Литературно-художественный вечер "В память о Холокосте"
методическая разработка на тему

Кали Мария Матвеевна

Литературно-художественный вечер "В память о Холокосте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kali_mlit.hud_.vecher_v_pamyat_o_holokoste.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Методическая разработка литературно-художественного вечера

«В память о Холокосте»

Выполнила: Кали Мария,

4 курс, профиль культурология

Преподаватель: Лапина И. А.,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГПУ им. А. И. Герцена

Санкт – Петербург

2014 год.

Аннотация:

Тема Холокоста, несмотря на прошедшее с тех страшных событий время,  до сих пор остается важной и актуальной в наши дни в связи с обостряющимися этнонациональными конфликтами в современном мире.

Необходимо, чтобы каждое новое поколение знало и помнило о трагических событиях, имеющих место в истории. Знание исторического опыта человечества – порой трагического – позволяет воспитывать гуманизм и стремление к сохранению общечеловеческих ценностей. Знание о Холокосте – это культурная «прививка»  против ксенофобии и национализма.

Предложенная методическая разработка литературно – художественного вечера учитывает уже имеющееся знакомство детей с темой Холокост в рамках изучения на уроках истории темы Великой Отечественной Войны. Она дает возможность углубить эмоциональное восприятие темы, т.к. предполагает проведение Вечера памяти во внеурочное время, в непринужденной обстановке.

Мероприятие предлагается для проведения классного часа в 9 – 11 классах, приуроченное к 27 января, международному дню памяти жертв Холокоста.        

Цели и задачи мероприятия

  1. Дать ученикам представление о понятиях «Искусство Холокоста» и «Искусство о Холокосте».
  2. Познакомить учеников с некоторыми художественными,  литературными и музыкальными произведениями, рассказывающими о Холокосте.
  3. Сформировать представление о значимости искусства в жизни людей, о ценности искусства как исторического свидетельства, способного зафиксировать отдельные моменты истории.
  4. Развивать у школьников умение анализировать художественные произведения, раскрывать замысел художника в преподносимых им образах, сопоставлять образ жизни и окружающую обстановку художника.

В результате проведенного мероприятия ученики должны 

1.Понимать следующие вопросы:

          - Что такое Холокост?

- Почему современные люди должны знать о нем?

- Что такое искусство Холокоста, чем оно отличается от искусства о Холокосте?

 2. Уметь обсуждать и задавать вопросы, связанные с увиденным или услышанным произведением;

3. Прийти к выводу, что искусство способно объединять людей разных национальностей,  помогает сохранить в памяти людей события прошлых лет.

Подготовка к мероприятию:

За неделю до проведения мероприятия раздать ученикам стихотворения для последующего чтения наизусть, посвященные Холокосту: В.Остен «Дождь стучит за окном», Н.Коржавин «Дети в Освенциме», М. Джалиля «Варварство»  (Рекомендуется разделить стихотворения на части между отдельными учениками).

Используемое оборудование:  компьютер, мультимедийный проектор, экран;

Мультимедийное сопровождение: презентация с изображениями рисунков; аудиозапись вокально-симфонической поэмы «Вечно живые» Генриха Вагнера.

План вечера:

1. Вводное слово учителя;

2. Повторение основных терминов Холокоста;

3. «Искусство Холокоста» и «Искусство о Холокосте»

4. Чтение вслух и анализ стихотворения М. Джалиля «Варварство»;

5. Работа с картинами;

6. Общий анализ художественных произведений «Холокоста» и «о Холокосте»;

7. Заключительное слово учителя;

8. Выполнение творческого задания.

Ход мероприятия

  1. Вводное слово учителя

Холокост (от греческого Holocaust) — всесожжение, уничтожение огнем. Это общепринятый термин для обозначения геноцида евреев нацистами и их пособниками в 1933—1945 гг.

События Холокоста, или Катастрофы, или Шоа,  начали развиваться в Германии с приходом нацистов к власти и окончилась незадолго до безоговорочной капитуляции нацистского рейха. Преследование евреев, начавшееся в Германии с актов террора, общественного и экономического бойкота, правовой дискриминации и изгнания осевших в стране евреев иностранного происхождения, завершилось выполнением нацистской программы «окончательного решения» - плана физического уничтожения европейского еврейства. В результате Холокоста погибло около 6 млн. евреев. Важно осознать, что 6 миллионов – это не просто безликая цифра, но многие и многие судьбы людей, столь трагично и ужасно ушедшие из этого мира.

Тема Холокоста была воспроизведена в ставших знаменитыми художественных и документальных фильмах, литературных, музыкальных произведениях.

  1. Повторение основных терминов Холокоста

Проводится в виде проверки понимания понятий обучающимися, изученных на уроках истории, обществознания, таких как:

- Вторая мировая война, антисемитизм, концентрационный лагерь, депортация, газовые камеры, геноцид, гетто, программа «окончательного решения» еврейского вопроса,  неотъемлемые права человека.

