Как подготовить родительское собрание
методическая разработка (9 класс)

Шкилева Ирина Ивановна

внеклассная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovit_roditelskoe_sobranie.rar253.9 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»

Подготовила:

классный руководитель 10 «Б» класса

Шкилёва И.И.

Атемар 2006-2007 учебный год


        Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний; это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.

Собрания рекомендуется проводить в начале учебного года и по окончании каждой учебной четверти. Но бывают и внеплановые собрания, вызванные обстоятельствами, требующими неотложного разговора с родителями.

        Практика показывает, что классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда они посвящаются не только подведению итогов успеваемости учащихся, но и обсуждению актуальных педагогических проблем. На таких собраниях обсуждение успеваемости не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме. Тематика собраний самая разнообразная.

        Иногда в родительских собраниях рекомендуется принимать участие и учащимся. Формы их участия бывают разные: выставки ученических работ, концерты художественной самодеятельности, спортивные представления и другие. Лучше не проводить совместных собраний в форме разбора дисциплинарных дел, отчета неуспевающих учащихся, ибо подобные собрания, как правило, приносят больше вреда, чем пользы.

        На собраниях, конечно, нельзя ограничиваться лишь отчетом и лекцией в соответствии с темой. Можно организовать обмен опытом семейного воспитания, подключить родителей к подготовке и проведению собрания. Рекомендуется оповестить родителей заранее о повестке дня собрания, порекомендовать прочитать статьи в журналах «Семья и школа», «Здоровье», «Воспитание школьников» по теме собрания.

        Перед  собранием в классе можно  подготовить с детьми  «молнии» - благодарности родителям за активность в работе с классом, вручаю  на собраниях благодарности тем родителям, которые уделяют много внимания воспитанию детей в семье. За воспитание трудолюбия, за привитие навыков культурного поведения, за физическую закалку, за эстетическое и музыкальное воспитание  и много за что еще можно поощрить родителей. А это как раз то, что ободрит родителя, вселит в него уверенность в его воспитательных возможностях его ребенка.

Виды родительских собраний:

  • организационные;
  • аналитические;
  • итоговые;
  • комбинированные.

                

Формы собраний:

  • БЕСЕДЫ И ЛЕКЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • КОНСУЛЬТАЦИИ.
  • ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ.
  • ВСТРЕЧИ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ.
  • КОНФЕРЕНЦИИ.
  • ДЕЛОВАЯ ИГРА

БЕСЕДЫ И ЛЕКЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

        С целью пропаганды педагогических знаний  проводятся беседы и лекции для родителей на педагогические темы. Их содержание зависит от запросов и интересов родителей, от конкретных задач воспитания и обучения. Например, можно провести лекции на такие темы: «Поговорим о вредных привычках», «Трудовое воспитание в семье», «Педагогика и жизнь» и т.д. С беседами и лекциями перед родителями выступаю не только классный руководитель, но и руководители школ, учителя, школьная медсестра, библиотекарь, специалисты предприятий.

КОНСУЛЬТАЦИИ.

        На лекциях родители не всегда могут получить ответы на интересующие их вопросы. В большой аудитории они стесняются или не имеют возможности спросить лектора. Поэтому классному руководителю рекомендуется проводить систематические консультации по вопросам воспитания детей.

Во время консультации родители беседуют с опытным педагогом и психологом по любому вопросу, проверяют свое мнение, убеждаются в правильности или неправильности своих методов воспитания.

        Родителей обычно интересуют такие вопросы, как послушание детей, преодоление капризов и упрямства, воспитание нервного ребенка, борьба с ленью и неорганизованностью школьника. Чтобы ответить на эти вопросы, консультанты выясняют особенности характера детей и условия семейно воспитания. Это позволяет дать более конкретные ответы на вопросы родителей.

ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ.

        Такие вечера целесообразно проводить по определенным темам. Вопросы лучше задать в письменном виде заранее. Но дополнительные вопросы могут быть заданы и в устной форме на вечере. Для ответов на вопросы привлекаются не только учителя, но и психолог, медик, юрист и другие специалисты. К вечеру можно продумать и подготовить тематическую стенгазету, фотогазету, список и выставку рекомендуемой литературы.

ВСТРЕЧИ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ.

        Большую пользу принесут встречи за круглым столом. Например, тема встречи «Человек, которому я верю» (Участие отцов  в воспитании детей). Готовясь к «круглому столу»,  заранее предлагается папам анкета:

  1. Для чего человеку нужен отец?
  2. Есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?
  3. Знаете ли вы друзей ваших детей?  Бывают ли они у вас дома?  Какие у них интересы?
  4. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах, семейных праздниках?
  5. Проверяете ли вы, когда они учат уроки?
  6. Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги?
  7. Участвуете ли вместе в прогулках, походах?  Проводите ли с семьей отпуск?

А учащиеся заполняют свою анкету:

1. Какие слова папы и общие с ним дела тебе больше всего запомнились?

2. Чему тебя научил папа?

3. Ты когда-нибудь обманывал своего отца?  Почему?

4. Бывает ли папа к тебе несправедлив?

5. Что тебе нравится в папе?  Вы с ним друзья?

6. Что, по-твоему, нужно изменить папе в его характере и поведении?

