Презентация. Нетрадиционные формы работы с родителями
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami.pptx | 256.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача классного руководителя – стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями .
Нетрадиционные форы работы с родителями Познавательные Семинары-практикумы Родительский клуб Педагогическая гостиная Родительские собрания АнкетированиеСоциологи- ческие опросы «Почтовый ящик» Информационно- -аналитические Досуговые Совместные досуги Праздники Участие в выставках, конкурсах, экскурсиях Наглядно- информационны е. Дни открытых Дверей Родительские уголки Фотовыставки Копилка Добрых дел
Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются групповые и индивидуальные формы работы Групповые формы работы: родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские чтения, родительские клубы, родительские тренинги, родительские вечера, родительские ринги. Индивидуальные формы работы: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому, школьный дневник ученика.
Познавательные формы общения с родителями: Ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Доминирующая роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Общение строится на основе диалога, присутствие открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению.
Круглый стол л учше проходит в неформальной обстановке . Начать можно с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается тема для обсуждения. Классный руководитель или подготовленный родитель в общих чертах освещают проблему, далее идет дискуссия, выводы. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Круглый стол Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива.
Интересной формой работы с родителями являются – родительские клубы. Родительские клубы – это объединения по интересам. Интересам к общему увлечению детей и родителей, общий интерес к пониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания. Заседания клубов могут проходить три - четыре раза в год. Неформальная обстановка занятий в клубе, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, встречи с родителями, которые пережили такие же проблемы в воспитании детей- все это может оказать неоценимую помощь классному руководителю и родителям в дальнейшей работе с детьми.
Родительские чтения. Родители читают книги по определенной проблеме и через какое то время участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Родительские чтения - это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям. Темы родительских чтений могут быть различными, например: - В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек. - Законы семейной жизни. По книгам К. Д. Ушинского. - Феномен Гарри Поттера . Как стать героем в глазах своих детей. Обзор периодической печати о воспитании. - Нестандартность мышления. Что это такое? Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения.
Семинар - практикум для родителей. Обучающий семинар – практикум не только знакомит родителей с какими – то понятиями, но и в ходе его обучает, предполагает обсуждение, и помогает применить полученную информацию на практике. Например, одна из тем такого семинара-практикума может звучать так: «Как помочь ребенку стать внимательным», где участники знакомятся с понятием внимания и его основными свойствами.
Пресс – конференцию с родителями желательно проводить в начале и в конце учебного года. Такая форма работы отличается от обычного собрания тем, что для её проведения можно пригласить специалистов, администрацию школы с тем, чтобы они ответили на интересующие родителей вопросы. Они проводятся в форме вопросов – ответов. Пресс – конференция
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг . Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Например, такие: Как приучить ребёнка самостоятельно выполнять домашние задания. Наказания и поощрения. Соблазны и пути их преодоления. Роль школьной оценки в воспитании ребёнка. И другие. Родительский ринг.
Информационно – аналитические формы организации общения с родителями Проведение социологических срезов, опросов. «Почтовый ящик». Родительский дневник. Консультационный пункт «Скорая педагогическая помощь». Родительские ринги, дискуссии, диалоги. Родительские вечера.
В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги . Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге. Родительские тренинги.
Проведение социологических срезов, опросов. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей достаточными? Из каких источников вы получаете информацию о воспитании? Назовите самую важную, на ваш взгляд, проблему в воспитании? Что бы вы хотели изменить в ваших отношениях с ребенком? Что препятствует тому, чтобы вы могли решить вашу проблему? С кем вы говорили о вашей проблеме? В чьей помощи вы нуждаетесь наиболее остро? Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка – семья или школа? В какой форме школа могла бы помочь вам в решении ваших проблем? Сколько бы вы могли уделить времени для повышения своей родительской компетентности, если для вас в нашей школе будут организованы специальные занятия?
Досуговые формы организации общения работы с родителями Совместные родительские собрания. Концерты, спектакли. Семейные конкурсы и спортивные соревнования. Семейная гостиная. Семейные просмотры фильмов и их обсуждения. Туристические походы и экскурсии. Организация профориентационной работы. Участие родителей и детей в праздничных мероприятиях и т.д.
