Программа "Воспитание здорового школьника"
рабочая программа
Программа «Воспитание здорового школьника» включает в себя
6 направлений:
- Физическое воспитание «Мое здоровье»
- Нравственное воспитание «Моя внутренняя культура»
- Интеллектуальное развитие «Мой Интеллект»
- Художественно-эстетическое воспитание «Мой досуг»
- Экологическое воспитание «Мой мир»
- Семейное воспитание «Моя семья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitanie_zdorovogo_shkolnika.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КОРОБОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено » Руководитель ШМО ___________ О.Л.Васильева Протокол №_________ от «___» _________2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Коробовской ООШ _________________В.А.Васин. «____» _______________2016 г. | «Утверждено» Директор МБОУ Коробовской ООШ ____________ Е.К.Малышева Приказ № ____ от «___»_______2016 г. |
Программа «Воспитание здорового школьника»
(в рамках работы классного руководителя)
Составитель - Васин В.А. ,
учитель высшей
квалификационной категории
2016 учебный год
Паспортсоздание условий для становления психически, физически, нравственно здоровой, социально-мобильной личности, адаптированной к современным условиям.
Задачи:
четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.
Условия реализации
Организационные:
создание благоприятной психоэмоциональной среды; методическая, психолого-педагогическая поддержка участников воспитательного процесса; координация и построение оптимального взаимодействия субъектов воспитания культуры здоровья школьников;
профессионально – личностные:
общекультурные, профессиональные знания, умения и навыки; осознание школьниками ценности здоровья; валеологическая направленность личности классного руководителя;
технологические:
создание здоровьесберегающих ситуаций, востребовавших проявления культуры здоровья школьников; проявление инициативы и самостоятельное включение школьников в различные виды валеологической деятельности; методическое обеспечение реализации программы воспитания культуры здоровья школьников в системе работы классного руководителя
Срок
1 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 5- 7 классах;
2 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 8-9 классах;
Ожидаемые результаты
Рост уровня физического, духовного и нравственного развития школьников;
Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни;
Развитие мотивации к двигательной активности и здоровому образу жизни;
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей в широком смысле этого слова.
Пояснительная записка:
Одна из самых насущных проблем современного российского общества выявляется в противоречии между потребностью государства в физически, психически и нравственно здоровом населении и статистикой, показывающей то, что фактические показатели здоровья (в широком смысле этого слова) находятся на низком уровне.
В последние десятилетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально политических изменений. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, изменились жизненные ценности молодежи, произошла деформация моральных норм и нравственных установок.
Поскольку будущее страны зависит от подрастающего поколения, школа должна стать важнейшим институтом формирования и развития нравственно, психически и физически здоровой личности, способной к адаптации и социализации в изменяющемся мире.
Ценности личности, отношение к здоровью формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системное, последовательно и глубоко развитие и воспитание личности происходит в школе, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь школьника. Именно школа в значительной мере определяет его позицию по отношению к собственному здоровью.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданско-патриотическому воспитанию.
Школа должна воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире при условии сохранения и укрепления здоровья.
Программа «Воспитание здорового школьника» включает в себя
6 направлений:
- Физическое воспитание «Мое здоровье»
- Нравственное воспитание «Моя внутренняя культура»
- Интеллектуальное развитие «Мой Интеллект»
- Художественно-эстетическое воспитание «Мой досуг»
- Экологическое воспитание «Мой мир»
- Семейное воспитание «Моя семья»
В ней содержатся основные ориентиры и опоры в планировании работы с детьми. При этом каждый специалист в своей профессиональной деятельности реализует установки, выраженные в соответствующих нормативно-программных документах федерального, регионального, местного уровня, в распоряжениях руководства. Выполняя данные установки на практике, он неизбежно сталкивается с необходимостью самостоятельно определять конкретные действия, направленные на достижение стоящих перед ним целей. Его деятельность становится осмысленной и поисково-творческой.
Цели и задачи программы
Общая цель:
Создание условий для укрепления здоровья обучающихся, формирование у школьника необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи программы:
четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
развитие психолого-медико-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся.
Принципы, определяющие стратегию воспитания:
целостность педагогического процесса (интеграция урочной и внеурочной форм работы);
реалистичность (соответственно ресурсам школы);
доступность (в соответствие с психолого-педагогическими способностями);
системность (календарные даты, периодичность проведения секций и кружков);
целесообразность;
креативность;
технологическая оснащенность (сценарии, методические разработки, технические средства и др.).
