«Профилактика суицидального поведения подростков. Как не потерять контакт?»
методическая разработка (7 класс)
Методическая разработка родительского собрания в 7 классе с элементами тренинга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_roditelskogo_sobraniya_s_elementami_treninga.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
родительского собрания в 7 классе с элементами тренинга
«Профилактика суицидального поведения подростков.
Как не потерять контакт?»
Цель: познакомить родителей с проблемой суицида в подростковой среде, оказать профилактическую помощь родителям.
Задачи:
- расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида;
- предоставить возможность родителям задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком;
- формировать представления о разных способах выражения любви к ребёнку;
- воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам;
- предложить рекомендации родителям по профилактике подросткового суицида.
Целевая аудитория – родители обучающихся 7, 8 класса.
Продолжительность собрания – 1 час 10 мин.
Ход родительского собрания
письмо отца
https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=X83IDXZp6D8&feature=emb_title подари мне минуту
Ведущий (психолог, классный руководитель): Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше собрание будет посвящено безопасности жизни детей, нам предстоит обсудить проблему суицидов в подростковый период. На мой взгляд, эта тема очень актуальна в данный момент в связи с недавними событиями, произошедшими в нашем городе, а также в связи с тем, что ваши дети достигли подросткового возраста, для которого свойственны различные типы суицидального поведения.
Когда нам, взрослым людям, становится по-настоящему страшно? Чаще всего тогда, когда мы соприкасаемся со смертью человека. Особенно страшно, когда гибнут дети, добровольно расставаясь с жизнью. За последние годы суицид подростков возрос на 60%. Практика показывает, что покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей.
Привести к суициду могут экономические проблемы в семье, безнадёжность, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.
Тяжёлые переживания, связанные с поиском и признанием себя как личности и индивидуальности, могут перейти в состояние депрессии, которая может привести к возникновению суицидальных намерений. Хотя, обратите внимание, что депрессивная модель мира подростка часто формируется на основе семейных ценностей. Для ребенка любого возраста определяющую роль играет ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри семьи.
Суицидальное поведение - это ответ на глубинные переживания, а они связаны с тем, что по-настоящему актуально. Чем младше ребенок, тем в большей степени он внедрен в жизнь семьи, тем больше своим суицидом он «дебатирует» именно с семьей. Порой мы не обращаем внимания на какие-то изменения в поведении ребенка, списывая все на переходный возраст, но за эту невнимательность приходится платить слишком высокую цену. Сейчас я предлагаю посмотреть короткометражный фильм «Письмо отца».
Видео можно скачать по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=Wq-USYjI1Es&feature=emb_title
Вопросы для обсуждения:
В чем причина суицида подростка?
Чем могли помочь ему родители?
Бывают ли ситуации непонимания в ваших отношениях с ребенком?
От чего возникает непонимание между родителями и детьми?
- выслушать варианты ответов родителей
Итак, один из возможных вариантов – недостаточная информированность о ребенке и его окружении. Насколько хорошо вы знаете своих детей? Сейчас проверим. Предлагаю выполнить упражнение «Я знаю 5 имен».
Вы должны записать:
а) 5 имен друзей сына (дочери);
б) 5 любимых занятий сына (дочери);
в) 5 нелюбимых занятий сына (дочери);
г) 5 поездок, вызвавших наибольший интерес у вашего ребенка.
Обсуждение результатов:
- все смогли ответить на вопросы?
- как знание своего ребенка и его окружения может способствовать профилактике суицидального поведения?
Итак, в чем же основные причины подросткового суицида? Это может быть подростковая депрессия. Данное состояние может проявляться в виде следующих симптомов: потеря интереса к жизни и способности получать удовольствие, изменение аппетита и веса, потеря энергии, изменение продолжительности сна, активности, мысли о смерти, суицидальные намерения или попытки, снижение успеваемости или изменение отношения к школе, соматические жалобы, агрессивность.
Также причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаемая печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть её за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением ПАВ, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю.
Многим, склонным к самоубийству подросткам свойственны высокая внушаемость и стремление к подражанию. Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков.
Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Эти дети должны наблюдаться у специалиста - психиатра. Нередко совершаются попытки суицида без тяжелых медицинских последствий. Подростки и не скрывают, что не собирались умирать, а хотели отвлечь родителей, или, наоборот, привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные намерения. Но к несчастью, такие демонстрации нередко бывают переигранными.
