Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы.
методическая разработка (5 класс)

Бахматова Ольга Геннадьевна

Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы

Почти все дети переживают период перехода в среднюю школу.

За летние каникулы они повзрослели, изменилось их восприятие и отношение к учебе. Некоторых родителей эти перемены беспокоят и для того, чтобы вы могли легче найти взаимопонимание со своими детьми надо учитывать особенности этого возраста.  

Кратко хочу ознакомить вас с возрастными особенностями 5 классников.

1. Этот период в жизни детей отличается повышенной утомляемостью.

2. Дети очень эмоциональны и воспринимают  остро любые изменения, особенно их волнует вопрос о «соотношении сил» в классе. Другими словами у ребенка появляется возможность по -новому себя показать в классе. Играть новые роли, проявлять свои лидерские способности. А вот необоснованные запреты они демонстративно игнорируют.

3. Дети тяжело переживают свои  неудачи, положение «худшего в чем-либо».

4.Очень восприимчивы к промахам учителей,

5.Требуют от всех соответствия слова к делу.

6. В этом возрасте дети  очень любознательные, и хорошо, если ребенок занимается активно спортом или интересным  занятием, а ни чем-либо другим. А бывает, что детям интереснее собираться компаниями и пробовать сигареты и алкоголь.  Ведь они считают себя уже взрослыми, хотя ответственность за свои поступки еще не несут.

         У детей в возрасте 12-13 лет повышается авторитет сверстников, их мнение им порой важнее, чем кого-то из взрослых.

 Как школа,  так и родители  хотят, чтобы  ученики пятого класса старались учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

  • умели правильно распределять и планировать свое время.
  • умели общаться с одноклассниками, имели свое мнение  и учитывали мнение других.
  • умели дружить, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  • имели постоянные обязанности дома, помогали родителям;
  • умели предвидеть последствия своих действий.

Но далеко не все пятиклассники способны соответствовать этим требованиям. Ведь раньше на детей возлагалось  больше ответственности и было меньше соблазнов ( компьютерные игры и телепередачи), а сейчас психологический возраст детей у многих не соответствует паспортному. Им тяжело соответствовать, а требования  растут, и обучающие программы становятся шире…

 Хотела бы, спросить у родителей, знают ли они:

  •  Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
  • Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  • Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  • Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

Сравнительная таблица

4 класс

5 класс

1

8 -9 предметов

12 – 14

предметов

2

22 – 26

часа

27 – 34

часов

3

4

учителя

10

учителей

4

1 - 2

часа

2 -2,5

часа

В связи с этим у ребят возникают трудности: надо привыкнуть к каждому учителю.

  •  К новому расписанию;
  • Появилось много новых кабинетов;
  • новый классный руководитель;
  • возрос темп работы и объем работ в классе и д/з задают больше
  • Дети чувствуют ослабление или отсутствие контроля;
  • Становиться более заметно, что дети еще не умеют самостоятельно работать;

Признаки дезадаптации, плохой адаптации, если вы не наблюдаете за своим ребенком того, что я перечислю, значит адаптация проходит успешно: Итак,

  • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • Нежелания выполнять домашние задания.
  • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • Беспокойный сон.
  • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Если вы насчитали  больше 5 признаков,  прошу остаться после собрания и подойти ко мне.

Сначала учебного года наблюдаю за ребятами, провела анкетирование «открытое письмо родителям» на выявление эмоционального благополучия учащихся в школе.

 В среднем по всем 5 классам, результаты хорошие.

На вопрос: В 5 классе учиться стало труднее, чем в 4?  только трое учеников ответили положительно.

На вопрос: Какое у вас настроение, когда вы в школе? Все ответили, что хорошее.

На вопрос о учителях, которые ведут у них уроки -  ни один из учеников не написал, что стесняется  или боится подойти спросить что-либо. В основном все писали, что все учителя хорошие.

 Я планирую в октябре провести еще  анкетирование и диагностику на уровень тревожности детей. Учащимся, которые находятся в неблагоприятном эмоциональном положении,  будет предложено посещение тренинговые занятий на снятие тревожности.

 А сейчас рекомендации: Чем вы как родитель можете помочь своему ребенку?

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  • Если в семье произошли, какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
  • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
  • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.

  • Приучайте его к самостоятельности постепенно.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
  • Помогите ему найти дело по душе.

Уважаемые родители,  проявляйте больше терпения к детям, дарите им больше любви и внимания. Оно им необходимо особенно в этом возрасте.

Желаю вам успехов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ

Слайд 2

Основные виды деятельности человека в период «детство – юность» Дошкольник: ИГРА Младший школьник: учение Подросток: отношения со сверстниками, самоутверждение

Слайд 3

Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения; ребенок легко справляется с программой; степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителями.

Слайд 4

Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка; нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне; стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы; нежелания выполнять домашние задания; негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников; жалобы на те или иные события, связанные со школой; беспокойный сон; трудности утреннего пробуждения, вялость; постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Слайд 5

Проблемы школьной адаптации 1. изменение условий обучения 5 КЛАСС: МНОГО учителей-предметников МНОГО кабинетов МНОГО разных требований Заново завоевать авторитет у МНОГИХ учителей Начальная школа: ОДИН основной учитель ОДИН кабинет ОДИН классный коллектив ОДНИ требования Завоевать авторитет у ОДНОГО учителя

Слайд 6

Памятка для родителей пятиклассника - будите ребёнка спокойно, не торопите(умение рассчитать время – ваша задача, а ребёнок должен видеть вашу улыбку и слышать ласковый голос) - не провожайте ребёнка в школу словами " смотри не балуйся" и т.д., дайте напутствие в форме "постарайся сегодня….", " я верю, что у тебя получится" - не фиксируйте внимание на оценке " почему 4, а не 5", разберите с ребёнком, что не получилось и по какой причине ( забыл, недоучил, не понял ); не сравнивайте его с товарищами, братьями, сёстрами

Слайд 7

Памятка для родителей пятиклассника - не ограничивайте свой интерес обычным вопросом " как прошёл день", каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и беседуйте с ребёнком о школе - выслушивайте своего ребёнка, любые предъявления подростками своих взглядов, мнений принимайте очень бережно, без оценок, с уважением - формируйте положительное отношение к школе отсутствием критики по отношению к педагогам, не подрывайте авторитет других значимых для ребёнка людей (друзей, одноклассников)

Слайд 8

Памятка для родителей пятиклассника - чаще хвалите ребёнка, но так, чтобы он знал, за что - будьте последовательны в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше - доверяйте ребёнку - помогите ему найти дело по душе - постарайтесь поддерживать спокойную, стабильную атмосферу в доме; если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка , поговорите об этом с классным руководителем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы

Презентация для первого собрания родителей, дети которых пришли в пятый класс. Собранный материал поможет обяснить родителям всю важность успешной и скорейшей адаптации детей в пятом классе....

план родительского собрания и рекомендации для родителей по теме: "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Пользуясь данным материалом  можно познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе, предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.Основн...

«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Проблемы, с которыми сталкиваются пятиклассники....

Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым  условиям учебы»...

Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы"

Родительское собрание можно провести в период адаптации пятиклассников к средней школе....

Разработка родительского собрания на тему: "«Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом ... как если бы от этого зависела Ваша жизнь.Л. Кьюби...

родительское собрание в 5 классе «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Цели: 1) выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся; 2) выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем; 3...