Классный час «Роль семьи в формировании личности ребенка"
классный час (7 класс)

Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

  • формирование нравственного долга детей перед родителями
  • определить роль детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений
  • развивать способности коммуникативного общения
  • развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный  час

 «Роль  семьи  в формировании

личности ребенка

Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

Задачи:

  • формирование нравственного долга детей перед родителями
  • определить роль детского участия в заботах по дому и в создании теплых семейных отношений
  • развивать способности коммуникативного общения
  • развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой

Подготовительный этап:

Песни «Родительский дом», «Погода в доме», «В доме моем».

Оборудование:

  • Плакат с высказыванием:

«Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека»

А.С. Макаренко

  • Плакат – рисунок «7 Я – моя радость»
  • «Дом»: фасад и камин (фасад прикреплен сверху камина)
  • «Тучи» (5 штук) и «солнце»
  • «Поленья дров» (20 штук)
  • «Пламя»

План проведения.

(Ученики садятся на расставленные по кругу стулья.)

  1. Вступительное слово.

Добрый день! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Я не случайно выбрала такую не совсем обычную форму общения – круг.

Как вы думаете – почему?.. Да круг – это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще и возможность некоторое время быть вместе, вот так глаза в глаза, рука к руке. Круг – это гарантия вашей защищенности. Я напомню вам несколько неотложных правил, которые при этом нужно выполнять:

  • В кругу все равны. Можно высказывать любое мнение, не задевая при этом достоинство присутствующих.
  • Говорит один, все слушают, не перебивая.
  • Можно не отвечать на вопрос, если очень не хотите или не можете.

Пролог. Тренинг «Как вы себя чувствуете?»

Чтобы снять некоторое напряжение и волнение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описание погоды постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас. (Все по очереди высказываются.)

Мы сегодня будем, говорить по теме «Всему начало – отчий дом» Чтобы настроится на этот разговор, прослушаем небольшой фрагмент песни «Родительский дом»

Всему начало – отчий дом. У каждого человека есть свой дом.

Что же такое дом? (отвечают все по кругу)

Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни.

Семья – это великий дар. Когда-то Лев Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

Из чего складывается семейное счастье?

Каждому нужно такое место, где не надо притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Такое место твоя семья, дом. (Плакат показать «7Я – моя радость»)

Как вы думаете, почему слово семья состоит из 7 Я?

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя…?

– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я»

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

А сейчас закройте, пожалуйста, глаза и попытайтесь представить.

Перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем не спеша, любуясь многообразием цветов, заботливо выращенных хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам резного крыльца, мы попадаем в дом. Тепло и уютом повеяло на нас от потрескивания дров в камине, от запаха пирогов, от свежеиспеченного хлеба, дымящегося кофе…

Откройте глаза.

Вам понравился этот дом?

Теперь разведем очаг и согреем наш дом. (Снимаю «фасад дома», под ним виден «камин».) У нас есть дрова, их надо положить в камин и развести огонь.

(поочередно выходят дети, читают надписи на дровах и отвечают на вопрос: Кто эту выполняет обязанность у вас дома?)

Надписи на «поленьях дров» (с обратной стороны)

  1. стирать
  2. приготовить обед
  3. мыть обувь
  4. ухаживать за домашними животными
  5. готовить ужин
  6. пылесосить в доме
  7. готовить завтрак
  8. поливать комнатные растения
  9. заниматься с младшими братьями, сестрами
  10. вынести мусор
  11. подоить корову
  12. сходить в магазин
  13. прополоть грядку
  14. отнести бабушке продукты
  15. вымыть посуду
  16. вымыть полы
  17. вскопать грядки
  18. погулять на улице
  19. принести воду
  20. заправит кровать

В «камин» положены все «поленья», прикрепляю и «пламя».

И вот уже весело потрескивают дров в камине, теплом и светом наполняется наш дом.

Обратите внимание, чьими стараниями это достигается в ваших семьях: большую часть домашних забот выполняет … И все-таки пример современных семей опровергает отчасти стихотворение о Еве.

Если каждый член семьи имеет свой участок работы, тогда в доме есть уют, тепло и гармония.

Там, где все заботы по дому лежат на женских плечах, домашние обедняют себя радостями, там, как правило, царят раздражение, непонимание, разрыв в общении.

