Сценарий урока памяти жертв политических репрессий.
классный час

Урок памяти жертв политических репрессий

«Люди, помните!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pamyati.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок памяти жертв политических репрессий

«Люди, помните!»

 Эпиграф: «Не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человеке  все человеческое…»     Академик А.Д. Сахаров

Актуальность темы: Осознать, понять  корни тех явлений, которые обрушились страшной неизбежной волной на нашу страну в период сталинского режима. Для того, чтобы жить в демократической и независимой, свободной и открытой стране, нужно не допустить повторения  репрессий, тех страшных страниц истории, событий, отголоски которых возникают и в наши дни.

Цели  урока:

* Актуализация  исторических событий, связанных с « культом личности» в аспекте современности, переосмысление  прошлого. Познакомить учащихся с трагическими  страницами истории, сталинскими репрессиями. Сформировать представление о характере и специфике репрессий в Бурятии.

* Раскрыть последствия репрессий для Бурятии: как не допустить повторения этих страшных событий.

* Способствовать формированию и развитию умений: понимать и видеть актуальность этой проблемы, воспринимать исторические события как личностно значимые, уметь анализировать и делать выводы, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к чужому мнению

* Пробудить интерес к истории своего родного края, своей родины.

* Воспитывать  у учащихся чувства ответственности за судьбу своего народа, своей страны, неприятие насильственных методов решения проблем.

Задачи: 

* Раскрыть понятийный аппарат

* Рассмотреть  отражение исторических событий в творчестве: А. Солженицына, В. Шаламова, А. Платонова

 * « В будущее через прошлое» - уроки прошлого для  наших современников.

Опережающее домашнее задание:

  1. исследовательская работа по местному краеведческому материалу и оформление слайдов, поисковая работа учеников,  основанная на архивах  и оформление презентации о репрессированных.
  2. подготовка сообщений учеников.

Место проведения: Национальная библиотека им. Горького

Форма проведения: Урок в форме устного журнала

Оборудование:  Мультимедийное   оборудование

                           Краеведческий материал (журналы, статьи, альбомы, архивные документы)

План урока:

  1. Вступительное слово  члена  Ассоциации жертв политических репрессий по Советскому району Х.М. Ринчиновой.
  2. Выступление преподавателя БГУ М.Д. Данчиновой.
  3. Сообщение студентов  филологического факультета БГУ
  4. 1 страница - Историческая
  5. 2 страница – Репрессии, Культ личности
  6. 3 страница – Жертвы Репрессий
  7. 4 страница – Литературная
  8. 5 страница – Репрессии в Бурятии
  9. 6 страница – Диссидентство
  10. 7 страница – Современный мир
  11. Минута молчания
  12.  Вальс в исполнении учащихся  школы №4

На уроке присутствуют гости: Бичиханов Михаил Петрович- председатель Бурятской АЖПР, Паркина Лариса Савельевна- член правления Бурятской АЖПР, Шабакова  Алла Сергеевна -член Президиума Бурятской АЖПР члены АЖПР Советского отделения: Бахлина Маина Афанасьевна, Занданова Клара Трофимовна, Малханов Николай Алексеевич, Нилова Тамара Александровна, Степанова Валентина Михайловна, Ринчинова Христина Марковна, Данчинова Марина Даниловна, кандидат филологических наук, доцент БГУ, студенты БГУ, сотрудники Национальной библиотеки.        

За гремучую доблесть грядущих веков

За высокое племя людей,

Я лишился и чаши на пире отцов.

И веселья, и чести своей.

Мне на плечи кидается век – волкодав.

Но не волк я по крови своей:

Запихай меня лучше, как шапку, в руках

Жаркой шубы сибирских степей…

Чтоб не видеть ни труса, ни хлипкой грязцы,

Ни кровавых костей в колесе:

Чтоб сияли всю ночь голубые песцы

Мне в своей первобытной красе.

Уведи меня в ночь, где течет Енисей

И сосна до сосны достает.

Потому что не волк я по крови своей

И меня только равный убьет.

Ведущий: В эти дни все мировое сообщество отмечает знаменательную дату – День памяти жертв политических репрессий.

Разрешите предоставить слово члену Ассоциации жертв политических репрессий Х.М. Ринчиновой.

