Материалы для родительского собрания «Возрастные особенности подростков»
методическая разработка (7, 8 класс) на тему

Гуженко Татьяна Владимировна

Материалы  для родительского  собрания 

«Возрастные особенности подростков»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 657    классный руководитель  Гуженко Т.В.

Материалы  для родительского  собрания

«Возрастные особенности подросткового возраста»

Кто такой подросток?

В классической психологии есть несколько вариантов названия этого переходного возраста. Этот период называют пубертальным или пубертатным, отрочеством или переходным, половое созревание и т.д. Каждое из названий в принципе отражает особенности этого периода. Интересен тот факт, что этот период в жизни каждого человека выделяется только у цивилизованных людей. Проводившиеся в племенах наблюдения показали, что для них проблемы переходного возраста почти не существует.

Прежде всего, нужно отметить, что возраст этот сложен не потому, что «заиграли гормоны», здесь более сложная философско-экзестенциальная подоплека. Подросток ушел из того возраста, когда все было понятно и устойчиво. Он был ребенком, у него были любимые игры и игрушки, поведение и статус – «я – маленький!». При переходе в пубертатный возраст подросток становится потерянным. Он чувствует, что что-то поменялось, а что конкретно – непонятно, интересы меняются. В этот момент хочется найти интересное новое, соответственно, этим поделиться с близкими. Подросток – это уже не ребенок, но еще не вполне сформировавшаяся личность. А для мира он – просто «подросток». И разве по отношению к нему это честно? Каждый человек меняется и эту динамику изменений ему необходимо чувствовать, осознавать и как-то определять. И в этом ему нужно помогать. Хотя бы относится с уважением к его мнению и «взрослым мыслям». Поддерживать начало самостоятельного мышления, помогать перешагнуть проблемы, неизбывно возникающие при общении с окружающим миром: будь то учительница, одноклассники, лучшие друзья и непримиримые враги, а также сосед, который ему читает нотации у родителя за спиной. Ему нужно внимание взрослого ко взрослому. А не взрослого – к заболевшему ребенку. А уже затем и активно просыпающаяся сексуальная сфера найдет свои определения и решения быстро и без проблем.

Фазы переходного возраста

Подростковый возраст условно подразделяют на три подпериода:

Первый – это период подготовки, второй – непосредственно переходной возраст, третий – постпереходный возраст (постпубертатный), который характеризуется завершением биологического и физиологического формирования. Первый из обозначенных периодов можно условно приравнять к младшему подростковому возрасту, а постпубертатный период относят к поре юношества.

Временные рамки или возрастные ориентиры для обозначения этого периода не всегда можно применять с точностью до года. Но, в общем, психологи указывают такие цифры: от одиннадцатилетнего до пятнадцати семнадцатилетнего возраста. Опять-таки не следует забывать о том, что существуют индивидуальные ритмы для каждого организма и характер протекания их. Половые различия также сказываются в характере протекания и длительности: для девочек он наступает раньше на пару лет и проходит не так остро, длится меньшее количество времени. У мальчиков пубертатный возраст занимает около четырех и даже пяти лет, а проходит намного активнее.

Прежде всего, это резкая смена проявляется в росте, развитии половых признаков. В целом, когда мы говорим о девочке, что она уже стала девушкой, а вчерашний мальчик – «возмужал и окреп». Этот возраст определяется растущим интересом к противоположному полу, к нюансам в общении, проявляется растущая сексуальная активность. Теперь гуляния по вечерам начинают мотивироваться встречами и свиданиями, а не футболом и скакалкой. А прихорашивания перед зеркалом – совсем не минута времени, как это было раньше.

Для подростка становятся весьма актуальными проблемы возвращения прежних страхов – внешний вид, застенчивость, неумение чего-то делать и так далее, вплоть до фобий – открытого или закрытого пространства. Мысли о суициде вертятся у каждого второго.

Здоровье подростка

Подростковый возраст несет с собой перемены во всем, в том числе и в состоянии здоровья. И психологические проблемы отнюдь не меньше колеблют состояние подростка, нежели физические. Чаще они связываются в единое целое, что влечет за собой в целом очень тяжелый груз для ребенка, просто не подозревающего о том, что в этот период его ждет много испытаний.

