КЛАССНЫЙ ЧАС "НАШ ПОСЁЛОК В ГОДЫ ВОЙНЫ"
презентация к уроку

Шатова Светлана Анатольевна

Классный час, посвященный 75 годовщине Победы Советского народа, землякам, воевавшим и трудившимся в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война была всенародной. И победа над врагом тоже была победой всенародной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наш поселок в годы войны»

Шатова Светлана Анатольевна
учитель биологии, технологии

 МБОУ «Шпалозаводская СШ»
2020 год  п. Шпалозавод
Классный час, посвященный 75 годовщине Победы Советского народа, землякам, воевавшим и трудившимся в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война была всенародной. И победа над врагом тоже была победой всенародной.

К.К.Рокоссовский

Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота Российской Федерации с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи: ориентирование детей на познание истории нашей Родины,
судеб соотечественников, семейных родословных, развитие у детей и подростков верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений;
воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; привлечение учащихся к сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.
Форма проведения: час памяти.
Подготовительная работа: знакомство с выставкой произведений о Великой Отечественной войне, подбор и изучение материала, хранящегося в музейной комнате школы, знакомство с творческими работами учащихся школы, распределение задания каждому ученику
Оборудование: мультимедиа
Оформление:  рисунки учащихся, репродукции картин о ВОВ, фотографии тружеников тыла.
Предполагаемый результат: обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных чувств и ценностного отношения к своей малой и большой Родине; гуманистического отношения к окружающим, активной жизненной и гражданско-патриотической позиции; воспитание уважения к истории своего и других народов и ориентация в информационном пространстве.


Ход классного часа
Вступительное слово учителя:

«Если завтра война, если враг нападет, если темная сила нагрянет,

Как один человек, весь советский народ за свободную Родину встанет!»
                                                                                 В. Лебедев-Кумач

Великая сила — братство фронта и тыла.(Пословица)


Наша страна готовится отмечать  75- летие Победы в Великой Отечественной войне. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране. В борьбе с фашистскими захватчиками в годы  Второй мировой войны участвовали не только воинские соединения, но и все труженики тыла. На плечи людей в тылу легла сложнейшая задача снабжать войска всем необходимым. Армию нужно было кормить, одевать, обувать, непрерывно поставлять на фронт оружие, военную технику, боеприпасы, горючее и многое другое. Все это создавалось тружениками тыла. Работали они с утра до вечера, повседневно перенося лишения, но обеспечивали фронт всем необходимым. Правильно гласит народная мудрость: «Что боец фронтовой, что боец трудовой - все на линии передовой».

Каждый город и поселок, каждая деревня, находящиеся в тылу, внесли свою лепту в дело Победы. Сегодня мы хотим познакомить вас с тем, как жил и трудился наш поселок в годы войны, каков его вклад в дело Победы.

Звучит фонограмма просыпающейся деревни, затем заводского гудка, а после этого звучит сообщение о нападении фашистов на нашу страну.

Ведущий 1.  22 июня 1941 года в поселок, раскинувшийся на берегу Оби, пришла страшная весть о войне с фашистской Германией.  Эта жестокая война коснулась всех  шпалозаводчан: и тех, кто уходил на фронт, и тех, кто оставался в тылу. Тяжелая ноша легла на плечи тыловиков, которые самоотверженным трудом помогали фронту.

Ведущий 2.   Важное место в годы войны занимала лесная промышленность. Несмотря на отток мужчин в армию, темпы работ не снижались, а наращивались. Были взяты повышенные социалистические обязательства.  Нарымский шпалозавод выполнял план на 112-157%, план по лесозаготовкам постоянно выполнялся на 200%, по вывозке леса  - на 150%.   

       В течение всей войны у рабочих шпалозавода не было отпусков.   Работали по 12-14 часов в сутки. Тяжелый физический труд, когда все приходилось делать вручную. Из воспоминаний  Зинаиды Попоновны Мельнечук: «С 1939 года я работала на заводе уже постоянно: выкатывала лес на лошадях, возила отходы на быках на пристань, воду возила, дрова резала. В войну на балансировке пилила лес. Условия были тяжелые».  При этом за сутки напиливали 1200 штук шпал, которые были необходимы для восстановления разрушенных железнодорожных путей и строительства новых.

       Помимо основной продукции был налажен выпуск лож для автоматов, полуавтоматов, пулеметов. Выпускали и авиазаготовки.

          В 1942 году во время воскресника было выпущено 3770 штук шпал. Деньги, полученные за них, были переданы на формирование танковой колонны.

