Игра "Снятие блокады Ленинграда"
классный час (7 класс) на тему

Полещук Светлана Ивановна

После просмотра видеоролика, вопросы на знание факиов истории сражения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл intellektualnaya_igra_dlya_uchashchihsya_7.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для учащихся 7-8 классов:Снятие блокады Ленинграда

участники: команды в составе 5 человек от 7 - 8-х классов.

Оборудование: мультимедийный проектор, метроном, иллюстрации.

Ход игры: 1. Вступление ведущего, представление жюри.

2. Объяснение правил игры ( игра состоит из двух частей: блицопрос из шести минут, основная часть игры из 19 вопросов; на ответ первой части даётся три минуты, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл; на обсуждение ответов второй части даётся 1 минута, каждый правильный ответ - 1 балл).

3. Обсуждение и ответы на вопросы. (Приложение 1.)

Приложение 1.

Блиц-опрос. 
1. Назовите город-герой на Неве. (Ленинград)
2. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней) Когда она была прервана? (27 января 1944 года)
3. Со страной город Ленинград связывала единственная дорога по Ладожскому озеру. Как она называется ? (Дорога жизни)
4. Каким было кодовое название советской военной операции по прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года. (Искра)
5. Назовите музыкальное произведение, написанное композитором Дмитрием Шостаковичем, посвященное городу Ленинграду. Когда впервые это произведение было исполнено. (6-ая симфония - Ленинградская)
6. Назовите место захоронений жертв блокады и воинов Ленинградского фронта. Пискарёвское кладбище)

Вопрос 1: В блокаде Ленинграда приняли участие, помимо немцев и финнов, итальянцы. Нанесенный ими ущерб советским войскам можно оценить только по их донесениям, но разрушения немецких городов, причиненные этим отрядом, вполне доказаны. Для чего же они разрушали немецкие дома?

Ответ: Чтобы провезти торпедные катера по городу.

Комментарии: Основной задачей эскадры была блокада Ленинграда. Для этого на Ладожское озеро были отправлены четыре торпедных катера типа Mas. Это путешествие длиной 3000 километров через всю Европу - само по себе целая эпопея. Для перехода через Альпы пришлось местами переделать дорожные повороты, в некоторых тоннелях катера приходилось снимать с трейлеров и толкать на катках. При проезде по узким улочкам некоторых маленьких немецких городков часто приходилось ломать углы домов.

Вопрос 2: Успенская церковь на Малой Охте построена на месте старого кладбища, на котором во время блокады Ленинграда хоронили людей, умерших от голода. Церковь строилась на пожертвования горожан, и в ее стенах находятся 8 тысяч кирпичей. А что написано на этих кирпичах?

Ответ: Имена людей, погибших во время блокады.

Вопрос 3: Самым экологически чистым топливом считается водород. В СССР водород в качестве топлива был экспериментально опробован в Ленинграде. Что вынудило пойти на этот эксперимент?

Ответ: блокада Ленинграда.

Вопрос 4: Прототип Мухтара из известного фильма - немецкая овчарка Султан. При его участии было раскрыто около 1000 преступлений, возвращено государству три миллиона рублей, задержано более 100 преступников, В его уникальной биографии присутствует еще одно число с двумя нулями, так как Султан - едва ли не единственная собака, которой удалось… Что же? Дайте ответ двумя словами.

Ответ: Пережить блокаду.

Комментарии: 900 дней блокады Ленинграда.

Вопрос 5: В 1967 году в Ленинграде проходило юбилейное (четвертьвековой юбилей) исполнение знаменитой «Блокадной» симфонии Шостаковича. При этом зал был далеко не полон, а на сцене вместо сорока музыкантов было всего шестеро. Почему?

Ответ: В концерте принимали участие (как зрители и исполнители) только блокадники.

Вопрос 6: Герой сказки СДЕЛАЛ ЭТО в надежде обрести личное счастье. После того как в 1944 году снова СДЕЛАЛИ ЭТО, жители Москвы и Ленинграда поверили: победа будет за нами. Какие два слова были заменены словами «СДЕЛАТЬ ЭТО»?

Ответ: Пустить стрелу.

Комментарии: Вскоре после разрыва блокады Ленинграда пустили фирменный поезд «Красная стрела». Также имелся в виду герой русской народной сказки о царевне-лягушке.

Вопрос 7: Картофель появился в Европе в середине 17-го века как декоративное растение. Но спустя примерно триста лет, в одном из европейских городов картофель вновь появился на клумбах. А какое историческое событие этому способствовало?

Ответ: Блокада Ленинграда

Вопрос 8: «Горжусь, что в эти дни, как никогда
Мы знали вдохновение труда» -
писала Ольга Бергольц в своем дневнике. Для разных людей этих дней было разное количество, но все же есть общее их число. Какое?

Ответ: это строки из «Февральского дневника» Ольги Бергольц. Он посвящен блокаде Ленинграда. Всех блокадных дней было 900.

Вопрос 9: Во время блокады Ленинграда шутили, что эти изделия в осажденном городе делают Кировский завод и Кировский театр. Изделия были примерно одинакового размера, но очень существенно отличались по массе. Да и в «обслуживании» изделие Кировского театра было явно попроще. Назовите оба изделия одним словом.