По опросам социологов каждый десятый ребенок, переживая подростковый период, задумывается о самоубийстве. Ну, а от каждого пятого можно услышать такие слова: «Так все плохо и безнадежно, что хочется плакать». Чувства одиночества и отчаяния – страшны. Этот переход во взрослую жизнь нужно контролировать и не бросать на самотек. Прыщи, бесконечные мучения с сальными прядями (избыточные выделения сальных и потовых желез) не делают это время лучше. Начало менструальных циклов и поллюций, а с ними – эмоциональной нестабильности дополняют жизнь новыми ощущениями.

Помимо этого возникает целый комплекс проблем у девочек. Подростковый период для всех детей сопровождается наращиванием скелета, увеличением мышечной массы тела. И если для мальчиков это проходит проще, то для девочек увеличение жировой массы тела может стать настоящей трагедией. В это время для них становится актуальным верчение перед зеркалом, первые попытки маминой тушью сделать красивые глаза, а тут – лишний вес!

Следующий этап – анорексия. Страшнейшее заболевание, которое приносит беды взрослым, не говоря уже о той угрожающей панораме осложнений, могущих возникнуть у подростков. Испугавшись того, что станет толстой и непривлекательной, девочка-подросток начинает отказываться от еды, доводит себя до голодания. При темпах изменений в этом возрасте, это, как минимум, чревато тем, что даже если в будущем будет наращена нормальная масса тела, то масса костной ткани уже не будет восстановлена.

Почемучка

«Почемучка» - так можно охарактеризовать подростка. В этой поре нашей жизни активно развиваются понятия, которые требуют выхода знаний, только сформировавшихся, вопросов, на которые не отвечают энциклопедии и множества новых знаний. Зачастую можно наблюдать классическую ситуацию, когда подросток неглуп, он интересуется очень многим, проглатывает домашнюю библиотеку, смотрит телевизор, но при этом в школе у него не все складывается.

Науки, которые в школе в этот момент изучаются, просто не интересны ему – они слишком конкретны и требуют такого же осознанного подхода к изучению. У подростка же в голове каша из вопросов о смысле жизни, об основе чувств, он вовлечен в процесс выведения законов отношений людей друг к другу. Он учится рассуждать и делать выводы, на основе которых потом появляются первые понятия. Дальнейший процесс, после того, как будет освоен сам механизм выведения понятий, наращивание весьма обширное понятийного аппарата. Установившиеся понятия в этом возрасте могут измениться в будущем, получить новую трактовку во время переоценки ценностей, но их фундамент – в подростковом периоде.

Можно заметить, как много спорят подростки. Они заговорят учителя до смерти: сначала забросают вопросами, потом начнут спорить. И дружба в это время для подростков является важной: это общение и в случае с ровесниками – адекватное. Однако развитие понятийного аппарата сопровождается некоторыми особенностями: оно немного поверхностно, максималистично, а жизненного опыта не хватает для широты обхвата процессом создания понятия. Но ко всему этому нужно относиться и внимательно, и не поверхностно – ведь эта та база, которая впоследствии много чего будет определять, а корректировать ее нужно очень осторожно – это первые самостоятельные шаги, их нельзя нивелировать.

Вопросы мировоззренческого характера

Подростковые вопросы – не только лишь вопросы о мире, о его законах. Это вопросы о самом себе. Подросток выясняет для себя самого, что он представляет из себя, что он умеет и чего не умеет, каков его потенциал. Он смотрит на других, с целью сравнения, как получается у него, а как – у других. Такое познание себя – первая ступень процесса личностного становления и формирования качеств. Затем следуют оценки выведенных в качестве все тех же понятий, которые завладевают мыслительными процессами подростков, их эмоциональная окраска. Нормальное самоуважение, либо непомерное презрение к окружающим, либо – ужасные моменты самобичевания и стыда за себя. К какому-либо из этих выводов придет человек. И, конечно, очень многое повлияет на его последующую жизнь после окончательно сделанного такого вывода. С этими выводами будет тесно переплетаться поведение и манера держать себя с людьми разного возраста. На эти выводы, а прежде – на эти оценки будут влиять самые различные факторы. Хотя психологи и ученые с мировыми именами расходятся во мнениях относительно соотношения генетических предпосылок и процесса социализации, но и тот и другой фактор очень важны. Именно поэтому важна хорошая гармоничная атмосфера развития ребенка в доме, в школе и во дворе среди друзей.

К формированию мировоззренческих взглядов будет добавляться огромными блоками полученная интенсивными темпами информация. В этот период будет обозначаться будущая жизнь: что я могу, что я смогу и, главное, чего я хочу от себя и своего будущего. У подростка в голове связывается в единую цепочку вся его небольшая жизнь: что он делал, как жил, чем интересовался. И окружающий его мир начнет получать свои первые наименования и оценки, причем эти оценки будут сделаны под влиянием его – подростка – недооформившейся, но уже становящейся самостоятельной личности, то есть своими собственными и важными.