 

Ведущий 3.   По-прежнему предъявлялись высокие требования к качеству готовой продукции. Особенно во втором полугодии 1941года. Из приказа: «В нынешнем году предстоит большая работа: дать стране больше материалов хорошего качества, как военного, так и хозяйственного значения». Каждая бригада на сплаве или на заводе имела свой номер клейма, чтобы знать, кто выпускает брак. Следили за качеством всей выпускаемой продукции. Из воспоминаний: « Бракеры с линейкой ходили по бирже и обмеряли каждую шпалу, чтобы все соответствовали нормам».

Ведущий 4.    Очень строго, по законам военного времени, спрашивали с нарушителей трудовой дисциплины. Опоздавших на 5 минут на работу после гудка, за прогулы, за отказ ехать в другие сплавучастки или на плотбища, за издевательства над лошадьми привлекали к уголовной ответственности.

Но в то же время за хорошую работу и за перевыполнение плана, за рационализаторские предложения людей поощряли. Из приказа: «За усовершенствование шпалорезного станка и другие предложения премией в размере 200 рублей награждается механик Руденко Н.Ф. »

Ведущий 1.    Все жители недоедали. Рабочие, при условии выработки нормы, получали 500-600 граммов хлеба в сутки. Со столовой иногда привозили похлебку из вареной мерзлой капусты с турнепсом или жидкую манную кашу. Из воспоминаний Галины Емельяновны Баркаловой (Малащук): «В первый год войны было сильное наводнение. Вода стояла по окна, жили мы на крыше. Огороды были затоплены, урожая совсем не хватало. Наша мама ходила по деревням, меняла вещи на продукты и отдавала  все нам – детям, сама же опухала от голода. Летом выживали за счет трав: крапивы, лебеды, мокрицы, ели в основном турнепс, брюкву. Мясную и молочную продукцию сдавали государству, себе почти ничего не оставалось. Была установлена хлебная норма: детям 100г в день, отцу – 600г, маме – 400. Хлеб был черный со жмыхом и опилками».

Ведущий 2.   Одежда и обувь были плохонькие. Зимой в лютые морозы ноги примерзали к обмоткам, либо к подошвам  ботинок. Дома они отогревались со страшной болью в суставах. Счастливчиками были те, которые имели хоть какие-то валенки и телогрейки. Почти у всех женщин были малолетние дети, которые нередко оставались дома без присмотра, а материнское сердце разрывалось от беспокойства. Но, несмотря ни на что, женщины выстояли в это неимоверное время и вырастили своих детей.

Ведущий3.     Свою тяжелую вахту несли наши односельчане в годы войны, находясь в глубокой тайге, на валке леса. Древесину заготавливали на плотбищах Кандин Бор, Саголька, Юрма и в пос. Березовка и др. Валка леса длилась с ноября по март, без выезда домой, без выходных и праздников. Вся работа также велась вручную. Рабочий день начинался в пять часов утра и заканчивался порой в одиннадцать часов вечера. Норма хлеба 500-600 граммов, несмотря на тяжелый труд. И в лучшем случае немного крупы, запаренной кипятком.

           Из воспоминаний  Горн А.К.:  «Нужно было очистить дерево от снега, подрубить, свалить, обрубить сучья и распилить лучковой пилой. Обед часто состоял из одного хлеба, воду грели из снега».

          У многих односельчан трудовая биография в те годы началась в 13-14 лет. Подростки работали наравне со взрослыми, не было никаких поблажек на их детский возраст. Тот же рабочий день, та же норма хлеба, труд без выходных и отпусков. Вспоминает Клавдия Павловна Новосельцева, отвечая на вопрос: «Как вы отдыхали в детстве?» (Видеофрагмент)

 

Ведущий 4.   В годы войны применялись строжайшие меры по экономии электроэнергии и ресурсов. Строго боролись с хищениями.  В 1941 году было затяжное наводнение. Жители обязаны были весь материал, данный им для нужд во время наводнения, вернуть обратно. Из приказа: «… Все, кто взял вырезку, строевой горбыль под расписку, должны вернуть это обратно в 2х-дневный срок. А также выловленный во время наводнения лес вернуть на завод. Лица, у которых будут обнаружены данные материалы, будут привлечены к ответственности как за хищение государственной собственности». После ухода воды проводилась строгая зачистка аварийного леса. Не пропускалось ни одно бревно, чтобы не было потерь древесины «для обеспечения предприятий оборонной промышленности».

