Круглый стол "Если хочешь быть здоров..."
методическая разработка (9 класс)
Круглый стол для обучающихся 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_dlya_uchashchihsya_8.docx | 16.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Если хочешь быть здоров…»
Цель мероприятия:
- познакомить ребят с определениями здоровья, используя разные источники, словари, документы и т.д.
- выявить отношение подростков к проблеме здоровья;
Ведущий открывает заседание:
- Ребята, в заголовок нашего «круглого стола» мы вынесли вопрос: «А что такое здоровье?». На первый взгляд этот вопрос покажется странным. Ну кто же не знает, что такое здоровье. Здоровье – это… Давайте продолжим эту фразу (ребята предлагают свои определения и понятия. Определения не чёткие, расплывчатые).
- Мы видим, что возникла проблема – как же всё-таки его определить?
- Хорошее самочувствие? – Да.
- Привлекательная внешность? – Да.
- Красивая фигура? – Да.
- Безусловно, это и способность развиваться, самосовершенствоваться, это высокая работоспособность.
- Как вы считаете, кто более здоров – инвалид, потерявший способность передвигаться, но живущий интересной и насыщенной жизнью, сумевший реализоваться в какой-то профессиональной деятельности, любящий и любимый в семье, или человек с руками и ногами, но скучно и безрадостно бредущий по жизни? (ребята обсуждают сказанное и объясняют выбор своего мнения).
- «У всякого времени свои эталоны». С этим утверждением трудно не согласиться. Оно относится и к понятию «эталона здоровья». Каждая эпоха порождает свои представления о здоровье, о его роли в жизни человека.
(Здесь можно предложить ребятам самим найти высказывания о здоровье в разные времена или подготовить 1-2 учеников).
- Например, в античные времена человек рассматривал заботу о собственном физическом здоровье и развитии как одно из условий духовного совершенствования.
- Суть средневековых представлений о здоровье отражена в Салернском кодексе здоровья:
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: весёлый характер, покой и умеренность в пище.
- В документах, которые относятся к 18 веку, прочитаем: всё, разрушающее равновесие, производит неприятное и болезненное ощущение. Высшая степень беспорядочного удовольствия всегда превращается в скорбь.
- в словаре Ожегова С. – отсутствие недуга, болезни, «нормальное состояние правильно функционирующего, неповреждённого организма» (словарь С. Ожегова с. 212). Отсутствие тех или иных нарушений в организме («когда ничего не болит»);
- в Толковом словаре русского языка здоровье – «…правильная, нормальная деятельность организма» (Толковый словарь русского языка с 605).
Нормоцентрический подход сегодня весьма распространён. «Ничего не болит, температура нормальная – значит здоров»,- именно так считают многие из нас.
- Но здоровье – это сложный, многомерный феномен, который отражает различные аспекты человеческого бытия, его взаимосвязи и взаимодействия с окружающим миром. Не стоит сущность здоровья сводить лишь к набору среднестатистических норм и параметров.
- Вторая группа определений отражает сложную и комплексную сущность здоровья и носитадаптационный характер. Самое популярное из них – определение Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия». В этом случае здоров не тот, у кого ничего не болит, а тот, кто может эффективно выстраивать свои отношения и связи с окружающими, ставить и достигать цели, социально успешен.
- Сегодня всё чаще концепции здоровья включают в себя и сферу творческого, духовного развития личности. В этом случае подлинно здоровый человек тот, кто не просто « благополучен», но и стремится к раскрытию, усовершенствованию и преумножению своих собственных способностей, к расширению связей с окружающим миром. Именно такая антропоцентрическая модель наполняет заботу о собственном здоровье глубоким смыслом, позволяет человеку рассматривать её не как деятельность, «замкнутую на себя», а направляет её на расширение сфер возможностей и способностей человека. Именно эта модель меняет содержание мотивов здоровьесберегающей деятельности, её прагматический характер (я забочусь о здоровье, чтобы ничего не болело, чтобы добиться успеха, благополучия и т.д.) постепенно замещается альтруистическим (заботясь о своём собственном здоровье, я совершенствую себя и мир вокруг).
- Какой итог мы подведём всему сказанному?
- Развитие ценностного отношения к здоровью относится к группе приоритетных социокультурных задач для современного общества. Эта задача важна для всех групп общества, но особую значимость она приобретает для подрастающего поколения.
Ведущий:
- Расставьте 10 социокультурных факторов в порядке их значимости:
Карьера
Семейное благополучие
Здоровье
Материальный достаток
Образование
Любимая работа
Свобода
Независимость
Наличие близких друзей
Интересное общение
- Оказалось, что здоровье входит в круг социальных приоритетов и подростков, и взрослых. У большинства подростков (96 %) оно занимает второе место, а у педагогов – первое (100%). Получается, что подростки прекрасно осознают, что «быть здоровым – это здорово», и тут их позиция полностью совпадает с позицией взрослых.
- Но мы уже сказали, что понятие здоровье может быть охарактеризовано с разных позиций, поэтому нам важно было узнать, какой смысл вкладывают опрашиваемые в это понятие. Им было предложено выбрать в списке определений здоровья три, наиболее важных для них. Сами определения разделили на три группы:
1 группа характеризует здоровье как состояние физического и психического благополучия человека (хорошее самочувствие, привлекательная внешность, хорошая фигура, отсутствие болезни, хорошее настроение, способность противостоять стрессам);
2 группа определяет здоровье как составляющую социального благополучия (возможность обеспечить себя и своих близких, возможность иметь хорошую семью и здоровых детей, возможность сделать карьеру);
3 группа – это определения, описывающие здоровье как условие личного роста и самореализации (возможность реализовать свои способности и идеи, возможность быть полезным, нужным другим людям, возможность многому научиться).
Большинство опрошенных говорят о том, что здоровье зависит от самого человека, но при этом указывают на «независимые» факторы, которые человек не в состоянии изменить (государственная политика, экология, наследственность). Получается, что формально признаём связь здоровья и поведения человека, а фактически снимаем с себя ответственность за своё здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Если хочешь быть здоров..."
Данную игру можно использовать на уроках технологии при прохождении раздела "Кулинария".Играть могут от двух учениц и более. Нужны кубик ,фишки и ...как в старые добрые времена игра захватывает всех у...
Если хочешь быть здоров, или Что делать, если простудился
Простые советы, которые помогут справиться с простудой....
«Если хочешь быть здоров»
Беседа для начальной коррекционной школы....
Телемост "Если хочешь быть здоров..."
7 апреля – Всемирный день здоровья. К этой дате во всех школах запланированы мероприятия. Как интересно и в необычной форме провести классный час? Я выбрала форму: телемост. Этому мероприятию пр...
Если хочешь быть здоров...
Обеспечение обучающихся воспитанников необходимой информацией, позволяющей сохранять и укреплять здоровье, формирование гигиенических знаний, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходи...
«Если хочешь быть здоров…»
Изменилось общество, изменился и его запрос на его образование подрастающего поколения. Стране нужны активные деятели, творцы которые смогут сами нести ответственность за свою жизнь. Этим обус...
Сценарий спортивного праздника "Если хочешь быть здоров"
К всемирному дню здоровья....