Ответ: Танк.

Комментарии: В декорационных мастерских Кировского театра для фронта делались деревянные макеты танков с целью обмана противника. На Кировском заводе, конечно же, выпускались настоящие танки.

Вопрос 10: 27 января 1944 года во время спектакля в Большом театре действие вдруг внезапно прервалось, опустился занавес, зажегся в зале свет, а на авансцену вышел директор театра. После реакции в зале на его сообщение возможность продолжить спектакль появилась только через полчаса. О чем сообщил директор театра?

Ответ: О снятии блокады Ленинграда.

Вопрос 11: Это было самое безопасное место в Ленинграде. Туда не долетали снаряды, и в этом районе не было заводов, которые могли быть подвергнуты бомбардировке. Для чего было выбрано это место в декабре 1941 года?

Ответ: Для захоронения жертв блокады Пискаревское кладбище.

Вопрос 12: Как известно, в Ленинграде во время блокады были огромные проблемы с теплом и с горячей водой. Однако страсть людская к своей внешности была поистине неистребима даже в то нелегкое время. Уважаемые знатоки! Закончите одним словом «рекламу» неких ленинградских заведений того времени: «Заходите с керосинками - выходите…»

Ответ: «… блондинками».

Вопрос 13: ИХ появление объясняется тем, что с северных направлений город не обстреливался, поскольку Маннергейм не имел для этого возможностей. Через минуту напишите краткое прилагательное, которое фигурирует в НИХ.

Ответ: Опасна.

Комментарии: Речь идет о надписях «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», которые появились на улицах Ленинграда во время блокады.

Вопрос 14: После Великой Отечественной войны ленинградцы, пережившие блокаду, с некоторой долей иронии относились к москвичам, большинство из которых было заблаговременно эвакуировано из города. Тогда и появилась следующая шутка:
- Знаете, на какой ленточке будет висеть медаль «За оборону Ленинграда«?
- Да, на муаровой.
- А медаль «За оборону Москвы»?
Ответьте: на какой же ленточке будет висеть эта медаль?

Ответ: На драповой.

Комментарии: Ассоциации со словом «драпать»; и муар, и драп - это виды ткани.

Вопрос 15: Как только в апреле 1943-го года частично прорвали блокаду и проложили от Шлиссельбурга до Морозвки железную дорогу, одним из первых стратегически важных грузов светло-серого цвета, находившийся в четырех вагонах, позволил спасти в Ленинграде уцелевшие продсклады. Что это был за груз?

Ответ: кошки (дымчатые)

Вопрос 16: Как известно, метрономы используются в музыке для определения темпа исполнения произведения. Однако в советское время один метроном занимал видное место в экспозиции музея, который находился в Ленинграде на улице Ракова, 27. Этот маленький музей, как и дом, в котором он находился, принадлежал организации, которая занималась… Чем именно?

Ответ: Радиовещанием.

Комментарии: Речь идет о метрономе, чей стук ленинградцы слышали по радио все 900 дней блокады.

Вопрос 17: Знаменитая оборона Смоленска во время польской интервенции длилась с 1609 по 1611 гг. Николай Шефов утверждает, что по длительности обороны города в условиях сплошной блокады и числу штурмов со Смоленском не могут сравниться даже Севастополь, Порт-Артур и… Назовите третий город.

Ответ: Ленинград.

Вопрос 18: Как известно, летом 1941 года, когда началась ВОВ, были зарыты в землю все скульптуры в Летнем саду и в Александро-Невской лавре, а памятники на площадях, улицах, набережных Ленинграда были укрыты защитными футлярами и замаскированы. Однако одна статуя осталась неукрытой. Штаб обороны города решил, что она должна стоять среди бомбежек и обстрелов на боевом посту. Мимо памятника проходили на близкий фронт батальоны морской пехоты, дивизии ополченцев. Можно сказать, что этот памятник выстоял блокаду вместе с живыми. Скажите, какие слова написаны на могильной плите человека, о памятнике которому шла речь.

Ответ: Это памятник Суворову. На его могильной плите написаны слова: «Здесь лежит Суворов»

Вопрос 19: В книге А. Крона «Дом и корабль», описывающей ленинградскую блокаду, есть эпизод, в котором к штурману подводной лодки Туровцеву, сбившему немецкий самолет над Ленинградом, приходят с поздравлениями жильцы дома, разбомбленного этим самолетом. Так, поздравить Туровцева пришли две старушки. Они характеризовались тремя словами - одним обобщающим и двумя уточняющими. С первым уточняющим признаком «было покончено еще в прошлом (1941-м) году, после введения карточек». Теперь же они с горящими глазами благодарили молодого офицера за то, что он отправил на тот свет вражеского летчика. Назовите обобщающее слово в описании старушек.

Ответ: Толстовки.

Комментарии: «Старушки были толстовки - вегетарианки и непротивленки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим  преступлениям  доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....

Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда....

"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная  работа  посвящена  годовщине  снятия блокады Ленинграда  в Великой  Отечественной  войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В  работе...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвященный снятию блокады Ленинграда «900 дней блокады».

Цели:-воспитать духовную культуру учащихся;- воспитать гражданственность, уважение к истории своей страны;         -воспитать чувство патриотизма;-привить ...

Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»

Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского...