презентация "Уход из дома"
презентация к уроку (9 класс)
Материал данной презентации может быть использован при проведении родительского собрания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uhod_iz_doma.ppt | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиация (от лат. Deviatio – уклонение) – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Девиантное поведение – поведение отклоняющееся от нормы
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих действий, поступков, видов деятельности, распространенным в обществе или группах, нормам, правилам поведения, идеям, установкам, ценностям.
Социально-психологические особенности детей с девиантным поведением, склонных к самовольным уходам Замедленный темп психического развития; отсутствие ценностей, принятых в обществе; они убеждены в своей ненужности, невозможности добиться в жизни чего-то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия; проекция на себя неудачной жизни собственных родителей; эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия; среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте – счастливая семейная жизнь, на втором – материальное благополучие, на третьем – здоровье;
повышенный уровень тревожности и агрессивности; стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям; искажение направленности интересов – свободное время препровождение в подъезде, на улице – только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания p иска и т.д.).
Классификация побегов детей и подростков Под бегством понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или какого-либо учреждения.
Типы побегов у детей: Эмансипационные Импульсивные Демонстративные Дромоманические
Эмансипационные побеги Это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений и отдаться «свободной», «веселой», «легкой» жизни. Данные побеги начинаются в основном в возрасте 12-15 лет. В 85% данным побегам предшествуют прогулы занятий, в 75% они сочетаются с делинквентностью, в 32% – с алкоголизацией во время побега. Эмансипационный тип побегов наиболее свойственен детям с психопатиями и акцентуациями характера.
Импульсивные побеги Составляют 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, «расправ» со стороны родных или товарищей по интернату, детскому дому. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет. В более старшем возрасте вместо побега подросток выбирает переезд (например, в общежитие).
Демонстративные побеги Являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, чтобы привлечь к себе внимание, поэтому убегают недалеко и в те места, где их увидят, поймают и возвратят. Причина – гипопротекция, уменьшение внимания со стороны взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов – 12-17 лет.
Дромоманические побеги Редкий тип – 9% случаев. Данным побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение («какая-то скука», «тоска»). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Внезапно возвращаются домой – измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка
Классификация побегов ( американский психиатр Г. Штутте) Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия; Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких; Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых; «Специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.
Основные группы детей-беглецов (зарубежная классификация) Беглецы-исследователи – это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать самостоятельно. Беглецы-исследователи ищут приключения, чтобы утвердить свою независимость. Беглецы-шантажисты имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п. Они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия. Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде.
Причины самовольных уходов, побегов детей и подростков Побег – это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, рассматриваемых субъективно как катастрофические. Побег – это событие, изменяющее жизнь. В основе невротической реакции лежит конфликт с окружающей средой и конфликт этот носит внутренний характер. Не конкретная патогенная ситуация, а отношение к ней есть основа невротической реакции и невротического развития.
группы факторов следствием которых является побег Острый или хронический стресс, с которым подросток не справился. Реакция на стресс зависит от его силы, длительности действия, а также от «индивидуального барьера психической адаптации». Такой барьер формируется в процессе развития личности и зависит от особенностей нервно-психической деятельности, сочетания врожденных и приобретенных свойств. То есть этот барьер есть совокупность усвоенных человеком защитных стратегий, реакций в сочетании с особенностями нервной системы. Факторы, связанные с имеющимися жизненными планами , возможно фантастическими; к этой группе факторов относятся, например, «фантазии семейного романа», планы, основанные на сценариях фильмов, игр. Факторы, связанные с развитием заболевания , когда побег имеет диагностическое значение.
В масштабах личности… Побег из дома, какими бы причинами он не объяснялся, – это не только регрессия к ранним, примитивным формам защитного поведения, но и глобальные нарушения в личности подростка.
Условия и причины возникновения девиантного поведения подростков (самовольных уходов, побегов) Индивидуально-психологические особенности несовершеннолетних, способствующие формированию девиаций поведения: нарушения в эмоционально-волевой сфере. Акцентуации характера подростка как крайний вариант нормы, при которой отдельные черты характера подростка чрезмерно усилены. При определенном стечении обстоятельств такие подростки неожиданно иначе, чем другие, реагируют на явления окружающей жизни, неадекватно поступают, казалось бы, в стандартной ситуации.
