Классный час на тему "Еда как культурологическое понятие"
классный час (11 класс)
Приём пищи - неотъемлемая часть жизни человека, как и любого живого существа. Но что нас отличает от животных?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_eda.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята! Вы не забыли сегодня позавтракать? А вчера – поужинать? Вы удивитесь: «Почему Вы задаёте нам такие вопросы?» А всё потому, что еда – это жизнь, без еды человек просто не мог бы существовать. Человечество очень хорошо изучило две составляющие питания человека: потребление (в рамках физиологии и диетологии) и производство (в пределах экономики, бизнеса и технических наук). Но то, что еда – ещё и культура, история, психология, искусство, литература и многое другое, мы чаще всего не задумываемся. И сегодня мы с вами, ребята, поговорим о еде как культурологическом понятии.
Сфера питания является одной из старейших. Ведь первый человек одновременно был и первым поваром. Искусство приготовления пищи значительно старше всех других видов искусства и вобрало в себя данные тех областей, которые, казалось бы, не имеют никакого отношения к кулинарии: философии, психологии, экономики, образования, художественной литературы, социологии…
Приземлённость и обыденность еды не позволяют взглянуть на неё с должной степенью научного уважения. Причины этого кроются глубоко в человеческой натуре.
Человек сделал то, что неподвластно ни одному живому существу на Земле: покорил природу, приручил огонь, одомашнил животных и растения, изобрёл разнообразные орудия труда, создал различные виды жилищ, избороздил моря и океаны, даже покорил космическое пространство. Кроме того, человек научился говорить, создал великие произведения искусства, сотворил различные науки. Немудрено, что человек именует себя царём природы, венцом творения. Но! Он может отказаться практически от всего в этой жизни, кроме одного: как и любому другому живому существу на Земле, для поддержания жизни ему надо питаться. Человек пытался бороться с этим «животным» началом. Не случайно многие религии считают, что высшей благодати, близости к Богу можно достичь только через аскетизм, важнейшей частью которого является максимальный отказ от пищи. Вы, наверно, слышали про «солнцеедов»? Но преодолеть эту слабость полностью не мог никто, пища – основа существования человека, как и любого другого существа.
Кроме того, еда для многих – это не печальная необходимость, а удовольствие. Кто-то даже сказал, что это единственное удовольствие, доступное нам не только в течение всей жизни, но даже три раз за день, а то и больше.
Кулинария способна создать из пищи нечто неповторимое, придавая ей способность вызывать определённое эстетическое наслаждение. Пищу мы воспринимаем зрением, обонянием, на вкус и т.д.
Философ Заратустра говорил: «Повар влияет на пищу не только физически, но и духовно. И если сам повар – высокодуховный человек, то своим внутренним состоянием он влияет на организм человека. Карма повара передаётся блюду, а оно в свою очередь передаёт удвоенную силу человеку, вкушающему это блюдо».
Еда является энциклопедией цивилизации. Приём пищи всегда находился в основе общественных и межличностных отношений, с ней связаны все важнейшие культы и ритуалы в жизни человека: рождение, свадьба, проводы, похороны, юбилеи и т.д. Еда пронизывает все стороны жизни человека: если романтический, то ужин, если дружеская, то посиделка, если семейный, то обед. А. Брилья-Саварен сказал: «Стол – единственное место, где люди не скучают с первой минуты».
Уже древним временам было знакомо изысканное, даже изощрённое искусство кулинарии. Дома богатых римлян славились бесшабашными кутежами, бесконечным обжорством, расточительной роскошью.
Средневековье в вопросах еды было чуть более сдержанным. Воображение средневекового человека преследовали библейские чудеса, связанные с едой, начиная с манны небесной в пустыне и кончая насыщения тысяч людей несколькими хлебами. Хлеб был основной пищей масс. В 12 веке среди всех социальных категорий в Европе стала традиционна еда с хлебом. В эпоху средневековья сталкиваются два противоположных начала в вопросах питания: голод и обжорство, аскеза и пост с гурманством и пресыщенностью.
В 17 веке в эпоху барокко все европейские королевские дворы поднимают искусство еды на уровень эстетической игры. Правитель Людовик 14 был обжорой. Проход слуг с едой напоминал триумфальное шествие.
Русские люди известны во всём мире своим хлебосольством, умением щедро угостить гостей. Великокняжеские обеды славились своей пышностью, о которой с изумлением отзывались иностранные гости. На таких обедах можно было отведать лебедя, павлина, кукушку, жареную рысь и т.д.
