КУРЕНИЕ, АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ И ЛИЧНОСТЬ (классный час для подростков)
классный час (7, 8 класс) на тему

Ковалева Елена Витальевна

Обсуждение причин употребления психоактивных веществ, их воздействия на организм человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кл.ч.22.68 КБ

Предварительный просмотр:

КУРЕНИЕ, АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ И ЛИЧНОСТЬ
Классный час для подростков

Цель: предоставление подросткам   информации  по проблеме употребления психоактивных веществ
Задачи:
Обсуждение причин употребления психоактивных веществ; обсуждение воздействия психоактивных веществ на организм человека; описать процесс превращения человека в зависимого от табака, алкоголя и наркотиков; показать, что употребление психоактивных веществ не является эффективным способом разрешения проблем; обратить внимание на то, что употребление психоактивных веществ становится всё более социально неприемлемым.

ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительное слово. Наше занятие будет посвящено проблеме употребления психоактивные веществ (ПАВ). Мы поговорим о том,
почему люди употребляют ПАВ, обсудим последствия воздействия ПАВ на организм человека и на его личность.
Для того чтобы наше занятие было продуктивным, необходимо соблюдать правила эффективного общения.
• Можно делать всё, что не мешает никому из присутствующих.
• Можно быть уверенным, что когда ты говоришь, тебя не будут перебивать.
• Можно надеяться, что тебя никто не оскорбит.
Правила вывешиваются так, чтобы все имели возможность их видеть.
В начале занятия можно выполнить несколько разогревающих упражнений («Хлопки», «Дирижёр оркестра» и т.п.)

Учитель:. Юность – это такой период в жизни, когда мы решаем очень многие и, наверное, самые важные задачи, стоящие перед личностью.

Я и мир, Я и моя жизнь, Я и окружающие меня люди.

- Хочется познать мир.

- Хочется узнать всё любой ценой и прямо сейчас.

- Всё – потому что не хочется ничего упустить (вдруг это самое главное в жизни?).

- Любой ценой – потому что пока всё равно непонятно, что сколько стоит и есть ли ценность человеческой жизни вообще.

-Прямо сейчас, потому что вдруг потом уже не успеешь.

-И кажется, что самая главная ценность – свобода. Как возможность делать то, что хочется.
И часто первыми атрибутами свободной, самостоятельной жизни становятся
сигарета, алкоголь и наркотики.
Обсудить вопросы:

1. Что такое психоактивные вещества?
2. Как вы считаете, что обозначают слова «соблазн», «вредные привычки», «зависимость»?
3. Все ли они одинаково опасны?
4. Когда возникает соблазн, а когда появляется зависимость?
5. Какие бывают зависимости?
6. Актуальна ли проблема употребления ПАВ в нашей местности?

Цель: развить навыки уверенного отказа от предложения психоактивных веществ.

Задачи:

  • Обсудить ситуации, когда детей принуждают курить, употреблять алкоголь или наркотики.
  • Познакомить с различными способами уверенного отказа.
  • Тренировать способы отказа от ПАВ.

Форма проведения: тренинг

Оборудование:плакат «Правила уверенного отказа»,карточки с приёмами предложения ПАВ и со способами отказа.

Ход занятия

Вводная часть

Энергизатор «Я люблю себя за то, что…».

Представление темы занятия

-  На занятии вы будете обучаться различным способам сопротивления давлению окружающих, предлагающих психоактивные вещества.

Основная часть

Мозговой штурм

-  Приведите примеры, когда вас просили или принуждали закурить, выпить, попробовать наркотики.

 Вопросы:

  1. Кто предлагал (взрослые, сверстники, знакомые, незнакомые люди)?
  2. Какую цель преследовал предлагающий?
  3. Удалось ли отказаться?
  4. Кому труднее всего отказывать в просьбе?
  5. Чьему давлению тяжелее сопротивляться? (ответы детей)

 Человек может оказаться в сложной жизненной ситуации или переживать неприятные чувства, потому что не смог противостоять давлению окружающих, особенно, если это были старшие по возрасту или авторитетные люди.

- Назовите причины, по которым бывает трудно отказывать в просьбе или не делать того, чего не хочется.

(педагог выслушает ответы и выписывает их на доску)

 - Существует много причин, по которым человек соглашается делать то, что ему не хочется. А именно: не хотят оказаться изгоем, быть высмеянным, бояться обидеть, казаться грубым, быть не таким как все и др.

Существует много способов отказаться делать то, что тебе делать не хочется или ты считаешь вредным для себя.

Мини – лекция

Повесьте плакат «Правила уверенного отказа». Прочитайте эти правила вместе с детьми и обсудите их.

1.      Если хотите в чем – либо отказать человеку, чётко и однозначно скажите ему «НЕТ». Объясните причину отказа, но не извиняйтесь слишком долго.