Ожидаемые конечные результаты Программы
Рост уровня физического, духовного и нравственного развития школьников;
Повышение функциональных возможностей организма учащихся;
Развитие ценностного отношения к здоровому образу жизни;
Развитие мотивации к двигательной активности и здоровому образу жизни;
Повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников;
Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей в широком смысле этого слова.
Оценка результатов достижения цели программы состоит в сравнительном соотнесении замыслов, сформулированных на этапе целеполагания, с появившимися после осуществления деятельности по воспитанию культуры здоровья изменениями в соответствии с прогнозируемой личностью ученика и ожидаемыми конечными результатами программы.
Этапы работы по программе:
1 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 5- 7 классах;
2 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 8-9 классах;
1 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 5- 7 классах (11-12 лет). Целью работы классного руководителя в процессе воспитания культуры здоровья младших подростков является создание устойчивой положительной мотивационной сферы, направленной на формирование потребностей каждого подростка вести здоровый образ жизни.
Задачи:
1. Обеспечение условий для формирования положительной мотивации каждого школьника к овладению культурой здоровья.
2. Содействие изучению школьниками составляющих здоровья и здорового образа жизни.
3. Помощь семьям подростков в формировании положительной мотивации воспитания здоровья личности каждого ребенка.
2 этап - реализация программы воспитания культуры здоровья в 8-9 классах (13-15 лет). Целью работы классного руководителя в процессе воспитания культуры здоровья старших подростков является формирование социально активной позиции школьников, позволяющей преодолевать вредные для здоровья и жизни факторы окружающей среды и способствующей сознательному усвоению всех составляющих культуры здоровья.
Задачи:
1. Создание условий для совершенствования культурного общения и повышения социальной активности каждого подростка.
2. Содействие формированию умений эффективно использовать знания о сохранении и укреплении здоровья.
3. Обеспечение развития творческого подхода старших подростков в осуществлении, защите и пропаганде здорового образа жизни.
1.Физическое воспитание
Проект «Мое здоровье»
Здоровье лежит в основе благополучия любого человека. Только здоровый человек может в полной мере стать творцом своей судьбы, добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающем его мире.
Сегодня нет необходимости доказывать, что педагог и правильно построенный в условиях здоровьесбережения учебно-воспитательный процесс способны сохранить и укрепить здоровье учащихся. Школа является важнейшим звеном социализации детей - здесь среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья.
Задачи:
формирование у учащихся потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, овладение знаниями и умениями проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями;
совершенствование физических качеств средствами физической культуры;
формирование навыков здорового образа жизни, использования возможностей микрорайона в целях организации профилактики вредных привычек, наркомании, антиобщественного поведения;
формирование умения школьников правильно организовать свой досуг и жизнь, справляться с конфликтами;
поиск новых форм работы с учениками, родителями, врачами с целью вовлечения их в процесс решения данной проблемы.
Реализация проекта осуществляется через организацию внеклассной работы (спортивные секции, кружки, оздоровительные походы,Дни здоровья; соревнования, конкурсы), системное взаимодействие с социумом, а также через преподавание учебных дисциплин: физкультура, ОБЖ, биология, химия, экология, русский язык, литература и другие.
Программное содержание
Учащиеся 5-9 классов
Функционирование спортивных секций, кружков, занятий в вечернее время;
Учащиеся 5-9 классов
Организация спортивных праздников, оздоровительных походов, Дней здоровья.
Учащиеся 5-9 классов
Участие в соревнованиях различного уровня
Учащиеся 5-9 классов
Организация конкурсов «Самый спортивный класс», «Спортсмен года»
Учащиеся 5-9 классов
Спартакиада школьников
Учащиеся 5-9 классов
Профилактика вредных привычек, противоправного поведения учащихся
Учащиеся 5-9 классов
Сквозная тематика классных часов
5 класс:
Привычки и здоровье
Саморегуляция
Секреты здорового питания
Откройте для себя ЗОЖ
6 класс:
Культура и гигиена
Психология привычки
Последствия курения для человека
Умей владеть настроением
7класс:
Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни
Мой ум руководит моим характером
Красота - это здоровье?
Спорт и здоровье
8 класс:
Принятие решений и влияние среды
Как избежать манипулирования
Здоровье и выбор образа жизни
Поговорим об активном отдыхе
9 класс:
Психология влияния группы
Психология воздействия рекламы
Мода и здоровье
Уроки рационального питания
Ожидаемые результаты:
- Улучшение качественных показателей здоровья учащихся.
- Увеличение процента занятости учащихся в спортивных секциях.
- Повышение уровня воспитанности школьников.
- Сформированность потребности в здоровом образе жизни.
