Как правильно выбрать профессию.
классный час (9 класс) на тему
«Далеко не каждый станет ученым, писателем или артистом, далеко не каждому суждено сделать мировое открытие, но поэтом, художником, мастером в своем деле должен стать каждый»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_vneklassnogo_meropriyatiya_v_9-m_klasse.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект внеклассного мероприятия в 9 В классе
Тема: «Биология в профессиях»
Цель: ознакомиться с профессиями, связанными с наукой «Биология»; углубить знания о значении биологии в жизни людей.
Форма проведения мероприятия: круглый стол.
Организаторы и участники: обучающиеся 11-х и 9-х классов.
Гости: обучающиеся 11 «А» класса; учителя биологии.
Сроки проведения: в рамках недели биологии.
Современные образовательные технологии:
- технология деятельностного обучения;
- технологии проблемного обучения;
- личностно-ориентированного обучения;
- коммуникативные технологии.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащихся с разнообразием существующих профессий связанных с биологией;
- способствовать формированию способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и состояние здоровья с требованиями выбираемой профессии.
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру учащихся;
- - оказание помощи учащимся в формировании собственной позиции к миру профессий, рынку труда, создание на ее основе портфеля достижений, выбор маршрута профессионального становления;
Развивающие:
- активизация и развитие процесса самопознания личности учащихся с целью ориентации на адекватный профессиональный выбор;
- развивать у учащихся способность к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях;
- формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом иличностному развитию;
- освоение техники ведения дискуссии, выступления перед аудиторией.
Формируемые УУД
Личностные: положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества, способность к самоопределению.
Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.
Познавательные: самостоятельно осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Ожидаемые рузультаты
Предметные
- знать определение понятия «профессия»
- знать основные профессии, связанный с предметом «Биология».
Метапредметные
Регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.
Коммуникативные:
- обсуждать в группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
Познавательные:
- работать с источниками информации; систематизировать информацию, делать соответствующие выводы;
- объяснять значения новых слов.
Личностные:
- проявлять интерес к новому;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы с учащимися: фронтальная, групповая.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный метод, вопросно-ответный метод, наглядный метод, словесный (рассказ, беседа, диалог), постановка проблемных вопросов, поисковый метод, использование ИКТ.
Основные понятия: профессия, биология, врач, фармацевт, селекционер, агроном, энтомолог, арахнолог, кинолог, ландшафтный дизайнер, садовод, психолог, микробиолог, генетик, эколог, учитель биологии.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, иллюстрации.
Литература:
1. Википедия. Свободная энциклопедия / Электронный ресурс. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F(дата обращения 10.04.2016).
2. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. – М., 2007.
3. Хорошилова О.В. Биология в профессиях. Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» / Электронный ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/650482/ (дата обращения 10.04.2016).
Этапы урока:
1.Организационная часть.
2. Актуализация знаний.
3. Изученние нового материала.
4. Итоги урока.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие.
Эпиграф: «Далеко не каждый станет ученым, писателем или артистом, далеко не каждому суждено сделать мировое открытие, но поэтом, художником, мастером в своем деле должен стать каждый» В.А. Сухомлинский (Осмысление)
Вступительное слово учителя: Добрый день, ребята, сегодня у нас необычное занятие. Урок-круглый стол.
Вопрос: Кто из вас знает, что такое круглый стол? (Ответы учащихся).
Круглый стол – форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники высказываются в определенном порядке, первоначально — сидя за столом, имеющим круглую форму.
Вопрос к классу: Может кто-то из вас помнит, откуда пришла к нам эта форма взаимодействи? (Ответы: представление о круглом столе как символе равенства восходит к временам рыцарей круглого стола короля Артура). В современное время выражение «круглый стол» стало привычным в словаре политиков и бизнесменов, в том числе и нас с вами.
Учитель: Тема нашего круглого стола «Биология в профессиях. Сегодня мы поговорим о профессиях, связанных с биологией, выясним роль биологии в жизни каждого человека, определим значение биологии для вашего будущего.
- Актуализация знаний.
Вопрос к классу: А что означает термин «биология»? (ответы учащихся).
Пояснения учителя: Термин «биология» происходит от двух греческих слов bios – жизнь и logos – наука, был предложен в 1802 г. двумя учеными: французом Ж.Б. Ламарк и немцем Г.Р. Тревиранусом. Будет правомерно рассматривать современную биологию, как комплекс наук, изучающих все живое, законы его существования и развития. А знания, полученные на уроках биологии, помогут вам и в повседневной жизни. Кроме этого биология является основой многих профессий.
Вопрос к классу: Что такое профессия? (ответы детей). Профессия – это устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков. Профе́ссия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
- Основная часть.
Рассказ учителя: В современных тестах для определения склонности к профессии, выделяют следующие типы профессий:
- человек-техника;
- человек-человек;
- человек-природа;
- человек-знаковая система;
- человек-художественный образ.
Вопрос: Скажите ребята, к нашему предмету «Биология» какие типы профессий можно отнести?
Учитель: Совершенно верно – человек-природа, человек-человек. Поэтому выбирая будущую профессию, следует опираться на предметы, которые вам не только легко даются в изучении, но и интересны.
Сегодня у нас в гостях ученики 11 «А» химико-биологического класса, которые изучают биологию углубленно, а для чего, вы можете их об этом спросить. В качестве гостей мы пригласили учителей биологии нашего лицея.
Дополнительные сообщения учеников 11-го класса о профессиях, связанных с биологией:
1. Врач.