Одной из форм реализации преемственных связей классного руководителя и родителей в духовно-нравственном воспитании школьников являются праздники. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. Праздники
При такой форме работы могут участвовать и отдельные семьи. Это может быть конкурс «Моя семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья», « Самая читающая семья». Главное условие этих мероприятий в том, что участвует непременно вся семья. Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего – связь поколений. Семейные вечера
В классе проводятся рейды по проверке тетрадей, дневников, состоянию учебников, внешний вид учащихся. Лучшие результаты сообщаются всему классу, худшие доводятся индивидуально до родителей. Детей награждают по итогам рейда. Например, на лучшие тетради, можно одеть «почетные обложки», за лучшую сохранность учебных принадлежностей –подарить закладки. Важно то, что лучшая тетрадь определяется не по степени грамотности, а по степени аккуратности. Поэтому, даже слабый ученик вполне может стать победителем. Такие рейды можно проводить, по четвертям. Родительские рейды
В современном образовании, исследования занимают важное место. Такая работа объединяет детей и родителей, делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса. Исследовательская работа
Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком – либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Заочные конкурсы
Тематические консультации К нетрадиционным, но эффективным формам работы с родителями можно отнести тематические консультации. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывая идентичные затруднения личностного плана и учебного. В ходе тематических консультаций родители могут получить рекомендации по той проблеме, которая их волнует. Например: Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь? Плохая память ребенка. Как ее развить? Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании. Наказания детей. Какими им быть? Грубость и непонимание в семье. И т.д.
Папки класса К нетрадиционной форме работы классного руководителя можно отнести ведение «Папки класса». Есть разные способы оформления таких папок: портфолио класса или личная папка классного руководителя, куда он помещает информацию о учащихся. Ее необходимо вести совместно с родителями. Основные рубрики предназначены для диагностики каждого ученика. Информацию заполняют раз в четверть родители, они пишут все, что считают нужным: особенности поведения, темы бесед, трудности и удачи воспитания, что любит ребенок, что его волнует и т.д. Сюда же можно добавить такие пункты: Что нравится в организации работы в классе? Что не нравится, ваши пожелания и предложения? Какие вопросы, касающиеся непосредственно вашего ребенка, вы хотели бы обсудить с классным руководителем или психологом? Что о вашем ребенке вы хотели бы сообщить классному руководителю? Наличие таких папок может облегчить работу классного руководителя, т.к. в них содержится вся необходимая информация о семье ученика.
Родительские собрания нетрадиционной формы Педагогическая лаборатория Читательская конференция Аукцион Деловая игра Круглый с тол Семинар – практикум Душевный разговор « Мастер – класс Ток – шоу Вечер вопросов и ответов Родительские собрания – это школа воспитания родителей
« Педагогическая лаборатория» Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок –школа ». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.
« Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.
« Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.
« Семинар – практикум» Направлен на освоение родителями определенных приемов и методов. На собрании могут выступать не только классный руководитель, но и родители и специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
« Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы . Можно провести анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.
« Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно классный руководитель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, методику своего воспитания. В конце собрания подводится итог.
Методы активизации родителей Мозговой штурм Реверсионная мозговая атака или Разнос Список прилагательных и определений Ассоциации Коллективная запись Запись на листах Эвристические вопросы Мини - эксперимент
« Мозговой штурм» Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы семей.
« Ассоциации» На листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения.
« Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются классному руководителю, он суммирует их и проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм ».
« Запись на листах» При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Классный руководитель формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко.
« Эвристические вопросы» К ним относятся несколько ключевых вопросов: кто, что, где, чем, как, когда? Если перемешать эти вопросы между собой, получится определенное число вопросов. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них , родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему.
« Мини- эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство).
Огромную роль в сотрудничестве родителей и классного руководителя играет родительский комитет . От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет , зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом,, общение взрослых и детей .
Подытоживая сказанное, можно сказать, что только в процессе взаимодействия классного руководителя, и родителей возможно успешно решить проблему развития личности ребенка. Но применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить заповедь: «Прежде всего, не навреди». Если классный руководитель сумел наладить доверительные отношения с родителями, вызвать у них желание помогать своему ребенку, поддерживать его в трудную минуту, можно сказать с уверенностью, что своих педагогических целей он достигнет.
УДАЧИ ВСЕМ В РАБОТЕ С НЕТРАДИЦИОННЫМИ ФОРМАМИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нетрадиционные формы работы с родителями
в докладе рассматривается несколько нетрадиционных форм работы с родителями...
нетрадиционные формы работы с родителями
в докладе рассматривается несколько нетрадиционных форм работы с родителями...
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
Рекомендации воспитателям из опыта работы педагога...
Нетрадиционные формы работы с родителями
Мы живём в трудную эпоху. Традиционные формы взаимоотношений людей в экономике, политике, на производстве, в семье резко изменились. Идёт сложнейший процесс переосмысления ценностей. Никогда ещё нравс...
Нетрадиционные формы работы с родителями
Материал будет интересен для классных руководителей при выборе форм работы с родителями....
Нетрадиционные формы работы с родителями детей с ОВЗ
Родительское собрание с элементами игры...
Нетрадиционные формы работы с родителями учащихся начальной школы
К традиционным формам работы с родителями относятся: родительские собрания, общеклассные и общешкольные конференции, индивидуальные консультации педагога, посещение на дому.Среди нетрадиционных форм р...