Как подготовить родительское собрание
методическая разработка (9 класс)
Предварительный просмотр:
МОУ «Атемарская средняя общеобразовательная школа»
Подготовила:
классный руководитель 10 «Б» класса
Шкилёва И.И.
Атемар 2006-2007 учебный год
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний; это школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
Собрания рекомендуется проводить в начале учебного года и по окончании каждой учебной четверти. Но бывают и внеплановые собрания, вызванные обстоятельствами, требующими неотложного разговора с родителями.
Практика показывает, что классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда они посвящаются не только подведению итогов успеваемости учащихся, но и обсуждению актуальных педагогических проблем. На таких собраниях обсуждение успеваемости не самоцель, а мостик к той или иной педагогической проблеме. Тематика собраний самая разнообразная.
Иногда в родительских собраниях рекомендуется принимать участие и учащимся. Формы их участия бывают разные: выставки ученических работ, концерты художественной самодеятельности, спортивные представления и другие. Лучше не проводить совместных собраний в форме разбора дисциплинарных дел, отчета неуспевающих учащихся, ибо подобные собрания, как правило, приносят больше вреда, чем пользы.
На собраниях, конечно, нельзя ограничиваться лишь отчетом и лекцией в соответствии с темой. Можно организовать обмен опытом семейного воспитания, подключить родителей к подготовке и проведению собрания. Рекомендуется оповестить родителей заранее о повестке дня собрания, порекомендовать прочитать статьи в журналах «Семья и школа», «Здоровье», «Воспитание школьников» по теме собрания.
Перед собранием в классе можно подготовить с детьми «молнии» - благодарности родителям за активность в работе с классом, вручаю на собраниях благодарности тем родителям, которые уделяют много внимания воспитанию детей в семье. За воспитание трудолюбия, за привитие навыков культурного поведения, за физическую закалку, за эстетическое и музыкальное воспитание и много за что еще можно поощрить родителей. А это как раз то, что ободрит родителя, вселит в него уверенность в его воспитательных возможностях его ребенка.
Виды родительских собраний:
- организационные;
- аналитические;
- итоговые;
- комбинированные.
Формы собраний:
- БЕСЕДЫ И ЛЕКЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- КОНСУЛЬТАЦИИ.
- ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ.
- ВСТРЕЧИ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ.
- КОНФЕРЕНЦИИ.
- ДЕЛОВАЯ ИГРА
БЕСЕДЫ И ЛЕКЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
С целью пропаганды педагогических знаний проводятся беседы и лекции для родителей на педагогические темы. Их содержание зависит от запросов и интересов родителей, от конкретных задач воспитания и обучения. Например, можно провести лекции на такие темы: «Поговорим о вредных привычках», «Трудовое воспитание в семье», «Педагогика и жизнь» и т.д. С беседами и лекциями перед родителями выступаю не только классный руководитель, но и руководители школ, учителя, школьная медсестра, библиотекарь, специалисты предприятий.
КОНСУЛЬТАЦИИ.
На лекциях родители не всегда могут получить ответы на интересующие их вопросы. В большой аудитории они стесняются или не имеют возможности спросить лектора. Поэтому классному руководителю рекомендуется проводить систематические консультации по вопросам воспитания детей.
Во время консультации родители беседуют с опытным педагогом и психологом по любому вопросу, проверяют свое мнение, убеждаются в правильности или неправильности своих методов воспитания.
Родителей обычно интересуют такие вопросы, как послушание детей, преодоление капризов и упрямства, воспитание нервного ребенка, борьба с ленью и неорганизованностью школьника. Чтобы ответить на эти вопросы, консультанты выясняют особенности характера детей и условия семейно воспитания. Это позволяет дать более конкретные ответы на вопросы родителей.
ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ.
Такие вечера целесообразно проводить по определенным темам. Вопросы лучше задать в письменном виде заранее. Но дополнительные вопросы могут быть заданы и в устной форме на вечере. Для ответов на вопросы привлекаются не только учителя, но и психолог, медик, юрист и другие специалисты. К вечеру можно продумать и подготовить тематическую стенгазету, фотогазету, список и выставку рекомендуемой литературы.
ВСТРЕЧИ ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ.
Большую пользу принесут встречи за круглым столом. Например, тема встречи «Человек, которому я верю» (Участие отцов в воспитании детей). Готовясь к «круглому столу», заранее предлагается папам анкета:
- Для чего человеку нужен отец?
- Есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми?
- Знаете ли вы друзей ваших детей? Бывают ли они у вас дома? Какие у них интересы?
- Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах, семейных праздниках?
- Проверяете ли вы, когда они учат уроки?
- Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанные книги?
- Участвуете ли вместе в прогулках, походах? Проводите ли с семьей отпуск?
А учащиеся заполняют свою анкету:
1. Какие слова папы и общие с ним дела тебе больше всего запомнились?
2. Чему тебя научил папа?
3. Ты когда-нибудь обманывал своего отца? Почему?
4. Бывает ли папа к тебе несправедлив?
5. Что тебе нравится в папе? Вы с ним друзья?
6. Что, по-твоему, нужно изменить папе в его характере и поведении?
Собранный материал без указания имен и фамилий используется в выступлении на «круглом столе». В нем же ставятся перед родителями вопросы для дискуссии, подводится итог.
К встрече готовится музыкальный фон в зале, который помогает снять напряжение с родителей и создать настрой на беседу, откровенный разговор. Уместны фотостенд «Мы с папой».
