www.youtube.com/watch?v=a2sgrb4cdJg 

И напоследок  притча о ценностях жизни «притча о 1000 шариках»

https://www.youtube.com/watch?v=BEMqgmvSk_8 

Вот и подошло к концу наше собрание. Много разных мнений прозвучало здесь сегодня, много советов и рекомендаций было дано! Я же подведу итог разговора одной единственной фразой «Душа ребёнка подобна скрипке, как к ней прикоснёшься, так она и зазвучит». Прикасайтесь к душе вашего ребёнка с любовью и, не сомневайтесь, его душа ответит тем же.

Ув. Родители, докончите, пожалуйста, предложения

  • Мне понравилось…
  • Я узнал…
  • Я смогу применить…
  • Я желаю…

В память о нашей встрече я бы хотела раздать вам буклеты.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...

Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"

  Презентация является приложением  к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"...

Общешкольное родительское собрание"Роль семьи в формировании личности"

Доклад с элементами игры на общешкольном родительском собрании...

Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"

Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка....

родительское собрание РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Цель: - обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Задачи:- создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;- фо...

Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»

Мультимедийное пособие. Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности". Три задачи школы:воспитание, обучение , просветительство....