Доклад на родительском собрании "Нравственное воспитание в семье"
статья
Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Особое значение в воспитании честности играет поведение взрослых, личный пример родителей, близких людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_doklad.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Локотская средняя общеобразовательная школа № 2 им. Н. Ф. Струченкова
Доклад
«Нравственное воспитание детей в семье»
(Выступление на общешкольном родительском собрании )
Подготовила:
Корпусова Т. С,
учитель математики.
Октябрь, 2017г
Цели:
1. Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье.
2. Формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества.
Нищете материальной нетрудно помочь,
нищете души – невозможно.
Монтень
Здравствуйте, уважаемые родители!
Начать собрание я хотела бы следующими словами:
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица смешная.
Ручки, ножки, огуречик-
Получился человечек…
Что увидят эти точки?
Что построят эти ручки?
Далеко ли эти ножки уведут его?
Как он будет жить на свете?
Мы за это не в ответе.
Мы его нарисовали – только и всего.
Что вы! Что вы! Это важно!
Чтобы вырос он отважным,
Чтобы мог найти дорогу.
Рассчитать разбег.
Это трудно, это сложно,
Но иначе невозможно.
Только так из человечка
Выйдет человек.
Сегодня мы поговорим на очень серьезную тему: «Нравственное воспитание детей и какова роль семьи». Мы часто слышим эти слова: нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек.
А что же это такое, нравственность? Нравственность – это умение и желание человека жить по моральным нормам, правилам, принципам. Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. О том, каким образом их воспитывать, мы сегодня и будем вести разговор.
Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, безусловно, формируются в семье. Первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются семьёй и в семье. Что бы много мы ни говорили о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, социологические исследования показывают, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние таких факторов, как школа, средства массовой информации, улица.
Социологические данные
Давайте посмотрим на социологические данные:
- влияние улицы – 10%.
- влияние школы – 20%
- СМИ – 30%
- семья – 40%.
Таким образом, мы видим: семья является главным институтом воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.
Говоря о нравственном воспитании ребёнка в семье, необходимо чётко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего детства.
(Какие, как вы думаете? устный опрос присутствующих)
Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С.И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке.
Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, к пожилым, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё – понятия нравственности.
Педагог М.Климова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто.
Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребёнка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Ребёнок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
Примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить и деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся.
Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?
Сочувствие это одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности, а человеческие чувства помогают человеку, большому и маленькому, двигаться к поставленной цели.
Особое значение в воспитании честности играет поведение взрослых, личный пример родителей, близких людей. Взрослые должны быть честны даже в мелочах.
Давайте вместе попробуем разрешить несколько педагогических ситуаций.
Ситуация 1. Учитель сообщает родителям о каком-либо проступке ребенка. Ребенок отрицает это. Родители не замечали за ребенком подобного поведения, поэтому не верят учителю. Но, побеседовав с детьми в классе, они выяснили, что ребенок солгал. Как правильно поступить в этом случае?
Когда вы узнали о каком-то ужасном проступке ребенка не от него, а от посторонних людей, все равно ни в коем случае не начинайте разговор с обвинений и угроз. Как только мы начинаем раздражаться и кричать, ответ на это может иметь обратный результат. Наш гнев лишь утвердит ложь как средство, с помощью которого можно избежать наказаний и упреков. Надо создать такие взаимоотношения в семье, чтобы у ребенка не было потребности обманывать. Если дети нам доверяют, не боятся нас, если у них есть возможность спокойно объяснять свое поведение, будь оно хорошее или плохое, тогда нет нужды говорить неправду.
Ситуация 2. Ребенок пришел из школы и делится радостью: «Я получил «5», а у Наташки «двойка». Как отреагировать на такую «радость», когда у детей отсутствует сочувствие и сопереживание?
Наверное, попробовать выяснить причину «двойки» и подсказать своему ребенку не радоваться Наташкиной неудаче, а помочь ей исправить ситуацию.
Ситуация 3. Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от класса. Укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Надо учить ребенка радости давать и дарить. Не упускайте возможности предоставить ему повод и шанс почувствовать, как приятно дарить подарки, делать добрые дела и в ответ получать благодарность от друзей и близких.
Очень важно поговорить сегодня о жестокости, которая стала привычной в детской среде. Часто жестокость у детей выступает средством достижения какой-нибудь цели, возможности отнять у другого ребенка что-либо или как способ самоутвердиться среди сверстников.
