ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «30 октября – День основания военно-морского флота России»
Цели:
- сформировать представление о значении ВМФ, истории создания и развития флота;
- ознакомить учащихся с современной структурой и боевыми возможностями ВМФ;
- развивать аналитико-синтезирующее и абстрактное мышление;
- развивать речь учащихся, умение работать с литературой – выделять главное;
- воспитывать гордость за свое Отечество, патриотизм, понимание необходимости прохождения военной службы по призыву.
Оборудование:
- таблица “Кто на море всех сильнее”;
- географическая карта России;
- рисунки кораблей;
Оформление классной доски:
Эпиграф « У моряка нет трудного или легкого пути, есть один путь – славный».
История создания ВМФ
Петр I Великий – выдающийся государственный деятель и полководец. Он создал регулярную армию и Военно-морской флот России, заложил фундамент русской военной школы. В 1688 году Петр I совершил первое плавание на ботике по Яузе и Просяному пруду под Москвой, что привело к возникновению у него серьезного интереса к морскому делу. В 1689 г. при непосредственном участии царя основана корабельная верфь на Переславском (Плещеевом) озере, где была создана «потешная» флотилия. В 1693 – 1694 гг. Петр I под именем Петра Алексеева совершил плавание по Белому морю на яхте «Святой Петр» и на корабле «Святое пророчество». В 1696 г. на галере «Принципиум» командовал авангардом гребной флотилии во время осады и взятия турецкой крепости Азов. 30 октября 1696г. по настоянию Петра I Боярская дума постановила: «Морским судам быть» Это было решением огромной исторической важности. В результате его осуществления Россия – крупнейшее континентальное государство – должна была стать также морской державой. Фактически же строительство флота Петром I в Воронеже велось еще с конца 1695г., после возвращения из неудачного похода на Азов.
Еще до Петра I проводились неоднократные кровопролитные войны за выход кморю.
Получался заколдованный круг: не владея морским побережьем, нельзя было создать флот, а без него – прочно встать на берегах Балтики. Петр нашел простой выход: он одновременно пробивался к морю и строил корабли. Еще в начале 1702 г. по его приказу Иван Татищев на р. Сясь заложил первые для Балтики русские морские суда. Так был разорван этот заколдованный круг. А еще раньше, весной 1699 г. Петр I впервые в истории России провел близ Таганрога морские маневры, а в августе того же года на вновь построенном 46-пушечном корабле «Крепость» думный дьяк Е. Украинцев отправился в Стамбул для переговоров с Портой. Его сопровождала эскадра Азовского флота. Эта демонстрация силы во многом способствовала удачному для России завершению переговоров. Уже к 1700 г. Азовский флот получил 40 парусных и более 100 гребных судов. Так было положено начало российской морской мощи.
Берега России омываются тринадцатью морями. На сегодняшний день Российский ВМФ состоит из четырех флотов:
- Северный Флот (СФ);
- Тихоокеанский Флот (ТФ);
- Балтийский Флот (БФ);
- Черноморский Флот (ЧФ).
История флота знает много славных примеров, являющихся символами верности военно– морскому Флагу и Российскому Флоту. Петр I завещал: «Все воинские корабли российские не должны ни перед кем спускать флаги».
Причем на флоте подвиги совершаются экипажами, потому как военный корабль – оружие коллективное. Народная поговорка гласит: «У моряка нет трудного или легкого пути, есть один путь – славный».
– Какие военные корабли, совершившие подвиг, вы знаете?
«Варяг»– бронепалубный крейсер, экипаж которого отличился во время неравного боя с японской эскадрой 27.01 (09.02) 1904 г.
Построен в 1899 г. на верфях Филадельфии (США), вступил в строй в 1901 г. Самый быстроходный корабль своего класса в мире. Экипаж – 570 человек.
8 февраля 1904 г. «Варяг» вместе с канонерской лодкой «Кореец» был блокирован в нейтральном корейском порту Чемульпо (Инчхон) японской эскадрой. 9 февраля 1904 г. японцы предъявили командирам русских кораблей ультиматум с требованием до 12 часов покинуть нейтральный порт, угрожая в случае отказа атаковать их прямо на рейде. Командир «Варяга» В. Ф. Руднев решил принять бой. Русские корабли попытались прорвать японскую блокаду. «Варяг» и «Кореец» устремились навстречу японской эскадре, состоящей из 6 крейсеров и 8 миноносцев. На расстоянии 10 миль от Чемульпо, у острова Йодолми, произошел бой, продолжавшийся около 1 часа. «Варяг»потопил вражеский миноносец и нанес серьезные повреждения 2 японским крейсерам. Потеряв почти все: артиллерию, 7 офицеров и 115 матросов убитыми и раненными (не считая свыше 100 легкораненых), получивший 5 подводных пробоин, поврежденный «Варяг» вернулся на рейд Чемульпо. Чтобы избежать захвата кораблей японцами, их экипажи затопили «Варяг» и взорвали канонерскую лодку «Кореец» Оставшихся в живых русских моряков подобрали иностранные корабли. Крейсер «Варяг» впоследствии был поднят японцами и использован как учебный корабль, потом его разрезали на металлолом. Но российские моряки хранят память о подвиге экипажа «Варяга». И сегодня в военно-морском флоте России несет службу боевой корабль с этим именем. Этому подвигу посвящена песня, которую, я думаю, все вы слышали: «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»…».