Что и как чувствует подросток?

Вопрос очень актуальный для переходного возраста и для понимания сути этого процесса для человека. Очень интенсивно развивается чувственная сфера и сфера чувств.

В этот период подростку свойственно начать «всерьез» увлекаться чем-либо. Будь то девочка или мальчик, будь то музыка, будь то написание стихов. И к такого рода увлечениям и заявлениям ребенка о них в самом серьезном тоне нужно подойти без иронии. Пусть даже с губ будет готова слететь добрая шутка («как ты вырос, мой мышонок!»), которая необидна и понятна взрослому человеку, поостерегитесь – не давайте волю улыбке. Чувства подростка сродни бутону цветка – ничего нежнее и ранимее нет. Любой почудившийся ему оттенок смысла будет немедленно расти, как на дрожжах и превращаться в «действительно имевшее место оскорбление его чувств», а потом спровоцирует замкнутость и недоверие.

Чувства должны развиваться. И пусть путь этот сложен и не раз он ранит и заставляет плакать в подушку, а то и мучиться бессонными ночами, но без чувств, без их закалки и воспитания, человек не станет полноценным человеком. Человек, не проявляющий эмоций – не интересен и к нему не будут тянуться другие люди. Ведь основа общения – взаимопонимание, ситуации, когда рассказ одного собеседника с вдохновением и с блеском в глазах поддерживается другим, и беседа никак не может закончиться.

Чувства развиваются постепенно, сначала это подражательный рефлекс со стороны ребенка. Он видит, что мама плачет – и тоже начинает плакать. В обществе, в непрекращающемся потоке общения у подростка в чувствах постепенно формируется нравственность: обида, когда обидели маленького ребенка, когда сделали гадость тебе или близкому и так далее. Но для подростков характерно только самое начало этого процесса, они чувствуют лишком сильно, что позже проходит, чувства становятся более спокойными, а им начинают предшествовать рассуждения.

Сверстники

Огромную роль в жизни ребенка-подростка будет играть его школьный коллектив, его друзья, а впоследствии – поздний подростковый возраст – сформировавшаяся компания. И значения ее нельзя преуменьшать.

Если в возрасте до 11-12 лет ребенок был домашним, спокойным и любил читать книжки, то к подростковому периоду все меняется. Дома он усидеть не может, его тянет пообщаться с друзьями и школьных переменок вкупе с уроками явно не хватает.

Какие бы ни были расчудесные отношения с родителями и вообще внутри семьи, заменить друзей ребенку никто не сможет. Это и есть его реальный и первый опыт самостоятельной жизни, отношений, обид и радостей. Друзья будут формировать и его приоритеты.

Каждая группа задает свой тон. Но прежде всего, произойдет общая перемена. В начальных классах авторитет и положение среди класса и учеников определяется «свыше»: учителем и оценками, похвалой на родительских собраниях. А к среднему звену дети сами вырабатывают свои ценности. «Тот мальчик – крутой, потому что…», «А я некрутой, так как…». Примерно так все и происходит.

И здесь важно помочь ребенку достойно войти в коллектив, послушать, что считается важным, а что – нет, прояснить ему некоторые моменты, если уж они стали проблемой для подростка и вызывают кучу вопросов.

Обиды и ссоры, непонимания и слезы, общие шалости и буйная радость – все это и есть первые шаги. И ни один из них оставить незамеченным нельзя. Ведь из этого он уже начинает извлекать первые уроки, а так как они еще ни разу не пройдены и аналогов в жизни ребенка не имеют, то нужна помощь в любом случае.

Если ребенок не может увидеть свою нишу среди приятелей и друзей, осознать свой недостаток или наоборот положительное качество, которое ему поможет стать увереннее, то помочь ему как никто сможет родитель. И справится с изменчивостью жизни и людей вокруг – тоже.

Подростки предпочитают делиться многими своими проблемами не с родителями, а с друзьями. Чаще всего к советам своих друзей они прибегают, когда возникают трудности в общении с родителями, учителями или любимым человеком. Однако сфера влияния друзей у многих подростков значительно шире. В сущности, для “трудного” подростка, от которого отказалась школа или даже семья, компания друзей остается единственным институтом социализации. Поэтому характер компании является одним из главных факторов, задающих не только личностное, но и социальное развитие подростка.

