Вербальные и не вербальные средства связи
презентация к уроку (10 класс) на тему
На протяжении всей нашей повседневной жизни и трудовой деятельности мы стараемся произвести приятное впечатление друг на друга. В современном мире высоко ценится умение устанавливать контакты с людьми и поддерживать с ними деловые отношения. В поисках взаимопонимания между нами происходит процесс общения. Т. к. передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем, мы используем вербальные (словесные, в качестве знаковой системы используется речь) и невербальные средства общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
verbalnye_i_ne_verbalnye_sredstva_kommunikatsiy.pptx | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Немного истории История не баловала глухих. Наши предки их не любили. В Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу, в Спарте по закону их сбрасывали в море с высокой скалы. В Древней Греции, как и в Риме, законы были жестокими. Каковы истоки пренебрежения интересами глухих? Причина подобных отношений, очевидно, в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из главных человеческих качеств — способность к общению.
Франциско Гойя Известный французский философ, гуманист Мишель Монтель , в 16 веке писал: «Глухота — более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества — способности быстрого и свободного общения. Глухота — недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности».
Лев Семенович Выготский Л.С. ВЫГОТСКИЙ сказал: «С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой — именно поэтому, что он создаёт трудности, он стимулирует повышенное усиленное движение вперёд».
Людвиг Ван Бетховен Людвиг Ван Бетховен пять симфоний из девяти сочинил, будучи глухим. Кто знает, смог бы талант Бетховена проявиться с такой поразительной силой, если бы вечная тишина не оставила его один на один с музыкой. Легендарный композитор страдал от серьезных проблем со слухом и постепенно терял способность слышать. В возрасте 31 года Людвиг ван Бетховен впервые столкнулся со звоном в ушах, или тиннитусом . Со временем слух великого композитора ухудшался. Известно, что во время премьеры Симфонии № 9 Бетховен вовсе потерял способность распознавать звуки. На тот момент ему исполнилось 54 года.
Франциско Гойя Создал бы великий испанский художник Гойя столько мировых шедевров, если бы не одиночество, связанное с глухотой. По воспоминаниям современников, Гойя какое-то время страдал от панических атак и нервных срывов, а потом его разбил паралич и он потерял зрение и слух практически полностью. На протяжении двух месяцев он оставался полностью неподвижным, а потом зрение и двигательные функции восстановились. Слух же был потерян навсегда.
Знаменитые картины Франциско Гойя
Константин Эдуардович Циолковский Константин Эдуардович Циолковский, открытия которого внесли весомый вклад в развитие науки, а биография вызывает интерес не только с точки зрения его достижений, – это великий ученый, советский исследователь с мировым именем, основоположник космонавтики и пропагандист освоения космического пространства. Известен как разработчик модели ракеты, способной покорить космическое пространство. В 1868 году семья переехала в Вятку, где Константин стали учеником мужской гимназии. Обучение давалось тяжело, основной причиной тому была глухота – следствие скарлатины, которую мальчик перенес в 9-летнем возрасте. «Глухота заставляла непрерывно страдать моё самолюбие, была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь».
Основные этапы развития сурдопедагогики. На Руси призрением глухих и других «убогих» занимались православная церковь и монастыри. Опыт воспитания и обучения глухих в России был накоплен также благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачным примером которого было создание Петербургского и Московского воспитательных домов, где вместе с детьми-сиротами воспитывались глухие дети, осваивая основы грамоты и ремесло . Мимическая и устная системы обучения глухих появились в России в ХIХ в. в связи с началом школьного обучения.
Основные этапы развития сурдопедагогики. Первая школа была открыта для глухих детей из высших сословий в г. Павловске под Санкт-Петербургом в 1806 г. Развитие российской сурдопедагогики в ХIХ в. связано с педагогической деятельностью таких известных сурдопедагогов, как В. И. Флери , Г. А. Гурцов , И. Я. Селезнев, А. Ф. Остроградский, И. А. Васильев, Н. М. Лаговский, Ф. А. Рау .
Из истории развития Поводом для открытия школы послужила случайная встреча летом 1806 года императрицы, совершавшей прогулку по Павловскому парку, с одним мальчиком. Увидев его, Мария Федоровна поздоровалась, но ребенок ничего не ответил. Это удивило императрицу, и она обратилась с вопросом к сопровождавшей мальчика даме. Оказалось, что ребенок глухой. Марии Федоровне проблема нарушения слуха была знакома не понаслышке (известно, что Павел I имел одностороннее нарушение слуха и его внебрачный сын страдал тем же недугом). Эта встреча заставила императрицу задуматься об обучении глухих в России, и по ее приказу 15 декабря 1806 г. в крепости Бип города Павловска была открыта первая в России школа для глухих детей. Эта дата и считается днем рождения образовательного учреждения, которое теперь носит название школы-интерната № 1 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Российская система обучения глухих, сформировавшаяся в ХIХ в., опиралась на использование в учебном процессе и словесного, и жестового языков. Однако уже в конце века преимущество стало отдаваться устной словесной системе обучения, жестовый язык стал вытесняться из специальной школы глухих. С начала ХХ в. зарождается дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. В 1900 г. в Москве открывается первый детский сад для глухих детей, организованный супругами Ф.А. и Н.А. Рау . После революции 1917 г. школы для глухих в СССР были переданы в государственную систему образования. В 30-е гг. появляются первые классы, а затем и школы для слабослышащих и позднооглохших детей. Особенно плодотворным стал период, начавшийся в 50-е гг. Целая плеяда выдающихся ученых сурдопедагогов в течение десятилетий создала оригинальную советскую систему воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей. Исследования проводились в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, где работали ученые-сурдопедагоги — Р. М. Боскис , А. И. Дьячков, С. А. Зыков, Ф. Ф. Рау , Н. Ф. Слезина , В. И. Бельтюков , А. Г. Зикеев и многие другие, а также ученые-сурдопсихологи — И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф , Т. В. Розанова и др.