- Активное приобщение детей к физической культуре и спорту.
2.Нравственное воспитание
Проект «Моя внутренняя культура»
Рассматривая нравственное воспитание как один из важнейших компонентов развития личности ребенка, нельзя не задуматься о формировании детского характера. Известно, что навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны с детства. Уже для малышей характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков, желание дать поступку нравственную оценку. Часто время для усвоения нравственных норм упускается и приводит к разрыву в подростковом возрасте между моральным сознанием и поведением. Этот разрыв обостряется, когда центральным фактором в нравственном развитии личности становится общение со сверстниками. В силу данных особенностей возрастает значение этических знаний и обусловленного им искусства общения, умения жить среди людей.
Задачи:
- Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, положительного отношения к окружающему миру;
- Воспитание доброты, чуткости, сострадания, заботы и милосердия, как основных черт русского характера;
- Возрождение лучших отечественных традиций благотворительности;
- Развитие детской инициативы по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании престарелым и одиноким людям, ветеранам войны и труда, детям инвалидам, младшим школьникам и дошкольникам.
Проект реализуется через программу детского общественного объединения «Новый остров», дополнительное образование детей и систему единых требований школы, через эстетическое оформление школы и школьной территорий.
Содержание программы:
Организация и проведение народных праздников
в форме коллективных творческих дел
Учащиеся 5-9 классов
Организация и проведение тематических вечеров
Учащиеся 5-9 классов
Сотрудничество с ветеранами
Учащиеся 9 класс:
Тематические классные часы
Учащиеся 5-9 классов
Сквозная тематика классных часов
Ожидаемые результаты:
- Повышение уровня воспитанности учащихся;
- Сформированность основных качеств русского характера и потребности в благотворительной деятельности;
- Приобретение опыта нравственного поведения;
- Поддержка детской инициативы и создание системы по оказанию помощи нуждающимся в заботе и внимании.
3.Интеллектуальное развитие
Проект «Мой интеллект»
Данный проект направлен на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании.
Для нормальной жизнедеятельности в современном мире необходимы научные знания и компетенции для социальной адаптации.
Задачи:
- Воспитывать сознательное отношение к учебе;
- Формировать навыки владения культурой русской речи и письма;
- Развивать умения и формировать навыки самостоятельно добывать информацию и применять ее на практике;
- Создавать условия для повышения уровня активности участия учащихся в интеллектуальных конкурсах различного уровня (школьных, районных, региональных, всероссийских).
Реализация программы по интеллектуальному развитию обеспечивается, прежде всего, через четко организованный учебный процесс. Преподавание учебных дисциплин дает широкую возможность развивать умственные способности школьников, интерес к мыслительной деятельности, эрудицию. Урочная система интеллектуального воспитания соединяется с системой дополнительного образования, что дает возможность существенно влиять на интеллектуальное развитие детей.
Программное содержание
Учащиеся 5-9 классов
Организация проектно-исследовательской работы
Учащиеся 5-9 классов
Сквозная тематика классных часов
Ожидаемые результаты:
- Овладение культурой русской речи, навыками культурного письма;
- Совершенствование умений и навыков самостоятельно добывать информацию, применять ее на практике;
- Повышение качества успеваемости;
- Повышение активности участия учащихся в школьных, районных, региональных и всероссийских играх и конкурсах.
4.Художественно-эстетическое воспитание
Проект «Мой досуг»
Проблема организации детского и подросткового досуга особенно остро стоит в настоящее время, поскольку современный ребенок, подросток взрослеет, развивается в напряженной социальной обстановке. Свободное, внеучебное время учащихся, подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами: сложностями в отношениях с родителями или неблагополучием семьи, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации, отсутствием материального достатка в семьи и т.д. Ребенок организует свое свободное время в связи со своими интересами и потребностями. Необходимо направить активность школьника в положительное конструктивное русло, по возможности нейтрализовать отрицательное социальное воздействие.
Задачи:
- Создание условий для творческой самореализации учащихся;
- Снятие психологического напряжения, стрессов у детей, педагогов и родителей;
- Развитие сотрудничества с внешкольными воспитательными учреждениями;
- Развитие школьной системы дополнительного образования;
- Формирование положительных эмоций, благоприятного психологического климата в процессе досуговой деятельности;
- Формирование художественно-эстетического вкуса, стремления к красоте во всех проявлениях жизни;
- Приобщение к духовным ценностям.