Далее  слово  предоставляется преподавателю БГУ, к.ф.н.  М.Д. Данчиновой и  студентам  филфака БГУ.

1 страница. Историческая

Репрессии – от латинского «подавление» - это карательные мероприятия, наказания, имеющие целью подавить, положить конец чему – либо, исходящая от государственных органов  власти.   В ХХ веке наиболее  жестокую и бесчеловечную форму они приняли в трех странах:  Германии, Италии, России.  В этих странах характерной чертой  правящей партии и лидера, является стремление подчинить всех воле одного человека. Любые несогласия с политикой и идеологией  рассматривались как антиобщественные, антинародные, заслуживающие сурового наказания. В Германии и Италии,  репрессировали, т. е. расправлялись   с  теми, чье мнение не совпадало с мнениями вождя. В Германии – А. Гитлер, в Италии - Б. Муссолини, в СССР – И. Сталин. В Германии  немецкий нацизм, провозглашавший арийскую расу высшей, призванной осуществлять руководство над другими народами, которые объявлялись неполноценными.  Адольф Гитлер отличался от большинства политических деятелей  - он был фанатиком своей идеи – величия германской нации и  не останавливается  ни перед чем, обрек миллионы людей на гибель, уничтожил их в концлагерях. Бенито Муссолини – глава правительства Италии, возглавил  ядро фашистского движения в Италии. Иосиф  Виссарионович Сталин  лидер правящей партии России, укреплял свою власть, служили террор и репрессии.

2  Страница. Репрессии и Культ Личности

Ведущий:  Кто становился жертвами политических репрессий и связан ли культ личности с репрессиями?

Ответы учеников:    

 1. Система, созданная лидером и правящей партией    расправляется с людьми, которые противостояли и были против данной системы, это была расправа с инакомыслием в любых ее проявлениях.

2. Причина  проведения репрессий, конечно в первую очередь желание уничтожить  ненужных «враждебных» людей в обществе, чтобы никто не смог помешать проведению политики и укреплению власти.  

3. Политические репрессии возможны,  когда возникают условия для их проведения – это, в первую очередь, власть одного сильного и амбициозного человека, который пытается установить и укрепить свою власть любой ценой, не соблюдая  моральные нормы, несоблюдение прав и свободы человек, уничтожение духовных ценностей, массовые убийства без суда и следствия, уничтожения в человеке личности и индивидуальности.

4. Репрессии возможны,  когда устанавливается  режим правления одной партии и лидера, который позиционирует себя « вождем народа». При тоталитаризме  государство регулирует и  контролирует все сферы жизни человек, через цензуру, слежку, доносы, т.е. устанавливается «Культ личности».  Политическая грамотность народных масс  в это время была очень низкой: крестьяне, которые получили землю, были согласны на все, чтобы удержать эту землю. Сталин воспринимался как "великий вождь", т.е. как царь. Идея массовых репрессий вызрела после XVII съезда ЦК КПСС, когда  против Сталина проголосовало 300 человек,  что показывает, что в партии были не безумные люди, а опытные руководители. Но для Сталина важно было удержать власть, физически расправляясь с врагами. Поэтому это голосование  подписало смертный приговор  всем проголосовавшим против.

3  страница. Жертвы политических репрессий

Ведущий:  Кто мог стать жертвой  и зачем были уничтожены тысячи людей, которых Сталин даже не знал?

 1. Массовые репрессии - закономерный итог сталинской политики.   Уничтожались люди  с яркой гражданской позицией, талантливые, цвет нации, те, кто подвергали сомнению политику  правящей партии, выступали против  политики носители высокой человеческой духовности  - ведь душа и духовность – это лучшее в человеке и народе. Духовность противостоит любой тирании, любому распаду

 2. Сталинщина - эпоха гнусных, кровавых злодеяний, политический бандитизм, обращенный в государственную политику" "Сталинщина по своим последствиям оказалась губительнее мировых воин. Была создана империя насилия, убийства, расправы над человечеством. Гулаг, депортация  народов, коллективизация

 3.  Машина  убийства и расправы  была  направлена: на научную  интеллигенцию и военную и политическую  элиту, зажиточных крестьян, национальные меньшинства, духовенство. Первая массовая категория – люди, арестованные по политическим обвинениям органами государственной безопасности (ВЧК–ОГПУ–НКВД–МГБ–КГБ) и приговоренные судебными или квазисудебными (ОСО, «тройки», «двойки» и т.п.) инстанциями к смертной казни, к разным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к ссылке.  По различным предварительным оценкам, за период с 1921 по 1985 г. в эту категорию попадает от 5 до 5,5 миллиона человек.