Бриг «Меркурий» был заложен в январе 1819 г. на верфи в Севастополе, спущен на воду 19 мая 1820 г. Тактико-технические характеристики: длина – 29,5 м, ширина – 9,4 м, осадка – 2,95 м. Вооружение – 18 24-фунтовых пушек.
Шла Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. В мае 1829 г. «Меркурий»в составе небольшого отряда под флагом капитан-лейтенанта П.Я. Сахновского совместно с фрегатом «Штандарт» и бригом «Орфей» нес дозорную службу в районе Босфора. Утром 26 мая была обнаружена турецкая эскадра в составе 18 судов, в том числе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов и 2 корветов. Подавляющее превосходство противника было неоспоримым, и поэтому Сахновский подал сигнал не принимать боя. Подняв все паруса, «Штандарт»и «Орфей» ушли от погони. «Меркурий», построенный из тяжелого крымского дуба, а потому значительно уступавший в скорости, отстал. Бросившиеся в погоню быстроходные корабли турецкого флота, 110-пушечный линейный корабль «Селимие» и 74-пушечный «Реал-Бей», вскоре настигли русский бриг.
Видя неизбежность боя с врагом, командир брига капитан – лейтенант А. И. Казарский собрал офицеров. Выступивший по традиции первым самый младший по званию поручик корпуса флотских штурманов И. П. Прокофьев выразил общее мнение – принять бой, а в случае угрозы захвата корабля – взорвать его, для чего возле крюйт-камеры оставить заряженный пистолет.
Бриг первым дал залп по противнику. Казарский умело маневрировал, не давая туркам вести прицельный огонь. Когда «Селимие», пытаясь дать бортовой залп по рангоуту русского корабля, стал подходить с правого борта, Казарский сумел оставить противника на кормовых курсовых углах. Несколько позднее «Реал-Бей» все же смог занять огневую позицию с левого борта и «Меркурий» попал под перекрестный обстрел. Турки осыпали «Меркурий» ядрами и брандскугелями. Во многих местах начался пожар. Часть команды принялась тушить его, но меткий обстрел турецких кораблей не ослабевал. Русским канонирам удалось нанести столь существенные повреждения «Сумилие», что турецкий корабль был вынужден лечь в дрейф. Но «Реал-Бей» продолжал обстрел русского брига. Наконец он тоже получил попадание ядром в переднюю мачту и стал отставать.
Около четырех часов длился этот беспримерный бой. «Меркурий» несмотря на то, что им было получено двадцать два попадания в корпус и около трехсот в такелаж и рангоут, вышел из него победителем и на следующий день присоединился к Черноморской эскадре. Адмирал А.С. Грейг, командующий флотом, позднее доносил императору о том, что «столь необыкновенное происшествие, доказывающее в чрезвычайной степени твердость духа … всех чинов, обрекших себя на смерть для спасения чести флага, ими носимого, превышает всякую обыкновенную меру награды». Капитан – лейтенант А. И. Казарский был удостоен ордена Святого Георгия 4-й степени и произведен в капитаны 2 ранга, а корабль награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Кроме того, в императорском рескрипте говорилось, что “когда бриг сей будет приходить в негодность, построить по одному с ним чертежу и в совершенном с ним сходстве таковое же судно, наименованное «Меркурием», приписав к тому же экипажу, на который перенести и Георгиевский флаг с вымпелом”. Эта традиция, сложившаяся в русском флоте, продолжается и поныне. На широких просторах морей и океанов несут российский флаг морской тральщик «Казарский2 и гидрографическое судно “Память «Меркурия».
Есть еще один всем известный корабль, который стал символом социалистической революции 1917 г. и на сегодняшний день находится на стоянке в городе на Неве – Санкт-Петербурге. Назовите этот корабль.
Предназначение ВМФ
Военно-морской флот предназначен для выполнения стратегических и оперативных задач на океанических и морских театрах военных действий, нарушения морских коммуникаций противника, разрушения важных наземных объектов противника, содействия Сухопутным войскам при проведении операций на приморских направлениях, высадки морских десантов и выполнения ряда других задач.