Причиной детской жестокости, в первую очередь, являются неприязненные отношения в семье, когда родители сами проявляют жестокость по отношению к своим детям, между супругами часто возникают ссоры, сопровождающиеся хамством, оскорблением и криками. Дети усваивают горький опыт своих родителей. А иногда ребенок просто не знает, как себя вести, так как у него отсутствуют навыки культурного поведения.
Причиной жестокости у современных детей могут быть компьютерные игры. Чаще всего детей привлекают отрицательные герои, которые сильные, могущественные и грубые. И, конечно, на проявление жестокости у детей оказывает влияние наше телевидение, где очень много убийств, насилия, крови.
Задача родителей – никогда не проявлять по отношению к своим детям грубость и жестокость, чаще включать в общение добрые слова и ласку, а также научить детей уступать, договариваться и управлять своими эмоциями и, конечно, родителям необходимо более внимательно относиться к покупке компьютерных игр и выбору телепередач для просмотра детьми.
Важнейшим условием развития нравственных качеств у ребенка является также воспитание трудолюбия. Основная цель домашнего труда ребенка – воспитательный эффект. Необходимо помочь ему ощутить пользу своих трудовых усилий.
Основной причиной, которая сдерживает привлечение детей к труду, является длительная опека. Сначала родители убирают за маленьким ребенком игрушки, а потом, уже чуть позже, когда он идет в школу, собирают ему ранец. Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на жертву: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастают, таким образом, потребители. Необходимо приучать детей выполнять любую домашнюю работу, внушая детям, что любой труд, направленный на благо, благороден.
У ребенка в семье должны быть постоянные обязанности, которые способствуют воспитанию ответственности за порученное дело. Надо поощрять ребенка за самостоятельность и инициативу, качество выполненной работы. Если у ребенка что-то не получилось, не раздражаться, а терпеливо объяснить ему еще раз. Ребенок должен видеть, что труд – это не наказание, а возможность сделать свою жизнь лучше.
Воспитать развитые нравственные потребности – главнейшая задача родителей. Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?
Во-первых, родители должны осознавать важность нравственного воспитания детей в семье.
Во-вторых, родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.
В-третьих, родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.
Семья — это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь. Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности.
Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.
В заключение мне хотелось бы дать вам небольшие рекомендации, которые, я надеюсь, помогут вам в формировании нравственных качеств у ваших детей.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
- Как можно больше времени проводите вместе с детьми, со своей семьёй. Обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом.
- Старайтесь знать друзей вашего ребёнка. Знать, где и с кем он играет, проводит время.
- Обсуждайте возникшие проблемы спокойно, без крика и раздражения; тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
- Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка. Это сблизит вас.
- Не заставляйте ребёнка доверять ему свои тайны. Этим вы ничего не добьётесь.
- Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
- Будьте примером для ребёнка: ведь как вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
- Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
- Если родители с раннего детства не научились ребёнку говорить «Нет!», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.
- Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога В.Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание в семье. Родительский авторитет"
Родительское собрание по теме "Воспитание в семье. родительский авторитет"Содержание:1. Законы жизни и семьи2. Анкетирование детей "Что значит "почитать своих родителей", "Мои права"3. Авторитет пьющи...
Доклад к родительскому собранию "Нравственное воспитание ребёнка в семье."
Доклад к родительскому собранию. Задачи педагога – объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном проце...
Доклад для родительского всеобуча на тему: "Воспитание гражданина в семье"
Доклад для родительского всеобуча на тему: "Воспитание гражданина в семье"...
Доклад на родительском собрании на тему: «Воспитание сознательной дисциплины – одна из важнейших задач семьи».
Воспитание подрастающего поколения осуществляется в нашей стране школой и внешкольными учреждениями. А для того, чтобы подрастающее поколение могло успешно трудиться...
Родительское собрание "Воспитание в семье"
Актуальные вопросы семейного воспитания...
"Роль семьи в воспитании личности ребёнка" доклад на родительском собрании
quot;Роль семьи в воспитании личности ребёнка" доклад на родительском собрании...
Доклад на тему: «Физическое воспитание в семье»
Нужно всегда помнить, что здоровье – великое благо и достояние всего общества. Недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!»Одним из важных аспектов оздоровитель...