Воины-интернационалисты
классный час (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Воины – интернационалисты»
Цель:
1. Воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма,
любви к большой и малой Родине; формирование активной гражданской позиции, положительного отношения к российским вооружённым силам, к службе в армии.
Задачи:
1. Сформировать представление о влиянии афганской войны на историю и судьбы родного края;
2. Показать сопричастность каждого человека к судьбе «малой Родины» на примере судеб русских солдат;
3. На примерах воинского мужества и героизма, опыта службы офицеров запаса российских вооруженных сил воспитывать уважение подрастающего поколения к профессии военного, к воинской чести и долгу.
Формы: индивидуальная, фронтальная.
Методы: словесный, наглядный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Ход классного часа
Учитель:
-Ребята, сегодня наше мероприятие посвящено памяти тех, кто шел на смерть в Афганистане, Африке, на Северном Кавказе, кто не щадил своего здоровья и до конца оставался верен воинскому долгу. Тема нашего классного часа: «Воины-интернационалисты». Понятие воин-интернационалист начали использовать во время Гражданской войны 1918-22 годов, так называли иностранцев, участвовавших в конфликте на стороне советской власти. В СССР воинами-интернационалистами считались военные, которые участвовали в вооружённых конфликтах на территории других государств. Начиная с 1950 года, советские граждане побывали в более чем 15 "горячих точках". Воинов-интернационалистов посылали поддерживать иностранные политические движения, дружественные советскому режиму, при этом часто это делалось тайно, многие военные носили чужие имена. Одним из немногих конфликтов, участие советских солдат, в котором не скрывалось, стала Афганская война. Сейчас под воинами-интернационалистами чаще всего подразумеваются участники именно того конфликта, а день вывода войск – 15 февраля – сделали памятным.
Ведущий1: Аннинский район Воронежской области … Крохотная частица огромной страны принимала участие в большой кампании под названием – Афганская война.
Сначала страна просто следила за тем, что происходило далеко на юге, пока мальчишки, с которыми жили в одном дворе, заканчивали школу, строили планы на будущее, стали вдруг уезжать далеко от всего родного – ближе к незнакомой южной республике. Первые скорбные вести о том, что случилось непоправимое – беда – приходили в дома из военкомата. В чей дом прибыл «груз-200». Многие помнят панихиды в церквях. Сюда, к выставленным цинковым гробам, приходило много людей, чтобы попрощаться, отдать дань памяти погибшим воинам.
Демонстрируются видео об Афганской войне.
Звучит историческая справка.
Ведущий2: Декабрь 1979 год. Советские войска входят в Афганистан – 4 моторизованные дивизии; 4 тыс. советских военнослужащих 40-й армии; 103 воздушно-десантная дивизия. Цель: миротворческая операция для оказания помощи афганскому народу в стабилизации внутренней ситуации. Только 15 февраля 1989 года советские войска покинули Афганистан.
- Потери:
15 тыс. военнослужащих погибли;
27 тыс. военнослужащих стали инвалидами;
17 тыс. человек оказались в плену или попали в плен.
- Награды:
Более 200 тыс. солдат и офицеров награждено за участие в афганской кампании орденами и медалями; 72-м присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик 2: По данным военного комиссариата Аннинского района в боевых действиях участвовали на территории Афганистана, Анголы и в других "горячих точках» – жителей Аннинского района: 194 ч.,
20 погибли.
Ведущий 1: Участником Афганской войны был Милованов Сергей, выпускник Старотойденской школы. Милованов Сергей родился 4 сентября 1960 года в с.Старая Тойда. В семье кроме Сергея было ещё семь детей. Родители работали в колхозе. После окончания средней школы пошёл учиться в Воронежское авиационное училище, выбрал специальность токаря. В Вооруженные Силы СССР был призван Аннинским военкоматом 30 октября 1978 года. Окончил учебное подразделение в г. Луганске. В Республику Афганистан попал в декабре 1979 года. Службу Сергей проходил в 149-м гвардейском мотострелковом полку 201- й мсд (вч пп 82869, г. Кундуз). Милованов С. погиб 1 июня 1980 года. Незадолго до окончания службы написал письмо домой. «Привет из Афганистана! Здравствуй, мама! С горячим солдатским приветом к тебе Сергей. Письмо твоё получил, за которое большое спасибо. Напишу немного о себе: я жив и здоров. Служба идет нормально, еще немного и приду домой, так что картошку и на меня сажайте. Мама, одним словом, всё хорошо. За меня не беспокойся. Береги своё здоровье для внучат, ведь их у тебя столько будет! Погода здесь нормальная, много зелени. Я уже успел загореть. Вот, наверное, и все, что я хотел написать. Мама, передавай большой привет всем, кого я знаю, и кто меня помнит. До свидания. Жду ответа. Сергей. Мама, еще раз прошу, за меня не волнуйся, скоро увидимся”.