          4. Вторая массовая категория репрессированных по политическим мотивам – крестьяне, административно высланные с места жительства в ходе кампании «уничтожения кулачества как класса». Всего за 1930–1933 гг., по разным оценкам, вынужденно покинули родные деревни от 3 до 4,5 миллиона человек. Меньшая часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу или к заключению в лагерь. 1,8 миллиона стали «спецпоселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Остальных лишили имущества и расселили в пределах своих же областей. Кроме того, множество крестьян бежали из деревень в большие города и на индустриальные стройки, спасаясь от репрессий, коллективизации и массового голода, ставшего последствием сталинской аграрной политики и унесшего, по разным оценкам, жизни от 6 до 9 миллионов человек.  

5. Третья массовая категория жертв политических репрессий – народы, целиком депортированные с мест традиционного расселения в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан. Наиболее масштабными эти административные депортации были во время войны, в 1941–1945 гг. Одних выселяли превентивно, как потенциальных пособников врага (корейцы, немцы, греки, венгры, итальянцы, румыны), других обвиняли в сотрудничестве с немцами во время оккупации (крымские татары, калмыки, народы Кавказа). Общее число высланных и мобилизованных в «трудовую армию» составило до 2,5 миллиона человек.

Национальность

Год депортации

Количество высланных

Корейцы

1937–1938

172 000

Немцы

1941–1942

905 000

Финны, румыны, другие национальности союзных с Германией государств

1941–1942

400 000

Калмыки

1943–1944

101 000

Карачаевцы

1943

70 000

Чеченцы и ингуши

1944

485 000

Балкарцы

1944

37 000

Крымские татары

1944

191 000

Турки-месхетинцы и другие народности Закавказья

1944

100 000

Итого:

  1. 461 000

4 страница.  Литературная

1. А.И.Солженицын.  «Архипелаг ГУЛАГ» Арест! Сказать  ли, что  это перелом всей вашей жизни? Что это  невмещаемое духовное  сотрясение, с которым не каждый может освоиться и часто сползает в безумие? Это - взламывание, вскрывание, сброс  и  срыв  со стен,  выброс на пол из шкафов и столов,  вытряхивание,  рассыпание,  разрывание - и нахламление  горами  на полу, и хруст под сапогами. И ничего святого нет во время обыска! При аресте паровозного  машиниста Иношина  в  комнате стоял  гробик с  его  только  что умершим ребенком.  Юристы выбросили ребенка из гробика, они искали и  там. И вытряхивают больных  из постели, и разбинтовывают повязки.

2. А.И.Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ» Участник  Ярославского восстания 1918  г.  Василий Александрович Касьянов рассказывал, что камеру раскаляли, пока  из пор тела не выступала кровь; увидев это в глазок, клали  арестанта на носилки  и несли   подписывать  протокол. А в  Грузии в  1926  г.  подследственным прижигали руки папиросами;  в  Метехской  тюрьме  сталкивали  их  в  темноте  в  бассейн  с нечистотами. Щекотка - тоже забава. Привязывают или придавливают руки и ноги и щекочут в носу птичьим пером. Арестант взвивается, у  него  ощущение,  будто сверлят в мозг.

3. В. Шаламов.  Колымские рассказы. Градусника рабочим не показывали, да это было и не нужно -  выходить на  работу  приходилось  в  любые  градусы.  К  тому  же старожилы  почти  точно определяли мороз без градусника: если стоит морозный туман, значит, на улице сорок градусов, ниже нуля; если воздух при дыхании выходит с шумом, но дышать еще  не трудно -  значит, сорок  пять градусов; если дыхание шумно и заметна одышка -  пятьдесят  градусов.  Свыше  пятидесяти  пяти  градусов  -  плевок замерзает на лету.

