День матери.
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Подготовила и провела классный руководитель 7 класса
МБОУ СОШ № 3 п. Клетня Брянской области –
Бородынкина Светлана Ивановна
Литературно – музыкальная гостиная.
Тема: «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»
Проблема: Духовно-нравственная ценность в семье, уважение и взаимопонимание.
Цель: Формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.
Задачи:
- Рассмотреть, как музыка и живопись разными путями идут к созданию образа матери.
- Развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства и ребенка в мировой культуре.
- Воспитывать осознанное чувство уважения к матери, внимательности и заботливости отношений в семье.
Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер.
Наглядный и музыкальный материал: репродукции картин, П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома».
Ход классного часа
Кл. руководитель: Ребята, я рада приветствовать вас в литературно-музыкальной гостиной, рада видеть ваши добрые, милые глаза. Желаю вам успеха.
Кл. руководитель: Предлагаю провести нашу встречу на тему «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве». (Читаю эпиграф) (слайд №1)
Эпиграф
Я верю, что женщина – чудо такое,
Какого на Млечном пути не сыскать,
И если «любимая» - слово святое,
То трижды священное – женщина-мать!
Л.Рогожников
Кл. руководитель: Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как музыка и живопись создают образ матери.
Кл. руководитель: Хранительницей семейного очага всегда была женщина. Во все времена ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, радостью. Поэтому проблема нашей встречи – задуматься, достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам.
Кл. руководитель: «Мать» - одно из самых древних слов на Земле. Все люди почитают и любят матерей. Не случайно народная мудрость слово «Мать» поставила рядом с другим великим словом «Родина».
Звучит Шуберт «Аве Мария».
Расул Гамзатов «Мама»
Воспеваю то, что вечно ново,
И хотя совсем не гимн пою,
Но в душе родившееся слово
Обретает музыку свою…
Слово это – звон и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это искра первого созданья.
Резвая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо,
В нём – исток всего,
Ему конца нет.
Встаньте!.. Я произношу его:
Мама!
Кл. руководитель: Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет человека самого близкого, дорогого, единственного.
Слайд №2. «Сикстинская мадонна».
Кл. руководитель: Ребята, перед вами картина «Сикстинская мадонна». Это религиозное полотно прямо и открыто обращается к человеку. Она была написана в 1515 году великим художником С.Рафаэлем. Рафаэль изобразил не просто Божественную мать с младенцем, он показал чудо явления царицы небесной, несущей людям своего сына. Облик матери покоряет торжественностью и простотой.
Звучит И.С.Бах «Прелюдия до мажор»
Афанасий Фет
Аве Мария – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царица, не в блеске лучей
В тихом предстань
Сновидении ей!
Аве Мария – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха.
Кл. руководитель: В русской православной церкви вот уже две тысячи лет воспевается образ Божьей матери. Мастера создавали не картины, а иконы. Они занимают достойное место в истории мировой культуры.
Звучит С.Рахманинов «Богородице Дево, Радуйся», на фоне музыки идут слайды № 3, 4, 5, 6 (В.Васнецов «Богоматерь с младенцем», Богоматерь Казанская, Тихвинская, Владимирская, Владимирская 16 век).
Кл. руководитель: Это главные святыни земли Русской. Вглядитесь в священный образ, и вы никогда их не забудете.
Кл. руководитель: Ребята, материнская любовь греет нас до старости, она окрыляет нас, придаёт силы слабому, сомневающегося вдохновляет на подвиг.
Николай Рыленков
Я помню руки матери моей,
Что утирали слёзы мне когда-то,
В пригоршнях приносила мне с полей
Всё, чем весна в родном краю богата.
Я помню руки матери моей,
Суровой ласки редкие мгновенья.
Я становился лучше и сильней
От каждого её прикосновенья.
Я помню руки матери моей,
И я хочу, чтоб повторяли дети:
«Натруженные руки матерей,
Святее вас нет ничего на свете!
Кл. руководитель: Слово «мама» для всех людей на Земле, независимо от того, в какой стране они живут, имеет большое значение, глубокий смысл и звучит на разных языках почти одинаково.
По-русски «мама»,
По-грузински «нана»,
А по-аварски ласково «баба»
Из тысяч слов земли и океана
У этого особая судьба!
Кл. руководитель: : Самое дорогое и родное связано с мамой. Земля, Родина, природа, красота, любовь – каждое из этих слов можно соединить со словами: матушка, мать, материнство. Из века в век вечно единство матери и ребёнка. Об этом создают свои картины художники разных народов.
Слайд № 7 , А.Дейнека «Мать».
Кл. руководитель: Вот, например, картина русского художника Александра Дейнеки «Мать». Она написана более 70-ти лет назад. Но до сих пор нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребёнком на руках.
Слайд № 8, К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».
