Программа воспитательной деятельности классного руководителя
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Программа воспитательной деятельности классного руководителя составлена с учетом  общих задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на  уровне основного общего образования, отраженных в Основной образовательной программе основного общего образования, Программе развития воспитательной компоненты  и направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit._plan_2017.docx71.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»

Суджанского района Курской области

Рассмотрена на заседании МО классных руководителей

Протокол № _1 от

30 августа 2017 г.

Руководитель МО

_______________

(Гаген Е.Н.)

Согласована на заседании МС

Протокол №1от

30августа 2017 г.

Руководитель МС

_______________

(Заседова О.С.)

Принята на заседании

педагогического совета

Протокол №1от

30 августа 2017 г.

Утверждаю

Приказ № 115

От 30 августа 2017г.

Директор МКОУ ССОШ №2

__________________

(Сорочинская Н.А.)

Программа

воспитательной деятельности

классного руководителя

Поречной Ирины Викторовны

на 2017 – 2022 учебные годы

г.Суджа-2017г.

1. Пояснительная записка

        Программа воспитательной деятельности классного руководителя составлена с учетом  общих задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на  уровне основного общего образования, отраженных в Основной образовательной программе основного общего образования, Программе развития воспитательной компоненты  и направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

На этапе интенсивного взросления,  исключительно важно продолжить и расширить деятельность, направленную  на  приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных  значимых этнокультурных и социокультурных (включая конфессиональные) групп и сообществ, а также к  общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской  российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной  любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.

Принципы государственной политики в области образования задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся:

«…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

… защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

… адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».

        В основе Программы воспитательной деятельности классного руководителя лежит личностный принцип воспитания обучающихся, то есть учет индивидуальных особенностей как обучающихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)

Программа воспитательной деятельности классного руководителя   составлена на основе следующих нормативных документов:

  1.  Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
  2. Конвенции ООН о правах ребёнка от 20.11.1989г.;
  3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 года №21 «Об утверждении методических рекомендаций, об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ»;
  4. Должностных обязанностей классного руководителя;(принятых 30.08.13г. протокол №1,утверждена приказом №110 от 31.08.13)
  5. Устава  МКОУ « Суджанская СОШ №2»;
  6. Положения о Программе воспитательной деятельности классного руководителя МКОУ « Суджанская средняя общеобразовательная школа №2» приказ №89 от 28.08.2015г; Положения о Программе воспитательной деятельности классного руководителя МКОУ « Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»(в соответствии с ФГОС) приказ №89 от 28.08.2015г;
  7. Федерального государственного образовательного стандарта. (утверждён17.12.2010приказ №1897).
  8. Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ«Суджанская СОШ №2»( «Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования»). (принята 30.08.13, протокол №1,утверждена приказом №110 от 31.08.13)
  9. Программы развития воспитательной компоненты; (утверждена приказом № 89 от 28.08.15)
  10.  Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020г.г.».
  11. Региональной образовательной программы «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства» (утверждена приказом комитета образования и науки Курской области № 1-979 от 21.09.2015);
  12. Концепции по духовно-нравственному развитию и воспитанию гражданина Российской Федерации.
  13. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в 2017-2022 гг.

Программа разработана на период  2017- 2022  годы.

Участники программы:программа предусмотрена для учащихся 5-9 классов. Возраст учащихся 11-15 лет.

В связи с внедрением ФГОС сформулированы изменённые цели образования и воспитания. Результатами образования сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:

  • любящий свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • соблюдающий нормы и правила общения;
  • проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
  • умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  • честный и справедливый;
  • творящий и оберегающий красоту мира;
  • доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

2. Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

 Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов) – гражданско-патриотическое;

Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни

Задачи:

  1. Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
  2. Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
  3. Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
  4. Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
  5. Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
  6. Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своей малой родины.

2. Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны)-правовое воспитание и культура безопасности, социокультурное и медиакультурное, культуротворческое воспитание;

Цель:   формирование правовой культуры учащихся.

Задачи:

1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;

2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;

3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;

4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;

5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому

возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.

3.Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога)- нравственное и духовное воспитание,;

Цель: способствовать  осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".

 Задачи:

  1. Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
  2. Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
  3. Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.

4.Воспитание потребности трудиться.

5.Воспитание ответственности за выполненную работу

4.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой)-здоровьесберегающее и экологическое воспитание;

Цель:развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать  формированию ответственности за природу, окружающий мир.

Задачи:

  1. Создание условий для физического развития учащихся.
  2. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
  3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
  4. Способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
  5. Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.

 5.Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии)-положительное отношение к труду и творчеству;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитию активной и инициативной личности.