С развитием информационных технологий появились и другие причины самоубийств у подростков – это так называемые «группы смерти», которые работают через социальные сети. А знаете ли вы, что делает ваш ребенок на своей страничке Вконтакте? С кем он общается? Скорее всего, он не допускает вас в свой виртуальный мир, объясняя это тем, что у него должно быть личное пространство. Но разве вы не контролируете, с кем он выходит гулять вечером или в выходной день? Контролируете! А общение «на улице» и общение «в сети» разве сильно отличаются друг от друга? Нет. При чем, в сети наши дети порой позволяют себе такое поведение, которое они никогда не продемонстрируют в школе или дома, потому что в Интернете они скрываются за Никами и фейковыми страницами. Именно поэтому, я считаю, контроль за виртуальной жизнью подростка должен быть особенно пристальный. Сейчас я предлагаю вашему вниманию фильм с участием кризисного психолога из Москвы Михаила Хасминского, который активно занимается профилактикой суицидального поведения не только подростков, но и взрослых.
Видео можно скачать по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=27&v=qIllsaPx07M&feature=emb_title
Вопросы для обсуждения:
Что нового вы узнали из видеоролика?
Какие методы предотвращения суицида вам показались наиболее эффективными?
Мы обсудили с вами несколько методов профилактики, но одним из основных, на мой взгляд, является любовь и внимание к своему ребенку. А как часть вы говорите друг другу ласковые слова? Умеете ли не только контролировать, ругать и наказывать, но и хвалить своих детей? Для того, чтобы проверить это предлагаю выполнить два упражнения «Клубочек» и «Похвастайся соседом».
Упражнение «Клубочек»
Цель: Направлено на рефлексию родительских чувств по отношению к ребенку.
Порядок выполнения: Участникам предлагается произнести имя, ласковые слова, которыми называют ребенка в семье, при этом перекатывая клубочек друг другу. Упражнение повторяется 2-3 раза. Актуализация чувств.
Упражнение «Похвастайся соседом»
Цель: развитие навыков общения, внимания, наблюдательности, умения выражать словами симпатию к другому человеку.
Порядок выполнения: Всем очень нравится, когда о нем говорят приятное. Сегодня мы поиграем в хвастунов. Только хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа. Посмотрите на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего? Что он умеет, какие хорошие поступки он совершал? Чем он может понравиться?». Далее ведущий может дать образец подобного «хвастовства».
Давайте теперь рассмотрим особенности подросткового суицида:
- суициду могут предшествовать непродолжительные конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе). Конфликт воспринимается подростком как крайне травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
- или наоборот, суицидальный поступок воспринимается подростком в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.;
- суицидальное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
- суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нём нет продуманности, взвешенности;
- средства самоубийства выбираются неумело (прыжок с балкона второго этажа, малотоксичные вещества, тонкая веревка и т.п.);
- у подростков не сформировано понимание смерти. В их понимании смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад.
Хочу обратить ваше внимание на следующий момент: если человек серьёзно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Поведенческие признаки:
1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:
– в еде - есть слишком мало или слишком много;
– во сне - спать слишком мало или слишком много;
– во внешнем виде - стать неряшливым;
– в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
– замкнуться от семьи и друзей;
– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру.
3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Словесные признаки:
Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своём душевном состоянии. Он или она могут:
1.Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить».
2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».
3. Много шутить на тему самоубийства.
4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Ситуационные признаки
Человек может решиться на самоубийство, если:
1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);
3. Ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального.
4. Предпринимал раньше попытки суицида.
5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если вы обратили внимание на то, что человек проговаривает, или во внешнем виде проявляет те признаки, о которых говорилось выше, нужно обязательно побеседовать с ним, скорее всего у него есть проблемы, разрешить которые он не в состоянии. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
Сейчас вы получите Памятку для родителей (приложение 1) с конкретными рекомендациями по профилактике суицидального поведения подростков, содержание Памятки можно изучить дома.
Продолжу наш разговор словами Василия Александровича Сухомлинского: «Люди - это самое интересное и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо учиться делать шаг им навстречу, предавая контакту все новые формы и оттенки». А какими же должны быть идеальные родители и дети? Давайте выполним еще два упражнения.
Упражнение «Родители, какие они?»
Цель: Направлено на рефлексию личностных качеств родителя.
Порядок выполнения: Каждый берет лист бумаги и в течение 2-х минут пишет определение к фразе: «Родители, какие они...» По окончании работы тексты зачитываются и участники составляют портрет родителя (часто идеализированный и многогранный) Обмен мнениями.
Упражнение «Ребенок, какой он?»
Цель: Направлено на рефлексию восприятия личностных особенностей
ребенка.
