Собаки - герои Великой Отечественной войны
классный час (6 класс)

Цырендоржиева Наталия Николаевна

В годы войны не только советский народ сражался за мир и свободу на своей земле, но и животные бок о бок переносили все тяготы военного времени. Этот классный час посвящен собакам - самым близким и верным друзьям человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobaka.docx24.55 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Собаки – герои Великой Отечественной войны»

Цель:   рассказать об особой значимости отношений животных и человека в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательная:

  • расширить знания детей о событиях  ВОВ;
  • рассказать о роли собак в годы войны.

Воспитательные:

  • способствовать развитию патриотических чувств ;
  • воспитывать гуманное отношение к собакам.

«Я мог спать мирно, как йоркшир или другой диванный пес,

Но лез под пули на войне и в вечность свою жизнь унес…»

Марина Абросимова

  1. Орг момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня я проведу для вас классный час. И я просто уверена, что мы с вами очень хорошо и плодотворно поработаем. Правда же?
  2. Приближается великая дата, 75 лет со Дня победы в Великой Отечественной войне. И, конечно, мы будем говорить о войне. Ребята, вы много знаете о войне, о великих полководцах, о героях войны, о великих битвах и сражениях. Но мы сегодня будем говорить не о них. Мы будем говорить о тех, кто верно и преданно служили на фронте, шли на передовую, спасали солдат, подрывали танки, доставляли важные сводки и донесения. Так о ком же я говорю? Конечно, о животных! Молодцы! Мы будем говорить сегодня о собаках. И тема классного часа «Собаки – герои Великой Отечественной войны». Ребята, а давайте вспомним некоторые породы собак. Я вам показываю фотографию, а вы попробуете угадать породу (презентация-викторина). Алабай

Бультерьер

Восточноевропейская овчарка

Далматин

Доберман

Западно-сибирская лайка

Московская сторожевая

Немецкая овчарка

Русская псовая борзая

Сенбернар

Сибирский хаски

Шотландский колли

Это была небольшая разминка.

Собаки служили в Советской Армии и геройски вели себя, отдавая свои жизни во имя Великой Победы. Многие люди, участники ВОВ награждены орденами и медалями, удостоены званий героев.

И кто такие «герои»? Чтобы найти ответ на вопрос «Кто такой герой», обратимся к словарю С.И. Ожегова: 

Герой – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Значение слова «Герой» по словарю В.И. Даля:

Герой - славный, отважный, отчаянно-смелый, решительный.

-А как вы, думаете?

- Ребята, подумайте, обсудите, какими качествами должен обладать герой. Напишите свои варианты на звездах.

А как же собаки, которые преданно служили своим хозяевам, можно ли их назвать героями? (ответы детей).

Во время ВОВ наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность. Они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям – в частности собакам.

  1. Просмотр видео
  2. Ребята, вы посмотрели видео, мы говорили о качествах героев. Как вы думаете, какие качества собак ценились на фронте? И какие собачьи профессии были на войне?

Они бок о бок боролись рядом с человеком, вывозили раненых, бросались под танки и взрывали вражеские поезда. Они голодали, мерзли и мокли в окопах вместе с солдатами и помогали им сохранять душевные силы и здравый рассудок в те страшные и кровавые дни испытаний. Несмотря на то, что их служба широко не афишировалась, они помогли спасти сотни тысяч человеческих жизней, пожертвовав собою, и приблизили Великую Победу. Они — самые преданные и верные друзья человека —  68.000 собак, можно сказать воевали в 168 отрядах на фронтах Великой Отечественной войны. Вспомним же сегодня подвиги собак на войне и скажем им,  героям, сражавшимся за свободу нашей Родины, СПАСИБО.

  1. На ваших столах лежат все необходимые материалы и предметы для вашей работы. Каждая группа сейчас прочитает свой текст о подвигах собак и сделает краткое сообщение для всех. А я ваш рассказ буду сопровождать презентацией. Вы должны будете выделить качественные характеристики ваших героев. Написать их на желтой звезде, оставив место в центре. Оно понадобится для следующего задания.

1 группа: собаки-саперы и диверсанты;

2 группа: санитары и ездовые;

3 группа: сторожевые и связисты;

4 группа: памятники собакам.

Самая страшная роль, безусловно, была уготована собакам-истребителям танков. За годы войны четвероногими бойцами было осуществлено около трехсот успешных подрывов боевых машин фашистов. Особо собаки-камикадзе отметились в боях под Сталинградом, Ленинградом, Брянском, на Курской дуге и при обороне Москвы. Подобные потери, равные двум танковым дивизиям, научили гитлеровцев бояться и уважать мохнатых противников. Известны случаи, когда танковая атака противника оканчивалась позорным бегством, как только в поле видимости фашистов появлялись обвешанные взрывчаткой псы. Быстрых, малозаметных собак было очень трудно остановить пулеметных огнем, попытки применить против них сети также потерпели неудачу. Животные мгновенно добирались до мертвых зон, подбегали к танку сзади или ныряли под движущиеся крепости, поражая одно из самых слабых мест – днище.
Лишь к концу 1943-го года немецкие танкисты научились вовремя убивать псов, внезапно возникавших перед ними. Сколько погибло собак, выполняющих подобные задания, доподлинно неизвестно. Осмелюсь предположить, что много больше чем три сотни. Изначально предполагалось оснащать псов специальным седлом с взрывчаткой. Находясь под днищем танка, собака должна была привести механизм сброса, параллельно активирующий взрыватель, и вернуться обратно. Однако использование подобных сложных сбросных мин показало их неэффективность в реальном бою, после чего от них отказались.