2. Психолог.
3. Фармацевт.
Вопросы для учеников 11 «А» класса:
- Почему выбрали для дальнейшего обучения химико-биологическое направление?
- Кем вы хотите стать? Почему? Что Вас привлекает в этой профессии?
- Трудно ли учить биологию в старших классах?
- Для поступления в какие ВУЗы необходимо сдавать биологию? (на экране выводится информация о вузах)
- Что вы можете посоветовать девятиклассникам?
Вопросы для обсуждения:
- Какие профессии, кроме названных старшеклассниками, связаны с биологией? (Учитель предлагает учащимся поработать с иллюстрациями в группах. Определение круга профессий, связанных с биологией)
- Какими качествами должен обладать человек, выбирающий профессию: генетика, психолога, кинолога, эколога, учителя биологии и др.?
- Какое значение биология имеет в жизни человека, чья профессиональная деятельность не связана с биологией?
- Нужно ли, чтобы каждый человек был биологически и экологически грамотным? Почему?
Учитель делает краткие пояснения к высказываниям учащихся о профессиях, видах деятельности, обсуждает с ними плюсы и сложности, сферу работы.
Например, эколог. С первых шагов своего развития человек был неразрывно связан с природой. Представления древнего человека об окружающей среде не носили научного характера, но с течением времени послужили источником накопления экологических знаний. Экологи – это те специалисты, которые пытаются объяснить, почему высыхают реки, дельфины выбрасываются на берег или выпадает розовый снег.
Виды деятельности: изучение и исследование источников загрязнения природной среды (загрязнение атмосферы, водных объектов, почвы); разработка методов контроля за загрязнением природной среды; уменьшение и ликвидация технологических объектов загрязнения; оценка воздействия атмосферных выбросов промышленных предприятий на природную среду (атмосферу, почву, водные объекты); контроль за соблюдением организациями правил и норм по охране окружающей среды; работа по очистке промышленных вод и предотвращение загрязнения окружающей среды; организация и планирование рационального природопользования на предприятии и в регионе; оценка экономического ущерба от загрязнения природной среды; организация мероприятий по охране окружающей среды; участие в проверке соответствия технического состояния оборудования требованиям охраны окружающей среды; осуществление мероприятий по внедрению новой техники с учетом экологических требований; разработка путей выхода из экологического кризиса.
Плюсы профессии: Если повезет частые командировки по стране, моральное удовлетворение от сознания того, что в очередной раз удалось предотвратить загрязнение окружающей среды.
Трудности профессии: Природоохранные организации очень сильно зависят от финансирования, а это сказывается на уровне зарплат и наличие работы. Нередко приходится работать в экстремальных условиях. Может быть опасна для здоровья, так иногда приходится иметь дело с отравляющими веществами.
Личностные качества: профессия для потенциальных борцов, обладающих аналитическим складом ума, способных долгие годы пробивать стену непонимания. Еще одно необходимое качество креативность. Оно помогает выбрать нужную форму общения со СМИ. А гибкость, дипломатичность, стрессоустойчивость пригодятся при конфликтах (которые случаются довольно часто) с госструктурами и органами власти. Организационно-управленческие качества тоже пригодятся, если вы к примеру, можете начнете трудиться в городском комитете по экологии.
Сфера работы: научно-исследовательские институты; экологическая академия; Green Peace (Российское отделение международной организации); экологические организации и службы; оперативная городская экологическая инспекция; фонд охраны окружающей среды; заповедники; экологическая милиция; промышленные предприятия.
Вопрос учителя к детям: А вы уже знаете современные университеты, где можно получить профессии, связанные с предметом «Биология»? Учитель выводит на слайд университеты России.
Например, ведущими вузами в подготовке специалистов естественно-научного профиля являются:
- Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) (факультет почвоведения)
- Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева (МСХА)
- Российский университет дружбы народов (РУДН)
- Самарский государственный университет
- Московский государственный университет инженерной экологии (МГУИЭ)
- Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова (МАТХТ).
4. Итоги урока. Учитель делает совместно с учащимися вывод о значении биологии в жизни всех людей, о связи биологии с различными областями человеческой деятельности, о важности изучения основ биологической науки в школе, благодарность за сотрудничество и пожелание правильного выбора.
- Рефлексия.
сегодня я узнал…
было интересно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я попробую…
занятие дало мне для жизни…
мне захотелось…
- Домашнее задание. Самостоятельно протестироваться на профессиональные склонности в сети интенет (Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как правильно выбрать экзамен
Советы ученикам, студентам и молодым педагогам при выборе экзамена для учебы и работы за рубежом....
Как правильно выбрать цель
Перед планированием каждого урока мы ищем как можно больше нужной информации, необходимый материал, пользуемся разработками к уроку, и начинаем творить… Для начала мы выбираем тему урока, что не являе...
Игра "Как правильно выбрать профессию?"
Афоризм нашего мероприятия следующий: «Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою». ...
Презентация к родительскому собранию "Как правильно выбрать профессию?"
Интерактвное сопровождение родительского собрания...
Как правильно выбрать профессию. Формула твоей профессии.
quot;Выберите себе работу по душе, и вам не придётся работать ни одного дня в своей жизни". Конфуций Школьник, выбирающий професс...
Как правильно выбрать профессию? (практическое руководство)
В предложенном кратком практическом руководстве емко, структурно и лаконично изложена информация, что позволяет использовать материал на классных часах по самоопределению и выбору профессии, удоб...
"Выбрать профессию учителя - правильный выбор!"
Мотивационная речь будущему учителю....