"Как стать "классным" классным?"
методическая разработка на тему

Шляпцева Наталья Анатольевна

Сценарий проведения педагогическог осовета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педсовет25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет «Как стать «классным» классным?»

Сценарий разработан заместителем директора по воспитательной работе

Шляпцевой Натальей Анатольевной

МОУ «Лицей» г.Дедовск Истринского муниципального района

Московской области

Что значит быть классным руководителем? Это обязанность или призвание, образ жизни? Каждый, кто работает в школе, в той или иной мере имеет отношение к классному руководству. Кто – то является классным руководителем, а кому – то приходится работать в тесном контакте с ним.

Если подсчитать, сколько в любой школе математиков, историков, литераторов, то мы увидим, что их по каждому предмету – 5 – 6. А сколько классных руководителей? Столько, сколько и классов. В нашей школе, к примеру, 40.

Классный руководитель – это человек, который должен уметь все: быть отличным психологом, воспитателем, учителем, организатором и даже второй мамой. Когда задумаешься, то понимаешь, что обязанности классного руководителя занимают чаще больше времени, чем преподавание школьного предмета. Когда то мы окончили педагогические институты  и университет, пошли работать в школу учителем, каждый из нас хорошо подготовлен  по своему предмету. А с классным руководством все по – другому. Пришлось многому учиться в процессе работы с классом. Познавать новую профессию – профессию классного руководителя.

Вы думаете, «классным» быть легко?
Не спать от мыслей долгими ночами.

И вслушиваться в шум учеников,

И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

Прожить сто жизней, добрых и плохих,
Чужой бедой болеть однажды.
Да, может 
«классным» быть легко,
Но 
КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.


Каков же он, этот эталон?  Что-же значит быть « классным»  классным?


ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

  • Мерой воспитанности классного руководителя является интеллигентность.
  • Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
  • Если воспитатель хочет, чтобы его уважали, он в первую очередь должен уважать человеческое достоинство других.
  • Прежде чем требовать внимания к себе, воспитатель должен проявить его к окружающим, помнить об интересах, нуждах и потребностях детей.

НУЖНО ИМЕТЬ:

  • Внутреннюю нравственную свободу.
  • Независимость мышления.
  • Свободу выбора образа мыслей и поведения.
  • Осознание своей полноты ответственности за результаты поступков.

НУЖНО УМЕТЬ:

  • Планировать свою профессиональную деятельность.
  • Анализировать и прогнозировать результаты своей деятельности.
  • Оказывать помощь воспитанникам в личностном становлении каждого.
  • Научить воспитанников анализировать свою внеучебную деятельность.
  • Устанавливать социальные контакты с родителями, учителями-предметниками своего класса, общественностью.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ:
Доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей – это оказалось самое главное качество в классном руководителе. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?);

внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.

САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОБЩЕНИИ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • честность и справедливость;
  • терпеливость;
  • спокойствие;
  • вежливость;
  • деликатность (такт);
  • высокий уровень культуры.

Принципы успешной деятельности классного руководителя

Принцип первый - безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.

Принцип второй - беспристрастность в оценке поступков учащихся.

Принцип третий - терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.

Принцип четвертый - диалогичность и открытость в общении с учащимися.

Принцип пятый - отсутствие страха у педагога признать свою неправоту, свои непрофессиональные действия.

Принцип шестой - использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.

Принцип седьмой - умение управлять своим настроением, не податься влиянию предвзятого мнения.

Принцип восьмой - умение признавать ошибки.

 Работа в группах. 

Каждой творческой группе предлагается внимательно прочитать, коллективно обсудить и представить совместное решение педагогической задачи. Педагогические задачи включают в себя следующие проблемные ситуации, достаточно типичные и имеющие «выход» на проблему взаимодействия школы и семьи.