Собак приучали к заданию, ставя миску с едой возле трака-гусеницы заведенного танка. В бою псов с привязанными минами выпускали из окопов под небольшим углом к линии движения танков противника. Ну, а далее они сами инстинктивно бежали под гусеницы. Если собака не была убита по пути к цели и не выполнила задание, то возвращавшуюся к своему хозяину жучку пристреливал в целях безопасности наш снайпер, включенный только для этого в состав собачьего отряда. Вот так ради победы в войне человек с помощью обмана отправлял четвероногих друзей на верную гибель.

-Ребята, вы знали о подвигах собак на войне? Эпиграф к уроку. Как нельзя точно переданы мысли фронтовой собаки Мариной Абросимовой.

3.   Следующее задание будет творческое. Вам нужно сочинить короткий стих о собаке-герое. Написать надо его в центре звезды и приклеить на ватман.

4. Изготовление альбома. Соединить все листы.

V. Подведение итогов. Великая Отечественная война – часть истории страны, которую невозможно стереть. Время, когда отвага и мужество переплетались с дружбой и взаимопомощью. 1418 дней, после которых, человек взглянул на собаку по-другому. Вчерашний породистый подарок или безродная дворняга, стали тем, кто никогда не предаст и не бросит раненого товарища. Смелый, бесстрашный, но всегда с искренним добрым взглядом пёс.

Ребята, скажите, возвращаясь к началу урока, собаки – герои войны? Вы знали об этих героях? Что нового вы узнали? Изменилось ли ваше отношение к собакам? Где еще проявляют мужество и героизм в наше время собаки?

Конечно, мы говорили только о собаках, но на фронтах войны сражались и помогали людям и другие животные. Какие? (лошади, верблюды, голуби и др.) (жил в Ростове Витя Черевичкин, в школе он отлично успевал, после школы Витя как обычно голубей на волю выпускал…)

И хочется закончить наш классный час стихотворением, автор которого Сергей

Сколько сказано слов.

Может чья - нибудь муза устала

Говорить о войне

И тревожить солдатские сны…

Только кажется мне,

До обиды написано мало

О собаках - бойцах,

Защищавших нас в годы войны!

Стёрлись в памяти клички.

Не вспомнить теперь и мордашку.

Мы, пришедшие позже,

Не знаем совсем ничего.

Лишь седой ветеран

Ещё помнит собачью упряжку

В медсанбат дотащившую

С поля боя когда - то его!

Связки мин и гранат

Относили собаки под танки.

Защищая страну

И солдат от нависшей беды.

После боя бойцы

Хоронили собачьи останки.

Только нет там теперь

Ни холма, ни креста, ни звезды!

Батальон окружён,

Ни еды, ни снарядов, ни связи.

Свистопляска вокруг

И осколков и пуль круговерть.

С донесением псы

Пробирались и близили праздник.

Всем, даруя свободу,

А себе, зачастую, лишь смерть.

И собачья честь

Не замарана подлым предательством!

Жалким трусом из псов

Не отметил себя ни один!

Воевали они

Без присяги, но всё ж с обязательством

Вместе с Армией Красной

Уничтожить фашистский Берлин.

И когда в майский день

На могилы приходим святые.

И святое храня

Мы минуту молчанья стоим.

То пускай эта дань

И огонь, и цветы полевые

Будут памятью светлой

Будут скромной наградой и им!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Дети и подростки - герои Великой Отечественной войны.

Каждый год мы вспоминаем войну 1941-1945 гг., унесшую миллионы жизней. Каждый год мы благодарим тех, кто сражался за нашу страну. ...

Презентация к 75-летию Великой Отечественной войны: " Спортсмены- герои Великой Отечественной Войны".

Трудно перечислить имена всех советских спортсменов, участвовавших в Великой Отечественной войне. Их сотни и тысячи.•Честь и слава погибшим и тем, которые навсегда ушли вслед за своими фронтовыми...

Методическая разработка занятия "Собаки-герои Великой отечественной войны"

Данная разработка занятия, посвящена 75-летию Победы в Великой отечественной войне....

Герои Великой Отечественной войны-Герои Советского Союза.

В презентации представлена информация о Золотой Звезде  Героя СССР,  количестве награжденных ею в годы войны,в том числе женщин;  дается ряд героев СССР - Г.К. Жуков, Зоя Космодемьянска...

«Собаки – герои Великой Отечественной войны»

Об участии животных в Великой Отечественной Войне мы имеем представление в основном по таким фильмам, как «Четыре танкиста и собака», а были среди них и настоящие герои.Великая Отечественн...

Сценарий музыкального спектакля " Когда мы были на войне", посвященного героям Великой Отечественной войны.

В основе сюжета спектакля «Когда мы были на войне» стали  истории реальных  людей, которые жили и воевали в годы Великой Отечественной войны.Спектакль «Когда мы были на вой...