Ему оставалось жить чуть больше месяца. Он сгорел в подбитом «духами» БМП. Остальные члены экипажа остались живы, а он не успел выбраться из машины. Выпускник Старотойденской школы Милованов Сергей за участие в Афганской войне за мужество и героизм был награждён орденом Красной Звезды «посмертно», медалью «Воину – интернационалисту от благодарного афганского народа». Похоронен в родном селе. В Старотойденской школе создана экспозиция о Милованове Сергее Александровиче.
Демонстрируется слайды с фотографией.
Ведущий 2: Щербаков Юрий Алексеевич. Воин-интернационалист, проходил военную службу в Афганистане в 1986-1989 гг. Награждён медалями «За боевые заслуги», «Защитник Отечества», орденом «Воин-интернационалист».
Комов Александр Александрович. Проходил военную службу на Северном Кавказев 2002-2003 гг в десантных войсках.
Петров Андрей Михайлович. Проходил военную службу в Ингушетиив 2007-2009гг.
Епифанов Павел Николаевич. Проходил военную службу на Северном Кавказе в 2004-2006гг.
Ведущий 1: Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы называем её потому, что здесь жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, здесь говорят на родном нам языке и всё здесь для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких врагов.
Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
О Родине, о любви к ней, о защитниках Отечества пойдёт сегодня речь.
Стихотворение « Россия»
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся.
От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица,
А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.
Ведущий2: Так уж сложилось: сколько существует человечество, столько на земле вспыхивают войны, унося жизни, требуя героизма и мужества. Самыми страшными в истории были войны ХХ века.
Демонстрируются слайды – цифровой материал.
Ученик 1: Только первая мировая война унесла 10 млн. человеческих жизней; из них 2 млн. – граждане России.
Ученик 2: Жертвы второй мировой войны в несколько раз больше. Общие жертвы составили 60 млн. человек. Из них: Германия и союзники потеряли 15 млн. человек, СССР – 27 млн. человек. Из Аннинского района ушло на фронт более 19 тыс. человек. 11 738 отдали жизни в боях за Родину. Сегодня в живых – менее 400 человек.
Ведущий 1: Много это или мало? Судите сами, если почтить память каждого погибшего минутой молчания нам потребуется 38 лет.
Друзья! Давайте помолчим
И вспомним всё, что видели когда-то:
И смерть вокруг и чёрный дым,
Горящие глаза солдата.
Ведущий 2: Предлагаю почтить память павших героев минутой молчания.
Ведущий1: (Задаёт присутствующим вопрос)
- С чего начинается Родина?
Ответы:
- с места, где родился;
- с семьи;
- с друзей;
- с родителей:
- с родной школы.
Ведущий 2: Для всех нас Родина начинается с места, где мы родились. И это место – Старая Тойда и Верхняя Тойда.
Красивый, родной сердцу уголок. И так важно сохранить и сберечь этот маленький уголок земли, приумножить его красоты и богатства, сделать его ярче и благополучнее.
Ведущий задаёт присутствующим вопросы:
- От кого зависит благополучие Родины?
- А что мы должны делать для того, чтобы сберечь нашу Родину? (защищать)
- А как вы считаете защита Родины – это обязанность каждого или это дело добровольное?
Демонстрируется выдержка из Конституции РФ.
Ведущий 1: Конституция РФ. Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Защита Родины – обязанность каждого. Так уж исторически сложилось, что женщина бережёт и защищает домашний очаг, а мужчина бережёт покой своей страны, защищает её границы.
Звучит песня «Синева».
Ведущий 2: Вы, конечно, догадались, что речь пойдёт о службе в армии.
Ведущий обращается с вопросом к учащимся: Как вы относитесь к службе в армии и почему?
Ведущий задаёт вопросы учащимся:
-Что значит защищать Родину в мирное время?
- А как вы считаете, есть ли в армии место для подвига в мирное время?
Ведущий1: Существует множество примеров, когда молодые, ещё не познавшие жизни мальчишки, жертвовали собой во имя Родины в мирное время
Слайд
Ведущий2: Подводники. Во все времена они считались элитой российских вооружённых сил. Многие из них в мирные дни стали героями, не изменившими своему долгу.