В русском доме существовал особый уклад питания, соблюдались посты, но вместе с тем внимание уделялось регулярности, разнообразию, вкусовым качествам и целительным достоинствам пищи. Каждая хозяйка имела собственные рецепты, изобретённые на основе собственного опыта или усвоенные «по наследству».
Ничто не создаёт такого негативного образа народа, как описание его неприятных пищевых привычек. С другой стороны, многие народы на государственном уровне используют свои гастрономические традиции для создания позитивного представления о своей стране.
Еда завоёвывает страны и народы без оружия, она является проводником чужих идеалов и ценностей. Вспомним распространение по миру фастфудов и разного рода новых видов питания. Они появляются скромно и незаметно, внедряются во вкусы населения и только потом преобразуют традиции и образ жизни, а с ним и мировосприятие и идеалы.
Например, серьёзные изменения претерпел традиционный завтрак в России. Многие сегодня по утрам предпочитают ещё совсем недавно неизвестные нам йогурты и мюсли, а в рекламе мы видим, как мамы вместо свежих молочных продуктов и каш пичкают младенцев молочными десертами в глянцевых обёртках.
Одновременно еда является самым простым способом понять иную культуру, проникнуться её духом, даже не выезжая из страны. У нас появились новые продукты питания и рестораны с японской кухней, китайской, итальянской, французской и т.д.
Ежедневно в мире создаются всё новые и новые кафе и рестораны с восточными и западноориентированными меню. Развитие международной кухни затрудняет идентификацию личности в собственном этнокультурном пространстве, навязывая потребителю различные экзотические блюда типа суши, рыбы фугу, мяса крокодила и т.д. Вместе с тем, диетологи убеждены, что человеку полезны именно те продукты, сырьё для которых получено не в чужеродной, а родственной ему среде.
Развитие международного туризма также способствует забвению отечественных традиций питания. Человек привозит из зарубежных поездок не только впечатления, но и полюбившиеся ему продукты питания и кулинарные рецепты, чтобы удивить экзотическими блюдами своих друзей.
Отдельно можно говорить о быстрой еде, которая стала синонимом вредной пищи. Обычно фастфуд связывают с Америкой, но в России испокон веков на улицах продавались блины, пироги, крендели, сбитень, куски холодца. Правда, эта еда готовилась из натуральных продуктов, без консервантов и усилителей вкуса. Сейчас фастфудом питается каждый 5-й россиянин. Тревогу забили социологи, утверждая, что фастфуд способствует распаду семейных отношений, сводя на нет традицию семейных обедов в кругу домашних.
Полифункциональность еды в настоящее время стала настолько очевидной, что она превратилась в средство культурного самоопределения индивида. Человек погружается в пучину гастрономических удовольствий. По всей России проводятся «ярмарки мёда», «ярмарки молочных продуктов», «фестивали выпечки» и т.д. Ныне еда превратилась в некий фетиш, настоящий предмет культа. Из объекта физиологической необходимости она стала условием престижа и признаки социального статуса.
Обратите внимание на изобилие специальных программ о еде: «Готовим дома», «Званый ужин», «Контрольная закупка», «Кулинарный поединок» и т.д. Это свидетельствует о неумеренном интересе аудитории к пище. Выпускается огромное количество литературы по кулинарии.
Но стоит отметить, что во все времена еда являлась важным персонажем литературных произведений. Байрон посвятил немало страниц подробному описанию пиршеств, Пушкин составил энциклопедию русской кухни, Гофман делал пищевые продукты главными героями своих произведений, Толстой детально описывал еду представителей разных социальных слоёв, Гоголь увлекался гурманскими подробностями, Шолохов донёс до нас аромат донской кухни и т.д.
Мы уже говорили о том, что еда сопутствует всем значительным событиям в жизни человека. Как правило, принятие пищи сопровождается ритуалами. Например, в День рождения мы задуваем свечи на торте, на Пасху печём кулич, американцы запекают индейку на День благодарения, японцы устраивают тайные церемонии.
Психологи считают, что праздничные ритуалы улучшают наше вкусовое восприятие и заставляют внимательнее и осознаннее подходить к тому, что мы собираемся съесть или выпить.
Не стоит забывать об эстетизации обыденного, которая выражается прежде всего в сервировке стола. Со вкусом и изобретательностью накрытый стол выглядит лучше, чем стол, который ломится от яств.
К эстетике еды относятся и хорошие манеры участников трапезы. Нигде так не заметно дурное поведение, как за столом. Сосед за столом не должен раздражать. Не нужно быть излишне развязным или, наоборот, скованным. Необходимо контролировать зевоту, икоту, кашель, сморкание и т.д.
