Классный час "В жарком пламени грозной войны"
классный час
Классный час "В жарком пламени грозной войны"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_zharkom_plameni_groznoy_voyny.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Дровосеченская средняя общеобразовательная школа»
Кл. руководитель:
Карлова Е.В.
Цель: патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной войны.
Задачи:
- формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;
- формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка;
- воспитывать уважение к старшему поколению;
- способствовать формированию у детей таких важных понятий, как «Родина», «патриот», «подвиг»;
- способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям.
Оборудование: выставка книг, посвященных Великой Отечественной Войне, плакаты и фотографии героев и солдат ВОВ, презентация, компьютер.
Ход классного часа
Учитель: 21 июня 1941 года. Выпускной вечер. Повзрослевшие мальчики в костюмах и при галстуках, девочки в красивых легких платьях. В руках аттестаты, они горды, веселы и полны надежд!
«А я буду поступать в медицинский» – сказала звонким голосом Галя Теплякова – светловолосая девчонка из 10 Б.
«Хочешь врачом быть…это нужная и благородная профессия. Молодец, Галка!» - одобрил ее Миша Степанцов.
« А ты куда будешь поступать?» - спросила его Галя.
« У меня отец военный и я хочу в летное поступать» - ответил Миша.
« А я хочу на инженера пойти» - подошел и быстро вклинился в разговор Сережка Корнеев, - «они на любом заводе нужны».
« А вот я в артистки пойду – кокетливо проговорила Люба Перовская, - сыграю главную роль, а вы будете потом всем рассказывать что со мной в одной школе учились и гордиться будете».
« Ну, конечно, главную роль ей дадут!!! Там в театральном, таких как ты, тысячи, на всех главных ролей не хватит…» язвительно заметил Корнеев.
« А вот и неправда, мне обязательно дадут, я способная, вот увидите!» - обиженно прокричала Люба.
«Да не слушай ты его, он нарочно тебя задевает, не хочет чтобы ты уезжала поступать в театральный, боится потерять тебя» - заметила Галя Теплякова.
«Ну и пусть боится, а я все равно поеду и поступлю, и стану артисткой!» упрямо проговорила Люба.
Вот так они спорили, мечтали, а главное надеялись и верили в свое будущее. Вот только их мечтам и надеждам не суждено было осуществиться, потому что ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА… Выпускники ушли на фронт…
1-й чтец:
22 июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку
приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот
миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких то пять минут
осталось!...
Учитель: Так на рассвете 22 июня 1941 года тишина этого ясного дня была нарушена грохотом артиллерийской канонады и взрывами падающих с неба бомб. Гитлеровский фашизм, вероломно напав на нашу Родину, приступил к осуществлению своей чудовищной цели: истребить миллионы людей, поработить народы СССР и других стран.
(Слайд)
«Из заявления Советского правительства 22 июня 1941 года:
...Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города — Житомир, Севастополь, Киев, Каунас и некоторые другие.
Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим врагом. В свое время на поход Наполеона на Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел
поражение, пришел к своему краху. Тоже будет и с Гитлером, объявившим новый поход против нашей страны. Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».
2-й чтец:
ЗА ЧЕСТЬ РОДИНЫ
За каждый колос, опавший
С твоих, Отчизна, полей;
За каждый волос, упавший
С головок наших детей;
За стон от боли жестокой,
Слетающий с братских губ,
Отплатим мы око за око,
Отплатим мы зуб за зуб.
Не быть рабыней Отчизне,
И нам рабами не жить!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашье
Начало свое берет.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная,
Счастья — тебе служить.
Идем мы, смерть презирая,
Не умирать, а жить!
Учитель: К захвату СССР Гитлер готовился задолго до 1941 года. Еще в 1933 году, захватив власть в Германии, фашисты сразу же открыто встали на путь подготовки и развязывания агрессивных войн. Главной своей целью они ставили уничтожение Советского Союза. «Захват жизненного пространства на Востоке и его беспощадная германизация» — так определил Гитлер в феврале 1933 года одну из центральных задач политики Германии. 1 сентября 1939 года фашистская Германия напала на Польшу, которая являлась преградой Гитлеру для нападения на СССР. Началась II мировая война.