  1. «Искусство Холокоста» и «Искусство о Холокосте»

Термин «Искусство Холокоста» относится к тем произведениям, которые были созданы непосредственно в Европе в 1933 – 1945 годах художниками, которые в то же время были жертвами нацистских гонений.

Он не подразумевает какой-то определенной школы или стиля, а объединяет работы нескольких  разных поколений художников, находившихся в заключении в нацистской Германии и оккупированной Европе. Этот термин относится к работам как профессионалов, так и любителей, а иногда даже к творениям детей, которые находились в определенных, ограниченных для свободного передвижения условиях: в тюрьмах, в пересыльных, концентрационных или трудовых лагерях, в гетто, в убежищах.

Особенности Искусства Холокоста:

  • Соединение художника и жертвы в одном лице;
  • Искусство, созданное непосредственно на месте трагедии;
  • Отсутствие таких  возможностей как: свободная и открытая работа, организация выставок;
  • Отсутствие материалов для творчества (использование таких материалов как:  обороты эсесовских листовок, оберточная бумага, медицинские рецепты, расстрелянные эсэсовские бумажные мишени. Для красок использовались древесный уголь, ржавчина, чернила, пищевые и растительные красители);
  • многим работам так и не суждено было стать законченными. Некоторые из найденных произведений не были подписаны, и имена их создателей поныне остаются неизвестными.

Другая  категория – искусство  о Холокосте или Холокост в искусстве – относится к тем произведениям, темой которых является Холокост.

         Это работы, созданные во время войны и после войны теми, кому удалось выжить, беженцами и художниками, которых напрямую коснулись события 1933 – 45 годов.

Иконография и мотивы искусства о Холокосте зачастую заимствуются из более обширного набора символических образов, ассоциирующихся с искусством, направленным против войны и насилия в целом.  Искусство  о Холокосте также включает в себя послевоенные памятники, монументальную скульптуру и мемориалы.

Эти работы, безусловно, более завершены, нежели наброски, картины и мелкие скульптуры, созданные в условиях заключения.

Объединяет искусство, созданное во время и после Холокоста то, что оно способно помочь передать человеческие страдания с помощью выразительных средств искусства  и литературы.

        

  1. Чтение вслух и анализ стихотворения М. Джалиля «Варварство»,

Стихотворение М. Джалиля «Варварство» написанно в концлагере в 1943 году, татарским поэтом, казненного фашистами в 1944 году. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Ключевые вопросы:

- Какие события описаны автором в стихотворении?

- Выделить в стихотворении действующие лица, обсудить их роль.

5. Работа с картинами:

Слайд презентации №2.

Чтение детьми отрывка из воспоминаний художницы ЭстерЛурье.

Краткая биография Э.Лурье.

Слайд №3.

Демонстрация рисунка Э.Лурье, «Вечер опустился на Вильямпол, Ковенское гетто»,
1956 года, воспроизведенного по рисунку от 1941 г.

Описание картины по следующим вопросам:

        - Что изображено на картине?

        - Какое «Настроение» автор пытается передать через рисунок, какова обстановка рисунка?

        Слайд №4.

Портрет еврейской узницы. «Когда-то она была красавицей…»
Лейбиц (подразделление лагеря Штутгоф) 1944 г.

        - Какие особенности рисунка Вы можете выделить? Что бросается в глаза?

(ученикам следует обратить внимание на отличительный знак – звезду Давида, пришитую на рукав; многочисленные заплатки на одежде; пустой, отрешенный взгляд).

Учащимся, прежде чем они приступят к работе над анализом следующих рисунков, предлагается проанализировать стихотворение «Дети в Освенциме».

Слайд №5 - №7:

Демонстрация рисунков с изображенными портретами детей в условиях концлагерей Ирен Аврет «Мать и дочь»,  Шарлотта Буресова  «Ребенок узник у окна», «Группа детей».

Обсуждение детского вопроса. Почему дети представляли особую опасность для фашистов? Что особенно сложно было понять детям в сложившихся обстоятельствах?

(Дети – подрастающее поколение евреев; непонимание того, за что их держат в заключении и почему они не имеют права жить).

Слайд №8 - №12.

Работа с рисунками. Описание рисунков по следующим пунктам:

Что изображено на рисунке?  О каких элементах повседневной жизни в лагерях и гетто нам рассказывают художники?;

Обстановка – в какой обстановке находятся изображенные на рисунках люди? (атмосфера, окружающая изображенных людей);

Чем последний рисунок отличается от других?

Каковы ваши общие впечатления от увиденных картин?

(Ученикам следует обратить внимание на обреченность и пустоту жизни узников гетто, их апатичное состояние, присутствовавший в их жизни тяжелый труд; голод, доводивший их до истощения;  контраст между серой будничной жизнью лагерей и вольной красотой окружающей природы, усугубляющая ощущение изолированности узников.)