Пути реализации программы:
- через учебный процесс, обеспечивающий целостное представление о многообразии всех видов искусств (Изобразительное искусство, музыка, литература, Мировая художественная культура);
- через внеурочную воспитательную работу: студии, кружки, выставки, фестивали;
- через внешкольную работу: связь с музыкальной школой, сельской библиотекой, Домом детского творчества, сельским ДК;
-через работу с семьей: лектории для родителей, родительские собрания, совместные мероприятия.
Программное содержание
Учащиеся 5-9 классов
Конкурс снежных городков «Зимняя сказка»
Учащиеся 5-9 классов
Подготовка и проведение выступлений учащихся к календарным праздникам
Учащиеся 5-9 классов
Сквозная тематика классных часов
Ожидаемые результаты:
- раскрытие творческого потенциала учащихся;
- совершенствование художественно-эстетической осведомленности учащихся;
повышение уровня художественно-эстетической воспитанности, включающей в себя: художественный вкус, манеру общения и поведения в общественных местах, внешний вид, ценностную ориентацию, художественно-эстетическую развитость (практические умения).
5.Экологическое воспитание
Проект «Мой мир»
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Задачи:
- воспитывать экологически целесообразное поведение как показатель духовного развития личности;
- формировать экологическое мышление и экологическую культуру учащихся;
- способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии;
- готовить школьников к самостоятельному выбору своей мировоззренческой позиции
Реализация проекта по экологическому воспитанию обеспечивается:
- через уроки биологии, географии, экологии, технологии, ОБЖ, литературы, русского языка, физики, химии;
- через внеурочную деятельность (организация работы кружков, работа с классом);
- взаимодействие с социумом;
- работу с родителями
Программное содержание
Учащиеся 5-9 классов
Конференции, конкурсы, выставки поделочных работ, фото викторины
Учащиеся 5-9 классов
Сквозная тематика классных часов
Ожидаемые результаты:
- Практическая включенность школьников в экологическую деятельность;
- Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах;
- Знание учащимися причин экологических проблем и способов выхода из них;
- Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.
6.Семейное воспитание
Проект «Моя семья»
Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи.
В настоящее время Россия переживает один из непростых периодов: материальные ценности часто доминируют над духовными, а семья, семейные традиции перестают быть значимыми. Но ведь именно в семье начинается формирование человека, его качеств, привычек. Семья – это исходный элемент общества.
Задачи:
- Формирование идеала семьи и семейных отношений, основанных на традиционной духовно-нравственной основе;
- Воспитание будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами, такими, как высокая гражданственность, честность, трудолюбие, сдержанность, дружелюбие, серьезное отношение к любви, умение находить прекрасное в природе и в людях, уважительное отношение к женщине;
- Воспитание уважительного отношения к старшим членам семьи, своей родословной;
- Развитие культуры половых взаимоотношений, основанных на уважении к женщине.
Программное содержание:
Сквозная тематика классных часов
Класс
Темы классных часов 5-6классы:
Женские и мужские профессии, уважение своего и чужого труда.
Традиции моей семьи
Наши семейные реликвии
О правах и обязанностях каждого члена семьи
7 класс
Как организовывать семейные праздники
Учимся готовить подарки и сюрпризы родным и близким людям.
Загляните в семейный альбом
Душевность и духовность в семье.
8 класс:
Русский житейский уклад и традиционный образ жизни.
Чувство ответственности за семью.
Уважение к традициям и опыту предков.
Отношение к семье как к основе жизни.
9 класс:
Психология счастья. Счастье в семье.
Сам себя воспитать должен
Учитесь властвовать собой
«Я» и «Мы». «Я» и «Семья»
Ожидаемые результаты:
- Обретение учащимися умения и желания строить свою жизнь на основе общечеловеческих духовных ценностей многовековой культуры;
- Умение строить отношения с противоположным полом, опираясь на национальные традиции;
- Значение и соблюдение норм культуры поведения в семье;
- Осознание ответственности строительства семьи и семейной жизни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программы воспитания культуры здоровья школьников «Путь к здоровью» в деятельности классного руководителя
1. Формирование нравственного здоровья школьников.2. Формирование психического здоровья школьников.3. Формирование физического здоровья школьников.4....
Методические разработки спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с родителями учащихся "Здоровая семья - здоровый школьник"
Сценарии спортивных семейных праздников...
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ, ФОРМИРОВАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя....
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"
Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6 класса...
Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников
Уроки здоровья как средство формирования культуры здоровья школьников...
Здоровое питание-здоровые школьники
Данный материал можно использовать на родительских собраниям и классных часах по теме "Здоровое питание"....
Буклет "Здоровье школьника - дело самого школьника"
Информационный буклет для родителей....