мероприятие "Доброта"
классный час (5 класс) на тему

Сусина Ольга Павловна

Для каждого человека понятие слова ДОБРО разное. Услышав это слово один подумает о поступках, другой о помощи, третий еще о чем либо. В современном мире так сильно это слово подавлено негативом, что многие школьники не знают как правильно ответить на вопрос: А что же такое добро?Люди издавна считали, что добро – это одно из важных качеств. Это то положительное качество, которым должен обладать каждый человек на планете Земля.  Доброта - это гуманность к людям, любовь и забота к окружающим. А.П. Чехов говорил: "Спешите делать добро”. Недаром народная мудрость гласит: «Доброта спасёт мир».  И даже в народных сказках добро побеждает зло. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrota_meropriyatie.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час

« Добру откроются сердца»

Цели: 1)  сформировать в сознании детей понятие «доброта»,

                  «милосердие», «благотворительность»;        

               2) расширить знания школьников о доброте и  её роли
                  в жизни каждого человека;         

                    3) воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим;          

                    4) мотивировать детей  стремление совершать добрые дела;        

                    5) развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать,

                        внимательность, уважение к людям;

                 6) развивать умение оценивать поведение окружающих и

                    собственные поступки

     Оборудование:

 мультимедийный проектор, афоризмы, диск с песнями о доброте, коробочка с заданиями.

                    Ход классного часа:

(До начала воспитательского часа звучат песни о доброте.)  

  1. Вводная часть. Вступление.

Учитель:

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости.

Я рада видеть вас в этом светлом и уютном классе. Надеюсь, что наш воспитательский час будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы приняли самое активное участие в нашей беседе.

Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей!

Для того, чтобы определить тему нашей встречи, внимательно послушайте стихотворение и ответьте на вопрос:

 

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти
Вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец...

Дети:  Доброта.

Учитель:  Молодцы. Доброта - это исконно русское слово, которое люди используют с незапамятных времен. Мы сегодня будем говорить о доброте, милосердии и благотворительности. Называется наш классный час «Добру откроются сердца». Эпиграф нашего классного часа: «Стараясь о счастье других, мы находим собственное счастье»  Платон

Открывается 1 слайд «Добру откроются сердца»

- Сегодня мы должны определить, что дороже всего в человеке.

2 часть.  Беседа о доброте.

- А что же обозначает слово доброта? 

(Ответы детей)

          Открывается 2 слайд: 

Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, все    положительное, хорошее и полезное.

Добрый человек - относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый

Учитель:Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. 

Учитель: - Каким делает человека доброта?

Дети: - Обаятельным, красивым.

Учитель: - А какой человек может быть добрым? (Ответы детей)

Учитель: (вывод):  - Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других, у кого добрые мысли и добрые поступки

 Недаром, Л.Н.Толстой когда-то сказал очень правильные слова:

      Открывается 3 слайд:

(ученик читает, а потом все вместе):

 «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки»

Учитель:

  А сейчас, ребята, мы с вами немножко поиграем. Все мы любим сказки. И в любой сказке добро побеждает над злом. Давайте вспомним некоторые сказки и угадаем сказочных героев, которые делали добрые дела.

1) –Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2)- Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось с Людоедом. (Кот в сапогах)
3) –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4)-Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)

Учитель:

- А теперь послушаем стихотворение   «Бревно»  и скажем, кто же из 3 путников совершил добрый поступок?

Лежало на пути бревно,
Мешало путникам оно.
Один сказал: “Нехорошо”,
Сказал и знай себе пошел.

Второй взглянул, потом вздохнул,
И то бревно перешагнул.
А третий путник промолчал.
Он с виду был и хил, и мал.
Он молча скинул полушубок
И в сторону бревно убрал.

Учитель:

- Так кто же, ребята, совершил добрый поступок, проявил заботу о людях?

(третий путник)

- Как поступили первые два путника? (Равнодушно)

Учитель:

 - Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе и не замечать при этом урну для мусора.  Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть, ни нам, ни родителям, ни друзьям.

- А вы хотите быть добрыми?    (ответы детей)

-Да, человек должен хотеть быть добрым. А что для этого надо делать, давайте с вами прочитаем.

Открывается 4 слайд:  (читают дети) 

1.Проявлять усердие в добрых делах.

  -  А как вы понимаете? (стараться совершать добрые поступки)
2.Не ждать похвалы за сделанное доброе дело.

.Не впускать в сердце высокомерие, гордыню.

- А как вы это понимаете?    ( не быть гордым, высокомерным)


Вывод (учитель):

- Часто из-за своей лени, эгоизма, себялюбия мы не успеваем делать добрые дела, а вокруг так много нуждающихся в нашей помощи,  ведь доброта творит чудеса.

Учитель:

- Сейчас я прочитаю рассказ об одной девочке. Послушайте внимательно и скажите, какое же чудо совершила доброта её одноклассников?

«Марина за два месяца до окончания учебного года вынуждена была оставить школу – заболевание центральной нервной системы. У неё ухудшилась  речь, упало зрение. Сидеть более десяти минут не могла, не могла  принимать пищу без помощи посторонних. Приходили одноклассники, но лучше бы они не приходили, только вызывали у Марины чувство огромной  пропасти между ней, лежачей, и ими. Ребята были скупы на слова, не знали, что ей сказать. Первым вышел из оцепенения Серёжа. Под его руководством мальчики посадили перед окном Марины шесть кустов сирени. Затем устроили концерт. И дальше Марину не оставляли одну, дежурили группами или поодиночке. Прошли годы, и дружба, и добрые их поступки сделала своё дело, они исцелили безнадёжно больную девочку. Они рассматривали фотографии, смеялись и вспоминали. Марина смеялась громче всех. Они сидели за столом под сливой, как одна большая семья. Вот такие чудеса может творить доброта и дружба».

Учитель:

- Ребята, так какое чудо совершила доброта?

(ответы детей)

Учитель:

 - В подтверждении этого, ученик прочитает стихотворение:  

Открывается 5 слайд:

Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

На свете живешь ты не зря.

Открывается 6 слайд:  «Давайте делать добрые дела!»

Учитель: 

- Мне особо хотелось бы сказать об отношении к своим близким: к родителям, бабушкам и дедушкам. Порой дети грубят им, бывают невнимательны. Это очень их огорчает, заставляет переживать, а иногда и плакать. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными к своим родителям, проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, поставил на ноги, чьи дни и ночи заполнены заботой о вас. Если вы все-таки обидели кого-то из родных, извинитесь и скажите главные слова: «Прости меня, мама!»

Открывается 7 слайд  «Не плачь, я ведь тебя люблю».

 В сочувствии и внимании нуждаются ваши дедушки и бабушки, которые дали жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания войной,  разрухой  и голодом. Никогда не забывайте признаваться своим близким в любви, говорить им слова благодарности..

А сейчас мы послушаем  стихотворение про маму, которое написала девочка вашего возраста.

 Мама! Это святое!
Нет важнее её на Земле!
Бог будет Маму вечно хранить,
А я буду вечно любить!

Прости Мама, за мелкие обиды,
За то, что не могла тебя понять.
Я люблю тебя очень, Мама
И сейчас хочу тебя обнять.

Ты самое дорогое на свете,
Ты воспитала меня.
И первое слово "Мама"
Я в детстве сказала не зря!

Ты любишь меня, я знаю.
Ты хочешь, чтоб я жила.
Я буду достойной, Мама,
Ведь ты меня родила!

Открывается  8 слайд«Прости меня, мама»

Учитель:

-Ребята, а  как вы относитесь  к тем людям, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже на  гибель?

 (ответы детей)

-  Нам не нравятся такие люди. Мы осуждаем бессердечных людей.

- Ребята, а что вы чувствуете, когда видите на улице маленького брошенного котенка или бездомного голодного щенка?

 (ответы детей)

- А что вы могли бы для него сделать?

