Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»
статья на тему
Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их" (В.А.Сухомлинский).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobranie.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Роль семьи в формировании личности»
Цели собрания:
1. Выявление особенностей взаимоотношений между ребенком и родителями;
2. Разработка основных правил семейного воспитания.
Добрый день, уважаемые родители! Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между ее членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль в их воспитании играют семья и школа, так как семья и школа — это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с ними своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых — отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое главное для ребенка — чтобы его любили таким, какой он есть.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них:
- любовь умиления;
- любовь деспотическая;
- любовь откупа.
Уважаемые родители, прежде чем я раскрою смысл каждого из этих выражений, хочу обратить ваше внимание на мини-анкету «Общение детей и родителей в лицах», предложенную на доске. За время собрания дайте ответы на вопросы, и если где-то столкнетесь с несоответствием между желанием и действительностью, то попробуйте найти выход из противоречия и проанализировать, почему оно возникло.
Вернемся к тем недостаткам, которые встречаются в воспитании.
Любовь умиления — самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он - баловень семьи, а затем нередко — деспот семьи, либо изгой и растет как сорная трава, либо он — «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как надо себя вести, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. В чем здесь причина? Может быть, все дело в том, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети — наши постоянные
свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда он оказывается в определенных ситуациях.
Родителям предлагается закончить предложения:
Если:
1) ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть);
2) ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным);
3) ребенок растет в упреках, он учится... (жить с чувством вины);
4) ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других);
5) ребенка хвалят, он учится... (быть благородным);
б) ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым);
7) ребенок растет в безопасности, он учится... (верить в людей);
8) ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя);
9) ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым);
10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится... (находить любовь в этом мире).
Какой вывод можно сделать из нашей беседы? У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от вас в большей степени зависит, каким вырастет ваш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ:
1. Строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
2. Не скупиться на ласку, внимание, сочувствие.
3. Не применять к детям физических мер воздействия.
Моё выступление хотелось бы закончить стихотворением, еще раз подтверждающим это:
Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны, Пример же - никогда.
Тот лучший проповедник
Кто веру в жизнь провел.
Добро увидеть в действии-
Вот лучшая из школ.
И если все мне показать,
Я выучу урок.
Понятней мне движенье рук,
Чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить
И мыслям, и словам.
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму
Твой правильный совет.
Зато пойму, как ты живешь,
По правде или нет.
Приложение 1
ВОПРОСЫ МИНИ-АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Общение детей и родителей в лицах»:
- С каким лицом вы чаще всего′
общаетесь со своим ребенком?
2 ) С каким лицом чаще всего ваш ребенок′
общается с вами?
3) Каким, по-вашему мнению, должно′
быть лицо вашего ребенка во время
общения с вами?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"
Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»Ход собрания На доске В.А. Сухомлинский. «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».Уважа...
Презентация родительского собрания "Роль семьи в формировании личности"
Презентация является приложением к родительскому собранию "Роль семьи в формировании личности".для родителей обучающихся 5 класса....
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"...
Общешкольное родительское собрание"Роль семьи в формировании личности"
Доклад с элементами игры на общешкольном родительском собрании...
Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности"
Семья и школа - это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка....
родительское собрание РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
Цель: - обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся.Задачи:- создать условия для формирования готовности коллектива родителей к сотрудничеству;- фо...
Родительское собрание «Роль семьи в формировании личности»
Мультимедийное пособие. Родительское собрание "Роль семьи в формировании личности". Три задачи школы:воспитание, обучение , просветительство....