Конфликты в детском коллективе
В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.
В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.
Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников.
Происходит это из-за особенностей нашей психики. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены – это слова или действия, которые могут привести к конфликту.
Конфликты могут быть скрытыми или явлными, но в их основе лежит отсутствие согласия.
Конфликт (от лат. Conflictus – ссора, столкновение, спор) – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.
Причины возникновения конфликтов между детьми:
Разрушение игры; Выбор общей темы игры; Состав участников игры; Роли в игре; Игрушки; Сюжет игры; Правильность игровых действий.
Выявлено, что
У младших детей конфликты возникают из-за игрушек. У детей среднего возраста – из-за ролей. В более старшем возрасте – из-за правил игры.
Факторы, обостряющие конфликты:
Проявление страстей (гнев, страх, тревога, разочарование); Безразличие взрослого на возникший конфликт; Отсутствие попыток установить и поддержать отношения (со стороны взрослых и со стороны детей); Тиражирование конфликта, увеличение числа детей – участников конфликта; Вовлечение родителей.
Факторы, ослабляющие конфликты:
Уход на нейтральную сторону; Беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их; Наличие и использование взрослыми и детьми коммуникативных навыков; Сохранение и укрепление межличностных отношений.
Структура конфликта:
Проблема (противоречие); Конфликтная ситуация; Участники конфликта, их позиции; Объект:
Материальная ценность – игрушка, книга, вещь; Духовно-нравственная ценность – дружеские отношения, признание;
Инцидент (пусковой механизм, повод для выяснения отношений); Конфликт (начало процесса, развитие, разрешение);
Конфликты:
внутриличностные; межличностные; внутригрупповые
Разрешение конфликтов минимизация проблем, разделяющих стороны; поиск компромисса, достижение согласия.
2 способа разрешения конфликтной ситуации:
деструктивный конструктивный.
1. Деструктивный способ:
уход от ситуации («уйду и не буду с ним играть», «сам буду играть»), агрессивное разрешение («всех побью и заставлю играть»), привлечение внешних средств («позову воспитателя, она всех заставит играть»).
2. Конструктивный способ – разрешение конфликта («предложу другую игру», «договоримся с ребятами во что лучше поиграть»). Силовой способ разрешения конфликта используют дети, у которых трудности в общении, непонимание друг друга, отсутствие доверия, агрессивность.
Дети, предпочитающие разрешить конфликты конструктивным способом, более общительны, у них более благополучные отношения со сверстниками.
В любой конфликтной ситуации воспитателю рекомендуется высказать детям свое отношение через «я-сообщение»:
«Мне не нравится, когда в группе дети ссорятся и дерутся».
Затем следует спокойно обсудить проблему и попробовать мирно разрешить, важно давать детям возможность высказать свое отношение.
Разрешение конфликта всегда имеет воспитательный смысл и значение. Легче предупредить конфликт, чем разрешить.
В детском коллективе провоцируют конфликты трудные или конфликтные дети:
агрессивисты – задирают других раздражаются сами, если их не слушают; жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для разрешения проблем; молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма сложно; сверхпокладистые – со всеми соглашаются; всезнайки – считают себя выше, умнее других детей и всячески демонстрируют свое превосходство; нерешительные – медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться; максималисты – хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости; скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика; невинные лгуны (фантазеры) – вводят других в заблуждение ложью и обманом.
Роль педагога – посредник в конфликтной ситуации; переориентация поведения ребенка в конфликтной ситуации не просто запретом, окриком, замечанием, а позитивным сообщением, состоящим из:
описания произведенного им действия; описания возможного результата этого действия; предложение альтернативного варианта поведения.
Методы разрешения конфликта.
Активное слушание.
Активно слушать ребенка – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.
Выслушать нужно каждую из сторон-участников конфликта. Слушая одного, дать понять другому, что его так же выслушают.
Обсуждается следующее:
Что произошло? (суть конфликта) Что привело к конфликту? Почему это произошло? (причины конфликта) Какие чувства вызвал конфликт у участников (назвать чувства) Как быть в этой ситуации? (найти решение)
Рекомендуемая техника предполагает, что если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.
По принципу: разгневанному человеку нужно дать выразить свои эмоции словами и дать понять, что ему выражается доля сочувствия. Профилактика конфликтов.
Развитие навыков общения детей со сверстниками.
В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способом разрешения конфликтов используются:
сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации); имитационные игры (имитация человеческого процесса); интерактивные игры (игры на взаимодействие); социально-поведенческие тренинги (обучение конструктивному поведению в конфликтной ситуации); обыгрывание конфликтных ситуаций и моделировании выхода из них; психогимнастика; чтение художественных произведений и их обсуждение; просмотр и обсуждение мультфильмов; дискуссии; беседы в соответствующе оборудованном месте с примерным названием: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Остров желаний»; «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т.д.
|