Мы сейчас определим, какие бывают семьи. (Разделим участников на 4 команды по принципу: зима, весна, лето, осень. Пересели.)

Командам необходимо придумать прилагательные к слову «семья»:

  1. «С» – счастливая, славная, спортивная, современная, симпатичная…
  2. «Е» – единая, единственная, единомыслящая, …
  3. «М» – маленькая, милая, музыкальная, многодетная, мечтательная, …
  4. «Я» – ясная, яркая, языковедческая, …

В народных пословицах и поговорках хорошо связано о том, что не так-то просто поддерживать семейный очаг, семейное тепло. Я сейчас буду говорить начало пословиц, а вы должны их закончить.

 В гостях хорошо, а дома лучше

 Дом вести, не бородой трясти.

 Без хозяина дом сирота.

 Дом невелик, да лежать не велит.

 Дом построить – не шапку на голову надеть.

 Домой придешь – хлеб- соль найдешь.

 Домом жить – обо всем тужить.

 Не красна изба углами, а красна пирогами.

(тихо начинает звучать начало песни «Погода в доме»)

 В семье разлад, так и дому не рад.

 Согласную семью и горе не берет.

 Не нужен клад, когда в семье лад.

Продолжает звучать песня.

Обратите внимание на слова этой песни.

Что является причиной непогоды в доме? Как вы думаете?

Назовите, какие ваши черты характера могут вызвать непогоду в доме?

А теперь разгоним тучи над домом (ученики снимают «тучи», читают надписи на них и откладывают в сторону.) Надписи на тучах: лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость.

Вот уже засияло солнышко (прикрепляю «солнце» над домом)

Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме зависит во многом и от вас самих и вашего поведения…

Опыт человечества, отраженный в христианской нравственности гласит: «Почитай отца своего и мать», – эта первая заповедь с обещаниями. В послании апостола Павла Ефесянам сказано « почитай», не сказано «люби». Чувствуете разницу? Речь идет о долге перед родителями. Любить можно и безотчетно, долг не требует осмысления и душевной работы. Искра тепла к старшим и уважения к ним должна быть всегда сохранена. Эта будет и примером нравственного долга.

На Руси это издавна чтиво,

Что в нашей, наверно, крови:

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаниях, в скитаниях, в любви.

Чтоб, его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Все же исповедь вспоминалась.

Мы не просто вдвоем, мы – семья.

Чтобы мудрость в себе находила.

Распрямясь перед сыновним лицом.

Повторить с материнской силой:

«Посоветуйся, сын, с отцом!»

Чтоб все страхи, снося в одиночку,

Говорила, измаясь, в конец:

«Обними-ка отца, слышишь дочка,

Что-то нынче устал наш отец…»

И глядела бы с явной отрадой,

Как теплеет любимого взгляд.

Когда сядут за стол они рядом,

Как сегодня, к примеру, сидят…

Мы едины любовью и верой,

Мы едины землей и трудом.

И распахнуты дружеству двери

В наш добротный, устойчивый дом.

Т. Кузовлева.

Предлагаю поразмыслить над следующими вопросами:

  1. Довольны ли вы тем, как живут ваши папа с мамой?
  2. Хотите ли вы, чтобы ваш брак был таким же? Почему?
  3. С кем из родителей у вас больше сходства в характере?
  4. Из-за чего ссорятся ваши родители?
  5. К кому вы чаще обращаетесь со своими проблемами?
  6. Возникают ли у вас разногласия с родителями?
  7. Как часто родители навязывают вам свои советы?

Раздать листы и карандаши.

А теперь еще одно задание. В листочках «Дети советуют родителям» пометьте карандашом те пункты, которые вы хотели бы посоветовать вашим родителям.

Я надеюсь, что последний пункт пометили все присутствующие. У вас есть уникальная возможность, придя домой, дать свой совет родителям.

Подведение итога.

Повторим упражнение, с которого начали встречу.

Кратко, с помощью описания погоды сообщите: как изменилось у вас настроение? Как вы себя чувствуете? Что у вас на душе?

И еще прошу вас высказать мнение о сегодняшней встрече: что понравилось, что не понравилось, что больше всего запомнилось?

Я в свою очередь хочу выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспомнили, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным.

Всего вам доброго!

Анкета для родителей.