За годы Великой Отечественной войны наши моряки потопили 1400 транспортных судов общей вместимостью свыше 3 млн. тонн и более 1300 неприятельских кораблей и вспомогательных судов. Не только в морских столкновениях, но и на суше моряки проявляли массовый героизм в боях, стойкость в обороне и неудержимый порыв в наступлении. «Полундра» , «Черная смерть».
513 моряков стали в годы Великой Отечественной Героями Советского Союза, а 9 человек – дважды Героями.
Во все времена служба на флоте считалась одной из самых престижных. Требования к призывникам, которые идут служить в ВМФ, очень высокие – как по состоянию здоровья, так и по образовательному уровню. Это связано с особыми условиями флотской службы: и сам по себе боевой корабль представляет из себя сложнейшую конструкцию, и зачастую этот корабль выполняет свою задачу автономно, вдали от берегов , от баз, так что каждый моряк должен в совершенстве знать свою специальность, свою часть обслуживаемой техники. «Как провожают пароходы? Совсем не так как поезда. Морские медленные воды – не то, что рельсы в два ряда …»
Стихотворение Всеволода Азарова:
Я на палубу выйду
И кажется мне –
Непрестанно звучат
Голоса в глубине
И, волнуясь, я каждый
Из них узнаю:
Мы за Родину дрались
В надводном бою.
И в подводной атаке
Мы шли на таран,
Эти волны окрасила
Кровь наших ран.
Братья, вспомните нас!
Замените собой –
Тех, кто жизни своей
Не жалел молодой!
Синий луч
По волне пробежал и погас,
Никогда не забудут товарищи вас –
Защитивших Отечество
Сердцем своим.
Вашим делом живем,
Вашу память храним.
И нахимовец, смело
Вступающий в строй,
Повторяет: «Клянусь –
Стать таким, как герой!»
IV. Итог классного часа:
– Кто начал создавать ВМФ?
– Какой день считается днем рождения ВМФ?
По долгу сына и солдата.
Честь и красу твою храня,
Тебя спасу я от огня.
И пусть всегда
В честь тех ребят,
Достойных и стихов и бронзы
Листвою нежною шумят
Родные русские березы.
Ведущий 7. Радиотрансляция с Красной площади велась на весь мир. Ее
услышали и в "Волчьем логове" - ставке Гитлера, который отдал приказ:
"Разбомбить парад, во что бы то ни стало". Но ни один из почти 250-ти
бомбардировщиков люфтваффе к Москве не прорвался. Зенитчики и летчики-
истребители сумели сбить 34 вражеских самолета.
Чтец 7. Москва!
Ты шла Пространствами, шагала временами.
И если вражья рать вставала на пути,
Ты сильною рукой вздымала выше знамя,
С которым суждено в бессмертие войти.
Как ни ярился враг, ты с ним отважно билась,
Во век ни перед кем ни простиралась ниц,
Сдаваться никому не думала на милость,
В отличье от иных прославленных столиц.
Ты жгла себя, Москва! Но из огня и пепла,
Как птица древности - из пламени костра,
Ты поднималась вновь, ты возрождалась, крепла…
Я вижу, ты опять прекрасней, чем вчера!
Ведущий 8. Очень интересная история произошла со съемками парада. Парад в
мирное время обычно начинался в 10 утра, и хроникеры подъехали, как обычно,
к 8, чтобы смонтировать аппаратуру. Однако к этому моменту все высшие
руководители во главе со Сталиным уже были на Мавзолее, а войска готовились
к началу движения. Начали снимать, не успев наладить синхронную
звукоаппаратуру и снять речь Сталина.
Операторы успели снять только прохождение войск. Вся съемочная группа
ждала сурового наказания. Ведь они не сняли речь верховного
главнокомандующего. По окончании парада к подавленным операторам
подошел генерал НКВД и сообщил, что принято решение, они не виноваты в
произошедшем. Сталин придает очень большое значение трансляции своего
выступления на Красной площади и предлагает снять его синхронно второй раз.
В Большом Кремлевском дворце был построен макет трибуны Мавзолея. Для
того чтобы у зрителей не возникало сомнений в подлинности съемки, и у
Сталина во время речи шел пар изо рта, открыли все окна. Однако, как ни
остужали зал во время съемки, пар изо рта не выходил, но зрители и
американские киноакадемики не заметили этого. Кадры парада и
вмонтированная речь Сталина вошли в получившую в 1942 году "Оскар" за
лучший иностранный фильм документальную ленту "Разгром немецко-
фашистских войск под Москвой.
Чтец 8. Помни, как гремели орудий раскаты,
Как в огне умирали солдаты
В сорок первом,
Сорок пятом –
Шли солдаты за правду на бой.
Помни, как земля содрогалась и слепла,
Как заря поднималась из пепла,
Гром орудий
Не забудем
Мы с тобой.
Помни, не забудь обожженные лица –
Это может опять повториться.
Не забудем
Это, люди,
Никогда.
Помни, в нашей власти и грозы, и ветер,
Мы за счастье и слезы в ответе,
На планете
Наши дети –
Поколение юных живет...
Помни, чтоб шумели весенние всходы, –
Не забудь эти грозные годы!
Путь наш труден,
Встаньте, люди,
Жизнь зовет!
Андрей Досталь
Педагог. По силе воздействия на ход дальнейших событий сам парад на
Красной площади приравнивают к важнейшим военным операциям Великой
Отечественной войны 1941-1945 годов. В тревожные и тяжелейшие для страны
дни начала войны парад продемонстрировал всему миру несгибаемый дух и
волю народа к победе, что Москва стоит, и мало того - бросает вызов врагу.
Слушая трансляцию с Красной площади, советские люди понимали, что Москва
выстоит.
Хотя к началу ноября 1941 года немецкие войска были только остановлены на
ближайших подступах к столице, Красная армия, советский народ одержали
первую моральную победу над врагом. Ровно через месяц, 7 декабря 1941 года,
началось контрнаступление под Москвой, в ходе которого противник был
отброшен от столицы на 100 - 250 км.
Парад стал одновременно проводами на фронт. Если в мирное время войска
принимали участие в торжествах без боеприпасов, то теперь все были в полном
походном снаряжении. Пехотинцы шли с патронными подсумками, саперными
лопатами, противогазами, у многих были заплечные вещевые мешки.
Участники парада сражались на самых опасных участках обороны.
Надо заметить, что немецкие солдаты всё-таки прошли по улицам Москвы. В
июле 1944 г. колонны пленных немецких солдат и офицеров, среди них были
улицам: по Ленинградскому шоссе к улице Горького (ныне Тверской) к
площади Маяковского, затем по часовой стрелке по Садовому кольцу до
Курского вокзала. За пленными следовали поливальные машины, символически
смывая грязь с асфальта.
И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!
И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!
Э.Асадав
3. Подведение итогов (рефлексия).
Почему было принято решение провести военный парад на Красной площади в
1941 году? Как готовился парад? Кто в нём участвовал? Кто принимал парад?
Какое влияние оказал парад на дальнейший ход событий? Какие чувства у вас
вызвал военный парад?
Литература:
Венок славы. Антология художественных произведений о Великой
Отечественной Войне в 12 томах. М. «Современник» 1987 г.
А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.
О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения
Черноземного края. Воронеж – 2005.
С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало
XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.
Н.Орлова. Сaмозванцы. - Москва: Белый город, 2002.
Журнал «Родина». - № 11.- 2005
Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. - Волгоград:
Учитель, 2007.
И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на
патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.
Классные часы: 9 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 8 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2008.
Классные часы: 5 класс/Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: Вако, 2010.
Клубные часы Проблемно-ценностное общение 5-6 классы / Авт-сост.
Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013.
ТЕМА: «Битва за Кавказ. Голубая линия»
Цель: Раскрыть стратегические цели немецкого командования по овладению Кавказом. Способствовать формированию личностного восприятия исторических фактов. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, национальной гордости славным боевым прошлым советских воинов.
Оборудование: м\м, презентация, плакаты военные, DVDдиск «Битва за Кавказ».
Ход
1. Вступительное слово
Битва за Кавказ была одной из крупнейших в годы Великой Отечественной войны. Боевые действия здесь велись с июля 1942 г. по начало октября 1943 г. Фашисты планировали окружить советские войска с запада и востока, на западном направлении они хотели занять все Черноморское побережье от Новороссийска до Батуми и соединиться с турками. Операцию по ведению боевых действий у немцев возглавил генерал-фельдмаршал Вильгельм Лист (1880–1971).
План «Эдельвейс»
Соотношение сил сторон к началу битвы за Кавказ.
Силы и средства | Советские войска | Войска противника | Соотношение |
Люди | 112 тыс. чел | 167 тыс. чел | 1:1,5 |
Орудия и минометы | 2,1 тыс. | 4,5 тыс. | 1:2,1 |
Танки | 121 | 1130 | 1:9,9 |
Самолеты | 130 | 1000 | 1:7,7 |
Ученик:
Сквозь оглохшую тьму шквал снарядов проносится, воя.
И на танковый гром низвергается гром с облаков...
Скрылась в жарком дыму сопка, ставшая Сопкой героев...
Это бьются с врагом казаки из гвардейских полков.
Это наши бойцы под свинцовые ливни
Ломали врага «Голубую линию».
Отсюда, поднявши карающий меч,
Герои Кубани рванулись на Керчь...
Вовек не забудутся подвиги их:
И мужество павших
И стойкость живых.
В. Подкопаев
2. Характеристика «Голубой линии».