 Задачи:

  1. Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
  2. Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.

7. Интеллектуальное воспитание.

Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.

Задачи:

  1. Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
  2. Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
  3. Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.

8. Воспитание семейных ценностей.

Цель: способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.

Задачи:

  1. Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
  2. Стараться  хранить семейные традиции формировать традиции класса.
  1. Формирование  коммуникативной культуры.

Цельформирование  навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми

Задачи:

1.Формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;

2.Формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;

3.Формирование у обучающихся знаний в области современных средств

коммуникации безопасности общения;

4.Формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Каждый ребенок  в жизни сталкивается с  положительными  и отрицательными  примерами.  Моя задача, как педагога, классного руководителя сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает ребенка успешным в дальнейшем.

В ходе реализации Программы воспитательной деятельностипредусматривается участие своих воспитанников в различных делах  школы и класса, но в то же время избираетсякакое-либо направление в качестве  приоритетного, как оказывающее  существенное  влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.

Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника,  и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.

Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации и самоорганизации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.

В процессе реализации Программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи, мероприятия, проводимые акции и т.д.

  1. Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися, планируемые результаты

Основные формы работы с содержанием образования:

-работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина -  материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);

-работа с учебными материалами вне учебных занятий – исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, стажировки, экскурсии и др.;

-работа в метапредметной или надпредметной области – исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах, производительный труд, производственные практики;

-работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы, муниципалитета, региона;

-работа в пространстве расширенного социального действия – познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы;

-индивидуальная работа с тьюторами (другими подготовленными педагогами) по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах.

Основные направления деятельности предполагают  разнообразие видов деятельности, форм занятий, основанных на планируемых результатах.

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
  • изучение семейных традиций;
  • организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин;
  • организация совместных экскурсий в музеи;
  • совместные проекты.

Планируемые результаты:

В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.

В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2 .Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • оформление информационных стендов;
  • тематические общешкольные родительские собрания;
  • участие родителей в работе родительского комитета школы;
  • организация субботников по благоустройству территории;
  • организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:
  • праздник «Золотая осень»;
  • - День Учителя;
  • - День Матери;
  • - праздник – «Новогодний бал»;
  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:
  • - благотворительный марафон  «Мир детства»;
  • - самый уютный класс;
  • индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и медицинская помощь);
  • изучение мотивов и потребностей родителей.
  • Планируемые результаты:

- знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

-уважительное отношение к традиционным религиям;

-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

-уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

-знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • участие родителей в празднике «Золотая осень»;
  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
  • организация экскурсий на предприятия с привлечением родителей;
  • совместные проекты с родителями «Школа –наш общий дом», Акция «Покормите птиц»;
  • организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
  • участие в коллективно-творческих делах по подготовке праздников.

Планируемые результаты:

-ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

-ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-знания о различных профессиях;

-навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;

-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

-потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

4. Воспитание семейных ценностей, культуры здорового и безопасного образа жизни –

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
  • беседы на тему:
  • - информационной безопасности и духовного здоровья детей;
  • - укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
  • - безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
  • консультации психолога, медсестры, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбереженияобучающихся;
  • распространение буклетов для родители по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;
  • совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».

Планируемые результаты:

В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.

Формируемые компетенции:

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

-знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

-личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

-знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5. Воспитание экологической культуры

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • тематические классные родительские собрания;
  • совместные проекты с родителями «Школьный двор», конкурс «Домик для птиц»;
  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
  • привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.

Планируемые результаты:

-ценностное отношение к природе;

-опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

-знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

-опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

-личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

6. Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое воспитание.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • участие в коллективно-творческих делах;
  • совместные проекты;
  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
  • организация экскурсий по историческим местам района;
  • совместные посещения с родителями театров, музеев;
  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
  • участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.

Планируемые результаты:

-умения видеть красоту в окружающем мире;

-умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

-знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

-опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

-опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

-опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

-мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.

В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:

воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).

эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать)гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.

Таким образом, программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.

Модель выпускника основной школы

Ценностный потенциал:

восприятие ценности достоинства человека;

уважение к своей Родине-России;

тактичность;

трудолюбие;

чуткость;

реализм

Творческий потенциал:

профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления.

Познавательный потенциал:

знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту второй ступени;

знания широкого спектра профессиональной деятельности человека (прежде всего экологической и правовой);

знание своих психофизических особенностей;

абстрактно-логическое мышление

Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей,

умение развивать и управлять познавательными процессами личности,

способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Коммуникативный потенциал:

Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения;

овладение навыками неконфликтного общения;

способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления.

