Литературно-художественный вечер "В память о Холокосте"
методическая разработка на тему
Литературно-художественный вечер "В память о Холокосте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kali_mlit.hud_.vecher_v_pamyat_o_holokoste.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Методическая разработка литературно-художественного вечера
«В память о Холокосте»
Выполнила: Кали Мария,
4 курс, профиль культурология
Преподаватель: Лапина И. А.,
кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГПУ им. А. И. Герцена
Санкт – Петербург
2014 год.
Аннотация:
Тема Холокоста, несмотря на прошедшее с тех страшных событий время, до сих пор остается важной и актуальной в наши дни в связи с обостряющимися этнонациональными конфликтами в современном мире.
Необходимо, чтобы каждое новое поколение знало и помнило о трагических событиях, имеющих место в истории. Знание исторического опыта человечества – порой трагического – позволяет воспитывать гуманизм и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей. Знание о Холокосте – это культурная «прививка» против ксенофобии и национализма.
Предложенная методическая разработка литературно – художественного вечера учитывает уже имеющееся знакомство детей с темой Холокост в рамках изучения на уроках истории темы Великой Отечественной Войны. Она дает возможность углубить эмоциональное восприятие темы, т.к. предполагает проведение Вечера памяти во внеурочное время, в непринужденной обстановке.
Мероприятие предлагается для проведения классного часа в 9 – 11 классах, приуроченное к 27 января, международному дню памяти жертв Холокоста.
Цели и задачи мероприятия
- Дать ученикам представление о понятиях «Искусство Холокоста» и «Искусство о Холокосте».
- Познакомить учеников с некоторыми художественными, литературными и музыкальными произведениями, рассказывающими о Холокосте.
- Сформировать представление о значимости искусства в жизни людей, о ценности искусства как исторического свидетельства, способного зафиксировать отдельные моменты истории.
- Развивать у школьников умение анализировать художественные произведения, раскрывать замысел художника в преподносимых им образах, сопоставлять образ жизни и окружающую обстановку художника.
В результате проведенного мероприятия ученики должны
1.Понимать следующие вопросы:
- Что такое Холокост?
- Почему современные люди должны знать о нем?
- Что такое искусство Холокоста, чем оно отличается от искусства о Холокосте?
2. Уметь обсуждать и задавать вопросы, связанные с увиденным или услышанным произведением;
3. Прийти к выводу, что искусство способно объединять людей разных национальностей, помогает сохранить в памяти людей события прошлых лет.
Подготовка к мероприятию:
За неделю до проведения мероприятия раздать ученикам стихотворения для последующего чтения наизусть, посвященные Холокосту: В.Остен «Дождь стучит за окном», Н.Коржавин «Дети в Освенциме», М. Джалиля «Варварство» (Рекомендуется разделить стихотворения на части между отдельными учениками).
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран;
Мультимедийное сопровождение: презентация с изображениями рисунков; аудиозапись вокально-симфонической поэмы «Вечно живые» Генриха Вагнера.
План вечера:
1. Вводное слово учителя;
2. Повторение основных терминов Холокоста;
3. «Искусство Холокоста» и «Искусство о Холокосте»
4. Чтение вслух и анализ стихотворения М. Джалиля «Варварство»;
5. Работа с картинами;
6. Общий анализ художественных произведений «Холокоста» и «о Холокосте»;
7. Заключительное слово учителя;
8. Выполнение творческого задания.
Ход мероприятия
- Вводное слово учителя
Холокост (от греческого Holocaust) — всесожжение, уничтожение огнем. Это общепринятый термин для обозначения геноцида евреев нацистами и их пособниками в 1933—1945 гг.
События Холокоста, или Катастрофы, или Шоа, начали развиваться в Германии с приходом нацистов к власти и окончилась незадолго до безоговорочной капитуляции нацистского рейха. Преследование евреев, начавшееся в Германии с актов террора, общественного и экономического бойкота, правовой дискриминации и изгнания осевших в стране евреев иностранного происхождения, завершилось выполнением нацистской программы «окончательного решения» - плана физического уничтожения европейского еврейства. В результате Холокоста погибло около 6 млн. евреев. Важно осознать, что 6 миллионов – это не просто безликая цифра, но многие и многие судьбы людей, столь трагично и ужасно ушедшие из этого мира.