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли «по личным делам»?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  6. Проверяете ли вы, как учат они уроки?
  7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения7
  8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  9. На «детских праздниках» – предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, газеты, журналы?
  11. А просмотренные телевизионные передачи фильмы, спектакли?
  12. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
  14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

За каждое «да» – 2 балла,

«отчасти, иногда» – 1 балл

« нет» – 0 баллов.

От 10 – 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и общей интерпретацией. Можно поинтересоваться, ожидали ли вы подобных данных?

Анкета для учащихся.

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?
  2. Говорят ли с вами родители по душам, советуются ли с вами «по личным делам»?
  3. Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?
  4. Знают ли родители ваших друзей?
  5. Участвуете ли вы в хозяйственных заботах вместе с родителями?
  6. Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы учите уроки?
  7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия и увлечения?
  8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам?
  9. Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?
  10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, газеты, журналы?
  11. А просмотренные телевизионные передачи фильмы, спектакли?
  12. Бываете ли вы вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13. Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах?
  14. Нравиться ли вам проводить отпуск вместе с родителями или нет?

За каждое «да» – 2 балла,

«отчасти, иногда» – 1 балл

« нет» – 0 баллов.

Тест № 1 для родителей «Какой вы родитель?»

Отметьте те фразы, которые вы часто используете в своей семье.

  1. Сколько раз тебе повторять!
  2. Посоветуй мне, пожалуйста.
  3. Не знаю, чтобы я без тебя сделал (а)
  4. И в кого ты только такой (я) уродился (ась)!
  5. Какие у тебя занимательные друзья!
  6. Ну на кого ж ты похож (а)!
  7. Вот я в твое время!
  8. Ты моя опора и помощник (ца)!
  9. Ну что за друзья у тебя!
  10. О чем ты только думаешь!
  11. Какая ты у меня умница!
  12. А ты как считаешь, сынок (доченька)?
  13. У всех дети как дети, а ты?
  14. Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая)!

Оцените результаты, поставив себе 2 балла за ответы в № 1, 4, 6, 7, 9, 10, 13 и 1 балл за все остальные ответы.

7-8 баллов. Живете душа в душу. Ребенок любит и уважает вас.

9 -10 баллов. Вы непоследовательны в общении. Ребенок вас уважает, но не всегда откровенен.

11 – 12 баллов. Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви.

13 – 14 баллов. Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени.

Тест №2: «Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»

  1. Сколько новых учебных предметов у вашего ребенка добавилось в этом учебном году?

А) 4

Б) 3

В) 2

2. Знаете ли вы всех преподавателей, работающих в классе, где учится ваш ребенок?

А) знаю всех

Б) знаю наполовину

В) знаю лишь некоторых

3. Сколько раз вы просматриваете тетради (учебники) ребенка ради интереса?

А) постоянно

Б) 1-2 раза в четверть

В) ни разу

4. Если вы обнаружили, что ребенок испытывает трудности по одному или нескольким предметам, и не способны ему помочь, что вы будете делать?

А) обращусь за помощью к учителям

Б) пойду к завучу

В) заставлю ребенка более серьезно учить предмет

5. Знаете ли вы интересы (увлечения) своего ребенка?

А) да, знаю

Б) частично

В) догадываюсь, но точно не знаю

6. Знаете ли вы, где и с кем ребенок проводит свое свободное время?

А) да

Б) иногда

В) нет, но догадываюсь.

Подсчитайте количество высказываний А,Б,В.

Если лидирует ответ А: Вы знаете, что ребенок нуждается в вашей помощи, и оказываете эту помощь своевременно.

Если ликвидирует ответ Б: Вас волнуют проблемы, но неурядицы с учебой могут привести к дестабилизации всей остальной деятельности ребенка.

Если ликвидирует ответ В: Вы и другие члены вашей семье должны помочь ребенку.

Ответив на поставленные вопросы, мы увидели причины вашей проблемы и теперь вы уже знаете, ходит ли ваш ребенок в школу с удовольствием или нет, зависит не только от школы, но и от семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности «Здоровый ребенок – успешный ребенок» для 5 классов. ФГОС второго поколения.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся....

План – конспект занятия программы «Здоровый ребенок успешный ребенок» для учащихся 5В класса.

Тема: Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности на кружке ритмическая гимнастика....

"Безопасность вашего ребенка или как уберечь ребенка от насилия"

Выступление на родительском собрании.Цель: напомнить родителям правила поведения, которые помогут уберечь ребенка от насилия....

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.

Цель: изучение данных документов....