4. В. Шаламов. Колымские рассказы. Когда случалось чудо и суп был густой, мы  не верили и, радуясь, ели его  медленно-медленно. Но и после  густого  супа в  потеплевшем  желудке оставалась  сосущая  боль  - мы голодали  давно.  Все  человеческие  чувства  -  любовь,   дружба,  зависть, человеколюбие, милосердие, жажда славы, честность - ушли от нас с тем мясом, которого  мы  лишились за  время своего продолжительного голодания. В том незначительном  мышечном слое, что  еще оставался  на наших костях,  что еще давал  нам возможность есть, двигаться,  и  дышать, и даже  пилить бревна, и насыпать  лопатой  камень  и   песок  в  тачки, размещалась только злоба – самое долговечное человеческое чувство.

5 .В.Шаламов. Расчесы на коже зажили гораздо раньше, чем другие раны. Исчезал понемногу черепаховый панцирь, в который превратилась на прииске человеческая кожа; ярко-розовые кончики отмороженных пальцев потемнели: тончайшая кожица, покрывавшая их после того, как лопнул пузырь отморожения, чуть загрубела. И даже – самое главное – кисть левой руки разогнулась. За полтора года работы на прииске обе кисти рук согнулись по толщине черенка лопаты или кайла и закостенели, как казалось, навсегда. Кисть руки, живая, была похожа на протез-крючок. Она выполняла только движения протеза.

В цифрах

С Соловецких островов было только два побега. Из 84 тысяч человек погибло 43 тысячи человек.

На Колыме в разные годы отбывали наказание 2,5 млн. человек, из них погибло 950 тыс. человек.

Официально опубликованные итоги кампании только 1937-1938гг:  1 344 923 арестованных, 681 692 расстрелянных.

Известный историк Р.Конквест называет другие числа: 12-14 млн. арестованных, не менее 1млн. расстрелянных;

Комиссия ЦК (1962 г.) и того больше: 19 млн. арестованных, не менее 7 млн. расстрелянных.

5  страница. Репрессии в Бурятии

Не менее жестокими губительными  были репрессии в  Бурятии.   Были сфабрикованы дела так называемой « контрреволюционной панмонгольской, вредительской организации». По этому делу  в феврале 1938 года было арестовано 2026 участников организации. Им приписывалась  попытка отторжения  Бурятии то СССР и создание  Великого Монгольского государства под протекторатом Японии.  Одним из главных  в этом обвинении был секретарь Бурятского обкома ВКП (б) Михей Николаевич Ербанов, арестованный 21 сентября 1937 года. Закрытое судебное заседание длилось всего 15 минут. Он был приговорен к расстрелу.

Репрессии лам

Самый сильный удар нанесли по дацанам. Данные статистики свидетельствуют о том, что если в 1916 году в Бурятии лам насчитывалось 11276 человек, так 1935 году осталось 1271. В целом,  за годы репрессий сняли сан 5283 ламы, ушли в улусы 1419, репрессировано 1864 ламы. В постановлении  Восточносибирского крайкома  1936 года давались  рекомендации о методах сокращения   ламаистского духовенства:

  1.  Привлекать лам для работы в дорожном строительстве
  2. Выселить за пределы республики (по мотивам обвинения в антисоветской деятельности)
  3. Лишить избирательного  права
  4. Увольнять с работы в колхозах и совхозах.

Солбонэ Туя

(настоящее имя - Петр Никифорович Дамбинов; р.1890) – бурятский писатель, публицист. Окончил сельхозучилище. Был учителем. Представлял бурят в Иркутском земстве. Возглавлял в Чите Бурятское автономное управление в составе Дальневосточной  республики. Писал стихи на русском языке (сборник «Цвето-степь», 1922). а затем на бурятском. Был репрессирован; реабилитирован посмертно.    

Многие произведения народного поэта безвозвратно утрачены, но осталась книжечка «Цветостепь», которую современники называли «одной из ласточек национальной весны одного из национальных меньшинств России». Стихи его настигают душу внезапно. Они, как ветер, как зелень и синева, возникли из неба и земли и сами стали этой вечной синевой и зеленью...

В национальной литературе Солбонэ Туя навечно остался тем, кто первым связал традиции - восточную и западную, азиатскую и европейскую, бурятскую и русскую. Мы должны воздать должное за кипучую, неутомимую работу на благо народа, которому он отдал весь жар души и саму жизнь… Поэт живёт в нашей памяти, в своих стихах, в том светлом и радостном настроении, которое они дарят нам.

