Конфликтные ситуации в детском коллективе, пути их устранения
классный час (5 класс) на тему

Кисурина Марина Валерьевна
 
Конфликты в детском коллективе

В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.

В них проявляются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми.

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют.

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников.

Происходит это из-за особенностей нашей психики. Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены – это слова или действия, которые могут привести к конфликту.

Конфликты могут быть скрытыми или явлными, но в их основе лежит отсутствие согласия.

Конфликт (от лат. Conflictus – ссора, столкновение, спор) – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, столкновение противоположно направленных, не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Причины возникновения конфликтов между детьми:

  • Разрушение игры;

  • Выбор общей темы игры;

  • Состав участников игры;

  • Роли в игре;

  • Игрушки;

  • Сюжет игры;

  • Правильность игровых действий.

Выявлено, что

  • У младших детей конфликты возникают из-за игрушек.

  • У детей среднего возраста – из-за ролей.

  • В более старшем возрасте – из-за правил игры.

Факторы, обостряющие конфликты:

  • Проявление страстей (гнев, страх, тревога, разочарование);

  • Безразличие взрослого на возникший конфликт;

  • Отсутствие попыток установить и поддержать отношения (со стороны взрослых и со стороны детей);

  • Тиражирование конфликта, увеличение числа детей – участников конфликта;

  • Вовлечение родителей.


Факторы, ослабляющие конфликты:

  • Уход на нейтральную сторону;

  • Беседа об эмоциях, объяснение, но не демонстрация их;

  • Наличие и использование взрослыми и детьми коммуникативных навыков;

  • Сохранение и укрепление межличностных отношений.


Структура конфликта:

  • Проблема (противоречие);

  • Конфликтная ситуация;

  • Участники конфликта, их позиции;

  • Объект:

  • Материальная ценность – игрушка, книга, вещь;

  • Духовно-нравственная ценность – дружеские отношения, признание;

  • Инцидент (пусковой механизм, повод для выяснения отношений);

  • Конфликт (начало процесса, развитие, разрешение);


Конфликты:

    1. внутриличностные;

    2. межличностные;

    3. внутригрупповые

Разрешение конфликтов


  • минимизация проблем, разделяющих стороны;

  • поиск компромисса, достижение согласия.



2 способа разрешения конфликтной ситуации


    1. деструктивный 

    2. конструктивный.



1. Деструктивный способ:


      • уход от ситуации («уйду и не буду с ним играть», «сам буду играть»),

      • агрессивное разрешение («всех побью и заставлю играть»),

      • привлечение внешних средств («позову воспитателя, она всех заставит играть»).



2. Конструктивный способ – разрешение конфликта («предложу другую игру», «договоримся с ребятами во что лучше поиграть»).
Силовой способ разрешения конфликта используют дети, у которых трудности в общении, непонимание друг друга, отсутствие доверия, агрессивность.

Дети, предпочитающие разрешить конфликты конструктивным способом, более общительны, у них более благополучные отношения со сверстниками.

В любой конфликтной ситуации воспитателю рекомендуется высказать детям свое отношение через «я-сообщение»:

«Мне не нравится, когда в группе дети ссорятся и дерутся».

Затем следует спокойно обсудить проблему и попробовать мирно разрешить, важно давать детям возможность высказать свое отношение.

Разрешение конфликта всегда имеет воспитательный смысл и значение. Легче предупредить конфликт, чем разрешить.

В детском коллективе провоцируют конфликты трудные или конфликтные дети:


  1. агрессивисты – задирают других раздражаются сами, если их не слушают;

  2. жалобщики – всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для разрешения проблем;

  3. молчуны – спокойные и немногословные, но узнать, о чем они думают и чего хотят, весьма сложно;

  4. сверхпокладистые – со всеми соглашаются;

  5. всезнайки – считают себя выше, умнее других детей и всячески демонстрируют свое превосходство;

  6. нерешительные – медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться;

  7. максималисты – хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости;

  8. скрытые – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика;

  9. невинные лгуны (фантазеры) – вводят других в заблуждение ложью и обманом.



Роль педагога – посредник в конфликтной ситуации; переориентация поведения ребенка в конфликтной ситуации не просто запретом, окриком, замечанием, а позитивным сообщением, состоящим из:


    • описания произведенного им действия;

    • описания возможного результата этого действия;

    • предложение альтернативного варианта поведения.



Методы разрешения конфликта.

Активное слушание.

Активно слушать ребенка – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство.

Выслушать нужно каждую из сторон-участников конфликта. Слушая одного, дать понять другому, что его так же выслушают.

Обсуждается следующее:


  1. Что произошло? (суть конфликта)

  2. Что привело к конфликту? Почему это произошло? (причины конфликта)

  3. Какие чувства вызвал конфликт у участников (назвать чувства)

  4. Как быть в этой ситуации? (найти решение)



Рекомендуемая техника предполагает, что если показать ребенку, что его действительно слушают, понимают и сочувствуют, то тем самым снижается острота конфликта: ребенку важно почувствовать себя услышанным и понятым.

По принципу: разгневанному человеку нужно дать выразить свои эмоции словами и дать понять, что ему выражается доля сочувствия.
Профилактика конфликтов.

Развитие навыков общения детей со сверстниками.

В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способом разрешения конфликтов используются:


  1. сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);

  2. имитационные игры (имитация человеческого процесса);

  3. интерактивные игры (игры на взаимодействие);

  4. социально-поведенческие тренинги (обучение конструктивному поведению в конфликтной ситуации);

  5. обыгрывание конфликтных ситуаций и моделировании выхода из них;

  6. психогимнастика;

  7. чтение художественных произведений и их обсуждение;

  8. просмотр и обсуждение мультфильмов;

  9. дискуссии;

  10. беседы в соответствующе оборудованном месте с примерным названием: «Солнечный круг», «Уголок доверия», «Остров желаний»; «Островок чувств», «Секретная комната», «Уютный уголок», «Стол переговоров», «Уголок тишины» и т.д.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устранение конфликтных ситуаций в школе.

Корректное решение конфликтных ситуаций – необходимый элемент профессиональной педагогической деятельности учителя....

Устранение конфликтный ситуаций

Всем хорошо известно, что конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, возникновение разногласий, либо споров.Жизнь сама по себе – сплошные конфликты, тем более они возникают...

Научно - популярная статья по педагогике «Причины и способы устранения конфликтных ситуаций в школе»

Научно -  популярная  статья  по  педагогике                                     ...

Конфликтные ситуации в учебном коллективе

Разбираются причины возникновения конфликтных ситуаций....

Программа воспитания детского коллектива "Путь к выбору профессии"

Основная идея программы нацелена на изучение различных профессий и заключается в том, чтоб помочь обучающимся познать самих себя, свои силы и индивидуальность, на формирование мотивации осознанного и ...

Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Советы родителям по коррекции детско-родительских отношений...