Летом 1940 года верховное главное командование гитлеровских войск приступило к разработке стратегического плана против СССР. 18 декабря 1940 г. этот план был подписан Гитлером и получил кодовое название «план Барбаросса». Согласно этому плану агрессоры рассчитывали на молниеносный ход войны. У границ СССР была сосредоточена 181 отборная немецкая дивизия, вместе с авиацией и флотом они составляли 5,5 млн. чел. На вооружении этих войск имелось 3712 танков, 4950 самолетов, 47760 орудий и минометов. (Слайд) Мощным ударом крупных группировок на 3-х главных направлениях — московском (по центру), ленинградском (с севера) и украинском (с юга) — предполагалось уничтожить основные вооруженные силы СССР и еще до наступления зимы — через 5- 6 недель после нападения — пройти парадом победителей по Красной площади поверженной Москвы.
Так они планировали... А как закончили?
А после захвата СССР фашисты планировали осуществить Генеральный план ОСТ
«План ОСТ» предписывал:
- Истребление десятков миллионов людей
- Разделял всех людей на высшую и низшие расы
- Как вы думаете, кого Гитлер называл высшей и кого низшими расами?
«120-130 млн. германцев будут править сотнями миллионов недочеловеков.»
Долгих 4 года полыхали бои. 4 изнурительных года вел советский народ освободительную, Священную войну.
(Слайд) Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство привели к тому, что уже через три недели были оккупированы Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии, Эстонии, входивших в состав советского союза. Враг продвинулся вглубь советской земли на 350-600 км. За короткий срок Красная армия потеряла более 100 дивизий. Однако, легкой прогулки у немцев не получилось.
(Слайд) Битва за Москву (Московская битва, Битва под Москвой) (30 сентября 1941 — 20 апреля 1942) — боевые действия советских и немецких войск на московском направлении. Делится на 2 периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из 2 этапов: контрнаступления (5-6 декабря 1941 — 7-8 января 1942) и общего наступления советских войск (7-10 января — 20 апреля 1942). Адольф Гитлер рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города, как одну из главных военных и политических целей операции Барбаросса. В германской и западной военной истории известна как «Операция Тайфун».
3-й чтец:
ЛИЦОМ К ПОБЕДЕ
С военным грузом на плечах,
В поту до мыла.
И тяжелел за шагом шаг,
А вьюга выла.
И на ходу дремал солдат,
От ран ли бредил,
Коль падал, падал не назад –
Лицом к победе.
И был декабрьский лют восход,
Свет не струился.
Команда: «Прекратить отход,
Ведь там — столица!»
И был от крови снег горяч,
А кровь людская...
Солдат, в затишья миг не плачь! –
Судьба такая...
Солдат, сегодня не засни
С собой в беседе,
А коль придется лечь костьми –
Лицом к Победе!
Учитель: Победа под Москвой имела огромное военное и политическое значение. Она означала крах немецких планов «молниеносной войны».
Учитель: (Слайд) Героическая оборона Ленинграда
Одной из самых героических и трагических страниц военной поры стала оборона Ленинграда. Гитлеровское командование придавало особое значение взятию этого города – одного из символов революции. Гитлер рассчитывал на то, что для Красной армии и боевого духа всего советского народа с падением Ленинграда «может наступить полная катастрофа».
Ознакомьтесь с документом и ответьте на вопрос: какую судьбу уготовил Гитлер Ленинграду?
(Слайд) Из приказа начальника германского военно-морского штаба
«Фюрер решил стереть с лица земли Санкт-Петербург. Существование этого большого города не будет представлять дальнейшего интереса после уничтожения Советского союза… Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого города.»
Учитель: Уже 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Что означает слово Блокада?
(Слайд) Это окружение города войсками противника с целью отрезать от внешнего мира и принудить к сдаче. Город был изолирован. В это же день вражеская авиация уничтожила склады с продовольствием. Расчет был сделан на начало в городе голодных бунтов, однако этого не произошло. Наоборот страшные испытания еще больше сплотили людей. Самым тяжелым временем стала зима 1941-1942 гг.
Пережить зиму ленинградцы смогли лишь благодаря беспримерному мужеству и тем поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. По ней под непрерывными бомбежками врага в город доставлялось продовольствие, а обратными рейсами вывозилось население.
Так как продовольствия было мало, его выдавали по строго определенной норме и по карточкам. Норма это составляла 125 грамм хлеба в день на одного человека.
1-й чтец:
Был черный хлеб, что слаще сдоб
Был ратный труд, простой и страшный:
На фронте пашней пах окоп,
В тылу окопом пахла пашня.
Впрягались бабы в тяжкий плуг,
И почва впитывала стоны.
Мукою смолотой из мук,
На фронт грузились эшелоны.
А там своя была страда,
И возвращались похоронки
В артели вдовьего труда,
В деревни на глухой сторонке.
Учитель: Символом страшной блокады стал дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой.