Большинство школьников объединены в компании сверстников по месту учебы или по месту жительства - в одном большом доме (“дворовая компания”) или городском микрорайоне (“уличная компания”). Нередко компании по месту учебы и жительства совпадают. Не все дворовые и уличные компании по своему характеру являются асоциальными. Однако сегодня наиболее распространенны компании, объединяющие подростков на основе общих развлечений: дискотеки, клубы, азартные игры, совместное проведение дней рождений и других праздников.

Нынешняя криминальная ситуация, особенности детской, подростковой и молодежной преступности, ее заметный рост в конце 80-х — начале 90-х годов — все это в значительной степени является следствием ослабления и нарушения процесса социализации молодежи в обществе.

Процесс социализации детей и подростков в нашем обществе все сильнее смещается с воспитательных моментов в собственном смысле слова (т.е. с процессов формирования системы ценностей личности и ее личностных качеств) к познавательным. На индивида обрушиваются потоки знаний о мире, людях, обществе и пр. Но не каждый взрослый человек (тем более — подросток) способен выловить в этих потоках сведения о тех или иных системах ценностей и правилах морали, самостоятельно сформировать эмоциональное, ценностное отношение к ним.

Проблема социализации подростков в современных условиях требует для своего решения серьезных и глубоко продуманных программ, основанных, хотя бы отчасти, на научном знании: программ по предотвращению социального сиротства, по расширению сети детских домов семейного типа (вместо казенных приютов, где никакой социализации не происходит), упрощение процедур усыновления, поддержки общественных инициатив по профилактике детской и подростковой наркомании, алкоголизма. Одной из главных задач школьных, образовательных, просвещенческих и т.п. программ должна стать задача социализации подрастающего поколения.

Интерес подростка к вопросам секса

Проблема объяснения подростка с родителями относительно вопросов секса рано или поздно встает перед каждым. Из каких источников, если не от родителя, попробует ребенок узнать о сексуальной сфере, можно только догадываться. То ли ему попадется один из популярных сейчас фильмов, где сцены насилия от сцен любви ничем не отличаются, то ли от более взрослых друзей, которые вряд ли могут лучше родителей адекватно помочь.

Родителей мучает вопрос о том, что сказать в ответ на вопросы, вопрос насколько много можно рассказывать, но редко возникает вопрос о том, что это еще и как-то нужно рассказать.

И в этом деле главное – не утратить золотую середину. Не бросаться раньше времени в разговор и таинственно, негромко вещать о тех подробностях, которые еще не интересуют подростка, не затягивать объяснения отговорками «дорастешь, потом расскажу».

Не мяться и не жаться, не краснеть и не заикаться. Сфера сексуальных отношений – одна из неотъемлемых в жизни человека, почему же о ней нужно так странно говорить? Если так ее подать для ребенка, то он и будет относиться к ней соответствующе: как к чему-то, о чем – тсс! Либо наоборот – покричать, чтобы все были шокированы.

Смаковать подробности и объяснять все «до винтиков» - тоже не стоит. Для каждого возраста есть свой необходимый минимум, который хорошо укладывается в голове и не заставляет «перепрыгивать» барьеры возраста. Ведь неясно, какой ярлык на новые знания будет навешен. Итак, спокойное отношение родителя к поставленной задаче, понимание того, что интерес подростка более чем естественен, возможно, предварительно проконсультироваться со специалистом, какой объем стоит доверить этому переходному возрасту, а возможно, родительское интуитивная ориентация – ответить просто на поставленные конкретные вопросы.

Что чревато употреблением наркотиков?

Наркотики – такие страшные для всех родителей, заботящихся о своем потомстве. Из-за чего и почему может произойти встреча с наркотическими веществами и закончиться фатально? Приведем здесь возможные причины, которые делают возможным скачок из кризисного подросткового возраста в статус «наркоман».

Если у ребенка плохо обстоит дело со стрессоустойчивостью и защитой своей психики (плохо работают механизмы вытеснения, повышена эмоциональность), то это может стать причиной обращения к наркотическим веществам. И этому будет способствовать его желание, несмотря на то, что у него не получается многое, все же это получить без большого труда и побыстрее. Кого-то может раззадорить собственное неумение добиться вожделенной цели и стимулировать таким образом. А кого-то – искать дорогу покороче.

Подхлестнуть это может общее непризнание или не слишком яркое признание подростка в компании, мнение которой ему важно.

