Классная беседа к Дню памяти жертв Холокоста
план-конспект занятия (5 класс) на тему
Классная беседа к Дню памяти жертв Холокоста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hod_klassnogo_chasa.docx | 27.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «День памяти жертв Холокоста».
Цели занятия:
Образовательные:
-дать понятие «толерантность», «Холокост»;
-познакомить учащихся с материалами сайта центра Холокост по истории концлагеря «Освенцим», как одним из примеров бесчеловечной политики нацистов;
-повысить информационную грамотность учащихся;
Развивающие:
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, способности к сочувствию, сопереживанию;
- формирование навыков социальной восприимчивости и доверия;
-развить ключевые компетентности: коммуникативные навыки, навыки монологической речи, навыки выделения главного, составления презентации.
Воспитательные:
-воспитывать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма;
-вызвать сочувствие к жертвам геноцида с целью формирования толерантного сознания и отношения к людям другой национальности, вероисповедания, расы, другой культуры, демократичных и гуманных взглядов.
Используемое ИКТ: компьютер, проектор, экран.
Используемые материалы:
- презентация
- песня «Бухенвальдский набат» в исполнении Муслима Магомаева, реквием Моцарта.
(На слайде представлен эпиграф)
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И.Бауэр, исследователь Холокоста.
Ход мероприятия
(На фоне музыки учащийся читает стихотворение)
ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ (Наум Коржавин)
Учащийся: Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.
Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Так давайте вспомним, как всё это было…
Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».
Холокост (от англ. holocaust, из др.греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма — почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.
Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 6000000 евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того было уничтожено много цыганского населения, белорусского, поляков, чернокожих, душевно больных и нетрудоспособных.
По оценкам «Энциклопедии Холокоста» погибло
до 3 миллионов польских евреев,
1,2 миллиона советских евреев из них:
140 тысяч - Литвы
70 тысяч - Латвии;
800 тысяч - Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии,
280 тысяч - Румынии,
140 тысяч - Германии,
100 тысяч - Голландии,
80 тысяч евреев Франции,
80 тысяч -Чехии,
70 тысяч — Словакии,
65 тысяч — Греции,
60 тысяч — Югославии.
Учитель: Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая под землёй и мертвых, и живых. Полицаи хватали детей и сбрасывали их в овраг. В своих мемуарах офицер вермахта Рудольф Гесс описывал, как еврейских детей обманом заманивали в газовые камеры концлагерей. Чтобы избежать паники, детей убеждали в необходимости раздеться для душа и дезинфекции. Нацисты использовали «Особые отряды» пленных (других еврейских заключенных), которые должны были поддерживать спокойную обстановку и убеждать тех, кто отказывался раздеваться. Дети часто плакали, но после того как члены «Особого отряда» утешали их, они уже спокойно входили в газовые камеры, смеясь, играя или разговаривая друг с другом, часто всё еще с игрушками в руках.
Чтец
Мама, мне страшно…
“Мама, мне страшно!”
“Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
и вспомни меня…
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья”.
“Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!”
“Хватит! Довольно!
Скажите ему!”
“Мама, спаси!
Не хочу умирать!”
“Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
повернулась лицом…”
“Мама, не плачь!
Я умру храбрецом!” (Автор Корюкина Валерия, 16 лет)
Учитель:
Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх груды тел. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.
Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году. Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами. По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.
Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.
Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.
Первыми начали освобождать концентрационные лагеря советские солдаты. 23 июля 1944 они освободили Майданек.
Учитель: В начале классного часа вы видели на слайде высказывание И. Бауэра "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями". Давайте обсудим, что оно может означать, и как вы его понимаете.
(Идёт обсуждение эпиграфа к классному часу)
Учитель: А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа.
(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- О чем мы сегодня говорили?
-Что такое Холокост?
-Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
-Кто стал его жертвами?
-Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
Учитель: Мы не просто должны помнить ужас тех лет, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.
Наш классный час мне хотелось бы закончить стихотворением (Учитель читает стихотворение) :
Все можно сокрушить,
Смести, предать забвенью,
Заасфальтировать и заковать в бетон,
Взорвать собор, как лишнее строенье,
На месте кладбища построить стадион.
Все можно растерять, что собрано веками,
Все может замолчать, расправами грозя,
И только человеческую память
Забетонировать и истребить нельзя.
Звучит песня в исполнении М.Магомаева «Бухенвальдский набат»,
Список литературы
1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.
2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА И КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ПОСВЯЩЕННОГО ДНЮ ПАМЯТИ ЖЕРТВАМ ХОЛОКОСТА
Пояснительная записка и классный час посвященный Дню памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...""...
Классный час «День памяти жертв Холокоста»
Классный час «День памяти жертв Холокоста»...
Классный час «День памяти жертв Холокоста»
Классный час «День памяти жертв Холокоста»...
Классный час "Международный день памяти жертв Холокоста"
Сценарий классного час, посвященного 27 января 1945 года....
Беседа ко дню памяти жертв Холокоста
Задачи:пробуждение у детей интереса к истории Холокоста; повышение информационной грамотности учащихся;формирование сочувствия к жертвам массового убийства;формирование подлинно гражданского сознания...
Отчет Беседа «Помни, не забудь!» посвященную Дню памяти жертв Холокоста.
Отчет мероприятия...
«Международный день памяти жертв Холокоста». Урок памяти «Горький пепел Холокоста»
laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.Вступительное слово.Учитель: Ребята наш ...