В обстановке, создавшейся вокруг него, поэт понимал, что фактически обречен. И хотя на допросах, подчиняясь требованию несправедливого следствия, писал «саморазоблачение», в одном из последних стихотворений выразил свое кредо:

Моя совесть чиста

…Я приехал сюда для работы,

Чтоб народу родному служить

Чтоб в минуты жестокой невзгоды

Испытанье его разделить!

Я считал своим долгом священным

В трудный час за народ свой страдать…

И ему, что во мне драгоценно,

Я решил неизменно отдать

Я в родимом улусе – Заглике

Своих братьев оставил, сестер…

И живы-ли они, иль убиты –

Я не знаю, не знаю с тех пор!

И по ним я скучаю, тоскую,

Ноет сердце порою по ним;

Но считаю в минуту такую

Смело биться с врагом я лихим

Моя совесть чиста пред народом,

Я был честен всегда перед ним

Был с народом в минуты невзгоды –

До конца буду с ним, только с ним!

6 страница. Диссиденты

Мы видим на ярких примерах результаты  губительной и страшной политика тех времен.   Уничтожали цвет нации, людей с яркой жизненной позицией, которые всегда помогли стать на  защиту слабых.  Если  демократии  в Европейских странах свыше 200 лет, то в нашей стране демократия делает свои  первые шаги, поэтому какие-то ошибки неизбежны. Идеология тоталитаризма  со смертью Сталина не могла в одночасье исчезнуть, нужны были годы, чтобы появились люди с новым мышлением, этому способствовали такие люди как: В. Высоцкий, А. Сахаров,  А. Солженицын…

Андрей Дмитриевич Сахаров (21.05.1921-14.12.1989) - советский физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975г. Началом своей общественной деятельности Сахаров считал выступления в 1956-1962 гг. против ядерных испытаний в атмосфере. Он  один из инициаторов заключения в 1963 г. Московского договора о запрещении ядерных испытаний в трех, средах (атмосфере, космосе и океане). В 1964 г. подписался в  письме против возрождения культа Сталина. В 1968 г. написал большую статью "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе", в которой обосновал необходимость конвергенции - встречного сближения социалистической и капиталистической систем - как основы прогресса и сохранения мира на планете. Общий тираж этой статьи на Западе достиг 20 млн. После ее опубликования Сахаров был отстранен от секретных работ в закрытом городе Арзамасе-16, где провел 18 лет. В 1969 г. он вернулся к научной работе в ФИАНе. В это же время Сахаров передал свои сбережения - 139 тыс. руб. - Красному Кресту и на строительство онкологического центра в Москве. В ноябре 1970 г. Сахаров стал одним из основателей Комитета прав человека. В последующие годы он выступал в защиту узников совести и основных прав человека - права получать и распространять информацию, права на свободу совести, права покидать свою страну и возвращаться в нее и права выбора местожительства внутри страны. Одновременно много выступал по проблемам разоружения, являясь единственным независимым профессиональным экспертом в этой области в странах социалистического лагеря. Летом 1975 г. опубликовал книгу "О стране и мире". В октябре 1975 г. А.Д. Сахарову была присуждена Нобелевская премия Мира: "Сахаров бескомпромиссно и действенно боролся не только против злоупотреблений властью во всех их проявлениях, но с равной энергией он защищал идеал государства, основанного на принципе справедливости для всех. Сахаров убедительно выразил мысль о том, что только неприкосновенность прав человека может служить фундаментом для подлинной и долговечной системы международного сотрудничества. В его Нобелевской лекции, прочитанной в Осло Е.Г. Боннэр 10 декабря того же года, Сахаров утверждал: "Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими". 22 января 1980 г. Сахаров без суда был сослан в Горький. Тогда же указом Президиума Верховного Совета СССР он был лишен звания трижды Героя Социалистического труда (1953, 1956, 1962 гг.) и постановлением Совета Министров СССР - звания лауреата Государственной (1953 г.) и Ленинской (1956 г.) премий. Ссылка Сахарова была связана с его резкими выступлениями против вторжения в декабре 1979 г. советских войск в Афганистан. В Горьком, несмотря на жесточайшую изоляцию, он продолжал общественные выступления. Большой резонанс на Западе имели статья "Опасность термоядерной войны", письмо Леониду Брежневу об Афганистане и обращение к Михаилу Горбачеву о необходимости освобождения всех узников совести. В Горьком А.Д.С. четырежды объявлял бессрочные голодовки в связи с давлением К.ГБ на семью. Там же дважды у него были украдены органами КГБ рукописи его воспоминаний, научные и личные дневники. Возвращен он был из Горького в декабре 1986 г. В феврале 1987 г. Сахаров на международном форуме "За безъядерный мир, за выживание человечества" выступил по проблеме разоружения - предложил принцип разделения "пакета" (т. е. рассмотрение вопроса о сокращении числа евроракет отдельно от проблем СОИ), по проблемам безопасности ядерной энергетики.