Пусть даже будут в должной мере оценены хорошие качества и таланты ребенка, подножкой может стать чрезмерно развитая эмоциональность, хрупкость психики к окружающим событиям. Иногда быть «по достоинству» оцененным тоже плохо, так как это породит завидующих, ну, а дальше – известно. Последующее отношение подросток оценит как общую несправедливость. Если ребенок при этом отличается внушаемостью – то дело совсем тяжелое, и нужно воспользоваться этим его свойством раньше родителям, повернув поток в нужную сторону.

Подростковый возраст любит риск, проверку, ощущения, ранее незнакомые. И тут нужно предусмотреть, что наркотики очень даже попадают в разряд того, что относится подростком к «интересному риску». Он же не привыкнет, а так, рискнет один разок.

И последним из факторов можно считать груз ответственности, которого подросток боится, брать на себя просто еще не готов, а, если взял и не рассчитал сил, то не может от него уйти.

 

Подростковые депрессии

Каждый год приблизительно 4 из 100 подростков переживают серьезные депрессии. Несомненно, время от времени каждый из нас грустит или чувствует себя грустным. Но если ребенок находится в подавленном состоянии большинство времени, у него возникают проблемы с оценками, отношениями с семьей и друзьями, алкоголем, наркотиками, или сексом и контролем над своим поведением.

Клиническая депрессия - тяжелое заболевание, которое может затронуть любого, включая подростков. Она может затронуть мысли, чувства, поведение, и все здоровье целиком.

Большинству подростков с депрессией можно помочь лечением. Но наиболее угнетенные из них никогда не получают помощь, в которой они нуждаются. И если депрессию не лечить, ситуация может ухудшиться, продлиться дольше и будет препятствовать ребенку получить максимум от жизни. Помните, что подросток бывает подростком только раз в жизни.

Существует два вида депрессии:

1) собственно грусть, называемая главной депрессией, или психической или реактивной депрессией,

2) маниакальная депрессия или биполярное расстройство, когда на смену чувству расстройства и апатии приходит потребность активной психической деятельности, а иногда совершения опрометчивых поступков.

Если у подростка наблюдаются некоторые из этих признаков, длятся несколько недель, или вызывают большие изменения в его повседневной жизни, то такому ребенку необходимо обратиться к кому-то, кто может помочь, например, к школьному психологу.

Ловушки "любви"

Тема и проблемы любви (правильнее, влюбленности, но посмотрим на это с другой точки зрения) для подросткового возраста очень тяжелы. И если в любых других ситуациях он решает все через эмоциональную сферу, то в ситуации с любовью совсем опрометчиво рассчитывать на какие-то рациональные умозаключения с его стороны. Есть несколько ловушек, в которые попадаются практически все подростки. Попробуем вычленить их.

Одиночество. Актуально? Для подростка - очень. Чувство одиночества и так его сопровождает, а когда на глаза попадаются парочки - пиши пропало. В этом случае начинается либо самоуничижение ("все вместе, один только я никого не найду:"), либо попытка реабилитировать себя, найдя пару не важно на каком основании он будет держаться. Часто ситуации, когда двое (подружки или же друзья) ходят везде вместе, чаще проводят время вместе, в контексте аксиологической начинают восприниматься как проявление нездорового влечения. Прежде чем бояться этого, выясните, может, это всего лишь попытка сбежать от одиночества?

Давление. Хороший родитель его оказывать не будет. А вот сверстники - точно будут. Даже если подросток не готов и не желает пытаться вступать в какие бы то ни было отношения с кем-то, его заставляет ситуация, шутки сверстников и постоянные намеки на то, что ему "слабо". Ну, а когда попытки оказываются неудачными, нужно готовиться к тяжелым последствиям. Это оставляет неприятный опыт, который повторять не захочется (а будет ли он приятным - с точки зрения своего имеющегося подросток даже не задается), это роняет самоуважение и, возможно, авторитет среди друзей.

Любовь "требует". Первый объект любви - это почти всегда кумир. С кумиром спорить или идти на компромиссы тяжело. И очень часто случается ситуация, когда подросток готов идти на любые безумства, если "любовь потребовала"! Пригрозив расставанием. Предотвратить такую ситуацию можно, имея хороший доверительный контакт.

