Правовой час «Мы в ответе за свои поступки»
классный час (5 класс) на тему
Классный час по профилактике правонарушений в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Правовой час "Мы в ответе за свои поступки" | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по профилактике правонарушений
«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»
Цели проведения:
* упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами нарушений и наказаниями за них; профилактика правонарушений несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;
*формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения;
* воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
*формирование у учащихся понимания того, что, совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям
*развитие умения работать в группе, выражать свои взгляды, вести дискуссию
*расширение и активизация словарного запаса, закрепление произносительных навыков учащихся в процессе занятия.
Ход классного часа
1.Организационный момент. Работа за экраном
Воспитатель: Добрый день, сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одной важной проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях.
Тема нашего классного часа «Мы в ответе за свои поступки».
( За экраном) : Как называется классный час?
- Мы будем говорить правильно, играть, отвечать на вопросы, слушать.
Эпиграфом к нашему мероприятию взяты следующие слова Л.Н. Толстого: «Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов, есть соблазн словами: «Все так делают». Эта тема актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК). Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? Обратите внимание на слова Л.Н. Толстого. Действительно ли «Все так делают»? Почему «невинные шалости» часто превращаются в правонарушение?
2.
ЗАКОН - это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.
ПРОСТУПОК – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
3.Основная часть
Воспитатель: «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» - эта пословица пришла к нам из далекого прошлого. Она напоминает и предупреждает о самых неприятных поворотах судьбы. Самые безрассудные поступки свойственны молодости.
Задание1.Попробуйте назвать эти поступки (учащиеся называют, воспитатель поправляет и дополняет примеры):
- плохо учатся,
- бросают школу;
- курят и выпивают;
- грубят и сверстникам и взрослым;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут даже без причины;
- стараются выяснить отношения только с помощью силы;
- играют в карты;
- разрисовывают стены;
- портят школьное имущество и многое другое.
Воспитатель Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры. Почему такое происходит? Сегодня на нашем классном часе мы с вами попробуем выяснить это, найти ответ на этот вопрос.
Воспитатель: Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях: (памятки для учащихся)
1. Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Задание 2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
Виды ответственности:
А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
3. Избил одноклассника (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Воспитатель: Рассмотрим несколько ситуаций
Задание 3
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).
Какое правонарушение совершили ребята?
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)
Задание 4
Викторина «Закон и я».
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность для лиц, совершивших преступления?
Согласно УК РФ – с 14 лет.
2. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности несовершеннолетний, не достигший 14-летнего возраста?
Нет.
3. Какие виды наказаний не применяются к несовершеннолетним?
Смертельная казнь и срок лишения свободы более 10 лет.
4. Где отбывают наказание несовершеннолетние?
Осужденные впервые – в колонии общего режима. Осужденные мужского пола, ранее отбывавшие наказание в виде лишения свободы – в колонии усиленного режима.
5. Несовершеннолетний совершил преступление в день своего рождения, по достижении 14 лет. Может ли он привлекаться к уголовной ответственности?
Нет, т.к. лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а с 0 часов следующих суток.
6. Вас задержали в 23 часа 15 мин. без сопровождения взрослых. Какое наказание вам грозит?
Штраф до 3 мин. зарплат с родителей или лиц, их замещающих; или из несовершеннолетнего, если он имеет самостоятельный заработок.
7. Вы решили «отложить» контрольную работу и позвонить в милицию, сообщив, что в здание лицея заложена бомба. Какое наказание предусмотрено за заведомо ложный вызов?
Штраф на родителей до 10 мин. зарплат.
8. Подлежит ли наказанию нецензурная брань в общественных местах, приставание к гражданам?
Да, это мелкое хулиганство и за это может быть наложен штраф до 2 мин. зарплат, исправительные работы до 2 месяцев с удержанием 20 % заработной платы, арест до 15 суток.
9. Как наказывается распитие спиртных напитков в общественных местах?
Появление в пьяном виде в общественных местах, а также распитие ими спиртных напитков, влечет наложение штрафа на родителей или лиц их замещающих в размере до 2 мин. зарплат.
10. С какого возраста наступает административная ответственность?
С 16 лет.
Воспитатель: Ребята, а каковы же причины правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, дети выбирают те, которые приводят к правонарушениям)
Задание 5
«Мозговой штурм».
Пренебрежительное отношение к учебе, знаниям; стремление к примитивному времяпровождению; зависть; ответственное отношение к учебе, знаниям преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей; жадность; резкое падение уровня жизни большей части населения; обладание внутренним миром; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне; стремление лица удовлетворить противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции; доброта; низкий материальный уровень жизни населения; низкий уровень правовой культуры граждан; алкоголизм и наркомания; общение и искусством, природой;
Делается вывод: Так что же приводит к правонарушениям?
- бездуховность
- пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;
- стремление к примитивному времяпровождению
- зависть
- жадность и т.д.
4 Подведение итога
Воспитатель. Чему заставил задуматься сегодняшний классный час?
(Чтобы люди уважали и ценили законы на нашей земле и тогда у нас в жизни не будет проблем.)
P. S. Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мы в ответе за свои поступки
Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних...
Классный час по профилактике правонарушений "Мы в ответе за свои поступки"
Данный классный час разработан для учащихся 7-8 классов с целью профилактики правонарушений, прапогандой правовых знаний,формирования навыков самостоятельного принятия. ответ...
«Мы в ответе за свои поступки»
Классный час по профилактике правонарушений...
Правовой час "Мы в ответе за свои поступки".
Занятие с учащимися, склонными к правонарушениям....
Беседа для учащихся по теме:"Мы в ответе за свои поступки".
Беседа для учащихся 7-8 классов по ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной....
Правовой час "Мы в ответе за свои поступки"
Классный час по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних « МЫ В ОТВЕТЕ ЗА СВОИ ПОСТУПКИ»...
Правовой час Мы в ответе за свои поступки
Правовой час направлен на воспитание у учащихся чувства ответственности за свои поступки, осознание необходимости и обязательного соблюдения законов...
- Мне нравится (2)