 Из воспоминаний Четверговой Федосьи Николаевны: «В военное время все щепочки подбирали для топки печей, ничего не пропадало, не валялось, а сейчас все окрестности завалены вывезенными от домов досками и бревнами. И при этом жалуемся на плохую жизнь».

Ведущий 1.   В военное время использовалось самообеспечение. В подсобном хозяйстве сажали овощи  на полях (за бывшей электростанцией - молферма), были огороды на острове за Обью, где работали временные рабочие и учащиеся. Летом 1942 года была построена животноводческая ферма для содержания коров. Держали лошадей для использования на производстве. Продукция подсобного хозяйства строго учитывалась, ее использовали для нужд яслей (открыты в мае 1943 года) и столовой, отправляли на фронт. Из воспоминаний Галины Емельяновны Баркаловой: «Все, что выращивали, шили, производили, отправлялось на фронт. Женщины вязали перчатки и рукавицы без одного пальца, носки, шапки. Нас, ребятишек, заставляли шить кисеты – мешочки для табака, в которых нуждались солдаты. Подбирали колоски после сбора урожая, отдавая каждое зернышко. Ни единого колоска нельзя было присвоить, шла строгая проверка».

  В целях быстрейшего производства заменителей жидкого горючего и смазочных масел были установлены два смолокуренных скипидарных завода (Рыбное, Песчановка). Работал еще с довоенных времен кирпичный завод. На нем трудились женщины, которые сидели дома с детьми и временно не были заняты на погрузке барж.  Вспоминала Горн А.К.: «Завод работал только летом. Глину брали здесь же, добавляли песок и эту массу месили в яме ногами, затем формовали, сушили и обжигали».

Ведущий 2.     До 1944 года торговоснабженческие организации для обеспечения питания рабочих, снабжения их продуктами первой необходимости, назывались Леспромторгами. В их ведомстве находились магазины, столовые, пекарни – в рабочих поселках; лавки, ларьки – на плотбищах. Контора местного Леспромторга находилась в Нарыме. Перед войной в Нарыме была создана рыболовецкая артель. Леспромторг также  обеспечивал продуктами рыбаков и занимался засолкой рыбы. Кроме рыбы солили мясо и овощи, т.к. в организации было свое подсобное хозяйство. В приемных пунктах принимали от населения заготовленные дикоросы: колбу, грибы, ягоды, боровую дичь. Часть заготовок шла на питание рабочим, а остальное – на фронт. На шпалозаводе выпускали клепку для изготовления бочек для засолки продуктов. В 1944 году Леспрмторги были ликвидированы и образованы ОРСы – отделы рабочего снабжения.

Продукты и другие товары доставляли в поселки и на плотбища зимой – обозами, летом – паузками. За лошадьми в подсобном хозяйстве был особый уход. Каждая лошадь была на счету, для каждой свое стойло, своя бирка. Строго следили за рационом лошадей. Выдавалось по 6 кг зерна в сутки и сено, которое заготавливали подсобные рабочие. За перерасход кормов наказывали по законам военного времени.

Ведущий 3.   В годы военного лихолетья не забывали о будущем, а будущее – в детях. Поэтому школа не закрывалась, работала.  Из воспоминаний Баркаловой Галины Емельяновны: «Осенью 1941 года я пошла в  школу, в которой всего было 4 класса, но очень много ребятишек – по 30 детей в классе. Учиться было тяжело из-за постоянных мыслей  о еде, о той заветной переменке, где каждый получит свой маленький кусочек хлеба. Самым ярким школьным событием стала елка в 4 классе. Вспоминая ее, до сих пор наворачиваются слезы. Организовала ее директор Галина Васильевна Осни цкая. Она сама приготовила детям костюмы и представление ». Из воспоминаний Новосельцевой Клавдии Павловны: «Зимой холодно, одежонка старенькая. Пока добежишь – окоченеешь. Зайдешь в школу – а там печки топятся. Тепло. Отогреешься. Учебников было мало, бумаги тоже, писали на старых газетах и на книгах. Писали перьями, чернил не хватало – разводили сажу с водой. За партой сидели по 3-4 ученика… Время было военное, голодное, и на больших переменах дежурные раздавали нам по кусочку хлеба. Всем хотелось корочку, чтоб не сразу съесть. На переменах в игры играли, песни пели. Тех, кто хорошо учился принимали в пионеры, собирались на пионерские огоньки у костра. Пионеры помогали взрослым, пожилым, вдовам».