2-й чтец: (Слайд) 28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
Учитель: Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
(Слайд) Всего от голода, болезней и бомбежек погибло около 1 млн. ленинградцев. Но город устоял, а мужество его защитников вселяло уверенность в победе всему советскому народу. Лишь в январе 1943 года блокада была частично прорвана, и по отбитому у врага коридору началось бесперебойное снабжение города продовольствием и вооружением для его защитников.
Полностью блокада Ленинграда была снята лишь в январе 1944 года.
Учитель: (Слайд) Сталинградская битва. Подвиг Защитников Сталинграда известен всему миру. Именно здесь в 1942-43 годах решались дальнейшие судьбы планеты. Для гитлеровцев этот город имел особое значение не только, как важный военно-политический, экономический и транспортный центр. Они прекрасно понимали, что город, где взошла звезда Сталина, город-символ носящий его имя, играет ключевую роль в патриотическом сознании советского народа.
«8 июля 1942 выходит приказ Сталина № 227»
Ознакомьтесь с ним и ответьте на вопрос: какова его цель?
(Слайд) «У нас стало намного меньше территории… стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик… у нас уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину…
Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв…»
Учитель: (Слайд) Фашисты с яростью обрушили на него бомбы 23 августа 1942 года, а потом атаковали вновь и вновь. Военная машина фашизма захлебнулась на берегах Волги. Беспримерный подвиг советских солдат и офицеров, стоявших на смерть 200 огненных дней и ночей, сказавших себе и другим "За Волгой для нас земли нет", сломавших хребет фашистскому зверю, получил огромный резонанс в мире, спасенном от фашизма и стал началом конца гитлеровской Германии. Сталинград выстоял потому, что именно в нем воплотился весь смысл Родины. Именно потому больше нигде в мире не было такого массового героизма. Здесь сконцентрировалась вся духовная, моральная сила нашего народа.
2 февраля 1943 года окруженная группировка противника капитулировала. Победа Красной армии под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.
Что означает понятие «коренной перелом»? Переход от обороны к наступлению, захват стратегической инициативы.
Для Советского Союза, который также понёс большие потери в ходе сражения, победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны, а также оккупированных территорий Европы, приведшего к окончательному поражению нацистской Германии в 1945 году.
Учитель: (Слайд) Битва на Курской дуге. Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943, также известна как Битва на Курской дуге, немецкая наступательная Операция «Цитадель» по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась сорок девять дней — с 5 июля по 23 августа 1943 года.
Для проведения операции немцы сосредоточили группировку, насчитывавшую до 50 дивизий (из них 18 танковых и моторизированных), 2 танковые бригады, 3 отдельных танковых батальона и 8 дивизионов штурмовых орудий, общей численностью, согласно советским источникам, около 900 тысяч человек. Советское командование приняло решение провести оборонительное сражение, измотать войска неприятеля и нанести им поражение, нанеся в критический момент контрудары по наступающим. С этой целью была создана глубоко эшелонированная оборона. В общей сложности было создано 8 оборонительных рубежей. Средняя плотность минирования на направлении ожидаемых ударов противника составляла 1500 противотанковых и 1700 противопехотных мин на каждый километр фронта.
Победа под Курском ознаменовала переход стратегической инициативы к Красной Армии. К моменту стабилизации фронта советские войска вышли на исходные позиции для наступления на Днепр. Победа На курской Дуге окончательно закрепила коренной перелом в ходе великой Отечественной войны.
Учитель: 1944 год – освобождение Красной армией Украины, Белоруссии, Молдавии, Литвы, восточной Польши, Латвии, Эстонии, переходит к освобождению Югославии, Норвегии и других стран восточной Европы.
Учитель: 1945 год. Последним шагом к Победе были бои за Берлин. До тех пор, пока наши войска не разгромили врага в его же логове, о капитуляции не могло быть и речи. И это хорошо понимали все наши бойцы — от рядового солдата до генерала. Очень тяжело складывались бои за Зееловские высоты. Они были ключевыми позициями на пути к Берлину. Гитлеровцы зарылись в землю, окопались и держались намертво. Казалось, никакая сила не заставит их отойти назад. 800 наших бомбардировщиков нанесли по Зееловским высотам сокрушительный удар, потом на них обрушилась артиллерия, затем пошли пехота и танки. Было это 20 апреля 1945 года.
(Слайд) Улицы Берлина были пустынны. По сторонам безмолвно высились разбитые и сожженные, а то и целехонькие, брошенные в бегстве гитлеровцами танки, самоходные орудия, грузовые автомашины. Многие дома еще горели, другие зияли огромными пробоинами от снарядов. На стенах, а где и на крышах, цвели маками красные, крохотные — со страничку —флажки, установленные советскими воинами, а с балконов и окон свешивались белые флаги, простыни, полотенца, знак сдачи, капитуляции.