6. Общий анализ художественных произведений «Холокоста» и «о Холокосте»

 - Выделите основные, преобладающие стили в художественном искусстве Холокоста по просмотренным сегодня рисункам;

(портретный жанр как способ запечатлеть близкого человека, погибшего или находящегося далеко;

«повседневно-бытовые изображения» рассказывающие о жизни в заключении;

пейзажи, с целью «отвлечься» от суровой реальности)

- Выделите основные проблемы создания и сохранения художественного искусства.

(Отсутствие необходимых материалов; отсутствие свободного времени; страх быть наказанным; плохая сохранность материалов).

7. Заключительное слово учителя

Искусство стало связующим звеном между прошлым и настоящим.  И хотя такие теоретики как Жан-Поль Сартр, Тедор Адорно и Э. Визель, считали, что искусство и ужасы несовместимы, художники, выжившие в концлагерях и гетто, продолжали творить, чтобы не дать миру забыть об их страшных воспоминаниях и о наследии Холокоста.

Стихотворение Всеволода Остена «Дождь».

В заключение вечера предполагается творческое задание для учеников: на основе знаний, полученных ранее и в ходе сегодняшнего вечера попытаться изобразить свои впечатления о Холокосте.

Задание рекомендуется выполнять при воспроизведении  вокально-симфоническо поэмы «Вечно живые» Генриха Вагнера, в которой автор сумел воплотить трагедию военных событий, в память о погибших во время войны и Холокоста.

Использованные интернет – ресурсы

  1.  Изобразительное искусство Холокоста - http://www.holocaust-education.net/home.asp?langid=3&submenu=;
  2. Электронная еврейская энциклопедия - http://www.eleven.co.il/;
  3. Яд Вашем - http://www.yadvashem.org/yv/ru/about/index.asp;

Приложения.

Всеволод Остен. Дождь.

 

Дождь стучит за окном. 
Дождь не дает мне покоя. 
Я не могу забыть... 
Да разве забудешь такое? 
...Эсэсовец юркнул под крышу будки. 
Дождь пришел нежданный и звонкий. 
Вмиг побурели пестрые куртки 
и арестантские горе-шапчонки. 
Нам негде укрыться. 
От края до края 
Небо мокрый холст распростерло 
Проходит минута, 
Проходит другая - 
и воротник прилипает к горлу. 
Первая капля скользит ледышкой 
между лопаток 
вниз, к пояснице. 
Зря мы на синие пальцы дышим, 
зря растираем серые лица. 
Еще пять минут - 
и промокший до нитки 
человек выбивает чечетку зубами. 
Обычный дождь 
превращается в пытку: 
его не отменишь, 
его не убавишь...
Но нам на небо смотреть 
не давали. 
Капо - немец в добротной шинели - 
ударом дубинки, 
бывало, свалит, 
пинком поднимет 
и гонит: Шнеллер!... 
И гонит дальше 
по скользкой тропке, 
и награждает мертвых пинками. 

Лишь тот, кто слабый,
лишь тот, кто робкий,
ложится, плача, лицом на камень.
А остальные шагают прямо 
и умирают не на коленях.
Я славлю женщин,
таких упрямых 
родивших миру на удивленье!
Ведь если бы камень
так зверски били, 
то он бы волком рычал 
от боли.
Но мы удары молча сносили,
собрав по капле остатки воли. 
А если били бы так железо, 
то оглушил бы всех стон металла...
Но люди падают и снова лезут
на кручу с ношей, 
забыв усталость.
Противной дрожью трясет колени,
и ноги вязнут в холодной жиже...
Мы предназначены
для истребленья,
а каждый шепчет: 
- Мне надо выжить... 
Но люди сшиты по разной мерке; 
не все имеют закалку стали.
В тот вечер, 
выйдя на плац проверки,
мы очень многих 
не досчитались.
Дождь стучит за окном.
Дождь не дает мне покоя. 
Я не могу забыть...
Да разве забудешь такое?

Дети  в Освенциме.

Мужчины мучали детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучали детей.

И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучали детей.

(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучали детей.

Муса Джалиль.  Варварство

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной,
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь?-
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. -
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,

Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

Память о Холокосте - путь к толерантности.

Урок - исследование в 9 классе...

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

"Память о Холокосте - путь к толерантности."

В наше время, к сожалению, всё чаще слышны рассказы о выступлениях неофашистов, считающих, что Россия должна быть только для русских, мы в своей работе  с молодежью стараемся показать, насколько ...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ПРАВЕДНИКАМ ЧУЖДЫ МАВЗОЛЕИ. ЧЕЛОВЕК ЛИШЬ ПАМЯТЬЮ ХРАНИМ» / «Память о Холокосте – путь к толерантности» /

Материал очень сложный  и трудный в эмоционально-психологическом плане. Однако в современном полиэтническом обществе важно говорить с молодым поколением о толерантности через призму исторических ...

Память о Холокосте

литература 11 класс...