Ведущий 4    Отдушиной от условий военной жизни жителей поселка, местом их общения и отдыха являлся клуб. Из воспоминаний Галины Емельяновны Баркаловой: «В те тяжкие времена людей спасала вера в победу, духовность, доброта. Силами сосланных украинцев был создан хор и театр, который получил звание Народного. Ставились яркие спектакли, декорации для которых создавались артистами. Люди шли на репетиции после тяжелого трудового дня, совсем уставшие, голодные, но с большим желанием». Спектакли исполнялись на украинском языке.  Руководителем драматического коллектива в годы  войны был Семен Харитонович Мищук.

Ведущий 1.       Координирующим звеном всей разносторонней жизни поселка, была партийная и комсомольская организации. Руководители партийной организации следили за решением задач хозяйственного и культурного развития поселка. Периодически проходили партийные собрания, на которых решались важные вопросы жизни поселка. Комсомольцы являлись зачинщиками многих дел, вожаками молодежи поселка. Они проводили политико-массовую и военно-оборонную работу среди населения, участвовали в художественной самодеятельности, организовывали спортивные состязания.

Ведущий 2.     В суровые военные годы люди все отдавали фронту: силы, время, жизни… Трудно было, но верили: «Победа придет!». Приблизить Победу на полях сражений помогали и наши односельчане. Многим из них не суждено было вернуться домой. С полей войны не вернулись 164 шпалозаводчанина, из 235 ушедших на фронт.

Почтим память всех, кого уже нет с нами, минутой молчания (слайд фото свеча)…

Ведущий 3.   Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории, литературы. В нашем поселке уже нет в живых ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Почти не осталось и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим людям, к их прошлому и настоящему.  Нам есть чему у них поучиться
  Память о тех, кто ковал Победу в этой войне на полях сражений и в тылу, бережно хранится в музейной комнате нашей школы и передается нам -  их праправнукам.
                     

Ведущий 4.    

                  В Сибири не было войны,  

В её селеньях враг не рыскал.

Но сколько все же белизны

В её кудрях от обелисков.

Фашист кровавых рук не мыл

В её воде, но в зорях звонких

Казался красным ржавый ил,

Когда вёз катер похоронки.

Берез сибирских белизны

Не рвали пули и снаряды.

Со звоном падали они –

Из них готовили приклады.

Не знали женщины штыков,

Им рыть траншей не приходилось

Валили лес за мужиков

И сами в снег без сил валились.

В Сибири не было войны,
Но бесконечны павших списки.
В Сибири не было войны,
Но в каждом парке обелиски.


Сибирь, кормившая страну,
Ждала нас, мучась и печалясь.
Из ста ушедших на войну
Всего лишь трое возвращались.


В Сибири не было войны,
Но ширилась Сибирь полками,
И лучших воинов страны
С тех пор зовут сибиряками!

                        И. Краснов

Учитель.        

«Мы говорим: зачем поминать? Зачем поминать старое? Теперь уж этого нет больше... Зачем это вспоминать? Зачем раздражать народ?.. Прошло? Изменило форму, но не прошло... Если мы поглядим на прошедшее, нам откроется и наше настоящее». (Лев Толстой)

Мы все должны помнить, что мы в вечном долгу перед нашими дедами и прадедами, бабушками и прабабушками, потому что за нашу жизнь и мирное небо они заплатили своими страданиями и лишениями. Помните о том, что у народа забывшего свое прошлое нет будущего.

«Народ умирает, когда становится населением.
А населением он становится тогда,
когда забывает свою историю»
Ф. Абрамов

Поэтому помните свою историю, чтобы строить  будущее своей страны.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме"Наша школа в годы войны"

Содержится материал из школьного музея...

классный час "Белореченск в годы войны"

В работе рассказывается о жизни Белореченцев во время Великой Отечественной войны...

Классный час " Наш посёлок в годы Великой Отечественной войны"

Классный час в школьном музее  проводят учащиеся третьего класса во главе с учителем, рассказывая об истории экспонатов, о жизни земляков в годы ВОВ. В разработке раскрывается одна из самых...

классный час: "Кубань в года войны"

путешествие по страницам истории нашей страны и родного края...

классный час: "Кубань в года войны"

ЦЕЛИ: 1. Изучение исторического прошлого России и родного края. 2. Воспитание патриотических качеств личности. ...

Классный час Эти страшные годы войны

Классный час" Эти страшные годы войны" - классный час посвящен освобождению родного города, подвиггам советского народа....