Предупреждение травматизма
классный час (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект беседы в 9 Б классе
Классный руководитель: Халимов Р.С.
Тема: Безопасность учащихся в здании школы, предупреждение травматизма.
Дата проведения:15.02.2016г.
Введение
Ход беседы:
Несмотря на то, на классном часе проводится беседа по предупреждению различных видов детского травматизма, количество травм не уменьшается. В чем же причина? (ответы учеников)
А также предложить вариант, как сделать так, чтобы учащиеся в школе знали наиболее опасные места и сами следили за своей безопасностью. ( обсуждение )
«БЕЗОПАСНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ЗДАНИИ ШКОЛЫ».
Цель: Предупреждение травматизма.
Задачи:
- выявить путем статистического анализа травм в школах наиболее распространенные травмы, проанализировать их причины; (обсуждение )
- описать наиболее опасные места в здании школы; (обсуждение)
- Предупредить и не повторять ошибки предшествующих травм (обсуждение)
Травматизм в школах как одна из проблем образовательных учреждений (обсуждение)
Виды, статистика и возрастная структура школьного травматизма
Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив.
Травмой (греч. trauma — повреждение, ранение) называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.
В возрастном аспекте наиболее «травмируемым» является возраст от 6 до 14 лет, что связано с повышенной эмоциональностью и недостаточно развитой способностью к самоконтролю. Наибольшее количество травм падает на критические возрастные периоды (3, 7, 11–14 лет), когда дети становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими, у них возникает отрицательное отношение к ранее выполняемым требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.
Основные психологические причины травматизма (поведение самого ребенка, получившего травму). Способы их устранения (обсуждение)
Причинами травм могут являться нарушения правил и инструкций по безопасности, нежелание выполнять требования безопасности, неспособность их выполнить. В основе этих причин травматизма лежат психологические причины.
Психологические причины возникновения опасных ситуаций можно подразделить на несколько типов: (обсуждение)
- Нарушение мотивационной части действий человека, которое проявляется в нежелании действия, обеспечивающего безопасность. Эти нарушения возникают, если человек недооценивает опасность, склонен к риску, критически относится к техническим рекомендациям, обеспечивающим безопасность. Причины этих нарушений действуют, как правило, в течение длительного времени или постоянно, если не принять специальных мер для их устранения.
- Нарушения мотивационной части действий могут иметь временный характер, связанный, например, с состоянием депрессии.
- Нарушение ориентировочной части действий человека, которое проявляется в незнании норм и способов обеспечения безопасности, правил эксплуатации оборудования.
- Нарушение исполнительской части действий человека, которое проявляется в невыполнении правил и инструкций по безопасности из-за несоответствия психофизических возможностей человека (недостаточная координация движения и скорость двигательных реакций, плохое зрение, несоответствие роста габаритам оборудования и т. д.) требованиям данной работы.
Такое подразделение психофизиологических (психофизических) причин позволяет наметить основные способы их устранения.
Для устранения причин мотивационной части необходимо осуществлять пропаганду, воспитание и образование в области безопасности.
Для устранения причин ориентировочной части — обучение, выработку навыков и приемов безопасных действий.
В немалой степени психологической причиной повышенного травматизма является то обстоятельство, что в молодом возрасте люди склонны к недооценке опасности, повышенному риску, необдуманным поступкам.
Однако, несмотря на разнообразие психологических причин, следует акцентировать внимание на причинах осознанного нарушения правил безопасности.
- Экономия сил — свойственное человеку желание достигать цели с наименьшей затратой сил, энергии.
- Экономия времени — стремление быстрее выполнить порученную работу, а сэкономленное время использовать в личных целях.
- Безнаказанность (экономическая и административная) нарушений требований и правил безопасности со стороны руководства.
- Безнаказанность (физическая и социальная) — отсутствие у ребенка травм в течение длительного времени и осуждения нарушений правил безопасности со стороны остальных членов трудового коллектива приводит к осознанному пренебрежительному отношению к опасности.
- Самоутверждение в глазах окружающих, желание нравиться им заставляют человека пренебрегать опасностью и даже бравировать этим. Такие расхожие фразы, как «риск — благородное дело», «кто не рискует, тот не живет», «кто не рискует, тот не пьет шампанского» способствуют пренебрежительному отношению к опасностям.
- Стремление следовать групповым интересам и нормам. Это происходит, если в классном коллективе нарушение правил безопасности поощряется.
- Ориентация на идеалы, причем идеалами могут быть и нарушители требований безопасности.
- Привычка работать с нарушениями, которая может быть приобретена человеком вне школы.
- Самоутверждение в собственных глазах, как правило, характерно для неуверенных в себе людей.
- Переоценка собственного опыта приводит к тому, что человек пренебрегает правилами безопасности в надежде, что опыт поможет ему быстро принять меры для предотвращения аварии и несчастного случая, покинуть опасную зону.
- Стрессовые состояния человека заставляют его умышленно делать рискованные действия, которые, как он считает, помогут снять стресс. Человеком в такие моменты в большей степени движут эмоции, а не разум.
- Склонность к риску, потребность риска характерна психологической структуре некоторых людей. Они испытывают удовольствие от чувства риска.
Учащиеся должны знать об этих причинах и понимать, что ничего нового и необычного они не делают, если вдруг решат рискнуть и нарушить правила безопасного поведения в школе, что все их, как им кажется, необычные поступки давно описаны и даже классифицированы в научной литературе.
15.02.2016
Классный руководитель: Халимов Р.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предупреждение травматизма на уроках физической культуры.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ....
Беседа на тему «Предупреждение травматизма на тренировочных занятиях»
Для предупреждения травматизма во время тренировочных занятий следует для начала определить причины, условия и обстоятельства получения травм обучающимися во время выполнения различных упражнени...
Предупреждение травматизма на дорогах
Классный час по правилам дорожного движения. Данный материал содержит информацию по статистике ДТП, факты из истории возникновения ПДД. Также в разработке классного часа детям напоминаются правила пов...
отчет по предупреждению травматизма школьников на дорогах
АктуальностьПо статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:Переход через проезжую часть вне устан...
Предупреждение травматизма на уроках физической культуры.
Предупреждение травматизма -одна из главных задач учителя физической культуры....
«Мероприятия по профилактике заболеваний и предупреждению травматизма в школе»
«Мероприятия по профилактике заболеваний и предупреждению травматизма в школе»...
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом: к занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил безопасности на ...