Художественный потенциал:

эстетическая культура, художественная активность.

Способность видеть и понимать гармонию и красоту,

знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства,

апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Нравственный потенциал:

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения.

Готовность объективно оценивать себя, отстаивать свою собственную позицию, отвечать за свои поступки и действия.

Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.

Физический потенциал

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками;

знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями;

способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

  1. Содержание деятельности классного руководителя определяют компоненты:
  1. В сфере обеспечения жизни и здоровья учащихся;
  2. Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и педагогами;
  3. Содействие освоению учащимися образовательных программ;
  4. Воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся;
  5. Планирование воспитательной работы с классом;
  6. Профилактическая работа.
  1. Календарно-тематический план (см. Приложение)

  1. Литература

  1. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
  2. Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2010.
  3. Организация внешкольного досуга.   Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.
  4. Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
  5. Журнал  «Классный руководитель»,№1,2014; №3,1,2014.
  6. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
  7. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга Авт.-
    сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.
  8. Календарь школьных праздников:Авт.-сост. СИ. Лобачева,
    К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 20015.
  9. Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998.
  10. Помилио А. Большая книга изобретений / Пер. с итал. Ю. Гавриловой - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
  11. Ромашкова ЕМ. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: Сфера, 2001.
  12. Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -
    М.: Мир безопасности, 1998.
  13. Современная работа с родителями в средней школе. / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.
  14. Взаимодействие детей и родителей: (тесты) // Воспитание
    школьников. - 2001. - № 8. - С. 50-51.
  15. Галицких, А. А. Тематика «часов общения» и родительских собраний в различных возрастных воспитательных программах /
    А. А. Галицких, Л. В. Швецова // Практика административной работы. -
    2010. ~№3.- С. 59-60.
  16. Гараева, Г. 111. Разрешение конфликтных ситуаций (родительское собрание)  

Календарно-тематическое планирование

Направления воспитательной деятельности

Мероприятия

сентябрь

1 неделя

(1-10)

2 неделя

(11-17)

3 неделя

(18-24)

4 неделя

(25-30)

1.Гражданско-патриотическое

Беседа"Памяти жертв Беслана"

2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству

Дежурство по классу и в столовой

Дежурство по классу и в столовой

Дежурство по классу и в столовой

Дежурство по классу и в столовой

3.Интеллектуальное воспитание

Интеллектуальная игра "Безопасность и мы"

Индивидуальные беседы  с учащимися

Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся.

Кл. час «Создание позитивных дружеских отношений»

4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание

Запись в кружки, секции

5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание

Оформление классного уголка

Фильм "Алексей Константинович Толстой. Примечательности".

Беседа «Всегда быть опрятным, аккуратным и организованным»

6.Правовое воспитание и культура безопасности

Участие в акции "Внимание дети"

Инструктажи по правилам безопасного поведения.

«В школу дорожных знаков».

Правила поведения в школе и дома (инструктаж)

Поведение инструктажей

7.Воспитание семейных ценностей

Районный фотоконкурс «Мой папа – самый лучший»

Родительское собрание

8.Формирование коммуникативной культуры

Кл.час

 «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» 

Кл.час

 «День грамотности» 

Направления воспитательной деятельности

Мероприятия

октябрь

1 неделя

(1-8)

2 неделя

(9-15)

3 неделя

(16-22)

4 неделя

(23-30)

1.Гражданско-патриотическое

Участие в концерте ко Дню пожилых людей

Устный журнал «Россия – Родина моя!»

Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет

2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству

Поздравление  ко дню учителя

Дежурство по классу и в столовой

Дежурство по классу и в столовой

Дежурство по классу и в столовой

3.Интеллектуальное воспитание

Беседа «Учимся выполнять домашние задания самостоятельно»

Индивидуальные беседы  с учащимися

Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся.

4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание

Участие в фотоконкурсе "Мир в котором я живу"

Всероссийский урок "Экология и энергосбережение"

Акция «Озеленим свой класс»

Кл час "В здоровом теле-эдоровый дух"

5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание

Работа спортивных секций

Рейд «Живи книга»

Участие в осенних  праздниках

6.Правовое воспитание и культура безопасности

Проведение инструктажей по технике безопасности.

Беседа «Права и обязанности учащихся»

Проведение инструктажей по технике безопасности.

Проведение инструктажей по технике безопасности

7.Воспитание семейных ценностей

Кл.час  "Твори добро, ведь имя твое - Человек". ... 

Составление плана проведения осенних каникул совместно с родителями и детьми

8.Формирование коммуникативной культуры

Индивидуальные беседы  с учащимися

Копилка творческих, спортивных и других полезных дел в портфолио.

