Родительское собрание Тема: «Традиции семейного чтения»
учебно-методический материал (5 класс)
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_semeynogo_chteniya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: «Традиции семейного чтения»
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
- совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
- совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.;
- семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;
- после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;
- чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.
После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.
Для возрождения утерянных в последние десятилетия традиции семейного чтения хочу познакомить вас с основными рекомендациями:
1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребенка, семейный разлад);
2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;
3) читать сказку может сам ребенок или кто-то из взрослых; кто именно это будет – определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребенок за советом в случае появления житейских затруднений;
4) если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;
5) если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас ждал; по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи;
6) порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;
7) если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка, бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским, мнением;
8) если ребенок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно; выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло?
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.
Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем:
- в фиксировании того, что рассказывают родители о своих детях и их высказываниях по существу содержания сказки;
- в записи впечатлений детей от сказки, их бесед с куклами, разыгрывании сценок с помощью предметов-заместителей в игровых ситуациях;
- в фиксировании ситуаций, связанных с содержанием сказок (возникающих спонтанно или созданных специально), в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказке;
- в проведении с детьми занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты сказки.
Приемы работы со сказкой могут быть разнообразными:
– обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;
– создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;
– активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы еще поступить; что было бы, если бы…;
– проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;
– проигрывание вариантов решения ситуаций, то есть использование сказки как притчи-нравоучения и т. п.
Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции семейного чтения. Методическая разработка.
Методическая разработка к Открытому уроку чтения. Материалы рекомендованы для организации и проведения Всероссийского урока чтения с учащимися 8-9 классов. Активные участники данного мероприятия - род...
Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...
Развитие традиций семейного чтения: проблемы и перспективы
Статья, поднимающая проблемы развития традиций семейного чтения: проблемы и перспективы...
Протокол родительского собрания: Тема: « Стили семейного воспитания».
Цель родительского собрания:1. содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания.2.способствовать повышению эффективности взаимоотношений межд...
Занятие с родителями «Семейные традиции - семейное чтение»
Тренинговое занятие с родителями "Семейные традиции-семейное чтение"...
Родительское собрание. Тема: «Выбор профессии – дело семейное»
Родительское собрание проводится в виде игры, во время которой родители вместе с детьми определяют профессиональное направление дальнейшей трудовой деятельности....
Родительское собрание. Тема: Стили семейного воспитания
Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителя...