Сценарий классного часа "Я и моя будущая профессия"
классный час (8 класс) на тему
Выбор будущей профессии актуален в 8 классе, поэтому я разработала и провела этот классный час в своём 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vsyo_v_tvoih_rukah.docx | 78.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по профориентации
«ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ»
Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер
"Путь в тысячу миль начинается с одного шага." Конфуций.
Цель - сформировать представление о сложности и осознанности выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности.
Задачи:
- Вывести основные правила выбора профессии;
- стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
- помочь в отношении профессионального самоопределения;
- расширить знания подростков о мире профессий.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, опросник “Ориентация” Е.А.Климова, бланки для заполнения, ватман, фломастеры, раздаточный материал.
Ход занятия
Под звуки песни Л.Агутина и А.Варум "Всё в твоих руках" и в сопровождении презентации я начинаю:...
Ежедневно каждый из нас несколько раз совершает привычное ,
будничное дело – перешагивает через порог дома, школы, класса…
Но в жизни любого человека наступает тот день,
когда надо перешагнуть порог, ведущий в самостоятельную жизнь,
и сделать один из самых трудных выборов – выбор профессии.
Мы оказываемся на широкой жизненной дороге,
как васнецовский витязь на распутье.
Вступление: Профессиональная деятельность занимает примерно третью часть жизни каждого человека. Это немало. Особенно если учесть, что ещё одну третью часть своей жизни мы проводим во сне. Заниматься столько времени любимым делом – счастье, которое вполне достижимо, нужно только правильно выбрать профессию.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Как вы поняли, сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.
НАКАНУНЕ кл.часа мы провели Профопрос и сейчас Оля сообщит его рез-ты:
Есть ли чем порадовать?
да, рез-ты удивили и озадачили: Среди 30 опрашиваемых
- 20 человек уже определились с выбором будущей профессии и 10 человек еще пока не знают кем они станут в будущем.
Также на вопрос "Кем вы хотите стать?", ответили следующее:
А что тебя удивило и озадачило?
- ну, я понимаю, там врачи, повара, но композиторы... Интересно, кто же это бы мог быть?
История умалчивает. Оля работала с зашифрованной информацией, тем более что как показывает статистика, более половины выпускников школы, меняют свой выбор профессии причем не менее 3 раз, еще в стенах школы. В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют своё место работы. 12 % из них спустя некоторое время возвращаются обратно на прежнее место работы.
Профопрос для родителей учащихся нашего класса показал, что 78% ваших родителей не работают по профессии о которой мечтали в детстве. 44% меняли свою профессию, 10% хотели бы сменить свою профессию.
Так какие же способы выбора профессии существуют?
I этап: Способы выбора профессии:
Какие способы выбора профессии вам известны?
1способ - метод проб и ошибок, когда человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.
Какие минусы этого способа выбора? На это может уйти половина человеческой жизни.
2 способ – выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов.
В каком случае возможен этот способ выбора? Да, он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая передаётся из поколения в поколение.
В чём минусы этого способа? Не учитываются индивидуальные особенности человека.
А есть ли ещё способ выбора профессии? Попробуйте сами вывести формулу успешного выбора профессии (чем нужно руководствоваться при выборе профессии?).
3 способ – изучение себя, своих интересов, склонностей – своих желаний. Изучение свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания, учесть состояние здоровья – своих возможностей. А ещё необходимо ориентироваться на потребности рынка труда и уметь выделять «+» и «–» выбранной профессии, чтобы быть готовым к возможным трудностям.
Как можно назвать одним словом составляющие МОГУ и ХОЧУ? Совершенно верно, ПРИЗВАНИЕ. И сейчас мы попробуем определить, в чем призвание каждого из вас.
II этап: Проведение опросника «Ориентация», который определяет профессиональную направленность личности к определенной сфере деятельности.
Опросник “Ориентация”
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени Вашей способности к этому виду деятельности (0 - вовсе нет, 1 - пожалуй так, 2 - верно, 3 - совершенно верно)
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Типы профессий:
1. “человек - “человек “,
2 - “человек - техника”,
3 - “человек - знаковая система”,
4 - “человек - художественный образ”,
5 - “человек - природа”.
Классы профессий: А - исполнительский, Б - творческий,
левая сторона - А+Б . 100% - степень активности,
30
правая сторона - А+Б . 100% - степень уверенности в своих силах.
III этап: Класс разделяется на группы по типам профессий.
Задание группам:
Из предложенного перечня выберите профессию, относящуюся к выбранному вами типу. Составьте профессиограмму (систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией) в соответствии с предложенным планом:
- Какие требования предъявляются к должностным обязанностям работника;
- Какие требования предъявляются к рабочему месту;
- Опишите возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
- Какие существуют варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации и др.
Типы профессий
Человек-человек Оля | Человек-природа Кира | Человек-техника Дима | Человек знаковая система Саша Г | Человек художественный образ Марат |
Задание группам: Напишите характеристики требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека, используя такие характеристики психических функций, как:
- высокая чувствительность органов зрения, слуха, вкусовая чувствительность, обоняние, осязание, мышечная чувствительность и др.;
- быстрота и точность опознания, сравнения, различения, выделения, членения и т.д.;
- восприятие формы, размеров, скорости, времени, расстояния;
- наблюдательность;
- показатели внимания: объем, переключаемость, устойчивость, концентрация;
- разновидности памяти: оперативная, долговременная, наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, зрительная, слуховая;
- показатели памяти: объем, быстрота, точность, длительность сохранения информации;
- скорость мыслительных действий;
- способность мышления к анализу, синтезу, абстракции, классификации, систематизации, конкретизации, планированию, пониманию графического материала, пониманию словесного материала;
- способность быстро и точно принимать решения;
- инициативность;
- хорошая ориентировка в пространстве и способность к оперированию пространственными представлениями;
- скорость реакции в простых и сложных ситуациях;
- точность осуществления простых действий в условиях дефицита времени, монотонной работы, работы с малой интенсивностью;
- разборчивость речи;
- устойчивость к стрессам;
- уравновешенность;
- показатели характера: целеустремленность, исполнительность, выдержка, выносливость, принципиальность, трудолюбие, энтузиазм, общительность, самокритичность;
- стремление к развитию в работе, к руководству;
- опыт профессиональной деятельности.
Задание группам: перечислите учебные предметы, необходимые, на ваш взгляд, для поступления в ССУЗы и ВУЗы по выбранной специальности.
Занимательные факты». Материал о самых редких профессиях подготовили….
Как вы думаете чем занимается титестёр?
Титестёр- это дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, способ хранения и переработки. Титестёр обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием.
Постижёр – это специалист по изготовлению париков, усов, бород.
Эта профессия тесно связана с театром. Для этой профессии требуется терпение и усидчивость, потому что специальными крючками приходится вплетать в основу волосок к волоску. Профессия титестёр довольно редкая, но сейчас она всё больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу – бизнеса.
Вот было бы здорово, если бы была Формула выбора профессии. А может быть существует формула выбора профессии?
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
В этой формуле всего три величины:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
VI. Демонстрация осознанного выбора профессии.
«Это мой выбор!»
Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Сейчас вы увидите это в исполнении (имена, фамилии).
(К доске выходят ученики, читают или произносят тексты.)
Ученица 1. Хочу быть модельером, парикмахером, швеей. Могу быть парикмахером, швеей. Сейчас везде требуются швеи - стану швеей.
Ученик 2. Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.
Ученица 3. Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером.
Классный руководитель. Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
IVэтап: выступление команд по темам заданий.
Vэтап: Подведение итогов.
Запомните ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.
Отвечаем себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:
«ХОЧУ»
- Чем тебе интересно заниматься?
- Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?
- Какие профессии тебе нравятся?
«МОГУ»
- Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?
- Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?
- Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?
«НАДО»
- Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?
- Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
- Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.
- Необъективная оценка своих способностей.
- Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной стороной профессии.