Тема Холокоста была воспроизведена в ставших знаменитыми художественных и документальных фильмах, литературных, музыкальных произведениях.
- Повторение основных терминов Холокоста
Проводится в виде проверки понимания понятий обучающимися, изученных на уроках истории, обществознания, таких как:
- Вторая мировая война, антисемитизм, концентрационный лагерь, депортация, газовые камеры, геноцид, гетто, программа «окончательного решения» еврейского вопроса, неотъемлемые права человека.
- «Искусство Холокоста» и «Искусство о Холокосте»
Термин «Искусство Холокоста» относится к тем произведениям, которые были созданы непосредственно в Европе в 1933 – 1945 годах художниками, которые в то же время были жертвами нацистских гонений.
Он не подразумевает какой-то определенной школы или стиля, а объединяет работы нескольких разных поколений художников, находившихся в заключении в нацистской Германии и оккупированной Европе. Этот термин относится к работам как профессионалов, так и любителей, а иногда даже к творениям детей, которые находились в определенных, ограниченных для свободного передвижения условиях: в тюрьмах, в пересыльных, концентрационных или трудовых лагерях, в гетто, в убежищах.
Особенности Искусства Холокоста:
- Соединение художника и жертвы в одном лице;
- Искусство, созданное непосредственно на месте трагедии;
- Отсутствие таких возможностей как: свободная и открытая работа, организация выставок;
- Отсутствие материалов для творчества (использование таких материалов как: обороты эсесовских листовок, оберточная бумага, медицинские рецепты, расстрелянные эсэсовские бумажные мишени. Для красок использовались древесный уголь, ржавчина, чернила, пищевые и растительные красители);
- многим работам так и не суждено было стать законченными. Некоторые из найденных произведений не были подписаны, и имена их создателей поныне остаются неизвестными.
Другая категория – искусство о Холокосте или Холокост в искусстве – относится к тем произведениям, темой которых является Холокост.
Это работы, созданные во время войны и после войны теми, кому удалось выжить, беженцами и художниками, которых напрямую коснулись события 1933 – 45 годов.
Иконография и мотивы искусства о Холокосте зачастую заимствуются из более обширного набора символических образов, ассоциирующихся с искусством, направленным против войны и насилия в целом. Искусство о Холокосте также включает в себя послевоенные памятники, монументальную скульптуру и мемориалы.
Эти работы, безусловно, более завершены, нежели наброски, картины и мелкие скульптуры, созданные в условиях заключения.
Объединяет искусство, созданное во время и после Холокоста то, что оно способно помочь передать человеческие страдания с помощью выразительных средств искусства и литературы.
- Чтение вслух и анализ стихотворения М. Джалиля «Варварство»,
Стихотворение М. Джалиля «Варварство» написанно в концлагере в 1943 году, татарским поэтом, казненного фашистами в 1944 году. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Ключевые вопросы:
- Какие события описаны автором в стихотворении?
- Выделить в стихотворении действующие лица, обсудить их роль.
5. Работа с картинами:
Слайд презентации №2.
Чтение детьми отрывка из воспоминаний художницы ЭстерЛурье.
Краткая биография Э.Лурье.
Слайд №3.
Демонстрация рисунка Э.Лурье, «Вечер опустился на Вильямпол, Ковенское гетто»,
1956 года, воспроизведенного по рисунку от 1941 г.
Описание картины по следующим вопросам:
- Что изображено на картине?
- Какое «Настроение» автор пытается передать через рисунок, какова обстановка рисунка?
Слайд №4.
Портрет еврейской узницы. «Когда-то она была красавицей…»
Лейбиц (подразделление лагеря Штутгоф) 1944 г.
- Какие особенности рисунка Вы можете выделить? Что бросается в глаза?