– В течение нескольких месяцев немецкие войска вели наступление по ряду направлений, и лишь в ноябре 1942 г. произошел коренной перелом – советские войска перешли от обороны к наступлению. Главным препятствием перед войсками Северо-Кавказского фронта в успешном выполнении этой задачи являлся мощный оборонительный рубеж противника – Голубая линия. Фашисты на линии от Тамани до Крымска попытались закрепиться на так называемой «голубой линии» – цепи сложнейших оборонительных сооружений, которые максимально использовали элементы местности. «Голубой» линию прозвали потому, что здесь было множество водных преград. Прежде чем давать характеристику Голубой линии, следует хотя бы коротко рассказать, что представляет собой местность, на которой пришлось. действовать войскам Северо-Кавказского фронта.
Местность эта весьма разнообразна. На северо-востоке района боевых действий у побережья Азовского моря и долины р. Кубань преобладают болотистые низменности с большим количеством плавней, лиманов, рек и ручьев. Юго-восточный участок – горно-лесистый. В глубине Таманского полуострова, от линии Варениковская, Анапа, местность становится более равнинной, степной, слегка песчаной. От линии Темрюк, Благовещенское, в западной части полуострова, действия войск возможны были только по узким дефиле между лиманами. Такой рельеф местности способствовал противнику в организации прочной обороны, давал возможность превратить командные высоты и населенные пункты в узлы сопротивления. Немецко-фашистское командование решило в полную меру использовать эти выгодные для себя условия местности, чтобы удержать за собой Таманский полуостров.
3. Укрепление Голубой линии.
Что же представляла собой Голубая линия? Еще в январе 1943 г., опасаясь, что стремительным наступлением советских войск кубанская группировка может быть прижата и опрокинута в море, немецкое командование приступило к строительству оборонительных рубежей в низовьях р. Кубань, на подступах к Таманскому полуострову. На строительство этих рубежей гитлеровцы силой оружия согнали все местное население. Тысячи жителей из станиц и хуторов под конвоем немецких автоматчиков рыли траншеи, противотанковые рвы, окопы. Саперные и специальные строительные части и полевые войска противника создавали прочные опорные пункты и узлы сопротивления. За четыре с лишним месяца было построено несколько оборонительных рубежей с промежутками между ними от 5 до 25 км. Основная оборонительная полоса, непосредственно Голубая линия, имела глубину до 6 км, но следом за ней на глубину 30–40 км простирались хорошо укрепленные рубежи. В центре холмистого плато находилась село Молдаванское. Здесь противник создал мощный узел обороны второй позиции. Этот узел обороны был подготовлен для того, чтобы преградить советским войскам путь к центру Таманского полуострова в случае прорыва ими первой позиции.
В районе Новороссийска противник опасался высадки наших десантов, поэтому здесь он подготовил мощную противодесантную оборону. Все побережье вплоть до Анапы было сильно укреплено. Подходы к городу со стороны моря прикрывались плотной системой дотов и дзотов, которые располагались в западной части порта. Все причалы, молы, портовые постройки были заминированы. Мины устанавливались не только на береговой черте, но и на воде и под водой. дома и целые кварталы были превращены в опорные пункты, улицы перекрыты баррикадами с амбразурами и ходами сообщения. Стены и перекрытия многих зданий противник усилил бетонной и кирпичной кладкой, подвалы приспособил для убежищ. Все крупные здания, не занятые для обороны, гитлеровцы минировали и потом, когда завязались уличные бои, взрывали их и этим создавали дополнительные преграды наступавшим советским войскам. Всего в городе и его окрестностях гитлеровцы возвели больше 500 оборонительных сооружений. Все эти сооружения были густо прикрыты проволочными и минными заграждениями. Достаточно сказать, что уже в первые дни после освобождения Новороссийска саперами было обнаружено и снято 29 тыс. мин
Такова характеристика Голубой линии. Успешный прорыв такой мощной обороны зависел от тщательной и всесторонней подготовки операции. В подготовительный период проводилась большая работа по вскрытию системы вражеской обороны. Наши летчики произвели аэрофотосъемку Голубой линии на всю ее глубину. Фотопланшеты размножались и рассылались во все штабы общевойсковых армий и стрелковых корпусов, а также в авиационные части. По данным аэрофотосъемки штаб Северо-Кавказского фронта изготовил специальные топографические карты, которые во многом помогли наземным войскам в прорыве Голубой линии. Общевойсковая и инженерная разведка начиная с мая непрерывно вела наблюдение за обороной противника. В тыл врага засылались специальные поисковые группы для вскрытия системы заграждений в глубине Голубой линии. Важные сведения добывали партизаны.
Где хлеба высоки у Кубани – реки,
И сады и станицы красивы,
Свои гордые песни поют казаки.
Эти песни летят по России.
В этих песнях живут: Быль о Малой земле
И легенды о Сопке героев.
Эти песни летели на крылья клинков.
Становились бессмертной былиной:
В них победная поступь кубанских полков
От родимых степей до Берлина.