- Ориентир на «престижную» профессию.
- Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.
- Перенос увлечения школьным предметом на профессию.
VI этап: Рефлексия. Учащиеся оценивают значимость занятия, применяя метод незаконченного предложения.
1. Сегодня на занятии я узнал (а) _____________________________________.
2. Я научился (лась) ________________________________________________.
3.Мне пригодится в будущем ________________________________________.
4.Мне понравилось (не понравилось) на занятии ________________________.
Примерные ответы детей:
- Теперь я знаю, что профессию надо выбирать сознательно.
- Открыл, что, оказывается, у меня тип ученого, это очень странно.
- я не знал, что в мире 40 тыс. профессий. Пока не знаю, какую выбрать.
- Куда скажут родители, туда и пойду после 9 класса.
- Главное открытие - разобрался в профессиональной характеристике человека. Обязательно узнаю все это и о своих родителях.
- лично для меня тест
Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо, прежде всего, знать самого себя. Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? (Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.)
Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда - то нужно будет сделать. Ищите себя! Найдите себя! Всё в ваших руках!
ПРОФЕССИОГРАММА
Профессия | ? |
Положительные аспекты данной профессии | |
Отрицательные аспекты данной профессии | |
(систему признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающую в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией) в соответствии с предложенным планом:
Какие существуют варианты профессионального обучения, переобучения, | |
Напишите характеристики требований, предъявляемых профессией к психологическим качествам человека, используя такие характеристики психических функций, как: |
|
ВОДИТЕЛЬ | УЧИТЕЛЬ | ПОВАР | БУХГАЛТЕР |
Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений. | Коммуникабельность | Образованность | Ответственность |
Самообладание | Любовь к детям | Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная | Умение оперировать цифрами, информацией… |
Дисциплина | Гуманность | Хорошая координация движений; | Точность |
Ответственность | Образованность | Твердость руки, устойчивость кистей рук | Собранность |
Концентрированность внимания быстрота реакции. | Терпение | Хороший глазомер | Информированность |
Умение быстро ориентироваться в окружающей среде | Самосовершенствование | Самосовершенствование | Коммуникабельность |
А теперь подумайте и ответьте сами себе, есть ли у вас эти качества, чтобы выбрать эту профессию? Не поспешили ли вы с выбором профессии?
А как вы думаете, необходимо ли хорошо знать те предметы в школе, которые нужны в той или иной профессии? Какие, например?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа Мир профессий, или какую дверь открыть?
Как найти себя? На чем остановиться? Какой выбор сделать? Для того, чтобы помочь вам, ребята, выбрать профессию по душе, не ошибиться в ее выборе, надо расширить кругозор по отношению к миру професс...
Сценарий классного часа "Красота будущей профессии" 100112 "Парикмахерское искусство", 2013г
Данное мероприятие можно провести как в открытой форме, так и в рамках аттестации преподаваьтеля....
Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»
Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Цели:Определить формулу профессии.Задачи:расширить представление детей о различных професси...
Сценарий классного часа. Выбор профессии
Это классный час для старшеклассников. Его основное направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии. Вы найдете в нем ответ на главный вопрос: Какую профессию выбрать?Це...
Сценарий классного часа на тему «Что нами движет при выборе профессии?»
Это классный час для студентов колледжа. Его основное направление – профориентация учащихся, правильный и осознанный выбор профессии. Вы найдете в нем ответ на главный вопрос: Какую профессию выбрать?...
Сценарий классного часа "О будущей пенсии нужно думать смолоду"
Думая о будущем, я понимаю, что оно наступает достаточно быстро. Альберт Энштейн Цель:1.Разъяснить возможности формирования и управления накопительной частью трудовой пенсии.2.Создать у...
Сценарий классного часа по профориентации «Все профессии хороши! Выбирай на вкус!» для 9-х и 11-х классов
Разработка сценария классного часа по профориентации «Все профессии хороши! Выбирай на вкус!» предназначена для для 9-х и 11-х классов и включает в себя практические игровые задания....