2.      Отвечайте без паузы – так быстро, как только это вообще возможно.

3.      Настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно.

4.      Попросите объяснить, почему вас просят сделать то, чего вы делать не хотите.

5.      Смотрите на человека, с которым говорите. Наблюдайте, есть ли в его поведении какие – либо признаки неуверенности к себе. Следите за его позой, жестами, мимикой (дрожащие руки, бегающие глаза, дрожащий голос и т.д.).

6.      Не оскорбляйте и не будьте агрессивными. 

Работа в группах :

    Участники объединяются в группы по 2 человека. Педагог раздаёт каждой паре карточки с ситуацией «просьба».

- Прочитайте ситуацию, и используя один из способов отказа, разыграйте сценку, в которой герой отказывается выполнить просьбу.  При подготовке сценки вы должны использовать «Правила уверенного отказа».

Ситуация «Просьба»

Сергей шёл по улице. Вдруг его кто-то окликнул.  Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошёл к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую – то коробку в офис, находящийся в доме, напротив. Сергей стал отказываться, тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услуги деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.

 Способы отказа

  • Нет, не могу.
  • Нет, нет, и ещё раз нет.
  • Нет, мне сейчас некогда.
  • Нет, спасибо, мне не нужны деньги.
  • Скажите «нет» и уйдите, не объясняя причины.

Добровольцы показывают сценки. Проводится обсуждение.

- Ребята, брать у незнакомых людей вещи опасно.

Вывод: знание и умение применять приёмы уверенного отказа помогают человеку не поддаваться давлению и оставаться в безопасности, не обижая других.

- Не всегда в жизни бывает достаточно просто сказать «нет», когда принуждают выпить или закурить.

Предлагаю игру, в которой вы потренируете способы, помогающие избегать давления и оставаться востребованными, продолжать дружить и весело проводить время.

Ролевая игра.

    Участники объединяются в группы по 3 человека. Педагог раздаёт каждой группе карточки с приёмами предложения ПАВ и со способами отказа. Каждый участник группы по очереди вытягивает карточки с одним из приёмов, читает его вслух. Затем предлагает соседу справа, прочитать ответ. Каждому приёму предложения ПАВ соответствует два ответа с отказом.

Примеры предложения ПАВ и способы отказа:

Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.

 Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдём лучше посмотрим;

Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку (на встречу, на занятия).

Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?

Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят;

Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит.

Пойдём со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.

Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили, что я наркоман;

Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым.

Хочешь выпить?

Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки;

Нет, спасибо, от вина у меня болит голова.

Предложите группам продемонстрировать понравившиеся способы отказа от предложения ПАВ. Поблагодарите их за представление.

Важно довести до участников понимания того, что давление пить, курить, употреблять наркотики может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.

Заключительная часть

 - Отказ от употребления табака, алкоголя и наркотиков сохранит ваше здоровье.

Энергизатор«Подарок»

Участники стоят в кругу. Каждый по очереди передаёт соседу, стоящему справа свой подарок, который он показывает с помощью жестов. Остальные должны угадать, какой подарок был преподнесён. Повторяться нельзя.

Вывод: существует много эффективных способов говорить «НЕТ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации для классных часов( о курении,алкоголе,наркотиках,природе)

Презентация о вреде курения.Презентация о вреде алкоголя.Презентация "Правда о наркотиках".Презентация "Человек и природа"Заказник " Западный Котлин"...

Классный час для подростков "КУРЕНИЕ, АЛКОГОЛЬ, НАРКОТИКИ И ЛИЧНОСТЬ"

Наше занятие будет посвящено проблеме употребления психоактивные веществ (ПАВ). Мы поговорим о том, почему люди употребляют ПАВ, обсудим последствия воздействия ПАВ на организм человека и на его лично...

Методическая разработка классного часа "Курение, алкоголь, наркотики и личность"

Методическая разработка классного часа "Курение, алкоголь, наркотики и личность"...

Урок здоровья. Тема: «Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики». (для учащихся 5 классов.)

1. Конспект урока (рассказ о курении, алкоголе, наркотиках) + анонимная анкета для учащихся.2. Книга "Дневник наркоманки" Барбары Россек.3. Кника "Наркоман" Дубровина А.Ю.4. Презентация "Курение"5. Пр...

Профилактика вредных привычек подростков: курение¸ алкоголь, наркотики .

Здоровье человека - основной собственный ресурс каждого из нас. К сожалению, оно занимает у человека далеко и не всегда первое место.Традиционно  к  вредным   привычкам  относ...

«Вредные привычки: курение, алкоголь, наркотики».

Цель урока: информировать учащихся о пагубном воздействии на здоровье школьников употребления табака, спиртных напитков, наркотических средств. Задачи: - образовательные: познакомить детей с факт...