Современный учитель-психолого-педагогический образ в представлении школьников
статья

Статья содержит    результаты психолого-педагогического исследования  образа   учителя в современное время  в представлении обучающихся, а также их  ожидания    образа   учителя нового типа.  Сегодняшнему  обществу и  образованию нужны педагоги, владеющие не только    фундаментальными знаниями, но и, прежде всего, понимающего   и чувствующего психологические  особенности   ученика и    способного  помочь   реализоваться личности ученика, помочь стать успешным в современном обществе.  Автором данной статьи исследуются  факторы, которые могут влиять, в  представлении  школьников, на формирование  представлений   об образе  современного учителя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья22.1 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ – ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Кислякова Татьяна Сергеевна, учитель истории и обществознания, ГБОУ школа 2120 г. Москвы,   e - mail:  tanechka.kislyakova@mail.ru

Аннотация. Статья содержит    результаты психолого-педагогического исследования  образа   учителя в современное время  в представлении обучающихся, а также их  ожидания    образа   учителя нового типа.  Сегодняшнему  обществу и  образованию нужны педагоги, владеющие не только    фундаментальными знаниями, но и, прежде всего, понимающего   и чувствующего психологические  особенности   ученика и    способного  помочь   реализоваться личности ученика, помочь стать успешным в современном обществе.  Автором данной статьи исследуются  факторы, которые могут влиять, в  представлении  школьников, на формирование  представлений   об образе  современного учителя.

Ключевые слова: учитель, педагог,  образ, образование, компетенции,             ученик, школа.

   Общество и  образование на современном этапе  переживает период серьезного и глубочайшего  реформирования. Одно из направлений реформирования  – формирование учителя     с новыми профессиональными  качествами, компетенциями, стилевыми установками.

Изменение требований  к  содержанию    образования, качеству преподавания неуклонно требует глубоких  изменений во всех его сферах и структурах.                 Но по-прежнему,   одной из приоритетных остается  роль учителя, его  личностные  качества, методика  преподавания, его стиль работы.   Профессионально-личностные  качества педагога, стремление к  постоянному развитию, уходу от стагнации в полной мере обеспечивает  выполнение  миссии современного Учителя, который    должен  глубоко знать   свой предмет   и быть в курсе новых исследований и достижений.     По словам   выдающегося врача, педагога  Н.И. Пирогова  «учитель должен побудить ученика к овладению знаниями и желанию стать гражданином России…»[1, 2, 3]. Актуальность  данной  работы как раз и состоит в том,    что возникла  острая  необходимость изучить отношение самих  учащихся  к профессии  учителя, его личности ,  узнать, что же ожидают сами  учащиеся от Учителя   и довести это до сведения  самого  учительского сообщества.

 Данное Исследование проводилось  на протяжении более чем трёх лет на базе ГБОУ школы 2120  г. Москвы. В нем приняли участие 187 учащихся восьмых –одиннадцатых  классов.        

              Цель исследования: изучить психолого-педагогический образ современного учителя в представлении современных школьников. В ходе исследования решались   задачи:  подготовка материалов, планирование совместной работы с учащимися,  проведение    анализа  результатов, подведение итогов исследования.  

Первый этап – проведение  анкетирования: «Какими качествами должен обладать современный учитель?». Анализ ответов на вопрос: «Какие качества личности должны преобладать у учителя будущего?» (учащимся предлагалось выбирать не более двух ответов) были получены   результаты: профессиональные – 94 (50%); коммуникативные – 108 (58%); личностные – 153(82%); интеллектуальные – 88 (47%). Анализ ответов учащихся на вопрос:  «Каким должен быть современный учитель?»  показал следующее:  взаимопонимание с учениками – 179 (96 %);  учитель должен  быть справедливым – 118 (63%);  учитель должен уметь доступно излагать  учебный материал – 160 (85%);  учитель должен обладать высокой эрудицией – 32 (17%);  учитель должен быть сдержанным, тактичным – 121 (65%);   строгим – 106  (57%);   высокое профессиональное знание своего  предмета – 108 (58%). На вопрос: «Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?» получены ответы: да – 177 (95%);  я об этом не задумывался – 6 (3%); нет – 4 (2%).  Вопрос: «Какие личностные качества не должны быть у учителя?»   показал:  учитель не должен  делить  на «любимчиков» и «других»   – 47 (25%); грубым – 52 (28%);  равнодушным – 116 (62%).          