Условия и причины возникновения девиантного поведения подростков (самовольных уходов, побегов) Бурно протекающий подростковый кризис , стремление к взрослости, на фоне противоречий физического и психического развития (отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими и противоречивость в действиях и поступках). Негативное влияние стихийно-группового общения в формировании личности подростков . Основным видом деятельности подростков является общение, хотя они в своем большинстве и не умеют это делать грамотно и конструктивно.
Условия и причины возникновения девиантного поведения подростков (самовольных уходов, побегов) Социально-педагогические причины, среди которых выделяются семья (родительская) и школа . Противоречивость внутрисемейного общения и отношений в подростковом возрасте особенно остро проявляется в функционально несостоятельных семьях, не выполняющих или выполняющих формально свою ведущую функцию – воспитание полноценного человека. Школа, как правило, подхватывает ошибки родителей во взаимодействии с подростками и усугубляет их, закрепляя тем самым девиантное поведение подростков. Школьная дезадаптация также является одной из причин появления девиаций, как правило, агрессивной и социально-пассивной направленности. Педагогические ошибки, особенно на ранних этапах обучения, порождают психосоциальные проблемы личности дезадаптирующего характера, которые не будучи разрешенными в младшем школьном возрасте, становятся основой для всевозможных отклонений психосоциального развития детей и в подростковом возрасте резко изменяют поведение несовершеннолетних в негативную сторону.
Основные причины самовольных уходов Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше Переживание «драйва» Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».
Скука Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. Чаще всего скука это следствие какой-либо, из описанных ниже причин: Отсутствие смысла жизни. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: уважения, любви, принятии значимых взрослых. Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание, всегда томительно и скучно. Неразвитость творческих способностей - когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья») Протест против родителей Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей)
Формы психопрофилактической работы с подростками с девиантным поведением (профилактика самовольных уходов, побегов) Первая форма – организация социальной среды. Вторая форма работы – информирование Третья форма психопрофилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Четвертая форма – организация деятельности альтернативной девиантному поведению.
Пятая форма – организация здорового образа жизни. Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Седьмая форма – минимализация негативных последствий девиантного поведения.
Ребенок попадает в социальное учреждение из привычной ему среды в совершенно незнакомую обстановку, где ему необходимо стать самостоятельным, наладить контакты, чтобы не быть одиноким в новом социальном окружении. Задача взрослых – помочь ребенку адаптироваться, создать такой психологический климат в учреждении, который способствовал бы доброжелательному, равноправному и уважительному общению и помогал стать полноправным субъектом такого общения. Ребенок уже с первых минут должен почувствовать, что он здесь нужен, что его здесь ждут. Путь к взаимопониманию между детьми и взрослыми – это очень серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд. И, прежде всего, труд взрослого, находящегося рядом, возможный только на основе совершенствования себя, своих качеств, демократизации общения с детьми и с коллегами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок. Технология ведения дома. Как строят дома.
Презентация к уроку...
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...
презентация "Помощь по дому" к уроку немецкого языка в 5 классе по теме "У Габи дома"
Tренировка употребления лексики (домашние обязанности) и грамматики (Wem? Dativ)...
Урок изобразительного искусства в 7 классе. Образ дома в изобразительном искусстве ( на примере дома С.А.Есенина).
Урок посвящён образу крестьянского дома в живописи рязанских художников, на примере дома С.А. Есенина....
Гармоничное восприятие школы искусств учениками как своего второго дома или «все дороги ведут к дому»
Есть очень точное выражение «нельзя научить – можно научиться». Как сделать так, чтобы ребёнок захотел быть именно твоим учеником, учиться только у тебя, видеть и слышать тебя? Есть такая сила, котора...
Материалы программы "Хозяин дома". "Комнатные растения и оформление дома комнатными растениями"
Материалы к программе «Хозяин дома».Комнатные растения и оформление интерьера комнатными растениями. Одним из основных направлений модернизации общеобразовательной школы являет...
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики на 2015-2019 годы «Создание коррекционно-развивающей образовательной среды Дома ребенка №3, обеспе
1. Краткая презентация ПрограммыСпециализированного дома ребенка №3 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психикина 2015-2019 годы«Создан...