        Собранный материал без указания имен и фамилий используется в выступлении на «круглом столе». В нем же ставятся перед родителями вопросы для дискуссии, подводится итог.

        К встрече готовится музыкальный фон в зале, который помогает снять напряжение с родителей и создать настрой на беседу, откровенный разговор. Уместны фотостенд «Мы с папой».

КОНФЕРЕНЦИИ

Родители  приходят на собрание и садятся группами, объединяясь вокруг какого-то вопроса. Выступают по желанию.

        Заранее классный руководитель просит подготовиться некоторых родителей.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Участники игры делятся на команды, занимают рабочие столы, создаётся экспертная группа: школьный психолог, опытный учитель, 2-3 ученика класса.

Обыгрываются типичные проблемные ситуации, возникающие при общении с детьми. Работа в мастер-классе проводится в форме монолога учителя, он рассказывает о том, как решал проблемные ситуации, связанные с воспитанием детей.

         Экспертная группа комментирует работу команд, отмечает наиболее интересные решения проблем, благодарит родителей за участие в игре.

Алгоритм подготовки родительского собрания.

  1. Выбор темы и формы проведения.
  • возрастные особенности детей;
  • преобладание типов семей;
  • уровень образованности и заинтересованности родителей;
  • проблемы классного коллектива.
  1. Подготовительная работа.
  • изучение научно-методической литературы;
  • анализ документации;
  • проведение микроисследования;
  • определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и  приёмов организации работы его участников;
  • объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
  • запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
  • приглашение родителей и других его участников;
  • привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
  • оформление и оборудование места проведения собрания.
  1. Рекомендации по проведению.
  • оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе;
  • оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
  • оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
  1. Структура проведения.
  • Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
  • Анализ развития детей за определённый период (личностные изменения: проблемы, возникшие между детьми; данные диагностик; учебная деятельность: уровень мотивации, достижения, проблемы).
  • Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетенции).

Внеучебная проблема:

  • выделяем существенную (возникшую) проблему;
  • определяем причины её возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон);
  • предпринимаем попытку её теоретического разрешения, обсуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия.

Учебная проблема:

  • выделяется характер затруднений детей при освоении учебного курса;
  • анализируются причины затруднений;
  • идёт совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;
  • даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
  • лучше взять одну, но конкретную проблему и проработать её досконально!!!
  • Принятие решений собрания.
  • Индивидуальные консультации с родителями.

Методические рекомендации по проведению родительских собраний:

  1. Как пригласить родителей на собрание?
  • записать в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей;
  • звонок по телефону;
  • использование дружеских связей родителей;
  • приглашение на отдельном листке с указанием темы4
  • индивидуальное приглашение, набранное на компьютере;
  •  приглашение с интригующим вопросом или с просьбой подготовиться к выступлению;
  • стихотворная открытка;
  • приглашение с помощью родительского комитета.
  1. Как начать собрание и расположить родителей к разговору?
  • использование цитат, эпиграфов;
  • поприветствовать и поблагодарить родителей;
  • лирическое начало (стихи, инструментальная музыка);
  • знакомство родителей с проблемой и регламентом;
  • по-особому (необычно) рассадить родителей;
  • выставка творческих работ учащихся;
  • реклама педагогической литературы;
  • видеоролик о жизни класса или выступление детей;
  • начать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителей;
  • отметить работу родительского комитета;
  • выразить радость от общения с родителями и их детьми.
  1. Как сообщить родителям об успеваемости ребёнка, не афишируя его неуспеваемость на весь класс?
  • с хорошего начать и хорошим закончит;
  • выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей;
  • о плохом сказать в общем, не называя фамилий;
  • в плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всех;
  • о хорошем - вслух, о недостатках – индивидуально;
  • показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий.
  1. Родительский комитет сегодня, его функции:
  • проведение родительских собраний;
  • представление класса перед администрацией школы;
  • оказание психологической и иной помощи неполным семьям;
  • сбор денежных средств;
  • организация общих дел и праздников;
  • помощь в ремонте кабинета;
  • профилактические беседы с отдельными учащимися и родителями;
  • организация походов и экскурсий;
  • посещение квартир нерадивых учеников и неблагополучных семей;
  • решение о материальном поощрении учащихся за учёбу, спортивную и иные виды деятельности;
  • ведение летописи класса, помощь в оформлении стендов, газет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя»  Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жиз...

Родительское собрание "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам."

Познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации, проанализировать подготовленность детей к предстоящей аттестации и дать рекомендации родителям по оказании помощи детям в период подго...

Родительское собрание "Как помочь ребёнку успешно подготовиться к ГИА"

Разработка поможет классному руководителю в проведении родительского собрания "Как помочь ребёнку успешно подготовиться к ГИА".В данной разработке рассказывается в чём кроется залог успешной сдачи экз...

Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?»

Помочь родителям и учащимся преодалеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами...

Выступление на родительском собрании по теме "Как помочь детям подготовиться к экзаменам"

Материалы содержат рекомендации для родителей по организации и планированию эффективных занятий, режима дня и отдыха, а также психологической поддержки детей в период подготовки учащихся к ЕГЭ и ...

Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя»   Вопросы для обсуждения: 1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год. 2. Подготовить родителей учащихся к н...