КОНФЕРЕНЦИИ
Родители приходят на собрание и садятся группами, объединяясь вокруг какого-то вопроса. Выступают по желанию.
Заранее классный руководитель просит подготовиться некоторых родителей.
ДЕЛОВАЯ ИГРА
Участники игры делятся на команды, занимают рабочие столы, создаётся экспертная группа: школьный психолог, опытный учитель, 2-3 ученика класса.
Обыгрываются типичные проблемные ситуации, возникающие при общении с детьми. Работа в мастер-классе проводится в форме монолога учителя, он рассказывает о том, как решал проблемные ситуации, связанные с воспитанием детей.
Экспертная группа комментирует работу команд, отмечает наиболее интересные решения проблем, благодарит родителей за участие в игре.
Алгоритм подготовки родительского собрания.
- Выбор темы и формы проведения.
- возрастные особенности детей;
- преобладание типов семей;
- уровень образованности и заинтересованности родителей;
- проблемы классного коллектива.
- Подготовительная работа.
- изучение научно-методической литературы;
- анализ документации;
- проведение микроисследования;
- определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приёмов организации работы его участников;
- объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
- запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
- приглашение родителей и других его участников;
- привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
- оформление и оборудование места проведения собрания.
- Рекомендации по проведению.
- оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе;
- оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
- оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
- Структура проведения.
- Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно – благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
- Анализ развития детей за определённый период (личностные изменения: проблемы, возникшие между детьми; данные диагностик; учебная деятельность: уровень мотивации, достижения, проблемы).
- Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетенции).
Внеучебная проблема:
- выделяем существенную (возникшую) проблему;
- определяем причины её возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон);
- предпринимаем попытку её теоретического разрешения, обсуждаем любые варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия.
Учебная проблема:
- выделяется характер затруднений детей при освоении учебного курса;
- анализируются причины затруднений;
- идёт совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;
- даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
- лучше взять одну, но конкретную проблему и проработать её досконально!!!
- Принятие решений собрания.
- Индивидуальные консультации с родителями.
Методические рекомендации по проведению родительских собраний:
- Как пригласить родителей на собрание?
- записать в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей;
- звонок по телефону;
- использование дружеских связей родителей;
- приглашение на отдельном листке с указанием темы4
- индивидуальное приглашение, набранное на компьютере;
- приглашение с интригующим вопросом или с просьбой подготовиться к выступлению;
- стихотворная открытка;
- приглашение с помощью родительского комитета.
- Как начать собрание и расположить родителей к разговору?
- использование цитат, эпиграфов;
- поприветствовать и поблагодарить родителей;
- лирическое начало (стихи, инструментальная музыка);
- знакомство родителей с проблемой и регламентом;
- по-особому (необычно) рассадить родителей;
- выставка творческих работ учащихся;
- реклама педагогической литературы;
- видеоролик о жизни класса или выступление детей;
- начать собрание с результатов анкетирования учащихся, родителей;
- отметить работу родительского комитета;
- выразить радость от общения с родителями и их детьми.
- Как сообщить родителям об успеваемости ребёнка, не афишируя его неуспеваемость на весь класс?
- с хорошего начать и хорошим закончит;
- выдать оценки на листочках, а на обороте советы и рекомендации для родителей;
- о плохом сказать в общем, не называя фамилий;
- в плохих учениках найти хорошее и похвалить их за что-то при всех;
- о хорошем - вслух, о недостатках – индивидуально;
- показать родителям тетради с хорошими и плохими работами детей, не называя фамилий.
- Родительский комитет сегодня, его функции:
- проведение родительских собраний;
- представление класса перед администрацией школы;
- оказание психологической и иной помощи неполным семьям;
- сбор денежных средств;
- организация общих дел и праздников;
- помощь в ремонте кабинета;
- профилактические беседы с отдельными учащимися и родителями;
- организация походов и экскурсий;
- посещение квартир нерадивых учеников и неблагополучных семей;
- решение о материальном поощрении учащихся за учёбу, спортивную и иные виды деятельности;
- ведение летописи класса, помощь в оформлении стендов, газет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам
«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя» Вопросы для обсуждения:1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.2. Подготовить родителей учащихся к новой жиз...
Родительское собрание "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам."
Познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации, проанализировать подготовленность детей к предстоящей аттестации и дать рекомендации родителям по оказании помощи детям в период подго...
Родительское собрание "Как помочь ребёнку успешно подготовиться к ГИА"
Разработка поможет классному руководителю в проведении родительского собрания "Как помочь ребёнку успешно подготовиться к ГИА".В данной разработке рассказывается в чём кроется залог успешной сдачи экз...
Родительское собрание «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам?»
Помочь родителям и учащимся преодалеть психологические трудности, связанные с предстоящими экзаменами...
Родительское собрание на тему: «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».
В помощь классному руководителю....
Выступление на родительском собрании по теме "Как помочь детям подготовиться к экзаменам"
Материалы содержат рекомендации для родителей по организации и планированию эффективных занятий, режима дня и отдыха, а также психологической поддержки детей в период подготовки учащихся к ЕГЭ и ...
Родительское собрание в 9-ом классе. Тема собрания: Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам
«Экзамен — проверка знаний ученика и мудрости преподавателя» Вопросы для обсуждения: 1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год. 2. Подготовить родителей учащихся к н...