Классный час Вирус сквернословия
классный час (6 класс)
Классный час "Вирус сквернословия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virus_skvernosloviya_2.rar | 2.9 МБ |
virus_skvernosloviya.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вирус сквернословия
Беседа для родителей и учеников
Перед проведением беседы по теме «Вирус сквернословия» раздайте учащимся анкеты «Сквернословие в моей жизни» (см. приложение). Анкетирование должно проводиться анонимно. Анкета поможет узнать, насколько эффективно прошло мероприятие, сколько детей действительно задумались над данной проблемой.
Для наглядности используется презентация «Вирус сквернословия».
на экране слайды презентации
1. Уважаемые родители и ребята, всем вам известно, что человек красит место. Мы с вами живем в таком прекрасном городе, учимся в такой прекрасной школе, а вот как же мы с вами красим эту школу, этот город, свою семью, свою родину? Конечно же, имеется в виду, какими делами, поступками, какими речами?
Известно, что разговор - это один из видов человеческой деятельности. И, что речь человека — это показатель ума. (Сенека)
А какие слова мы используем в нашей речи.
Есть слова - словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут,
Словом можно убить, словом можно спасти
Словом можно полки за собой повести.
( Вадим Шефнер)
И знаем, что
Подобно змее неудачное слово
вдруг выскользнув, может ужалить любого;
Ты, молвивший, бойся особенно гада ,
кто ближе стоит тот и гибнет от яда
(Абу Шакур Балхи)
Сегодня мы поговорим о вашей речи, о речи вашего круга общения, о Вирусе сквернословия.
Что такое сквернословие? Ныне сквернословие стало обычным явлением. Дико наблюдать, как многие молодые люди, как говориться уже "не ругаются матом, а на нем разговаривают", не умея связать двух слов без русской ненормативной лексики. Сразу подчеркну, эта проблема касается не только России. Во всем мире есть своя ненормативная лексика, которая тоже сейчас в большом ходу. Нужно также сказать, что понятно, мы все не святые.
Понятно, мы подвержены эмоциям и под их воздействием иногда каждый из нас допускает нецензурные выражения. Но когда среди людей, которые претендуют на какую-то роль в обществе, которые, казалось бы, не являются бомжами, алкоголиками, наркоманами и т.д., мат является заменой обыкновенного русского языка - это становится страшно. В настоящее время сквернословие — повсеместный порок. Ведь это показатель жуткого культурного падения! И пока не поздно надо что-то с этим делать!
Неловко говорить об этом, но как не признать, что это так. У нас например в школе да и в классе мат это наш - родной - русский язык и без него уже как-то речь у одноклассников не вяжется, что собственно говоря, и ужасает… Маты не прилично произносить в культурной атмосфере. Но Люди превращают язык в мерзкое безграмотное дурошлёпство.
Так плохо становится, когда отборный мат стоит кругом, да если еще общаешься с человеком, а он связать слова не может без мата. №5
Размышляла о том, что мат становится нормой речи - это ужасно!
2. А сейчас ответьте на вопрос (можно в письменном виде), готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия? Будьте здоровы!!!
Анкета «Сквернословие в моей жизни» Класс_______ «___» Пол м / ж
Спасибо за откровенность
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ___________________________________________________________________________________
2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему? ____________________________________________________________________________________
3. Как часто ты произносишь эти слова?__________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? ____________________________________________________
5. Как ты думаешь, плохо это или нет? ___________________________________________________
6. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова? _____________________________________
7. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова? _____________________________________________________________________
8. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом? _______________________________
9. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? _______________________________________
10. Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ___________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова? ________________________________
12. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ____________________________________________________________________________________
3. Вы когда-нибудь задумывались о том, что бранные слова разрушают душу? Ещё в древности существовало изречение, «какова речь, такова и жизнь человека». Неужели нас окружает такая чернота, и мы сами сознательно скатываемся все ниже и ниже?
Ни для кого не секрет, что матом ругаются (а то и разговаривают), совсем еще малыши. Они, не ведая, что творят, подвергают опасности свое здоровье, будущее и даже саму жизнь….. Чтобы понять, что мат - не просто безобидный набор звуков, а настоящее вербальное оружие, достаточно обратиться к истории его возникновения.
Маты употребляли шаманы и ведьмы, когда вызывали злых демонов. Но, вызвав их, они потом могли убить это существо, а люди, не обладающие специальными знаниями, просто вызывают и оставляют их жить рядом с нами. Поэтому мат так и влияет на наше здоровье, физическое и эмоциональное состояние.
Исследования показали, что вначале у человека начинают появляться мелкие неприятности, потом более серьезные, потом проблемы со здоровьем, а в итоге может сломаться вся жизнь. Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: «нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна».
В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам. Вспомните хотя бы выражения в программах:
« Дом -2», «Наша Раша», «Камеди Клаб».
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.
Сквернословие — гнусный порок, От него стонет мать-земля Русская, им растлены души и уста великих философов и писателей, которые еще стараются учить других добру и произносить вслух прекрасные слова, но никак не могут с ним справиться наедине, в кругу друзей, когда ничто уже не препятствует сдерживать себя….
Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии.
Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь»
Какова же История возникновения сквернословия ?
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи, 2) эмоциональной разрядки,3) оскорбления, унижения адресата речи, 4) демонстрации агрессии, 5) демонстрации отсутствия страха, 6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, 7) демонстрации принадлежности к «своим».
Но на самом деле Сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Сквернословие связано и со и здоровьем. … Мало кто знает об этом, но Срамословие — болезнь, которой заболевают, впрочем, добровольно. И как болезнью им занимаются психиатры, и о происхождении его строят свои гадания историки культуры, этнографы, антропологи. Даже филологи — и, кажется, больше всех — тоже «науку двигают» — заинтересовались этим явлением.
В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки… Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту. Стоит только представить, что, когда мы ругаемся, наши молекулы, в спокойном состоянии похожие на снежинки, словно взрываются, принимая вид грязных клякс, понимаешь, что слова о том, что мат - вреден для здоровья никакое не преувеличение! Это же доказывают и опыты, проводимые на цветах. Растение, которое регулярно «слышало» грубую брань, выросло больным и увечным
Если брань так действует на цветок, то и человеку, растущему в атмосфере словесной агрессии, угрожает опасность. Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы...
Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком! Ведь тело человека состоит из 80-90% воды.
Сквернословие имеет прямое отношение к духовному миру тьмы…
Сквернословие наносит вред всем, кто его слышит, но больше всего самому матерщиннику. Здесь мы имеем дело с таинством слова. Кого зовёшь, тот и приходит. Называешь человека по имени - он отзывается. Призываешь имя Божье в молитве - Господь ответит, если будет Его воля. Когда произносятся имена чертей, дьявола, ... откликаются, бесы, которые и сопровождают чертыхающегося человека
Скверные чудовищные выражения (матерная брань) суть на самом деле «священные» «молитвенные» формулы, обращенные к демонам.
Сквернословие – это призывание бесов, это признак духовного гниения. Каждое бранное слово – это вызывание темного духа-беса. С каждым матом их приходит все больше и больше, они толпятся поблизости от человека, чтобы, наконец, поселиться в его опустевшей оболочке. Как говорится, свято место пусто не бывает. К кому человек обращается, с тем и сочетается! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации.
Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков. Видоизмененные гены передаются потомству, программируя искалеченные тела и жизни. Изменение генетического кода под воздействием отрицательной энергетики демонических сил не только ускоряют темпы старения и сокращают срок жизни, но и разваливают судьбу человека. Да и что еще может получить мужчина или женщина, юноша или девушка, несколько раз в день призывающие дьявола и его приспешников!
Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщиннику живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни
О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа российских физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились! …. К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать эти ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.
Срамословие присуще всем векам, местам и народам. Порок этот есть наследие чисто языческое и, приобретая эту скверную привычку — человек призывая имя лукавого и вместо божественных вещей призывает срамные. Посещая храмы, мечети и при этом, употребляя сквернословие, кому ты служишь вместо Бога, кому молишься, что ты делаешь?
Ты не просто совершаешь легкомысленное дело, не простую грубую шутку допускаешь, слова твои не простое колебание воздушных волн. Но ты произносишь (хотя, несчастный, и не веришь) страшные заклинания, ты накликаешь и привлекаешь гнуснейших бесов, ты в это время сатане приносишь противоестественную словесную жертву!
Ты делаешься (не зная и не хотя того) колдуном, магом, чародеем, но посредством самых смрадных приемов. Однако, дело остается делом, и бесы тебя окружают и рукоплещут. Сквернословие выявляется не только на словах, но и в письме, у писателей, а у неграмотных выливаясь в так называемую «заборную литературу». И этот вид порока не только отличительная особенность нашего времени, но был всегда и везде.
В древнем мире «заборная литература» была распространена не меньше по качеству и по количеству, чем у нас. Порча стен красивых, приводила часто хозяев в отчаяние и заставляла их вывешивать следующие объявления: «прошу здесь ничего не писать». Подобные же предупреждения красовались в общественных местах, потому что и они не были застрахованы от похабников. Бесстыдными надписями прохожие иногда исчерчивали всю стену дома, так что из самих проходящих уже некоторые возмущались до глубины своей языческой души и сами в свою очередь прибавляли новую надпись, изливая в ней все свое негодование. А наши подъезды? Как они выглядят, особенно 3- ех листники, девятиэтажки?
Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. Не зря говорится, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаются, и от слов своих осудятся.
На духовном плане матерщина представляет собой зловонное гниющее болото, заполненное всеми мыслимыми и немыслимыми гадами. Как к трупу, бесполезно обращаться с просьбой не смердеть, точно так же к матерщиннику, ибо он, по сути дела мертв, наружу уже прорывается гниение. На такового человека нельзя надеяться. Мат способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, обворовывает нас, духовно уничтожает и оскорбляет, не останется без последствий
Необходимо быть осторожным в словах и знать, что человек, проклинающий другого, на самом деле насылает проклятие на свою голову, мы получаем то, что желаем другим. Желаем другим добра, получим добро (и от людей, как правило, тоже); желаем другим зла, а оно упадёт на нашу голову.
Каково же отношение Церкви к сквернословию?
Святые отцы и учители Церкви в первые века христианства, когда христиане постоянно сталкивались с развратными язычниками, были вынуждены непрестанно напоминать верующим об их высоком звании и о том, чтобы они охраняли себя и опасались, как бы им не заразиться самим тою же смрадною привычкой, которой больны язычники. Вместе с тем они разъясняли, в чем состоит истинное существо порока. Так, Климент Александрийский в конце еще 2-го века по Р.Х. читал на своих лекциях слушателям катехизаторской школы в Александрии, готовившимся к принятию христианства:
«От неблагопристойных речей мы не только сами должны воздерживаться, но строгостью своего взгляда, отворачиванием головы, так называемым морщением носа, а часто и жестким словом «намордник» набрасывать на уста и тем, кто вдается в такие речи. Ибо исходящее из уст, оскверняет человека. Мы ревниво должны охранять себя от приращения к нам неблагопристойных речей, слух верующих должен быть защищен от этого! Все дело в употреблении и цели. Ведь, в сущности говоря, ни в словах, коими в нас нравственный стыд вызывается за некоторые органы, ни в самих этих частях тела, ни в половом совокуплении брачной четы нет ничего такого, чем обозначалось бы в собственном смысле неприличное. Колено, икры и подобные члены не представляют собою чего-либо неприличного ни по наименованиям своим, ни по деятельности; половые же части человека составляют предметы стыда, а не позора. Непристойно, достойно стыда и срама и потому праздной болтовни нужно избегать».
Прочитаю еще одну цитату из святителя Иоанна Златоустого. «Хочешь ли знать, сколь великое зло — говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего? Как же ты можешь научить целомудрию свою жену, своих детей? Лучше извергать гнилость изо рта, нежели сквернословие.
Ничто не делает людей столь наглыми и безстыдними, как когда они говорят и слушают подобные слова; ничто так легко не расстраивает нервы целомудрия, как возгорающийся от таких слов пламень.
В скверном слове таится огромная разрушительная сила. Также сквернословие, и пустословие и смехотворство не приличны, и сегодня мне хотелось бы, что вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших.
Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Не сквернословь! И в мире всегда будет весна!