Ситуация 1

Трое учащихся девятого класса замечены в нетрезвом состоянии в одном из развлекательных мест города. Об этом обстоятельстве стало известно педагогам, однако, факт никем из них не проверен и не подтвержден, хотя, по словам родителей нескольких учащихся, он имел место. Указанные родители не хотят выступать источником информации, не желая портить отношения с родителями подростков. Как поступить в этой ситуации педагогам?

Ситуация 2

Ученик седьмого класса постоянно не готов к урокам, грубит, мешает другим учащимся. Классный руководитель неоднократно приглашал родителей в школу и посещал семью на дому. Отношения между семьей и школой, к сожалению, не складываются, так как все попытки педагогов найти согласованный вариант решения проблемы встречаются членами семьи в штыки. Как следует поступить в данной ситуации?

Ситуация 3

На родительском собрании родители согласованно изложили претензию к учителю, заключающуюся, в том, что он всегда задает скучные, неинтересные домашние задания и когда на следующем уроке ученики пытаются отвечать, учитель обвиняет их в непонятливости.

Ситуация 4        

У вас идет урок. Накануне вы пригласили для беседы родителя, с ребенком которого у вас произошел конфликт. У ребенка укоренившаяся репутация хулигана, мама практически никогда не приходит в школу. Но сегодня…она названивает вам по телефону в попытке выяснить ситуацию. После того, как в очередной раз вы сказали, что у вас урок, открывается дверь кабинета…на пороге разъяренная мама ученика…..

Обсуждение решенных педагогических ситуаций.

       Правила успеха классного руководителя (работа в группах)

     Все мы помним фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить кем  они стали, чего добились. Сюжет фильма не будем анализировать, но на некоторые моменты реальной жизни хочется обратить внимание. Например, бывает так, что класс вместе прожил много лет в школе, но как только они расстались, у них не появилось желание собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако бывает и наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовет из детства, тянет, как магнитом, еще и еще раз встретиться и вспомнить все то, чем была наполнена школьная жизнь.

     На каких же принципах должно строиться сотрудничество классного руководителя и учащихся, как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство?

(работа в группах - поделиться имеющимся опытом и сформулировать практические правила, которые помогут сделать  успешным деятельность классного руководителя (5 мин.) Затем по одному представителю от группы объединяются и пишут общие принципы  успешной деятельности классного руководителя)        

Правила успеха классного руководителя.

1.Будь честным и искренним.

2.Будь терпимым, принимай каждого ученика, его сильные и слабые стороны.

3.Оценивай не личность, а поступок.

4.Не будь равнодушным.

5.Будь открытым для общения с детьми, умей шутить.

6.Будь здоровым.

7.Если не прав, умей признать свои ошибки.

8.Будь настойчивым в достижении поставленных целей.

9.Умей управлять своим настроением.

10.Будь открытым;

11.Умей признать собственные промахи;

12.Прояви способность понять и поддержать ученика;

13.Не будь  категоричным  в суждениях.

Анкетирование учащихся 8-11 классов.

Результаты анкетирования.

Анкета «Классный руководитель глазами воспитанников»                                     Класс____8_____

1. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?

  • контролер за успеваемостью и дисциплиной;-----  72%
  • «вторая мама»;                                                 -----  6%
  • организатор досуга;                                         -----  10%
  • помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ;   ----  43%
  •  просто учитель                                                -----  1,5%

2. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? 

    - уважение                                         -------   72%

    - положительные чувства                 -------  11%

    - нейтральные чувства                      -------  13%

    - равнодушие                                     -------  3%

    - сожаление                                         --------1,5%

3. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

  • великодушный характер                --------  36%              
  • манеру поведения;                          --------  13%
  • умение хорошо выглядеть;             --------  5%
  • разносторонние знания;                  ---------  62%
  • ничего                                               --------  13%  

4. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю?

Анкета «Классный руководитель глазами воспитанников»                                     Класс____9_____

1. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?