7 страница. Современный мир

Ведущий: Что делают люди в современном мире для того, чтобы не было таких страшных явлений как «Культ личности», репрессии, тоталитаризм?

*  Построение правового и гражданского  государства в  основу  которого входят, в первую очередь, свобода и жизнь человека, право на достойную жизнь, право на защиту своим государством, свобода вероисповедания и выбора религии, независимо от национальности, свободу слова и выбора жизненного пути, свободу печати и проведения собраний, право на образование и достойную оплату труда, право растить своих детей  в свободном демократическом обществе, неприкосновенность частной собственности, демократичный суд, отсутствие смертной казни.    

*.  Все эти права и свободы прописаны в мировых документах, защищающих права человека:

- Всеобщая Декларация прав человека, принятая  ООН в 1948 году

-  Международный Пакт о гражданских  и политических правах, принятый в 1966 году

- Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая 1953 году

- Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году.

* Следят за этим международные организации:

 -  Организация Объединенных Наций (ООН)-  возникла в ответ на агрессию  и преступления против человечности, совершенные фашизмом;

- Экономический и Социальный  Совет (ЭКОСОС) - защита прав меньшинств, предотвращение дискриминации  по признакам расы, пола, языка и религии;

-   Комитет по правам человека,  права и свободы человека  в  отдельных государствах;

- Европейская комиссия по правам человека, защита прав и рассмотрение конкретных случаев несоблюдения прав человека в мире;

-  Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Ведущий:  30 октября – отмечается как великий скорбный день по всей планете -  День памяти жертв политический репрессий. Эта памятная дата установлена не государством, а самими узниками  политических лагерей.  Решение  Верховного Совета России от 18. 10. 1991 года,  внесшее его в государственный календарь,  только придало  ему официальный характер.

Минута  молчания (все встают,  тикают часы, на экране меняются слайды с  портретами).

Звучит музыка из к\ф « Титаник», учащиеся исполняют  вальс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню памяти жертв политических репрессий

Сценарий мероприятия, презентации учащихся, тексты их выступлений...

Сценарий. Вечер памяти жертв политических репрессий.

С модернизацией российского государства и общества в нашем календаре появляются новые даты. По указу президента Российской Федерации 30 октября отмечается, как День памяти жертв политических реп...

Радиопередача, посвященная памяти жертв политических репрессий.

В история нашей страны немало трагических страниц. Суровые испытания, голод, войны, террор, народные волнения унесли десятки миллионов жизней. Бесспорно, одними из самых ужасных событий стали политиче...

Радиопередача, посвященная памяти жертв политических репрессий.

В история нашей страны немало трагических страниц. Суровые испытания, голод, войны, террор, народные волнения унесли десятки миллионов жизней. Бесспорно, одними из самых ужасных событий стали политиче...

Урок-проект "Без вины виноватые" (посвященный Дню памяти жертв политических репрессий)

Урок, проведенный 30 октября в День памяти жертв политических репрессий, стартовый урок для проектной работы "моя семья и политические репрессии"...

Сценарий вечера памяти жертв политических репрессий

30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. Важно чтить память тех, кто незаслуженно пострадал или погиб в те страшные годы для нашей страны. Вниманию коллег предлагаю раз...

Сценарий Памяти жертв политических репрессий

Сценарий Памяти жертв политических репрессий...