Информационная культура и использование ИКТ в работе классного руководителя
материал
Выступление на МО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_kultura_klassnogo_rukovoditelya.docx | 28.57 КБ |
informatsionnaya_kultura.pptx | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Информационная культура и использование ИКТ в работе классного руководителя
ИСТИННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОЗНАЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИДЕИ, НО И ЗНАНИЕ, КОГДА ЭТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ»
СЕЙМУР ПАЙПЕРТ
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, увеличения различного рода информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Выпускник современной школы должен:
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования.
Сегодня быть хорошим высококвалифицированным педагогом нельзя без изучения информационных технологий.
Информационная культура —
это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Аспекты понятия информационная культура: информологический и культурологический.
В рамках информологического подхода
под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
При использовании культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Аспекты проявления информационной культуры:
- в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
- в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
- в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
- во владении основами аналитической переработки информации;
- в умении работать с различной информацией;в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Факторы развития информационной культуры –
- система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
- информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
- развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Для активной и плодотворной жизни в информационном обществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре привлекая персональный компьютер
и изучая современные информационные технологии.
Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитания вводятся информационно-коммуникационные технологии. Каждое из направлений воспитательной работы предполагает определённый ракурс применения ИКТ. Стремление применять ИКТ не только в учебной, но и в воспитательной работе продиктовано социальными, педагогическими и технологическими причинами. Во-первых, сформирован заказ на включение такой деятельности в систему образования; во-вторых, педагогические причины обусловлены необходимостью поиска средств повышения эффективности образования; в-третьих, ИКТ позволяет усилить мотивацию учения и вовлечь учащихся в активную деятельность
Цель деятельности классного руководителя- это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ ИКТ В РАБОТУ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:
- формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества;
- - формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;
- - развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;
- - развитие познавательной и творческой активности учащихся;
- - формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности;
- - повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
- - организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей;
- - внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;
- - развитие способности свободного культурного общения;
- - всестороннее развитие личности ребенка;
- - организация содержательного досуга детей и молодежи.
Информационная деятельность педагога
- уметь применять компьютер и периферийные устройства;
- уметь применять прикладные ПО и графический интерфейс на уровне пользователя;
- уметь применять коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя;
- иметь представления о правовых и этических нормах работы с информацией;
- уметь применять санитарные нормы и правила при работе на компьютере;
- уметь использовать презентационное оборудование и средства;
- уметь работать с различными видами информации на уровне пользователя.
Формы использования ИКТ в работе классного руководителя.
- 1. Создание копилки презентаций, изготовленных для классных часов, общешкольных мероприятий.
- 2. Использование готовых образовательных ресурсов, мультимедийных энциклопедий.
- 3. Использование сети Интернет.
- 4. Определение уровня воспитанности каждого ученика, целого класса.
- 5. создание грамот, дипломов и т.д., создание информационных данных для родителей (памятки, уведомления, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.);
6. План воспитательной работы
Социальный паспорт класса;
Успеваемость по четвертям и за год
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ
- Оформление классного уголка
- Видео отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.), которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия;
- При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с учащимися можно использовать и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.
- Также использовала игровые технологии при проведении классных часов и при проведении праздников ( праздники к 8 Марта и Дню матери совместно с родителями)
- Объединяла технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Учитель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Хорошей технологией для проведения классных часов и родительских собраний я считаю технологию развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учится ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при изучении таких тем, как: "Вредные привычки», «Компьютер: за и против»…
Ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме.
Применение ИКТ – это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных классным руководителем целей.
К тому же, учащиеся сами включаются в поиск информации.
В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.
Использование ИКТ дало толчок к самосовершенствованию учителя. Если ранее при подготовке классных часов, родительских собраний и внеклассных мероприятий я в основном использовала печатные материалы , то сегодня я имею возможность использовать электронные энциклопедии, Internet-ресурсы. Сегодня мы способны свободно, уместно использовать современные технологии в своей профессиональной деятельности. Поиск и подготовка информации к беседам, тренингам, круглым столам стали намного проще с помощью ИКТ.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
- повышение уровня мотивации учения;
- создание условий для реализации творческого потенциала ученика;
- воспитание компьютерной культуры;
- психологическая подготовка детей к «информационному» веку.
Планировать деятельность по формированию компетентностей имея эффективный инструмент диагностирования.
Более широко применять программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft Publisher.
Принимать участие в создании не только школьного сайта, сайта учителя.