Кл. руководитель: И эта картина «1918 год в Петрограде», тоже написана русским художником Козьмой Петровым-Водкиным в 1920 году, передаёт материнскую заботу и любовь.
Слайд № 9, О.Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».
Кл. руководитель: А сейчас перед нами картина французского художника 19 века Огюста Ренуара «Мадам Шарпантье с детьми». Мать и её дети в непринуждённых позах. Вероятно, они только что играли, а теперь отдыхают. Рядом с ними лежит собака. От картины исходит тепло, уют и любовь.
Слайд № 10, портрет П.И.Чайковского.
Кл. руководитель: А теперь, ребята, перед вами портрет русского композитора П.И.Чайковского. Он родился на Урале 25 апреля 1840 года в городе Воткинске Алапаевского района. Всю свою жизнь Чайковский посвятил музыке. Он написал очень много замечательных произведений. Некоторые из них посвящены детям. У него есть «Детский альбом», состоящий из 24 пьес (утреннее размышление, игра в лошадки, баба-яга, камаринская и др.) Сегодня мы послушаем одну из пьес из этого альбома с названием «Мама». Слушание.
Кл. руководитель: Ребята, какие чувства у вас возникли во время слушания музыки? (мира, спокойствия, красоты) А какая по характеру музыка? (мягкая, тихая, спокойная, нежная).
Кл. руководитель: Сам композитор, когда писал это замечательное произведение, думал о своей маме, и передал нам образ мамы через свою музыку.
Самостоятельная работа. Слайд № 11.
Кл. руководитель: А теперь я вам предлагаю самостоятельную работу, посмотрите, пожалуйста, на экран и выберите слова, которые передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, смотрите картины, читаете стихи, посвящённые матери.
Опросить несколько человек. Появляется слайд № 12.
Кл. руководитель: А теперь правильные ответы на экране.
Кл. руководитель: Да, я с вами согласна, что когда слушаешь музыку, смотришь картины, читаешь стихи, посвящённые матери, у нас возникают чувства радости, спокойствия, любви, красоты, мира.
Кл. руководитель: Во многих народных песнях и преданиях воспета великая сила материнской любви. Требовательна и взыскательна любовь матери к детям. Мать хочет увидеть своих детей большими и сильными, прямыми и честными. Она хочет, чтобы ими гордился весь народ, чтобы всегда и везде они были впереди.
Исполнение песни «Мама»
Кл. руководитель: Так уж устроена наша жизнь, что, только взрослея, человек начинает не изучать, а осознавать какое это счастье, когда мама рядом. Как хорошо, когда можно обратиться к маме за советом, с любой радостью и бедой. Недаром в народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются от поколения к поколению. Давайте, ребята, вспомним пословицы о матери.
1. Птица рада весне, а младенец – матери. (слайд № 13)
2. Нет милее дружка, чем родима матушка. (слайд № 14)
3. При солнышке тепло, при матушке добро. (слайд № 15)
4. В материнском сердце для всех детей ласки хватит. (слайд № 16)
5. Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. (слайд № 17)
Кл. руководитель: Хорошо, когда мама рядом, но время идёт, дети вырастают, мамы стареют… Но для всех нас наши мамы самые красивые, любимые и лучшие. (слайд № 18)
Итог урока: Безмерна наша ответственность перед матерями. Так давайте же будем внимательнее и добрее, с любовью и лаской относится к своим мамам, и пронесём через всю жизнь свет материнской любви.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕНЬ МАТЕРИ – ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ
Открытое мероприятие ко Дню Матери...
Рай там, где ступает нога матери. День Матери, 5В
Сердечки признаний, облачка пожеланий, танцы маминого детства, любимое мам в детстве, о чем мечтали мамы, о мамах в искусстве. ...
классный час День матери и День отца
5 класс - праздник для мам и пап, с целью- развивать чувства уважения и любви к самым близким людям - родителям-формировать уважительное отношение к семейным ценностям; формировать нравственные ...
Материал для родителей: классный час "День матери"
Совместное с родителями проведение таких мероприятий помогает развивать в учащихся нравственно-моральные качества через восприятие литературных произведений; чувство сопереживания, доброе ...
День Матери ( День Отца).Пословицы и поговорки о матери и отце.
В последнее время в нашей стране стали отмечать праздники,которые пришли к нам с Запада.Одними из них являются День отца(3-е воскресенье июня) и День матери(4-ое воскресенье ноября).На Руси иcпокон ве...
Праздничная программа для мам и детей ко Дню матери «ДЕНЬ МАТЕРИ – ПРАЗДНИК ЛЮБВИ И БЛАГОДАРНОСТИ! ДОРОГОЙ И ЕДИНСТВЕННОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ!»
Сценарий праздничного выступления. Цель: воспитание уважения к женщине-матери; способствовать нравственному воспитанию учащихся....
Материал к празднику "День матери"
Интересный материал со стихами русских классиков о матери, прославление имени "Мать"....
- Мне нравится (1)