25 апреля Берлин был окончательно окружен. Занимая с боями дома, проезды, перекрестки, наступающие воины Советской Армии продвигались к центру города. Чем ближе к центру, тем больше враг оказывал сопротивление. Дни и ночи гудела, содрогалась от выстрелов и разрывов берлинская земля.
3 –й чтец:
30 АПРЕЛЯ 1945 ГОДА
Провал окна.
Легла на мостовую
Тень, что копилась долго на дворе.
Поставлены орудья напрямую,
И вздрагивает дом на пустыре...
Завален плац обломками и шлаком,
Повисли рваных проводов концы.
На этот раз в последнюю атаку
Из темных окон прыгают бойцы.
Учитель: (Слайд) Битва за Берлин подходила к концу. В ночь с 30 апреля на1 мая над куполом рейхстага заалело Знамя Победы. А 2 мая вражеский гарнизон города прекратил сопротивление и капитулировал.
8 мая 1945 года в предместье Берлина состоялась церемония подписания Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Весь мир облегченно вздохнул: Победа!
1-й чтец:
В ЭТОТ ДЕНЬ
С того рассвета в глубине России,
Где женщины одни и тишина,
Когда бежали, в окна голосили,
Стучали в двери: «Кончилась война!»
Вставало солнце под Берлином где то,
Солдаты обнимались все в слезах,
Стреляли в небо, салютуя свету,
Деревьям, травам и лугам в цветах.
Не вспоминаю, а запоминаю.
Глаза на миг не отводя, гляжу,
Какой он, этот день девятый мая,
Я до конца о нем не расскажу.
Учитель:
Мы сумели отстоять свои земли, сумели освободить весь мир от фашизма, но какой ценой нам это далось?
Война унесла жизни 27 млн. человек (в том числе 10 млн. солдат и офицеров).
Во вражеском тылу погибли 4 млн. партизан. 6 млн. человек погибли в концентрационных лагерях.
Война коснулась каждой русской семьи, каждого дома. Наверняка среди ваших дедушек, прадедушек или прабабушек есть участники великой Отечественной войны, есть тыловики, те, кто работал на заводах и в госпиталях, приближая победу.
Что вы знаете о них?
Учащиеся делают сообщения о своих родственниках: ветеранах войны и тружениках тыла.
3-й чтец:
Ветеранам Великой Отечественной посвящается
Как мало их осталось на земле
Не ходят ноги и тревожат раны,
И ночью курят, чтобы в страшном сне,
Вновь не стреляли в них на поле брани.
Мне хочется их каждого обнять,
Теплом душевным с ними поделиться,
Была бы сила, чтобы время вспять…
Ноя не бог… война им снова снится.
Пусть внукам не достанется война
И грязь ее потомков не коснется,
Пусть курит бывший ротный старшина
И слышит, как внучок во сне смеется…
Учитель: Мы не должны забыть подвиг людей, отдавших свои жизни, свое здоровье для того, чтобы их потомки жили мирно и счастливо…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Солдат войны не выбирает"
ВСТРЕЧА УЧАЩИХСЯ 7-8 классов С РОДИТЕЛЯМИ, УЧАСТНИКАМИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ В АФГАНИСТАНЕ.«Солдат войны не выбирает», это классный час. Не требует большой подготовки. Стихи хорошо учатся. Нужен диск "Песни...
Классный час "Основные события Отечественной войны 1812г"
Отечественная война 1812года – огромное событие в истории России. Эта война вызвала большой всплеск национального самос...
Классный час "Женщины в Отечественной войне 1812г."
В зтом году страна готовится к 200-летию Отечественной войны 1812 года. В истории много героических примеров, когда женщины разных сословий наравне с мужчинами участвовали в защите своего Отечества. Э...
Классный час "Жаркая, зимняя, твоя"
Презентация классного часа, посвященного олимпиаде в Сочи, содержащая викторину о развитии олимпийского движения...
Классный часв 9 классе на тему "Темперамент и моя будущая профессия".
Конспект классного часа для учащихся 9 класса....
МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «ЖАРКИЕ. ЗИМНИЕ. ТВОИ. СОЧИ 2014».
Тема классного часа «Жаркие. Зимние. Твои »Форма: мультимедийный классный час.Классы: 3-6Цель: формирование у учащихся начальных представлений об Олимпийском движении.Задачи: расширить пре...
Классный час. Урок мужества "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"
В рзработке дан план классного часа по теме "Афганистан. Война миров. Герои афганской войны"...