Классный час на тему:"16 ноября-международный день толерантности"
классный час (9 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «16 ноября - международный день толерантности»
Цель: сформировать у подростков представление о толерантности;
Задачи:
- показать многоаспектность понятия «толерантность;
-развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию;
-стимулировать воображение участников в поисках собственного мнения ;
-развитие творческих способностей.
Ход классного часа.
- Слово учителя:
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед, техника пришла на службу человеку. Каким наш век войдет в историю? Назовут ли его веком генетики, физики и освоения космоса или же веком геноцида, преследований и убийств людей только за то, что они – другие? Другой расы, другой крови, другой веры, другой нации, другого социального класса?
Проблема толерантности принадлежит к числу актуальных и становится сегодня так называемой модной темой. Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Важность этого феномена столь сильна , что в 1995 году ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира.
Президент нашей страны В.В. Путин недавно подчеркнул, что «толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, что современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими».
Проведенное анкетирование говорит, что не все ученики нашего класса знакомы с этим термином.
Наша с вами сегодняшняя задача - сформировать представление о толерантности, показать многозначность понятия «толерантность, выяснить, каких качеств нам не хватает, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
Определение слова «толерантность»: - в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения; - во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; - в английском – готовность быть терпимым, снисходительным; - в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; - в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). |
Вопросы к учащимся:
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…» (Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года) Учитель: Мы постараемся с вами создать свое определение толерантной личности. Китайская притча «Ладная семья» Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. |
Сказочка о счастье На свете жил один король, Сказал король и укатил. |
Вопросы к учащимся:
(На доске): Милосердие, доброта, соучастие, чуткость, желание помочь, Стремление учитывать интересы других. |
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
- Уважение собеседника.
- Старайся понять то, о чем говорят другие. Понимание, тактичность
- Отстаивай свое мнение тактично.
- Ищи лучшие аргументы.
- Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
- Стремись учитывать интересы других.
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить
Если тебя обидел товарищ,
Не торопись ему отомстить.
Попытайся не раздражаясь
Неправоту его ему объяснить.
Не отвечай злобой на злобу.
Сдержанным будь всегда.
В этом случае насилью любому
Дать отпор ты сумеешь тогда.
- В споре рождается истина.
В муках рожден человек.
Быть справедливым,
Терпимым и честным
Должен каждый человек
Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь. И день, и ночь
Упражнение "Чем мы похожи"
Посмотрите друг на друга. Есть ли среди вас хотя бы двое, похожих друг на друга?
Вывод: все дети (все люди) разные. В чем – то они похожи, но различия есть обязательно. В каждом есть что – то своё интересное, симпатичное.
Люди отличаются друг от друга не только внешне, но и обладают они разными качествами. Скажите, а какие из качеств вам нравятся в людях?
Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: "Айсуу, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)". Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.
Упражнение "Комплименты"
Процедура проведения. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: "Дима, ты очень справедливый человек" или "Айрана, у тебя замечательная прическа". Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику
- Учитель:
- Сейчас вам, дорогие ребята, я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Вы изучаете английский язык, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа.
- (просмотр видео клипа «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith) с помощью Adobe Media Player 1.7, презентация на некоторое время сворачивается)
- Учитель:
- Ребята, я понимаю вас, без слёз сострадания и сочувствия этот клип смотреть нельзя.
- Какие эмоции вы испытали?
- Какова основная идея видеоклипа? .
Определения толерантности: гуманизм
- Сотрудничество дух партнерства.
- Готовность мирится с чужим мнением.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Способность поставить себя на место другого.
- Уважение права быть иным.
- Признание многообразия.
- Признание равенства других.
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
- Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Игра «Волшебная лавка»
Продавец: Я предлагаю вам представить, что существует волшебная лавка, в которой есть необычные вещи: терпение, чувство юмора, чуткость, доброжелательность, доброта, уважение, сострадание, понимание, прощение. Но в качестве платы вы отдадите одно качество своего характера, от которого вы хотели бы избавиться.
Толерантная личность | Интолерантная личность |
уважение мнения других | непонимание |
Заключительное слово учителя
Молитва о встрече:
Я пришел в этот мир
Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
Не для того, чтобы отвечать моим интересам,
Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!
А если нет – ну что ж, печально.
Теперь вырастим традиционное дерево Толерантности. Для этого мы выполним творческую работу. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: "Планета Толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по- вашему, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности, т.е. чтобы отношения в них стали как можно более толерантными. Затем листочки приклейте на дерево.
Только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и сценарий классного часа на тему: "9 декабря - День героев Отечества"
Цель мероприятия Расширение знаний учеников о героических страницах истории нашего Отечества. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости и уважения к историческому прошлому...
Классный час на тему "Путешествие по островам толерантности"
Классный час на тему толерантность, 6 класс...
Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"
Классный час на тему: "Быть современным - быть толерантным!"...
Разработка классного часа на тему: «О воспитании интернационализма, толерантности и терпимости»
Тема классного часа «Воспитание интернационализма, толерантности и терпимости». Студентам вместе с классным руководителем предстоит побеседовать об этих понятиях, выяснить, как каждый...
Презентация по теме 16 ноября "День Толерантности"
классный час...
Классный час на тему: "Что значит быть толерантным"
Классный час: “Что значит быть толерантным?” (5 класс)Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого.Задачи:• Ввести и закреп...