Независимое чувство. Подросток боится любых намеков и разговоров о влюбленности. Боится и наедине с самим собой думать о таком. А давление или интерес со стороны других - почти война с секретным агентом контрразведки. Любая партизанщина в этой ситуации, которая будет замечена, воспринята будет исключительно в штыки. Как бы ни вел себя подросток настоящая первая влюбленность для него чувство очень тонкое, очень хрупкое, трогать его не рекомендуется

Любовь или влюбленность?

Влюбляться приходилось всякому из нас. Для подростка состояние влюбленности - первое сильное потрясение, которое приходится пережить. Именно пережить, потому что первое такое чувство в деталях запоминается потом на всю оставшуюся жизнь, накладывает отпечаток и испытывается впервые - оно является уникальным опытом.

Гормоны начинают играть, наступает весна, которая активизирует все чувства, обостряет реакции. Вполне вероятно ждать романа. И потом наступает волнение учителей по поводу странного поведения ребенка или опасений, что может что-то эдакое произойти, от чего необходимо обязательно уберечь. Очень часто встречается ситуация, когда родители сами начинают нервничать больше ребенка и пытаться предотвратить что-то страшное. Дружба между мальчиками и девочками - не страшна, если в ее основе действительно лежит влюбленность, а не что-то другое.

Показателем первой влюбленности может быть очень многое. Это волнение, повышенное внимание к зеркалу и своему отражению, большая щепетильность в выборе одежды и "правильно" торчащей во все стороны прическе. Это же резкие перепады в настроениях, проявления как сентиментальности, так и агрессии, так как неуверенность в себе в этом деле - самый главный симптом. Со стороны мальчиков наблюдается более активное поведение, которое характеризуется старыми забавами "дернуть за косичку", чтобы скрыть свои чувства, но все же проявить внимание. Девочки более сдержаны в этом отношении, они предпочитают в такие моменты замыкаться или усиленно секретничать с подругами. Вопросы: "А как я выгляжу? А красивая ли я? Мне это идет" - почти маркеры влюбленности.

Своему ребенку-подростку надо тактично помочь, что-то подсказать, особенно актуально для подростка - поведение, его собственное и противоположного пола. Зачастую такого рода секреты скрываются куда сильнее, чем очередной взрыв классной руководительницы по поводу неудовлетворительного поведения. Главное же, что надо внушить подростку, это то, что с ним происходит прекрасное чувство, которого, по крайней мере, перед собой стыдиться совсем не нужно. И что это - преходящее. Ведь отвергнутая влюбленность для подростка - трагедия, так же, как и постепенно ослабевающее чувство - непонятно почему так странно себя ведущее. Настоящая любовь реже приходит в таком возрасте, что обусловлено интеллектуальной незрелостью.

Подростки и музыка

Пение и музыка всегда играли важную роль в обучении и коммуникации. Дети изучают мир из образцов для подражания, того, что они видят и слышат. Большинство родителей следят за тем, что слушают их маленькие дети, но когда дети становятся старше, родители обращают меньше внимания на музыку и видео, которые вызывают их интерес.

Разделение музыкальных вкусов между поколениями в семье может быть радостным опытом. Музыка также – часто важная часть внутреннего, отдельного мира подростка. Поэтому довольно часто подростки получают удовольствие от недопущения взрослых к своей музыкальной культуре, а для родителей это становится поводом к расстройству.

Родителей часто беспокоит серьезные ухудшения в тематике некоторой рок-музыки, включая пользующиеся спросом альбомы, продвинутые ведущими звукозаписывающими компаниями, например:

- Пропаганда и гламуризация употребления наркотиков и алкоголя.

- Образы и явная лирика, представляющая самоубийство как "альтернативу" или "решение".

- Сцены насилия в клипах.

- Занятия оккультизмом; песни о сатанизме и человеческой жертве, частые инсценировки этих ритуалов во время концертов.

- Секс, который сосредотачивается на садизме, мазохизме, кровосмешении, обесценивании женщины, и насилие по отношению к ним.

Родители должны помочь подросткам, обращая внимание на их покупки, прослушивая и просматривая образцы и помогая им идентифицировать музыку, которая может быть разрушительной.

Музыка не будет представлять опасность для подростка, жизнь которого счастлива и здорова. Но если подросток постоянно окружен музыкой, которая отражает серьезные разрушительные темы, и при этом у него наблюдаются изменения в поведении, вроде изоляции, депрессии, злоупотребления лекарственными препаратами, алкоголем или наркотиками, то в этом случае необходимо обратить внимание на его душевное здоровье.