(ответы детей: накормить, пригреть, приютить)

 Открывается 9 слайд  «Я обязательно выживу», 10 и 11 слайды тоже.

 Учитель:

-  Проявляйте, ребята, участие к бездомным животным, подкармливайте их, помогайте им выжить.

Учитель:

- Ребята, в нашей помощи нуждаются не только животные, но и люди: пожилые, инвалиды, которым очень тяжело жить в современном мире. Вы, конечно, знаете, что инвалиды – это те люди, у которых сильно нарушено здоровье.

Открывается 12 слайд: Инвалиды. 

Существуют такие инвалиды:  работа по слайду.

Далее демонстрируются слайды №№ 13, 14, 15, 16, 17, 18

-Ребята, а как вы можете помочь  в повседневной жизни таким людям, если их встретите? Это может быть улица, магазин, школа. (ответы детей)

Открывается 19 слайд:

 «Доброта – то, что может увидеть слепой и услышать глухой»

-А как вы понимаете эти слова?     (Ответы детей).

                      Физминутка

Все ребята дружно встали и на месте зашагали.

На носочках потянулись, а теперь вперед нагнулись.

Головой теперь покрутим – так мы лучше думать будем.

Оборот, оборот, а потом наоборот.

Поднимаем руки вверх, плавно опускаем вниз.

Снова тянем их наверх, плавно опускаем вниз.

Давайте мы попрыгаем и ножками подвигаем.

А теперь ходьба на месте. Все затопали на месте.

Отдохнули, посвежели и за парты снова сели.

3 часть. Милосердие

  Учитель:

- В последнее время люди, будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро, быть милосердным.

- Что же такое милосердие? Может быть из вас кто-то знает? (ответы детей)

Открывается 20 слайд: (Сама читаю.)

 Милосердие  -  сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; готовность помочь кому-нибудь

Милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывающееся на беды других людей, жалеющее, сочувствующее им сердце.

Учитель:

-Доброта и милосердие – это два очень близких по значению слова. Существует множество различных заповедей, т.е. законов милосердия. Вот 4 из них.

Открывается 21 Слайд с заповедями.

  1. Никогда не бойся улыбнуться человеку.

- Как вы считаете, почему? (ответы детей)

Ученик  читает:

От улыбки хмурый день  светлей.

От улыбки в небе радуга проснется.

Поделись улыбкою своей.

И она к тебе не раз ещё вернется.

  1. Никогда не бойся понять и простить.

–А как вы понимаете эту заповедь. (ответы детей)  

 - Ребята, каждый из вас у кого-то просил прощения и конечно помнит, как сразу на душе становится легче, а сердце радуется, вот именно поэтому нужно прощать. Недаром говорят, что бог прощает того, кто прощает других.

  1. Не бойся протянуть руку помощи.

- В каждом из нас есть частичка доброты.  Ребята, а кто из вас протягивал руку помощи?

         Расскажите об этом. (ответы)

 Учитель:

Самое важное - помочь другим, остановиться и протянуть руку помощи.

Сделав доброе дело, некоторые из вас могут подумать:

   «А что я получу в ответ?». Есть такие «добрые» дети. Например, помог мальчик чужой бабушке донести до дома тяжелую сумку.

 - Это хороший поступок? (Ответы детей.)

 - Верно, помочь слабому, нищему, больному, инвалиду – это хорошие поступки.

 Но вот, только когда этот мальчик поставил сумку у двери ее квартиры, он сказал: «Бабушка! Я помог тебе, заплати мне, пожалуйста!»

-. Хорошо ли это?  (ответы)

-  Что здесь плохого? (ответы)

-  Почему нельзя так делать? (ответы)

Учитель:

Конечно же, совершив добрый, милосердный поступок, не нужно требовать награды.

Читает ученица:

Добрых людей как  всегда не хватает

Добрые щедро больным помогают.

Добрые дарят тепло и уют.

И никакого спасибо не ждут.