И плывут облака над местами боев,
Над садами плывут, над хлебами...
О героях Кубани мы песни поем –
И Россия поет вместе с нами.
В. Подкопаев.
4. Наступление советских войск.
9 апреля – 15 мая 1943 г. войска Северо-Кавказского фронта (генерал И.И. Масленников) осуществили наступательную операцию с целью прорвать “Голубую линию” и овладеть Таманским полуостровом. После шести дней ожесточенных боев наступавшей на центральном направлении 56-й армии (генерал А.А. Гречко) удалось 4 мая овладеть лишь одним узловым пунктом немецкой обороны – станицей Крымская. Особо ожесточенные бои развернулись за высоту сто двадцать один – четыре. 29 апреля в небе на высоте 121,4 произошло самое крупное воздушное сражение Великой Отечественной войны, в котором принимал участие легендарный летчик А. И. Покрышкин. Здесь в кровавой схватке сошлись мужество, презрение к смерти и фанатизм, вызванный обреченностью. Маршал Жуков, лично руководивший воинской операцией в районе Крымска, в своем докладе Верховному Главнокомандующему писал: «Сколько видел боев, но таких ожесточенных еще видеть не приходилось. Храбрость советских воинов не знает границ». Героизм, проявленный на этом участке фронта, действительно был настолько массовым, что высота вошла в историю под названием «Сопка героев». Здесь действительно каждый был героем, не раздумывая, поднимался под свинцовым дождем в атаку, шел вперед, очищая от врага траншею за траншеей. Но ожесточенные бои шли не только на земле.
5. А.И.Покрышкин.
Александр Иванович Покрышкин – творец многих эффективных приемов воздушного боя. В борьбу с врагом на Кубани он вступил уже опытным летчиком и зрелым командиром.
Если большинство наших воздушных бойцов по-настоящему освоили вертикальный маневр в первой половине 1943 года, то Покрышкин применял его еще осенью сорок первого. Летая на МиГ-3, на котором и сразил первого гитлеровца, он уже тогда убедился в том, что вражеские самолеты лучше сбивать на боевой вертикали, то есть сверху, имея хороший запас скорости для последующего ухода на высоту.
Первые бои на Кубани подтвердили правильность его суждений и расчетов. «Дух наступательной активности,– говорил Покрышкин,– целиком определил нашу летную жизнь. В небе Кубани летчики полка постигли основную формулу воздушного боя с решительными целями, формулу, пронизанную духом наступательной активности. Эта формула включала в себя четыре главных элемента: «Высота – скорость – маневр – огонь». В бою с вражескими бомбардировщиками Покрышкин успешно применял тактический прием, названный им «соколиным ударом». Это внезапная, молниеносная атака сверху, завершающаяся метким огнем с предельно малых дистанций. Стрельба почти в упор всегда обеспечивала поражение самолета. И этот прием стал применяться другими летчиками-истребителями.
За время Крымской операции было израсходовано бензина более 12 000 тонн. А сколько боеприпасов! Только на один день 29 апреля полкам и дивизиям потребовалось 2862 авиабомбы, 779 реактивных снарядов, 36 000 снарядов для бортовых пушек
6. Ночные ведьмы.
Пусть эти тихие и скромные У-2,
Не из металла грудь и не из стали крылья,
Но сложатся легенды и в словах
Переплетется сказочное с былью...
За кубанское небо сражались отважные девушки на маленьких и слабо защищенных самолетах, прозванных в народе 'кукурузниками', наводили такой ужас на врага, что тот прозвал их «ночными ведьмами» . 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный Краснознаменный Таманский ордена Суворова 3-й степени полк .С марта по сентябрь 1943 года летчицы полка участвовали в прорыве обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове и освобождении Новороссийска.
Гимн полка.
На фронте встать в ряды передовые
Была для нас задача не легка.
Боритесь, девушки, подруги боевые,
За славу женского гвардейского полка.
Вперед лети
С огнем в груди.
Пусть знамя гвардии алеет впереди.
Врага найди,
В цель попади,
Фашистам от расплаты не уйти...
Полк был сформирован в октябре 1941. Руководила формированием Марина Раскова. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под ее командованием полк сражался до окончания войны. Порой его шутливо называли: «Дунькин полк», с намеком на полностью женский состав и оправдываясь именем командира полка. 588-й авиаполк до своего расформирования остался полностью женским: только женщины занимали все должности в полку от механиков и техников до штурманов и пилотов. Тогда его численность составляла 115 человек – большинство в возрасте от 17 до 22 лет. Всех объединяли особый азарт и стремление доказать, что девушки могут быть в бою не хуже мужчин. Летчики, которые в него пришли, были яркими личностями, с высоким мастерством пилотирования. Штурманами у них стали в основном студентки вузов – математики, физики, историки, уже проявившие способность к науке и пожертвовавшие ею, чтобы помочь Родине.