Историческая справка.
1972 год – АПЛ К-19 находилась на боевом патрулировании у берегов США. Неожиданно сработала аварийная сигнализация. Проблемы в реакторном отсеке. Несколько членов экипажа справились с аварийной ситуацией, спустившись в отсек. Ядерной катастрофы удалось избежать. Из-за полученной дозы радиации все, спускавшиеся в отсек, погибли.
Слайд
Ведущий1:
Историческая справка.
1986 год – АПЛ К-219 находилась на боевом патрулировании у берегов США. Сработавшая аварийная сигнализация, оповестила о перебоях в работе атомного реактора. Температура в реакторном отсеке стремительно повышалась. Взрыв был неизбежен. Американцы восприняли бы его как ядерную агрессию. Последовавший ответный удар, вовлёк бы мир в третью, возможно последнюю, мировую войну. Решение нужно было принимать немедленно. Реактор нужно было заглушить. Из-за высокой температуры автоматика отказала. Реакторные заглушки можно было установить только в ручную.
Старший матрос 20-летний Сергей Преминин добровольно вызвался спуститься в реактор и устранить аварию. Необходимо было опустить четыре аварийные решётки. Вместе с напарником опустили три решётки, после чего напарник потерял сознание. В четвёртый раз старший матрос спустился в отсек один. Опустив решётку, Сергей попытался выйти из отсека. Люк не открывался. Из-за высокой температуры (+ 80) произошла деформация, люк заклинило. Уже никто не мог помочь Сергею. Он погиб в реакторном отсеке, предотвратив ядерную катастрофу. Сергей погиб, но спас мир от войны, сберёг жизнь экипажа. Память о Сергее жива. Ему установлен памятник на Родине в Вологодской области и в пос. Гаджиево, где находилось место дислокации АПЛ К-219. В 1991 году Сергею присвоено звание Героя России.
Ведущий2: Да, жертвуя собой в мирное время, Сергей Преминин думал о будущем, возможно о будущем своей страны, своего народа, своего города, своей семьи. Подвиг Сергея – пример истинного патриотизма, героизма, мужества. Мы помним вас, защитники Отечества. Помним тебя, Саша, выполнившего свой интернациональный долг перед Родиной. Мы помним тебя, Сергей, избавившего мир от ядерной войны. Мы помним вас, простые русские парни.
Исполняется песня «Русский парень».
Ведущий2: Сегодня мы подняли очень серьёзную тему. Может быть, наш разговор заставил вас задуматься, поразмышлять, изменить своё отношение к некоторым вопросам.
Ведущий1: В заключении хочется пожелать вам здоровья, счастья и мира. Пусть в жизни будет больше солнца, а небо хмурится только от дождя. Любите этот мир. Он прекрасен. Цените его. Цените жизнь. Цените каждый прожитый день, а оценив, берегите, ради любви, ради благополучия близких, ради будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Герои, герои! Мы вас не забудем…", посвященный памяти воина-интернационалиста, выпускника нашей школы Александра Уварова, погибшего в Чечне
Классный час для 9-11 классов о выпускнике Быстроистокской средней школы, погибшем в первую чеченскую войну. В материалах используются стихи завуча школы по воспитательной работе и бывшего классного р...
Встреча с воинами-интернационалистами "Память сердца"
Сценарий посвящён выводу войск из Афганистана...
Воины-интернационалисты
Сценарий написан для школьного мероприятия, посвященного войну-афганцу Дмитрию Чурилову, который погиб в Афганистане. Традиционно это мероприятие проводится для учеников 5-6 классов....
Героическая поверка памяти воинов – интернационалистов «Остаются в строю».
Формирование нравственного качества – патриотизма, уважения к старшему поколению, его героическому прошлому, готовности защищать свою Родину.Развитие чувства национального достоинства на основе ...
Вечер По долгу службы, по велению сердца (посвящается воинам-интернационалистам)
Вечер "По долгу службы, по велению сердца" (посвящается воинам-интернационалистам)...
Сценарий митинга, посвященного Дню Воина-Интернационалиста / Открытие памятных досок
Сценарий митинга, посвященного Дню Воина-Интернационалиста/ Открытие памятных досок....
Сценарий вечера, посвященного Дню Воина-Интернационалиста.
Сценарий вечера, посвященного Дню Воина-Интернационалиста...