   На втором этапе  учащимся было дано   задание:  написать  мини-сочинение  по  теме, было  выявлено, что: 1. Пол учителя: 28 (15 %) – желали видеть педагогом мужчину, 46 (25 %) - женщину;  113 (60%) - это не имеет значения.   2. Возраст: 46 (25%) -    до 25 лет; 52 (28 %) – 25-30 лет;  60 (32%) -  старше 35 лет;  29 (15%) - не должен быть старше пенсионного возраста.

3. Профессиональные качества: 187 (100%) -  глубокое  знание своего  предмета; 130 (70%) -   объяснение материала должно быть адаптировано к возрастным  и психологическим особенностям учащихся;  56 (30%) - преподавать предмет независимо от особенностей учащихся. 4. -  187 (100%):  хотят видеть педагога современного,  стильно одетого, что будет  свидетельствовать в понимании учащихся, что педагог мыслит прогрессивно и  способен понять   проблемы  учащихся, поможет  найти  способ  их разрешения; 5. - 121 (65%) – учитель должен  быть в хорошей физической форме, не должен  иметь вредных привычек и сам пропагандировать здоровый образ жизни;  65 (35%) считают, что это   личным  делом; 6. - 130 (70%)  -  учитель должен обладать хорошим чувством юмора, а  для 56 (30%) - чувство юмора не имеет значения; 6. - 187 (100 %) отмечают, что педагог должен быть  обязательно креативной  личностью,   способен организовывать различные мероприятия,  с  учетом  интересов и  склонностей  детей; 7. - 63 (34%) – считают  необходимым  сотрудничество педагога с    родителями,  а для 123 (66%)  это необязательно.

        Таким образом,  был составлен  образ современного учителя:

 это личность с высоким интеллектом и эрудицией, коммуникабельный,   дружелюбный,  хороший психолог и  организатор  различных мероприятий,  среднего возраста,    разбирающийся в современных   мировых  событиях и трендах,   в хорошей физической форме.   Результаты данного исследования могут быть интересны широкому кругу педагогических  работников  - учителям- предметникам, классным руководителям, психологам, социальным работникам,  педагогам-организаторам,  администрации школы, для принятия управленческих решений, а также родителям.

Список литературы:

  1. Ларюхина Н.Г. Особенности социальной перцепции в условиях педагогического процесса. / Режим доступа: http://www.scienceforum.ru /2015/pdf/12938.pdf
  2. Образование: прошлое, настоящее, будущее: материалы V Mеждунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018). - Краснодар: Новация, 2018. - 72 с.
  3. Семенова Л.Э., Чевачина А.В. Образ идеального учителя в представлениях современных учеников // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 9-3. – С. 557-561.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".Кочеткова С.В. МБОУ-СОШ№168 зам. директора по ПРЗдоровье – не всё, но всё без зд...

Формирование здорового образа жизни у школьника

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное усл...

статья "Формирование здорового образа жизни у школьников на уроках биологии"

Сегодня состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа – один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, имеющих влияние на человечество, поэтому ...

"Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни младших школьников с ОВЗ"

Выступление на МО воспитателей "Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни младших школьников с ОВЗ"....

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ. Часть 2. Общая характеристика образа жизни и его влияния на здоровье и качество жизни.

В работе рассмотрены основные характеристики такого понятия как здоровый образ жизни. Образ жизни, это деятельность личности. Характер активности. Сфера активности. Вид активности....