Большой вклад в теоретическое обоснование необходимости пересмотра содержания, методов и речевых средств обучения и воспитания глухих внес Л.С. Выготский , который, приступив к работе в дефектологии в середине 20-х гг., сразу выступает решительным противником «чистого устного метода». Он выявляет главный недостаток: у ученика вырабатывают не язык, а артикуляцию. Поэтому устная речь глухих «почти не служит их развитию и формированию, не является орудием накопления социального опыта и участия в социальной жизни».
Искания Л.С. Выготского направлены на создание системы обучения глухих, которая призвана обеспечить разностороннее развитие детей, их общественное воспитание. Теоретические исследования, анализ практики отечественных и зарубежных школ, а также собственные экспериментальные материалы привели ученого к принципиально новому методологическому подходу к проблеме, основанному на разработанной им культурно-исторической теории. Подчеркивая преимущественное значение социальной сущности в феномене глухоты человека, а также важную роль речи и общения в развитии высших психических функций ребенка, Выготский наряду со словесной включает жестовую речь в систему речевой деятельности глухих детей. Л.С. Выготский приходит к выводу, что:
1) жестовый язык глухих — сложная и своеобразная лингвистическая система. Это очень богато развитый язык, на котором вполне можно выражать различные абстрактные понятия, в том числе ряд положений, мыслей и сведений общественно-политического характера 2) жестовая речь «есть подлинная речь во всем богатстве ее функционального значения», т. е. не только средство межличностного общения глухих, но и средство «внутреннего мышления» самого ребенка; 3) словесно-жестовое двуязычие глухих — объективно существующая реальность; ситуация такого билингвизма плодотворна, и ее следует использовать «для восхождения глухого ребенка к овладению речью», для его общего и лингвистического развития; 4) необходимо переоценить традиционное отношение к жестовой речи, «использовать все возможности речевой деятельности глухонемого ребенка, не относясь пренебрежительно к мимике и не третируя ее как врага», поставить теоретически и практически вопрос о сотрудничестве и структурном комплексировании словесной и жестовой речи «на различных ступенях обучения».
По сути дела, Л. С. Выготский предложил свою трактовку всей проблемы жестового языка: Определил сущность его лингвистической структуры, оценил роль жестовой речи в коммуникативной и познавательной деятельности глухих В ыявил ее место в системе средств педагогического процесса . Исходя из целей и задач воспитания учащихся с недостатками слуха, главный дидактический принцип : всестороннее развитие личности ребенка, обучение основам наук на основе формирования словесной речи и словесно-логического мышления. Для реализации требований этого принципа предлагалось использовать систему речевых средств, включающую основные средства — устную и письменную формы словесной речи и вспомогательные — дактильную (с III класса) и жестовую речь.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-конференция:СРЕДСТВА СВЯЗИ
Урок - конференция способствует росту творческого потенциала учителя, формированию у учащихся умений самостоятельной работы с различными источниками информации, позволяет в новом свете осмыслить ранее...
Сложносочинённое предложение: строение и средства связи в нём.
Разработка урока с презентацией обобщает и систематизирует материал о сложносочинённых предложениях; совершенствует пунктуационные навыки в предложениях данного типа; формирует позитивное отношение к ...
Урок-игра "Средства связи"
План-конспект урока-игры по теме: «MeansofCommunication»...
Средства связи в сложноподчиненном предложении
В 9 классе при изучении темы "Сложноподчиненное предложение" наибольшую трудность для учеников вызывает разграничение союзов и союзных слов. Этот опорный конспект помогает в работе по теме....
презентация "Лексические средства связи. Стилистические фигуры"
Данная презентация поможет выпускникам различать тропы и стилистические фигуры....
Тренинг: «Азбука общения. Вербальные средства общения в работе педагога».
Цель: 1. Познакомить педагогов с эффективными техниками речевого общения.2. Дать информацию о типах людей в НЛП, предложить тактически...
Вербальные средства создания комического в англоязычных телесериалах.
В данной статье рассмотрены проблемы определения средств создания комического эффекта на материале британского комедийного сериала «The Office» и его одноименной адаптации для американской...