Портфолио ученика
методическая разработка на тему
Портфолио - новая форма оценка личностных результатов обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_uchenika.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Портфолио, как новая форма оценки личностных результатов школьника»
Поддубская Елена Николаевна
Москва
Содержание.
- Введение……………………………………………………….……………3
- Особенности портфолио на ступенях обучения………………………….4
- Функции портфолио………………………………………………………..5
- Портфолио – это…………………………………………...……………….5
- Характеристика портфолио……………………………………………….6
- Структура портфолио……………………………………………..……….7
- Преимущества портфолио…………………………………………………9
- Ошибки в составлении портфолио………………………………...….…10
- Разделы портфолио……………………………………………………….11
- Заключение…………………………………………………………...…..13
- Список литературы……………………………………………………….14
Введение.
Под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Портфолио — новое слово для российской педагогики. Если проверить наличие этого слова в различных словарях на справочно-информационном портале Грамота.ру, то слово "портфолио" обнаружится только в орфографическом словаре Российской академии наук (заметим, что в словаре методических терминов это слово отсутствует). Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США. Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В 90-х годах о портфолио заговорили специалисты российской системы образования.
В 2003 вышло постановления Правительства Российской Федерации № 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования".
В 2004 г. в целях реализации этого постановления и в рамках выполнения государственного контракта группа ученых и специалистов Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ), Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений подготовила рекомендации по построению различных моделей портфолио учащихся основной и полной средней школы. Поскольку портфолио стало новым явление в школьной жизни, был запущен эксперимент по внедрению портфолио в школе. Этот эксперимент стал частью программы профильного обучения. В эксперименте предлагалось использовать портфолио в качестве одной из составляющих образовательного рейтинга выпускников основной школы, наряду с результатами итоговой аттестации. Специалисты считают, что подобное досье, несомненно, понадобится школьникам при поступлении в вузы.
Особенности портфолио на ступенях обучения.
Первая ступень обучения – начальная школа (1 – 4-е классы)
Портфолио служит для сбора информации о продвижении в учебной деятельности школьника, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения. Отсутствие отметки в течение первого и второго годов обучения в начальной школе ни в коем случае не должно пониматься как полный отказ от системы контроля и оценки со стороны учителя.
Напротив, отметка заменяется развернутой системой взаимоотношений, сотрудничеством ребенка и взрослого в контрольно-оценочной деятельности, которая строится на содержательно-оценочной основе.
Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей. Незаменимую помощь в этом может оказать портфолио.
Вторая ступень обучения (5 – 8-е классы).
Портфолио служит для сбора информации об образовательных достижениях ученика в предполагаемом профиле, для повышения образовательной активности школьника, уровня осознания своих целей и возможностей.
Третья ступень обучения (9 – 11-е классы).
Портфолио служит инструментом создания индивидуальной образовательной траектории ученика, отражает результаты индивидуальной образовательной активности.
Портфолио позволяет отразить способы и результаты профилизации учащихся 9 – 11-х классов; содержит информацию об изучаемых предметах и курсах, практиках, проектно-исследовательской деятельности.
Портфолио служит дополнением к результатам ЕГЭ или иным формам экзаменов при поступлении в вуз.
Функции портфолио.
Следует отметить широкую трактовку портфолио, обозначив тем самым практически неограниченный, свободный контекст использования портфолио в образовании.
Выделяются следующие функции портфолио:
диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учащихся за определенный период времени);
- целеполагания (поддерживает учебные цели ученика);
- содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых учеником работ);
- развивающая (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году);
- мотивационная (поощряет результаты деятельности учащихся, преподавателей и родителей);
- рейтинговая (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения ученика).
Принципиальное отличие портфолио в том, что он позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию подрастающего поколения.
Портфолио – это…
Обобщенная оценка личностных результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований. Для этого используются анкеты, опросники, карта наблюдений, экспертная оценка. Оцениваются ценностные ориентации, мотивы, самооценка, удовлетворенность учащихся школой. Оценка внешняя и неперсонифицированная. Результат дается в общем виде – в виде заключений.
Портфолио рассматривается как способ накопительной оценки.
В состав портфолио достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
Характеристики портфолио.
Портфолио ученика:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио представляет собой комплект печатных материалов формата А4, в который входят: листы-разделители с названиями разделов (Портрет, Рабочие материалы, Достижения); тексты заданий и инструкций; шаблоны для выполнения заданий; основные типы задач для оценки сформированности универсальных учебных действий.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. В образовательном процессе начальной школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника, учителя и родителя.
Структура портфолио.
В портфолио достижений учеников начальной школы, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, целесообразно включать следующие материалы:
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения (как её общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования). Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
• по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы
детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счёта, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по технологии — фото - и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по физкультуре — видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной(школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Анализ, интерпретация и оценка отдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, устанавливаемых требованиями Стандарта.