ПРОДВИЖЕНИЕ ПО ВЫБРАННОМУ ПУТИ – ДЕЛО МНОГОТРУДНОЕ И НЕ СКОРО ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ.
ОДНАКО ЭТО ПУТЬ ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« ИСТИННАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ОЗНАЧАЕТ НЕ ТОЛЬКО УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОМПЬЮТЕР И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИДЕИ, НО И ЗНАНИЕ, КОГДА ЭТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ » СЕЙМУР ПАЙПЕРТ
Информационная культура Информационная культура — это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Аспекты понятия «информационная культура» Информологический Культурологический
В рамках информологического подхода В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. под информационной культурой,
При использовании культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
Аспекты проявления информационной культуры в конкретных навыках по использованию технических устройс в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; тв , от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во вл в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией;в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности налитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Факторы развития информационной культуры система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п. пользовать информацию ; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.
Для активной и плодотворной жизни в информационном обществе необходимо начинать п Для активной и плодотворной жизни в информационном обществе необходимо начинать приобщаться к информационной культуре, привлекая персональный компьютер и изучая современные информационные технологии. к и изучая современные информационные технологии.
Цель деятельности классного руководителя- это создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся, его успешной самореализации в обществе.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВНЕДРЕНИЯ ИКТ В РАБОТУ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества, подготовка членов информационного общества; - формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества; - развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий; - развитие познавательной и творческой активности учащихся; - формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности; - повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности; - организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей; - внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу; - развитие способности свободного культурного общения; - всестороннее развитие личности ребенка; - организация содержательного досуга детей и молодежи.
Информационная деятельность педагога уметь применять компьютер и периферийные устройства; уметь применять прикладные ПО и графический интерфейс на уровне пользователя; уметь применять коммуникационные средства (электронная почта, Интернет) на уровне пользователя; иметь представления о правовых и этических нормах работы с информацией; уметь применять санитарные нормы и правила при работе на компьютере; уметь использовать презентационное оборудование и средства; уметь работать с различными видами информации на уровне пользователя.
Формы использования ИКТ в работе классного руководителя. 1 . Создание копилки презентаций, изготовленных для классных часов, общешкольных мероприятий . 2 . Использование готовых образовательных ресурсов, мультимедийных энциклопедий.
3 . Использование сети Интернет . 4 . Определение уровня воспитанности каждого ученика, целого класса.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕНИКАМИ Видео отчеты в виде презентации о праздниках, походах, поездках, экскурсиях.
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Подготовка и использование презентаций при организации внеклассных мероприятий (соревнования, классные часы, диспуты и т.п.), которые позволяют красочно и наглядно представить любой материал, а также позволяют экономить время проведения мероприятия; При подготовке и проведении внеклассных мероприятий, оформлении классного уголка, вместе с учащимися можно использовать и другие прикладные программы, такие как проигрыватель Windows Media, графический редактор Adobe Photoshop, которые делают внеклассную работу яркой и запоминающейся.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ для коммуникаций; для проведения родительских собраний.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ: повышение уровня мотивации учения; создание условий для реализации творческого потенциала ученика; воспитание компьютерной культуры; психологическая подготовка детей к «информационному» веку.
Планировать деятельность по формированию компетентностей имея эффективный инструмент диагностирования . Более широко применять программы Microsoft Word , Microsoft Excel , Microsoft Access , Microsoft Publisher . Принимать участие в создании не только школьного сайта, сайта учителя.
ПРОДВИЖЕНИЕ ПО ВЫБРАННОМУ ПУТИ – ДЕЛО МНОГОТРУДНОЕ И НЕ СКОРО ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЕ. ОДНАКО ЭТО ПУТЬ ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ в работе классного руководителя сельской местности»
«Использование ИКТ в работе классного руководителя сельской местности» - новые формы работы, методические рекомендации в работе классного руководителя сельской местности. ...
"Использование информационно-коммуникационных технологий в работе классного руководителя"
Методические рекомендации....
Использование ИКТ в работе классного руководителя
Использование ИКТ в работе классного руководителя...
Использование ИКТ в работе классного руководителя
Использование ИКТ в работе классного руководителя...
Использование ИКТ в работе классного руководителя
Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания....
Целесообразность использования ИКТ в работе классного руководителя
«...очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей - вся переподготовка должна быть ориентирована на использование ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Данная презентация предназначена для использования в работе классных руководителей, имеются полезные ссылки на интернет ррсурсы....