Открывается 22 Cлайд: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л.Толстой)

               (один читает)

  • Как вы понимаете это выражение?   (ответы детей)

Открывается 23 слайд.  Благотворительность.

4 часть: Благотворительность.

Учитель:

 - А как же проявляется доброта в нашем мире?

- Она проявляется через милосердие, спонсорство и благотворительность.

- Что же такое спонсорство и благотворительность?

К нам часто приезжают гости. И приезжают не с пустыми руками, а с большими подарками. Таких людей называют спонсорами и занимаются они благотворительностью.

– А вы помните, какие подарки нашей школе подарили спонсоры

(ответы детей, подарки спонсоров)

Другие слайды.

 - Ребята, мы никогда  не должны забывать о тех, кто вершит добро на своем жизненном пути. И такие люди, бескорыстно помогающие нуждающимся, были всегда.

Да, кто-то помогает добрым словом, а кто-то, имея большие материальные возможности, тратит личные средства на благо всех людей. Можно назвать множество имен, среди которых есть прославленные своей благотворительностью.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения великой женщины, вся жизнь которой была благотворительностью. Звали её Мать Тереза.

  Открывается слайд

Мать Тереза родилась 27 августа 1910 г. в Югославиии.
Родители её были глубоко верующими людьми. Каждый вечер семья собиралась на общую молитву Раз в неделю мать вместе с детьми навещала в городе больных, относила нищим еду и одежду. Она хотела, чтобы её дети были чутки к человеческой нужде и учились любить своих ближних. Она часто напоминала им: 
«Вам повезло, вы живёте в красивом доме, у вас есть еда, одежда, вы ни в чём не испытываете нужды. Но вы не должны забывать, что множество людей испытывает голод; есть дети, которым нечего есть, нечего одеть, а когда они болеют, у них нет денег на лечение»
Тереза была лучшей ученицей в классе — всегда радостная, приветливая, готовая оказать помощь другим. Она принимала активное участие в жизни прихода, пела в хоре, играла на гитаре, писала стихи, приходская община была для неё второй семьёй. 
Когда она выросла, стала директором этой школы. Ученицы её обожали, так как она всегда относилась к ним, как к своим любимым детям, и в то же время предъявляла к ним высокие требования, как любящая мать.

Открывается   слайдСолнышко

- В жизни по-разному можно жить – 
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

Учитель   читает  стихотворение

-Как вы понимаете последние 2 строчки?  (ответы детей)

Учитель:

- А сейчас, ребята, я хочу вам предложить видеоролик с заповедями матери Терезы. Смотрите и слушайте внимательно.

Видеоролик «Мать Тереза – путь к спасению»

Вывод:   Очень хотелось бы, что бы и вы придерживались в своей жизни этих заповедей, соблюдали эти правила. О них мы будем ещё много и много говорить.

5  Заключение: Наше занятие подходит к концу.  

- О чем сегодня мы с вами говорили и что нового вы для себя узнали?                        ( Ответы детей.)

Учитель:

- Ребята, в начале занятия я вам сказала, что мы сегодня должны определить, что же дороже всего в человеке.

- А теперь скажите, что же дороже в человеке?   (доброта)

-Так давайте откроем наши сердца доброте, и тогда каждый из вас будет необыкновенно красив и привлекателен, потому что доброта украшает человека.

  •  Дарите людям больше доброты,
    Однажды к Вам она вдвойне вернётся
    И счастье Вам за это улыбнётся,
    И расцветут для Вас весенние цветы.
    Дарите людям больше доброты!..
    Не только в дни рождения и в будни,
    Ведь каждому из нас бывает трудно
    От этой ежедневной суеты.
    Дарите людям больше доброты!..
    Им говорите чаще комплименты.
    И не жалейте Вы аплодисментов,
    Когда заслуживает кто-то похвалы,
    Дарите людям больше доброты!..
    И станет наше общество добрее,
    Интеллигентнее, богаче, веселее,
    И сбудутся заветные мечты,
    Дарите людям больше доброты.
  • Звучит песня «Дорога добра»