Показ алкоголя в кино подталкивает подростков к выпивке

Просмотр фильмов, в которых герои употребляют алкоголь, подталкивает подростков к ранним экспериментам со спиртным, пишет Journal of Studies on Alcohol. Первое в своем роде исследование специалистов Дартмутской медицинской школы (Dartmouth Medical School) охватило более 600 фильмов и 5000 подростков.

Руководивший работой профессор педиатрии Джеймс Сарджент (James Sargent) в одном из своих предыдущих исследований установил, что просмотр "алкогольсодержащих" фильмов является таким же значимым фактором риска алкогольной инициации для подростков, как пьющие родители и сверстники.

Теперь же риски были конкретизированы. Из 601 исследованной картины 92 процента содержали сцены употребления спиртных напитков. При этом в фильмах категории G (рекомендованных для семейного просмотра) такие эпизоды встречались в 52 процентах случаев, категории PG (на такие фильмы дети допускаются только в сопровождении взрослых) - в 89 процентах, категории PG-13 (на такие фильмы дети до 13 лет допускаются только в сопровождении взрослых) - в 92 процентах и категории R (на такие фильмы дети до 17 лет допускаются только в сопровождении взрослых) - в 95 процентах случаев.

Были также опрошены 5000 учащихся в возрасте от 10 до 14 лет. Вопросы касались в том числе и о предпочитаемых ими фильмах, а также о том, пробовали ли подростки алкоголь. Затем группа не пробовавших спиртное детей отслеживалась в течение двух лет. Оказалось, что подростки, предпочитавшие более "алкоголизированное" кино, чаще и раньше начинали эксперименты с выпивкой.

Исследователи также отметили, что дети смотрят кино гораздо чаще рекомендованного одного раза в неделю, что также накладывает свой отпечаток на их алкогольное поведение.

Профессор Сарджент подчеркнул, что полученные результаты необходимо знать прежде всего родителям подростков и учитывать степень влияния кино- и телефильмов на выбор детей. Работа спонсировалась Национальными институтами здравоохранения США.

Если ваш ребенок – подросток

Не только ребенок переживает необходимый, но тяжелый период своей жизни. Родителями этот процесс тоже переживается. И есть несколько положений, о которых родителям просто необходимо помнить, чтобы с честью выйти из этого испытания.

Ребенок-подросток очень тяжело переживает свои жизненные неурядицы во время кризиса пубертатного периода. И даже если он не находит общего языка с родителями, не стоит думать, что он не хочет его найти. Наоборот, ему нужны родители, взаимопонимание с ними и доверие. Важно только настроиться на этот контакт, вспомнить о том, что взрослый человек всегда легче идет на компромисс.

В общении с ребенком придется забыть о том, что родитель – это человек, чье мнение не обсуждается. Он когда-то пользовался этим статусом, но уже все безвозвратно изменилось: ребенок становится самостоятельным. Теперь самый лучший путь для обеих сторон – дружеские отношения. Опыт родителя дает ему преимущество. Но не следует им пользоваться, как оружием. Им нужно помочь преодолеть проблемы и подсказать пути выхода из сложных ситуаций, тогда это будет воспринято адекватно, с благодарностью, с уважением.

Возраст подростка сопряжен с трагическими взглядами, с ощущением отчаяния. И в этом нужно разбираться вместе с ним. В первую очередь – научите шутить ребенка. С юмором и иронией смотреть на происходящее, не бояться в чем-либо ошибиться, уметь отличать шутку от оскорбления. Это поможет ему справиться с трудностями переходного возраста, это же станет великолепной базой мировоззрения в будущем, сформирует характер, стержень и оптимизм. Покажите, как следует обращать себе на пользу, казалось бы, отрицательные моменты в жизни и происходящем: то, что произошло – нехорошо, но в этом можно найти такие-то плюсы. Вот здесь вы будете неоценимы, так как подростку не хватает еще опыта, чтобы так отреагировать на ситуацию.

Такие важные вопросы: подростки и алкоголь.

В каком возрасте родители должны начать говорить об алкоголе с детьми?

Говорить об алкоголе нужно начинать прежде, чем ребенку исполнится 10-11 лет. Подросток никогда не может быть слишком молод, чтобы начинать вести разговоры о последствиях алкоголя и должны знать то, что их родители думают о выпивке. Они также должны знать то, что ожидают их родители. Раннее начало таких обсуждений также поощряет доверительные беседы в будущем и дает родителям практику обсуждения проблем прежде, чем они станут чувствительными и острыми.