Приказом от 8 февраля 1943 года полк был преобразован в 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк. Наш учебный самолет создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением – для летчика и штурмана. (До войны на этих машинах летчики проходили обучение). Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолете не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолета. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы). Количество бомбового груза менялось от 100 до 300 кг. В среднем мы брали 150–200 кг. Но за ночь самолет успевал сделать несколько вылетов, и суммарная бомбовая нагрузка была сравнима с нагрузкой большого бомбардировщика.
Бессмертие.
Когда на боевом аэродроме
В кромешной тьме, заметные едва,
В тугих ветрах, в пыли, в моторном громе
Рулят на старт знакомые У-2,
Когда зенитки гневные на страже
Стоят у нас – на стыке двух морей,
Когда в поход уходят экипажи
Моей страны любимых дочерей,
Я, как вчера, сегодня вижу снова,
Как в небе пролетают высоко
Амосова, Никулина, Смирнова,
И Руднева, и Белик, и Пасько.
Я вижу всех. Я вновь их вижу вместе.
Им Родина святая дорога,
Они летят с горячим грузом мести
Громить в бою жестокого врага.
Когда неумолимою грозою
Победный путь они свершают свой,
Я вслед смотрю и вспоминаю Зою –
Бессмертный подвиг девушки простой.
Друзья мои! Попробуйте, измерьте
Величье славы, ставшей в полный рост.
Они летят дорогою в бессмертье,
Дорогой ясных путеводных звезд.
Они летят – и день, что нынче начат,
Сияньем солнца их согреет вновь.
Пусть им всегда сопутствует удача
И Родины великая любовь.
Учитель:
Управление было сдвоенным: самолетом возможно было управлять и пилоту и штурману. Были случаи, когда штурманы приводили на базу и сажали самолеты, после того, как пилот погибал. До августа 1943 года летчицы не брали с собой парашюты, предпочитая взять вместо них еще 20 кг бомб.. Полк, в котором 25 летчикам и штурманам было присвоено звание Героя Советского Союза и Героя России.
Ученик:
И как хорошо сказал поэт:
Когда вы песни на земле поете,
Тихонечко вам небо подпоет.
Погибшие за Родину в полете,
Мы вечно продолжаем свой полет.
Мы стали небом, стали облаками
И, наблюдая ваш двадцатый век,
К вам тихо прикасаемся руками,
И думаете вы, что это снег.
Мы согреваем сверху птичьи гнезда,
Баюкаем детей в полночный час,
Вам кажется, что в небе светят звезды,
А это мы с небес глядим на вас.
Мы вовсе не тени безмолвные,
Мы ветер и крик журавлей,
Погибшие в небе за Родину
Становятся небом над ней.
Е. Евтушенко
8. Просмотр отрывка о прорыве Голубой линии из фильма
9. Заключение.
10 сентября Северо-Кавказский фронт перешел в новое наступление с целью освобождения Новороссийска и Таманского полуострова (Новороссийско-Таманская операция). В ходе боев советские войска овладели «Голубой линией» и 9 октября 1943 г. окончательно выбили немецкие войска с Таманского полуострова. «На Кубани и Таманском полуострове не осталось ни одного живого немца, кроме пленных» – эти слова рапорта генерала Петрова Сталину стали своеобразным эпилогом к Битве за Кавказ.
«Гранитный богатырь»:
Как волны в синем океане,
Хлеба тяжелые шумят.
На зеленеющем кургане
Стоит задумчивый солдат.
Наутро, из бессонной ночи,
Пришла к нему седая мать
И что-то хочет, что-то хочет
Ему, гранитному, сказать:
«Я чуть дошла, уж нету силы...
Светлее солнечного дня,
Такой же стройный и красивый
Был сын Сережа у меня.
Дай, я коснусь тебя рукою,
Дай, голову поглажу я.
Не ты ль стоишь передо мною,
Мой мальчик, молодость моя?»
И слышит все, и понимает
Гранитный юноша-солдат,
Глядит он и сильней сжимает
Готовый к бою автомат.
Как волны в синем океане,
Бегут хлеба и вдаль, и вширь,
На зеленеющем кургане
Стоит гранитный богатырь.
Он помнит годы боевые,
Он помнит дни лихих годин.
России матери седые,
Он – ваша молодость, ваш сын.
ТЕМА: «Классный час: «День рождения советской гвардии»
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- познакомить учащихся с событиями второй мировой войны, связанными с появлением советской гвардии;
- показать мужество, героизм гвардейцев;
- продолжить патриотическое и гражданское воспитание учащихся;
- познакомить ребят с понятием гвардия;
- пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Оборудование: стенд с художественной литературой, посвященный советской гвардии, отрывок видео о достижениях советской гвардии, о их героизме.
