Современный учитель-психолого-педагогический образ в представлении школьников
статья
Статья содержит результаты психолого-педагогического исследования образа учителя в современное время в представлении обучающихся, а также их ожидания образа учителя нового типа. Сегодняшнему обществу и образованию нужны педагоги, владеющие не только фундаментальными знаниями, но и, прежде всего, понимающего и чувствующего психологические особенности ученика и способного помочь реализоваться личности ученика, помочь стать успешным в современном обществе. Автором данной статьи исследуются факторы, которые могут влиять, в представлении школьников, на формирование представлений об образе современного учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ – ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Кислякова Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания, ГБОУ школа 2120 г. Москвы, e - mail: tanechka.kislyakova@mail.ru
Аннотация. Статья содержит результаты психолого-педагогического исследования образа учителя в современное время в представлении обучающихся, а также их ожидания образа учителя нового типа. Сегодняшнему обществу и образованию нужны педагоги, владеющие не только фундаментальными знаниями, но и, прежде всего, понимающего и чувствующего психологические особенности ученика и способного помочь реализоваться личности ученика, помочь стать успешным в современном обществе. Автором данной статьи исследуются факторы, которые могут влиять, в представлении школьников, на формирование представлений об образе современного учителя.
Ключевые слова: учитель, педагог, образ, образование, компетенции, ученик, школа.
Общество и образование на современном этапе переживает период серьезного и глубочайшего реформирования. Одно из направлений реформирования – формирование учителя с новыми профессиональными качествами, компетенциями, стилевыми установками.
Изменение требований к содержанию образования, качеству преподавания неуклонно требует глубоких изменений во всех его сферах и структурах. Но по-прежнему, одной из приоритетных остается роль учителя, его личностные качества, методика преподавания, его стиль работы. Профессионально-личностные качества педагога, стремление к постоянному развитию, уходу от стагнации в полной мере обеспечивает выполнение миссии современного Учителя, который должен глубоко знать свой предмет и быть в курсе новых исследований и достижений. По словам выдающегося врача, педагога Н.И. Пирогова «учитель должен побудить ученика к овладению знаниями и желанию стать гражданином России…»[1, 2, 3]. Актуальность данной работы как раз и состоит в том, что возникла острая необходимость изучить отношение самих учащихся к профессии учителя, его личности , узнать, что же ожидают сами учащиеся от Учителя и довести это до сведения самого учительского сообщества.
Данное Исследование проводилось на протяжении более чем трёх лет на базе ГБОУ школы 2120 г. Москвы. В нем приняли участие 187 учащихся восьмых –одиннадцатых классов.
Цель исследования: изучить психолого-педагогический образ современного учителя в представлении современных школьников. В ходе исследования решались задачи: подготовка материалов, планирование совместной работы с учащимися, проведение анализа результатов, подведение итогов исследования.
Первый этап – проведение анкетирования: «Какими качествами должен обладать современный учитель?». Анализ ответов на вопрос: «Какие качества личности должны преобладать у учителя будущего?» (учащимся предлагалось выбирать не более двух ответов) были получены результаты: профессиональные – 94 (50%); коммуникативные – 108 (58%); личностные – 153(82%); интеллектуальные – 88 (47%). Анализ ответов учащихся на вопрос: «Каким должен быть современный учитель?» показал следующее: взаимопонимание с учениками – 179 (96 %); учитель должен быть справедливым – 118 (63%); учитель должен уметь доступно излагать учебный материал – 160 (85%); учитель должен обладать высокой эрудицией – 32 (17%); учитель должен быть сдержанным, тактичным – 121 (65%); строгим – 106 (57%); высокое профессиональное знание своего предмета – 108 (58%). На вопрос: «Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?» получены ответы: да – 177 (95%); я об этом не задумывался – 6 (3%); нет – 4 (2%). Вопрос: «Какие личностные качества не должны быть у учителя?» показал: учитель не должен делить на «любимчиков» и «других» – 47 (25%); грубым – 52 (28%); равнодушным – 116 (62%).
На втором этапе учащимся было дано задание: написать мини-сочинение по теме, было выявлено, что: 1. Пол учителя: 28 (15 %) – желали видеть педагогом мужчину, 46 (25 %) - женщину; 113 (60%) - это не имеет значения. 2. Возраст: 46 (25%) - до 25 лет; 52 (28 %) – 25-30 лет; 60 (32%) - старше 35 лет; 29 (15%) - не должен быть старше пенсионного возраста.
3. Профессиональные качества: 187 (100%) - глубокое знание своего предмета; 130 (70%) - объяснение материала должно быть адаптировано к возрастным и психологическим особенностям учащихся; 56 (30%) - преподавать предмет независимо от особенностей учащихся. 4. - 187 (100%): хотят видеть педагога современного, стильно одетого, что будет свидетельствовать в понимании учащихся, что педагог мыслит прогрессивно и способен понять проблемы учащихся, поможет найти способ их разрешения; 5. - 121 (65%) – учитель должен быть в хорошей физической форме, не должен иметь вредных привычек и сам пропагандировать здоровый образ жизни; 65 (35%) считают, что это личным делом; 6. - 130 (70%) - учитель должен обладать хорошим чувством юмора, а для 56 (30%) - чувство юмора не имеет значения; 6. - 187 (100 %) отмечают, что педагог должен быть обязательно креативной личностью, способен организовывать различные мероприятия, с учетом интересов и склонностей детей; 7. - 63 (34%) – считают необходимым сотрудничество педагога с родителями, а для 123 (66%) это необязательно.
Таким образом, был составлен образ современного учителя:
это личность с высоким интеллектом и эрудицией, коммуникабельный, дружелюбный, хороший психолог и организатор различных мероприятий, среднего возраста, разбирающийся в современных мировых событиях и трендах, в хорошей физической форме. Результаты данного исследования могут быть интересны широкому кругу педагогических работников - учителям- предметникам, классным руководителям, психологам, социальным работникам, педагогам-организаторам, администрации школы, для принятия управленческих решений, а также родителям.
Список литературы:
- Ларюхина Н.Г. Особенности социальной перцепции в условиях педагогического процесса. / Режим доступа: http://www.scienceforum.ru /2015/pdf/12938.pdf
- Образование: прошлое, настоящее, будущее: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018). - Краснодар: Новация, 2018. - 72 с.
- Семенова Л.Э., Чевачина А.В. Образ идеального учителя в представлениях современных учеников // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 557-561.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".
"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".Кочеткова С.В. МБОУ-СОШ№168 зам. директора по ПРЗдоровье – не всё, но всё без зд...
Формирование здорового образа жизни у школьников
Информация для родителей...
Формирование здорового образа жизни у школьника
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное усл...
статья "Формирование здорового образа жизни у школьников на уроках биологии"
Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому ...
УГЛУБЛЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ О ХУДОЖЕСТВЕННОМ КОНФЛИКТЕ В ДРАМЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»)
В статье рассматривается понятие художественного конфликта в драме....
"Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни младших школьников с ОВЗ"
Выступление на МО воспитателей "Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни младших школьников с ОВЗ"....
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.
В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....