Классный руководитель в становлении личности
материал на тему
Предварительный просмотр:
Классный руководитель в становлении личности учащегося
"Учение - это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди множества лепестков, создающих красоту цветка"
В.А Сухомлинский
Развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Каждый человек формируется и развивается в соответствии с врожденными качествами, способностями, а социальное окружение при этом играет весьма значительную роль.
Большое влияние на развитие ребенка, конечно же, оказывает его семья, ведь семья, «программирует» жизнь маленького человечка. Но сегодня хотелось бы поговорить не о роли семьи в воспитании личности, а о влияние классного коллектива на развитие личности. Человек постоянно входит в какую-нибудь группу, которая прямо или косвенно оказывает на него влияние. Одной из таких групп можно считать классный коллектив.
«Коллектив - группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа».
Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в классе. Чтобы ребёнку было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнить следующие задачи:
1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств учащихся.
2. Обеспечить педагогическую поддержку учащимся для развития их творческого потенциала.
3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.
4.Создать условия для социальной адаптации каждого ребенка к современному обществу.
5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей детей и их родителей.
Работа классного руководителя:
1. изучение особенностей учащихся
Надо знать учащихся, чтобы, воспитывая, создавать условия для его максимального развития. Вот почему первейшей заботой классного руководителя должно стать установление дружеских контактов с учащимися: через слово, жест, просьбу, взгляд, задание, совместные действия и т. д.
2. изучение учащихся, всех вместе и каждого в отдельности
Эта работа должна осуществляться постоянно и непрерывно. Распознать их состояние, мотивы поступков, отношения, симпатии и антипатии для опытного воспитателя не так сложно, ведь дети не умеют " прятать" себя, они открыто и экспрессивно проявляют свои эмоции. Это, однако, возможно при одном непрерывном условии: " прочитать" можно, если читать постоянно, тренируясь в этом умении изо дня в день, в непосредственном общении с детьми.
3. изучения положения, которое учащийся занимает в системе межличностных отношений в классном коллективе
Как известно, это положение бывает для него благоприятным или неблагоприятным: оно может стимулировать, тормозить или даже подавлять, глушить развитие индивидуальности.
Отношения со сверстниками играют большую роль в социальном становлении учащихся. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытия потенциала каждого учащегося, а различные отношения создают различные группы. Это могут быть сплоченные группы или несплоченные. Сплочение групп тоже происходит на разной основе, поэтому могут быть группы социальной или антисоциальной направленности.
Педагогу помогают обнаружить систему складывающихся отношений:
- наблюдение за коллективной деятельностью,
- взаимообщение на уроках и переменах,
- выполнением поручений,
-созданием ситуаций выбора…
- изучение свободного времени учащихся.
(те ли у них товарищи, кто из них в числе близких друзей; каким видом деятельности заняты ученики в свободное время (кружок, секция, просмотр видео программ); какое место в их жизни занимает эта дополнительная деятельность и эта сфера общения)
Деятельность классного руководителя по воспитанию личности учащегося не будет результативна, если не удастся выработать единую позицию всех педагогов, работающих в данной группе. Единая педагогическая позиция - это общность требований, предъявляемых учащимся, поддержка воспитательной линии классного руководителя другими педагогами, а значит, закрепление социально значимых норм поведения, развитие гражданских, нравственных качеств личности.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность учащегося. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточна. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану, а комплексно в рамках целостной воспитательной программы деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль классного руководителя в становлении личности учащегося
Если классный руководитель содержательно и умело будет, осуществляет воспитательную работу по стимулированию учебно-познавательной деятельности учащихся, вовлечению их в разнообразные виды труда...
Выступление на тему "Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"
Помочь ребенку, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. С помощью классного руководителя к...
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика
Выступление на педагогическом совете...
Роль классного руководителя в становлении личности учащегося
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность уч-ся. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы недостаточно...
выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших пр...
Роль классного руководителя в становлении личности подростка
Классный руководитель играет огромную роль в формировании личности подростка. Именно на данном этапе зарождается личность, которая будет определять будущее человека. Поэтому классный руководитель долж...