Должны ли мы позволять своему подростку пить?
По целому ряду причин некоторые родители позволяют своим детям употреблять небольшие порции алкоголя, и по такому же ряду причине другие родители этого не позволяют. Если родители действительно решают позволить доступ к алкоголю, важно знать о риске. Важно обсудить различие между употреблением алкоголя с меньшими рисками (то есть, сопровождаемое принятием пищи и в маленьких количествах) и выпивании с большой степенью риска (то есть без контроля со стороны взрослых, сильного опьянения или во вождения в состоянии опьянения).

Должны ли мы говорить об алкоголе, когда мы точно знаем, что наши дети не пьют? 
Многие молодые люди хотят не пить, и родители должны поддержать и поощрить их в этом решении. Также важно обсудить употребление алкоголя, чтобы подготовить подростков к будущему, когда они могут передумать и начать пить.

Как вести себя с подростком, чтобы не стать его врагом?

1. Главное в отношениях с подростком - ничего не «играть», а почувствовать настоящую готовность подстраиваться под постоянно меняющиеся ситуации и настроения, иметь гибкую позиция по отношению к мнениям и взглядам ребёнка и уважать любые проявления его личности.

2. Время безоговорочного авторитета родителей безвозвратно ушло, поэтому командовать и руководить больше не получится. Эта тактика обречена на проигрыш. Вместо этого регулятором отношений будет являться ваш авторитет, статус и конкретные действия.

3. Одной из особенностей подросткового возраста является потребность в риске, чаще всего продиктованном желанием самоутвердиться. Это трудно принять, но единственный способ сделать это – рисковать вместе с ребенком, но на своей территории. Так вы скорее сможете говорить с ним на его языке и дадите ему возможность постоянно удивляться вашей изобретательности.

4. Важным будет умение сохранять чувство юмора и оптимизма. Подросток воспринимает все происходящее с долей трагизма. Поэтому ваше умение разрядить ситуацию может сыграть здесь роль «громоотвода». Однако не стоит высмеивать или подшучивать над чувствами ребенка. Лучше всего сделать это над самой ситуацией.

Высказывания о подростках

* * *
Маленькие дети – головная боль. Большие дети – боль сердечная. (Итальянская пословица)

* * *

Лучший способ удержать детей дома состоит в том, чтобы сделать домашнюю атмосферу приятной, и не позволить скуке витать воздухе. (Дороти Паркер)

* * *
Никогда не давайте водить ваш автомобиль тому, кого Вы родили. (Ирма Бумбек)

* * *
Юность – это возможно некий способ природы подготовить родителей, к тому, чтобы в будущем смириться с опустевшим гнездом. (Карен Саваж и Патрисия Адамс).

* * *

Природа-мать милосердна. Она дает нам двенадцать лет на то, чтобы развить любовь к нашим детям, перед тем как превратить их в подростков. (Уильям Калвин)

* * *

В подростковом возрасте нет ничего такого, чего не сможет потом вылечить превращение в налогоплательщика. (Дэн Беннет)

* * *
Подростки жалуются, что им нечем заняться, но, тем не менее это не мешает им отсутствовать дома всю ночь. (Боб Филипс)

* * *

Нет такого ребенка, который храбро вступил бы на путь во взрослый новый мир, но, в конечном счете, не вернулся бы в родительский дом с кучей грязного белья. (Арт Бучвальд)

* * *
Можно смело сказать, что ребенок вырос, когда он перестает спрашивать, откуда он взялся и начинает отказываться говорить, куда он идет. (Автор неизвестен)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности подростков

Материал  к  родительскому собранию  на  тему "Подростковый  возраст"...

выступление на род.собрании "Возрастные особенности подростков"

Цель: ознакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. Форма проведения – лекция....

Психологические особенности подростка

В работе представлены психологические особенности подросткового периода и даются некоторые рекомендации по вопросам общения с детьми...

психологические особенности подростка

Рассматриваются особенности и проблемы общения с подростком...

Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"

Родительское собрание"Возрастные особенности подростков"...

Выступление на педагогическом совете «Возрастные особенности подростков. Рекомендации педагогам.»

Ученики помнят и любят своих учителей не столько за усвоенный благодаря им учебный материал, сколько за их отношение, умение вдохновить и воодушевить, привить любовь к предмету и к знаниям вообще, за...

Родительское собрание: "Психологические возрастные особенности подростка"

Презентация к родительскому собранию, в которой говорится об особенностях поведения старших подростков, даются рекомендации родителям....