  • контролер за успеваемостью и дисциплиной;-----  75%
  • «вторая мама»;                                                 -----  20%
  • организатор досуга;                                         -----  8%
  • помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ;   ----  39%
  • просто учитель                                       -----  1%

2. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? 

    - уважение                                        -------   61%

    - доверие                                             -------  17%

    - положительные чувства                 -------  5%

    - нейтральные чувства                      -------  4%

    - страх                                                -------  9%

    - ничего                                              -------- 2%

    - неприязнь                                         --------2%

3. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

  • великодушный характер                --------  39%              
  • манеру поведения;                          --------  17%
  • умение хорошо выглядеть;             --------  8%
  • разносторонние знания;                  ---------  52%
  • дисциплинированность                    --------   1%
  • ничего                                                 --------  12%  

4. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю?

Анкета «Классный руководитель глазами воспитанников»                                     Класс____10_____

1. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?

  • контролер за успеваемостью и дисциплиной;-----  51%
  • «вторая мама»;                                                 -----  8%
  • организатор досуга;                                         -----  8%
  • помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ;   ----  42%

2. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? 

    - уважение                                        -------   94%

    - положительные чувства                 -------  2%

    - надежность                                      -------  2%

    - ничего                                              -------- 2%

3. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

  • великодушный характер                 --------  22%              
  • манеру поведения;                           --------  9%
  • умение хорошо выглядеть;             --------  2%
  • разносторонние знания;                  --------  88%
  • стойкость                                         --------   2%
  • ничего                                               --------  2%
  • умение общаться                             ---------  2%  

4. Что ты посоветовал бы своему классному руководителю?

Анкета «Классный руководитель глазами воспитанников»                                     Класс____11_____

1. Какую роль, по-твоему, исполняет в классе твой классный руководитель?

  • контролер за успеваемостью и дисциплиной;-----  50%
  • «вторая мама»;                                                 -----  56%
  • организатор досуга;                                         -----  13%
  • помощник в трудных обстоятельствах, старший товарищ;   ----  70%
  • просто учитель                                       -----  1%

2. Какое чувство ты испытываешь к своему классному руководителю? 

    - уважение, преданность, любовь                        -------   100 %

   

3. Что тебе хотелось бы перенять от своего классного руководителя?

  • великодушный характер                 --------  73%              
  • манеру поведения;                           --------  20%
  • умение хорошо выглядеть;             --------  16%
  • разносторонние знания;                  --------- 70%

        

Заключительное слово.

Те, кто сегодня работает в школе, прекрасно понимают, что прежде всего самые большие затраты - психологические и физические - ложатся на классного руководителя. Мы хорошо знаем предмет, и для нас не составляет труда провести урок, но эмоциональные составляющие классной жизни надо прочувствовать.

        В неделю классный руководитель, как показывают социологические исследования, затрачивает более 40 часов для организации полноценной внеурочной работы в классе. Стать настоящим наставником своих воспитанников очень нелегко.  Ведь нет в школе работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя. Деятельность его многообразна  и  многоёмка  , круг обязанностей очень широк, огорчения  и неудачи более часты ,чем радости и победы. В тоже время нет в школе работы более интересной, чем руководство классным коллективом.

Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей , это реализация педагогического сотрудничества , это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и радость небольших достижений и больших побед  в воспитании человека .

Педагог, который воспитывает детей, должен отвечать многим требованиям. Быть может, на этом непростом пути вам пригодятся строчки Б. Окуджавы:

«Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство,

Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен. Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек».

        И пусть эти простые правила помогут нам в нашей непростой работе.

Проект решения педагогического совета

  1. В целях повышения эффективности  деятельности классным руководителям систематизировать свою работу путем создания воспитательной системы класса.
  2. Направить деятельность классного руководителя на сплочение ученического, родительского и педагогического коллектива, способствуя укреплению взаимодействия семьи и школы.
  3. Разнообразить формы  и  методы проведения  классных  часов, включая проектную  деятельность, КТД, методы самоконтроля  и  самооценки деятельности.