Оценка как отдельных составляющих, так и портфеля достижений в целом ведётся накритериальной основе, поэтому портфели достижений должны сопровождаться специальными документами, в которых описаны состав портфеля достижений, критерии, на основе которых оцениваются отдельные работы и вклад каждой работы в накопленную оценку выпускника. Критерии оценки отдельных составляющих портфеля достижений могут полностью соответствовать рекомендуемым или могут быть адаптированы учителем применительно к особенностям образовательной программы и контингента детей.
Преимущества портфолио.
Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:
- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования;
- разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;
- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Ошибки в составлении портфолио.
ОШИБКА N 1.
Нарушение принципа добровольности при формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике и, в конечном счете, при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него те или иные материалы без учета мнения самого ребенка. Но школьник должен сам лично решить, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих достижений.
ОШИБКА N 2.
Сбор материалов взрослыми, а не ребенком.
Распространенный случай, когда сбором документов и материалов для портфолио занимается не сам ребенок, а его родители или другие родственники "по его поручению" или даже "по его требованию". Очень важно, чтобы ребенок сам приложил определенные усилия.
ОШИБКА N 3. Отказ от всякой помощи ребенку при формировании портфолио.
Ребенок должен работать над материалами своего портфолио самостоятельно, однако это не значит, что взрослые должны самоустраняться из процесса. Помощь может состоять, например, в том, чтобы просто время от времени напоминать ребенку о необходимости сбора и систематизации материалов.
Разделы Портфолио.
Страницы раздела «Портрет»
- Мой портрет (знакомьтесь: это - я)
- Место для фото (или автопортрета)
Меня зовут___________________
Я родился ____________________ (число/месяц/год)
Я живу в ______________________
Мой адрес_____________________
Моя семья
- Нарисуй портрет своей семьи
- Я научусь в этом году (составляется совместно с учителем)
Предмет | Чему научусь |
Русский язык |
|
Литературное чтение |
|
Математика |
|
Окружающий мир |
|
Физическая культура |
|
Изобразительное искусство |
|
- Я и мои друзья
Вопрос | Напиши |
Чем я люблю заниматься? |
|
Какая игрушка у меня самая любимая? |
|
Сколько у меня друзей и как их зовут? |
|
Какой у меня самый любимый цвет? |
|
Какие поделки я очень хочу научиться мастерить? |
|
Раздел «Рабочие материалы»
На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.
Страницы раздела «Мои достижения»
- Моя лучшая работа
- Задание, которое мне больше всего понравилось
- Я прочитал ……. книг.
- Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
- Что я теперь умею, чего не умел раньше?
- Мои цели и планы на следующий учебный год:
- Чему я еще хочу научиться?
- Какие книги прочитать?
- Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
- Мои проекты
- Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметнойобученности, формирования УУД.
Заключение.
Использование портфолио начинается в начальной школе, что обусловлено в первую очередь психофизиологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки, отметку, полученную за выполнение какой-либо деятельности, воспринимает как оценку его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. Поэтому портфолио в начальной школе, заменяя традиционную балльную отметку и дополняя другие виды оценивания, позволяет нейтрализовать психотравмирующее воздействие отметки, способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе.
Учителя начальной школы многие годы бережно собирали и хранили первые работы своих учеников и учениц в папках, чтобы вручить их выпускникам и выпускницам школы. “Палочки” и “крючочки”, рисунки, задачки и диктанты, фотографии и творческие работы явно, но не поэтапно, показывали интеллектуальный рост девчонок и мальчишек. Портфолио, как новая и актуальная форма внеклассной работы, позволяет проследить индивидуальный маршрут развития личности в течение всех лет обучения в различных областях деятельности, что позволяет оценить динамику развития успехов и глубину интересов.
Список использованной литературы.
- Портфолио ученика, или папка личных достижений. Сборник методических материалов Т. И. Тюляева,2011.
- Портфолио ученика. 5-9 классы Т. В. Плахова, Н. В. Кулдашова,2014.
- Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Портфолио в профильном обучении Профильная школа. 2005 – № 3.
- Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио. Профифильная школа. 2006 - №3.
- Камзеева Е.Е. Портфолио ученика. 2005 - №8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся в портфолио ученика
Различные памятки для учеников как учить заданный материал, стихи, составлять план и т.п....
Портфолио ученика
Разделы, которые могут быть использованы для создания ПОРТФОЛИО учащихся...
Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса
Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...
Портфолио ученика 5 класса
Созданное мною портфолио позволит собрать все сведения об ученике 5 класса, оно также может использоваться и на следующих ступенях средней общеобразовательной школы....
портфолио ученика 5 класса
портфолио ученика 5 класса...
Проект "Электронное портфолио ученика"
Проект "Электронное портфолио ученика" Автор проекта: Бодарева Марианна Дмитриевна, методист ГБОУ СОШ № 21 Василеостровского района Санкт-Петербурга.Тип проекта: творческий.Ц...
Портфолио ученика на конкурс "Ученик года"
В нашей школе традиционно каждый год проходит конкурс "Ученик года". Для каждого ученика вместе с активом класса мы создаем его персональное портфолио, исходя из склонностей и интересов ученика. Наши ...