(ученикам следует обратить внимание на отличительный знак – звезду Давида, пришитую на рукав; многочисленные заплатки на одежде; пустой, отрешенный взгляд).
Учащимся, прежде чем они приступят к работе над анализом следующих рисунков, предлагается проанализировать стихотворение «Дети в Освенциме».
Слайд №5 - №7:
Демонстрация рисунков с изображенными портретами детей в условиях концлагерей Ирен Аврет «Мать и дочь», Шарлотта Буресова «Ребенок узник у окна», «Группа детей».
Обсуждение детского вопроса. Почему дети представляли особую опасность для фашистов? Что особенно сложно было понять детям в сложившихся обстоятельствах?
(Дети – подрастающее поколение евреев; непонимание того, за что их держат в заключении и почему они не имеют права жить).
Слайд №8 - №12.
Работа с рисунками. Описание рисунков по следующим пунктам:
Что изображено на рисунке? О каких элементах повседневной жизни в лагерях и гетто нам рассказывают художники?;
Обстановка – в какой обстановке находятся изображенные на рисунках люди? (атмосфера, окружающая изображенных людей);
Чем последний рисунок отличается от других?
Каковы ваши общие впечатления от увиденных картин?
(Ученикам следует обратить внимание на обреченность и пустоту жизни узников гетто, их апатичное состояние, присутствовавший в их жизни тяжелый труд; голод, доводивший их до истощения; контраст между серой будничной жизнью лагерей и вольной красотой окружающей природы, усугубляющая ощущение изолированности узников.)
6. Общий анализ художественных произведений «Холокоста» и «о Холокосте»
- Выделите основные, преобладающие стили в художественном искусстве Холокоста по просмотренным сегодня рисункам;
(портретный жанр как способ запечатлеть близкого человека, погибшего или находящегося далеко;
«повседневно-бытовые изображения» рассказывающие о жизни в заключении;
пейзажи, с целью «отвлечься» от суровой реальности)
- Выделите основные проблемы создания и сохранения художественного искусства.
(Отсутствие необходимых материалов; отсутствие свободного времени; страх быть наказанным; плохая сохранность материалов).
7. Заключительное слово учителя
Искусство стало связующим звеном между прошлым и настоящим. И хотя такие теоретики как Жан-Поль Сартр, Тедор Адорно и Э. Визель, считали, что искусство и ужасы несовместимы, художники, выжившие в концлагерях и гетто, продолжали творить, чтобы не дать миру забыть об их страшных воспоминаниях и о наследии Холокоста.
Стихотворение Всеволода Остена «Дождь».
В заключение вечера предполагается творческое задание для учеников: на основе знаний, полученных ранее и в ходе сегодняшнего вечера попытаться изобразить свои впечатления о Холокосте.
Задание рекомендуется выполнять при воспроизведении вокально-симфоническо поэмы «Вечно живые» Генриха Вагнера, в которой автор сумел воплотить трагедию военных событий, в память о погибших во время войны и Холокоста.
Использованные интернет – ресурсы
- Изобразительное искусство Холокоста - http://www.holocaust-education.net/home.asp?langid=3&submenu=;
- Электронная еврейская энциклопедия - http://www.eleven.co.il/;
- Яд Вашем - http://www.yadvashem.org/yv/ru/about/index.asp;
Приложения. Всеволод Остен. Дождь. | ||
| Дождь стучит за окном. | Лишь тот, кто слабый, |
Дети в Освенциме.
Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.
Муса Джалиль. Варварство
Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов
Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...
Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"
Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....
Память о Холокосте - путь к толерантности.
Урок - исследование в 9 классе...
Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)
Исследовательская работа воспитанников детского дома по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...
"Память о Холокосте - путь к толерантности."
В наше время, к сожалению, всё чаще слышны рассказы о выступлениях неофашистов, считающих, что Россия должна быть только для русских, мы в своей работе с молодежью стараемся показать, насколько ...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /
Материал очень сложный и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...
Память о Холокосте
литература 11 класс...