Темы для разговора должны быть уместными. Во время произнесения тоста все присутствующие должны продемонстрировать своё уважение к говорящему и перестать есть.
Беседа с учащимися:
- Как обычно вы едите: в спокойной обстановке или с телефоном, с телевизором, с музыкой?
- Что вы ели позавчера на ужин?
- Что самое вкусное вы ели в последние несколько дней?
- Какое настроение было после приёма пищи?
- Какую еду вы предпочитаете? (сладкую, солёную, кислую и т.д.)
Вкусовые пристрастия личности, по мнению психологов, определяют её психотип.
Сладкоежки – это легкоранимые натуры, отягчённые множеством комплексов, полученных в раннем детстве из-за недостатка любви и заботы. Они склонны терзаться проблемами, в том числе и надуманными.
Любители морепродуктов – сдержанные натуры, склонные к компромиссу, обладающие чувством такта, способные к долговременным отношениям.
Мясоеды – агрессивны, энергичны, упорны и упёрты. Им присуща необдуманность и импульсивность поступков.
Еда проявляется в разнообразии всех своих частей, своих связей, своих форм в мире людей. Одна из них – идея вегетарианства, т.е. использования в пищу только продуктов растительного происхождения. Это способ питания, исключающий мясо и рыбу. Вегетарианскую идею поддерживали Пифагор, Платон, Овидий, Вольтер, Руссо, Шиллер, Байрон, Л. Толстой. Лев Николаевич писал: «Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?»
Смысл общих идей цивилизованного мира сводится к тому, что человек ест во много раз больше, чем это нужно для проявления его сил, и поэтому всем полезно постничество, сознательное уничтожение «чревобесия», т.е. приучение себя к наименьшему количеству пищи, при котором достигается оптимальное состояние для деятельности.
Умеренность питания способствует умственной активности. «Сытое брюхо к учению глухо».
Чтобы не переедать, полезно внедрить ритуалы в жизнь:
- Красиво сервировать стол и использовать красивую посуду.
- Есть из любимой тарелки и пить из любимой кружки.
- Техника «5-4-3-2-1»: во время приёма пищи называете 5 цветов, которые вы видите, 4 звука, которые вы слышите, 3 телесных ощущения, которые вы сейчас испытываете, 2 запаха, которые сейчас ощущаете, 1 вкус, который сейчас во рту.
- Не должно быть раздражителей: ТВ, книги, телефона, компьютера, радио и т.п.
- Благодарность за пищу или молитва.
- Радуга на тарелке (продукты не менее 3 цветов).
- «Заземление»: сложить руки, сделать 10 глубоких вдохов и выдохов.
- Укладывать вилку на тарелку, пока жуёте.
- Жевать кусочек 40 раз и только потом глотать.
О. Литвиненко: «Культура питания начинается с высокой самооценки и самоуважения. Если вы действительно хорошо к себе относитесь, уважаете себя, вы не потащите в рот абы что и абы как».
В. Кривошеев: «Свобода выбор меню не менее важна, чем свобода воли, совести, слова, развития личности, передвижения, собраний, демонстраций и всяческих других свобод. В конечном счёте положа руку на сердце признаём – все эти свободы промежуточные. Мы добиваемся их, чтобы в конце концов быть свободным в выборе чего поесть».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»
Классный час на тему:«ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ. ПРОФИЛАКТИКА МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА»...
Классный час (основные понятия)
Функции классного часа, цели, организация...
Классный час.Развитие познавательных способностей. Обобщение и ограничение понятий
Только после упорноготруда появляется талант. (Пословица)Презентация подготовлена по материалам книги Н.А. Криволапова "Внеурочная деятельность.Сборник заданий для развития позновательных способ...
Понятие и смыслы культурологической компетенции
В статье говорится о том, что школа в широком смысле этого слова понимается как важнейший фактор гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Часть...
Классный час «Понятие нравственности через взаимосвязь духовной и социальной сфер общества»
Цель классного часа: формирование понятия нравственность у детей подрасткового возраста с учетом взаимосвязи духовной и социальной сфер общества....
Классный час "Курение и спорт несовместимые понятия"
Классный час «Курение и спорт несовместимые поняти» разработан для студентов 3 курса, цель которого обратить внимание подростков на своё здоровье. Студенты моей группы учатся по специальности «Физичес...
Презентация к уроку на повторение тем: “Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия”
ldquo;Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия&rdquo...