Запомните правило :
«Дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать» А.П.Чехов
«Гнилое слово от гнилого сердца» - так указывал в «толковом словаре» В. И. Даль -
«скверна – мерзость, гнилость, пакость, все гнусное, отвратительное, что мерзит плотски и духовно, мертвечина, смрад, вонь; разврат, нравственное растление, все богопротивное».
Когда мы слышим сквернословие, бранные слова, то у нас вспыхивает желание уйти, не слышать. Это естественная защитная реакция организма, хотя кому-то брань – родная стихия («мы не ругаемся, мы на нем разговариваем») и это страшно! Ругаются ныне практически все, тем самым, показывая, проявление своего внутреннего зла.
Обратите внимание на алгоритм отказа от сквернословия.
И еще раз повторюсь;
Если брань так действует на цветок, на живую молекулу то и человеку, растущему в атмосфере словесной агрессии, угрожает опасность. Хочется верить, что брани после нашей встречи вокруг станет меньше, а больше хороших, теплых слов. ,
- Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов?
-Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?
- Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?
А сейчас ответьте, пожалуйста, на вопрос (можно в письменном виде), «Готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?»
Итак: Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться !
Наше условие – долой сквернословие!
Помни! Слово – не воробей… Следите за своей речью!
Спасибо за внимание!
Будьте здоровы!!!
Приложение.
Анкета «Сквернословие в моей жизни» возраст _______________Пол м / ж
Спасибо за откровенность
1. Как Вы думаете, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ___________________________________________________________________________________
2. Если Вы используете в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясните почему? ____________________________________________________________________________________
3. Как часто Вы произносите эти слова?__________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? ____________________________________________________
5. Как Вы думаете , плохо это или нет? ___________________________________________________
6. Что Вы чувствуете, когда произносите такие слова? ______________________________________
_____________________________________________________________________________________
7. Как Вы думаете, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как Вы произносите бранные слова? _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
8. Что Вы чувствуете, когда при Вас кто-то ругается матом? __________________________________
9. От кого Вы чаще всего слышите подобные слова? _______________________________________
10. Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ___________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы Вы не употребляли эти слова? ______________________________
_____________________________________________________________________________________
12. Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ____________________________________________________________________________________
Анкета «Сквернословие в моей жизни» возраст _______________Пол м / ж
Спасибо за откровенность
1. Как Вы думаете, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? ___________________________________________________________________________________
2. Если Вы используете в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясните почему? ____________________________________________________________________________________
3. Как часто Вы произносите эти слова?__________________________________________________
4. В каких ситуациях это происходит? ____________________________________________________
5. Как Вы думаете , плохо это или нет? ___________________________________________________
6. Что Вы чувствуете, когда произносите такие слова? ______________________________________
_____________________________________________________________________________________
7. Как Вы думаете, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как Вы произносите бранные слова? _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
8. Что Вы чувствуете, когда при Вас кто-то ругается матом? __________________________________
9. От кого Вы чаще всего слышите подобные слова? _______________________________________
10. Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы люди (дети) не употребляли бранных слов? ___________________________________________________________________________________
11. Что нужно сделать, чтобы Вы не употребляли эти слова? ______________________________
_____________________________________________________________________________________
12. Хотите ли Вы, чтобы Ваши дети в своей речи использовали бранные слова? Почему? ____________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к классному часу "Вирус сквернословия"
Презентация может использоваться на классном часу и во внеклассной работе.Предназначена для учащихся среднего и старшего звена...
Презентация к классному часу "Вирус сквернословия"
Материал презентации презназначен для учащихся 9-11 классов. Цель классного часа - профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информиров...
Классный час "Вирус сквернословия"
Классный час, посвященный проблеме сквернословия...
Классный час "Вирус "СКВЕРНОСЛОВИЕ"
Разработка классного часа "Вирус "Сквернословие"...
Анкета для классного часа "Вирус сквернословия"
Анкета для классного часа...
Классный час "Вирус сквернословия"
Данный архив содержит сценарий классного часа и презентацию к нему на тему "Вирус сквернословия". В архиве также имеются паиятки и результаты анкетирования в МБОУ СОШ пгт. Вахрушев....