Классная беседа к Дню памяти жертв Холокоста
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Классная беседа к Дню памяти жертв Холокоста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «День памяти жертв Холокоста».
Цели занятия:
Образовательные:
-дать понятие «толерантность», «Холокост»;
-познакомить учащихся с материалами сайта центра Холокост по истории концлагеря «Освенцим», как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
-повысить информационную грамотность учащихся;
Развивающие:
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, способности к сочувствию, сопереживанию;
- формирование навыков социальной восприимчивости и доверия;
-развить ключевые компетентности: коммуникативные навыки, навыки монологической речи, навыки выделения главного, составления презентации.
Воспитательные:
-воспитывать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма;
-вызвать сочувствие к жертвам геноцида с целью формирования толерантного сознания и отношения к людям другой национальности, вероисповедания, расы, другой культуры, демократичных и гуманных взглядов.
Используемое ИКТ: компьютер, проектор, экран.
Используемые материалы:
- презентация
- песня «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магомаева, реквием Моцарта.
(На слайде представлен эпиграф)
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр, исследователь Холокоста.
Ход мероприятия
(На фоне музыки учащийся читает стихотворение)
ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ (Наум Коржавин)
Учащийся: Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.
Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Так давайте вспомним, как всё это было…
Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».
Холокост (от англ. holocaust, из др.греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма — почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 6000000 евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того было уничтожено много цыганского населения, белорусского, поляков, чернокожих, душевно больных и нетрудоспособных.
По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло
до 3 миллионов польских евреев,
1,2 миллиона советских евреев из них:
140 тысяч - Литвы
70 тысяч - Латвии;
800 тысяч - Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии,
280 тысяч - Румынии,
140 тысяч - Германии,
100 тысяч - Голландии,
80 тысяч евреев Франции,
80 тысяч -Чехии,
70 тысяч — Словакии,
65 тысяч — Греции,
60 тысяч — Югославии.
Учитель: Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая под землёй и мертвых, и живых. Полицаи хватали детей и сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах офицер вермахта Рудольф Гесс описывал, как еврейских детей обманом заманивали в газовые камеры концлагерей. Чтобы избежать паники, детей убеждали в необходимости раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» пленных (других еврейских заключенных), которые должны были поддерживать спокойную обстановку и убеждать тех, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены «Особого отряда» утешали их, они уже спокойно входили в газовые камеры, смеясь, играя или разговаривая друг с другом, часто всё еще с игрушками в руках.
Чтец
Мама, мне страшно…
“Мама, мне страшно!”
“Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
и вспомни меня…
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья”.
“Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!”
“Хватит! Довольно!
Скажите ему!”
“Мама, спаси!
Не хочу умирать!”
“Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
повернулась лицом…”
“Мама, не плачь!
Я умру храбрецом!” (Автор Корюкина Валерия, 16 лет)
Учитель:
Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.
Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.
Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.
Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.
Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек.
Учитель: В начале классного часа вы видели на слайде высказывание И. Бауэра "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями". Давайте обсудим, что оно может означать, и как вы его понимаете.
(Идёт обсуждение эпиграфа к классному часу)
Учитель: А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа.
(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- О чем мы сегодня говорили?
-Что такое Холокост?
-Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
-Кто стал его жертвами?
-Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
Учитель: Мы не просто должны помнить ужас тех лет, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.
Наш классный час мне хотелось бы закончить стихотворением (Учитель читает стихотворение) :
Все можно сокрушить,
Смести, предать забвенью,
Заасфальтировать и заковать в бетон,
Взорвать собор, как лишнее строенье,
На месте кладбища построить стадион.
Все можно растерять, что собрано веками,
Все может замолчать, расправами грозя,
И только человеческую память
Забетонировать и истребить нельзя.
Звучит песня в исполнении М.Магомаева «Бухенвальдский набат»,
Список литературы
1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.
2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-197440-1361002528.jpg)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА
Пояснительная записка и классный час посвященный Дню памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/27/picture-1014118-1535359593.jpg)
Классный час "Международный день памяти жертв Холокоста"
Сценарий классного час, посвященного 27 января 1945 года....
Беседа ко дню памяти жертв Холокоста
Задачи:пробуждение у детей интереса к истории Холокоста; повышение информационной грамотности учащихся;формирование сочувствия к жертвам массового убийства;формирование подлинно гражданского сознания...
«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»
laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...