Ход урока:
Учитель: Ребята, совсем недавно было 18 сентября. Как вы думаете, чем может быть особенна эта дата? Знаете ли вы, с чем это может быть связано?
Дата эта не простая – с ней связано одно из важных событий из истории нашей страны. Знаменательна она тем, что в именно в этот день 1941 года (во время великой отечественной войны) 75 лет назад В Красной армии введено понятие «гвардейская часть». Поэтому 18 сентября можно с полным правом назвать днем рождения советской гвардии.
Итак, давай те же постараемся вспомнить и понять, что произошло в сентябре 1941.
История образования гвардейских частей и кораблей уходит в события 1941-1942 годов. Днем рождения советской гвардии считается 18 сентября 1941 г., когда в соответствии с решением Ставки Верховного Главнокомандования приказом наркома обороны СССР № 308 были переименованы в гвардейские четыре стрелковые дивизии.
Ученик 1 выступает с докладом (Сове́тская гва́рдия — воинские части, корабли, соединения и объединения Вооружённых Сил СССР, получившие почётное звание и преобразованные в гвардейские за массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство, проявленное в боях во время Великой Отечественной войны, а также части реактивной артиллерии и вновь сформированные соединения (объединения), в состав которых вошли части (соединения), ранее получившие звание гвардейских.
Гвардейским частям, соединениям и кораблям вручались гвардейские боевые знамёна. Для военнослужащих гвардейских частей и соединений 21 мая 1942 года был учреждён нагрудный знак «Гвардия», а для гвардейцев РККФ — прямоугольная пластинка с муаровой лентой оранжевого цвета с чёрными продольными полосами. Одновременно были введены гвардейские воинские звания)
Учитель: А что же значит слово «гвардия»?
Ученик 2 выступает с докладом (Слово «гвардия” происходит от старогерманского или скандинавского слова Warda или Garda – стеречь, защищать.
С самых древних времен цари и полководцы имели при себе отряды телохранителей, в обязанности которых входила исключительно охрана повелителя.
Телохранители постепенно начали объединяться в особые отряды, образования, а позже – в отборные войска.)
Учитель: При каких условиях появилась «советская гвардия»?
19 июня 1942 года учреждён гвардейский Военно-морской флаг, а 31 июля 1942 года введено в действие Положение о гвардии Флота СССР.
В дальнейшем в ходе войны многие закалённые в боях части и соединения Красной Армии были преобразованы в гвардейские. Существовали гвардейские полки, дивизии, корпуса и армии.)
Учитель: Ну а теперь посмотрим, как это было (ученикам предлагается небольшой отрывок видео о достижениях советской гвардии в период войны).
Итог классного часа.
ТЕМА: «Блокада Ленинграда" в Великой Отечественной войне»
«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.
Цель:
- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- Познакомить ребят с понятием блокада;
- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
- Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.
Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.
Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
(Звучит голос Левитана о начале войны. Слышен звук летящих фашистских самолетов, разрывы бомб).
На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. (Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, подписываться, таблицу умножения до 25). Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города.
К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки. Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы. Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы – 4 млн.215 тыс. людей, после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.
27 января 1944 года - что это за дата?
27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.
Что такое блокада?
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.
На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.
(работа с иллюстрациями, посвященными Великой Отечественной войне)
На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.
8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отраслей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.
Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон (Ю. Воронов)
Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась. И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)
Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.
И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.
Скольких людей спасла эта дорога!
Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года. но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы. Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.
22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей. Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!
13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но Боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут. (Ю. Воронов)
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)
Минута молчания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на патриотическую тему «День воинской славы России. 11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра»
Классный час на патриотическую тему в игровой форме...
Методическая разработка мероприятия День защитника Отечества – день воинской славы России
Цель мероприятия: Воспитательная: историческое и военно-патриотическое воспитание. Развивающая: формирование личностных качеств, патриотических чувств, духовно-нравстенных ценностей....
«День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)»
8 - сентября - День воинской славы России - День Бородинского сражения. Данное мероприятие воспитывает у учащихся чувства патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины....
Воспитательный проект «День воинской славы России – День Бородинского сражения(1812 год)»
Воспитательный проект состоит из трех частей - взаимосвязанных мероприятий, объединенных в цикл « День воинской славы России — День Бородинского сражения (1812 год)».1 часть – непосредственно ур...
День воинской славы — День окончания Второй мировой войны
Классный час...
ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ - ДЕНЬ ВЗЯТИЯ КРЕПОСТИ ИЗМАИЛ
Празднуется 24 декабря законом № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России»в честь Дня взятия турецкой крепости Измаилрусскими войсками под командов...
День воинской славы Росии. День Защитника Отечества.
Данную методическую разработку можно применять при проведении классного часа военно-патриотической тематики. Она рассчитана для 8-9 классов. Целесообразно использовать дискуссионные формы работы: диск...