Порядок выполнения: Выполняется аналогично предыдущему (обычно для родителя его ребенок уникален и неповторим). Обмен мнениями.
Итак, давайте подведем итог нашей встрече.
Рефлексия: методика «Неоконченные предложения».
Необходимые материалы: ручки, бумага.
Ведущий: Закончите предложения:
«Вначале мероприятия я чувствовал (а)….»,
«Сейчас я чувствую……»,
«Я уверен (на), что ….»,
«Я понимаю, что…»
«Теперь я знаю…»
«Информация, полученная в ходе мероприятия мне…..»
«Думаю, что…».
В завершение нашей беседы предлагаю посмотреть еще один короткий видеоролик «Подарите мне минуту»
Видео можно скачать по ссылке:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=X83IDXZp6D8&feature=emb_title
Семья и школа – два социальных института, имеющих значительное влияние на детей. Наше воздействие будет тем эффективнее, чем полнее и глубже мы будем использовать свои возможности.
Спасибо всем за внимание! А сейчас, давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. Мы заслужили их. Всего вам доброго! Спасибо всем за участие, общение, взаимодействие. Всего вам доброго!
Литература
- Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. «Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте». – М., 1980г.
- Вроно Е.М. «За гранью отчаяния». «Школьный психолог» № 17, 2000г. Издательский дом «Первое сентября».
- Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» № 22 (ноябрь, 2009г, стр. 37), «Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах детей и подростков».
- Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог» № 24 (декабрь, 2009г, стр. 38), «Взаимодействие семьи и школы по профилактике и преодолению кризисных состояний у детей и подростков».
- Павлова И.М. «Психопрофилактика и психокоррекция суицидального поведения учащихся юношеского возраста: методическое пособие». – М., 2005г.
- Чепмэн Гэри «Пять путей к сердцу подростка». СПб., 2002.
- Чепмэн Гэри «Пять языков любви». М., 2003.
Приложение № 1
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
по профилактике суицидального поведения подростков
- Родителям важно беседовать со своими детьми, интересоваться не только отметками в школе.
- Необходимо создать благоприятный климат общения в семье.
- Взрослому важно помнить, что проектировать надо будущее ребёнка вместе с ним, а не своё собственное будущее.
- Учите ребёнка решать проблемы, а не избегать их.
- Учите ребёнка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков; формируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…».
- Прививайте навыки общения ребёнку.
- Воспитывайте у ребёнка привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
- Чаще объединяйтесь с ребёнком в каком-то деле, пусть и незначительном. Для ребёнка важна солидарность, сопричастность с взрослым.
- Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся
сохранения физического и психического здоровья ребёнка.
- Не запаздывайте с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии.
- Не иронизируйте над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, надо помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
- Не раздражайте подростка постоянными нотациями, указаниями, нравоучениями, они раздражают и обижают детей.
- Обсудите с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряжённой с риском для жизни; запишите соответствующие номера телефонов.
- Доведите до сведения ребёнка информацию о возможностях детского телефона доверия.
- Превентивная мера суицида – любовь. Приязнь. Подросток должен знать: пусть все осудят, весь мир, но я домой прихожу, и меня любят.
Это даёт желание жить.
- Помните, что каждый ребёнок - особенный. У каждого ребёнка есть определённые способности. Помогите ему поверить в себя, найти то, что у него получается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация для педагогического совета "Профилактика суицидального поведения подростков"
Сопровождать ребёнка в учебном процессе- это значит своевременно заметить проблемы, трудности, и показать наиболее позитивный выход из сложной, невыносимой ситуации....
Памятка для педагогов и родителей. Профилактика суицидального поведения подростков.
Материал включает в себя понятийный апарат по суицидальномцу поведению и методические рекомендации педагогам и родителям по профилактике отклоняющегося поведения....
Профилактика суицидального поведения подростков
ПАМЯТКА родителям подростков...
Программа профилактики суицидального поведения подростков.
Основываясь на своем профессиональном опыте, проработав с подростками, наблюдая за работой коллег, целесообразным считаю основываться в превентивной профилактической деятельности по авитальному поведе...
Методические рекомендации кураторам по профилактике суицидального поведения подростков
Данная работа является буклетом и содержит информацию о стадиях суицидального поведения, признаках и причинах....
Психолого-педагогический семинар "Профилактика суицидального поведения подростков"
В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суи...
Профилактика суицидального поведения подростков через тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам"
Тренинговое занятие "Мир, который создаю я сам" направлено на профилактику суицидального поведения подростков. Цель занятия: содействие социальной адаптации подростков через осознание отве...