Направления воспитательной деятельности

Мероприятия

ноябрь

1 неделя

(6-12)

2 неделя

(13-19)

3 неделя

(20-26)

4 неделя

(27-30)

1.Гражданско-патриотическое

Кл час «День народного единства»

2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству

Дежурство по классу и в столовой

Дежурство по классу и в столовой

Дежурство по классу и в столовой

Дежурство по классу и в столовой

3.Интеллектуальное воспитание

Индивидуальные беседы  с учащимися

Индивидуальные беседы  с учащимися

Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся.

Участие в муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады школьников.

4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание

Участие в антинаркотической акции"Сообщи, где торгуют смертью"

5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание

Участие в фотовыставке "Семейный альбом"

Конкурс стихов, посвященных   Дню матери 

Классный час «Восславим Женщину мать»

6.Правовое воспитание и культура безопасности

Проведение инструктажей по технике безопасности.

Проведение инструктажей по технике безопасности.

Кл час «ООН о правах ребёнка»

Проведение инструктажей по технике безопасности.

7.Воспитание семейных ценностей

Классный час "Толерантность - это дружба!"

8.Формирование коммуникативной культуры

Копилка творческих, спортивных и других полезных дел в портфолио.

Направления воспитательной деятельности

Мероприятия

декабрь

1 неделя

(1-10)

2 неделя

(11-17)

3 неделя

(18-24)

4 неделя

(25-30)

1.Гражданско-патриотическое

Классный час  «Памятник неизвестному солдату»  

Классный час «Символы России» 

Классный час посвященный Дню памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни...

2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству

Дежурство по классу и в столовой Беседа"День героев Отечества"

Дежурство по классу и в столовой

Дежурство по классу и в столовой

Дежурство по классу и в столовой

3.Интеллектуальное воспитание

Участие в муниципальном  этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Интелектуальная игра"Час Кода IT –праздники – это интересно!» 

Индивидуальные беседы  с учащимися

Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся.

4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание

Беседа «Растем здоровыми» (профилактика инфекционных заболеваний).

Беседа о правилах поведения на дороге и на водоемах в зимнее время «Осторожно гололёд!!!»

5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание

Индивидуальные беседы о культуре поведения в школе

Подготовка и проведение новогоднего праздника

Выпуск газеты к Новому году

6.Правовое воспитание и культура безопасности

Проведение инструктажей по технике безопасности

Проведение инструктажей по технике безопасности.

Проведение инструктажей по технике безопасности

Проведение инструктажей по технике безопасности

7.Воспитание семейных ценностей

Классный час  «Сострадание. Право на лучшую жизнь» 

Составление плана проведения зимних каникул совместно с родителями и детьми

Родительское собрание

8.Формирование коммуникативной культуры

Беседа«Речевой этикет»

Копилка творческих, спортивных и других полезных дел в портфолио.

Направления воспитательной деятельности

Мероприятия

январь

1 неделя

(11-15)

2 неделя

(18-22)

3 неделя

(25-29)

1.Гражданско-патриотическое

2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству

Акция «Подросток и закон»

3.Интеллектуальное воспитание

Индивидуальные беседы  с учащимися

Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся.

4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание

Посещение катка

Поговорим о здоровье (здоровое питание). Беседа

5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание

Профориентация. Встреча с представителями ЮЗГУ.

6.Правовое воспитание и культура безопасности

Проведение инструктажей по технике безопасности

Проведение инструктажей по технике безопасности.

Проведение инструктажей по технике безопасности.

7.Воспитание семейных ценностей

Индивидуальная работа с родителями

8.Формирование коммуникативной культуры

Кл. час «Литературная гостиная»

Направления воспитательной деятельности

Мероприятия

февраль

1 неделя

(1-5)

2 неделя

(8-12)

3 неделя

(15-19)

4 неделя

(22-29)

1.Гражданско-патриотическое

Классный час «Российская армия во все времена»

2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству

«Рисуем для папы» конкурс рисунков

Праздник масленицы

3.Интеллектуальное воспитание

Индивидуальные беседы  с учащимися

Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся.

4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание

Беседа. Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Беседа.“Безопасное поведение на улице”

Инструктаж по пожарной безопасности

5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание

«Рыцарский турнир» праздник

Участие в конкурсной программе ко Дню Защитника Отечества

6.Правовое воспитание и культура безопасности

Проведение инструктажей по технике безопасности.

Проведение инструктажей по технике безопасности

7.Воспитание семейных ценностей

Родительское собрание

8.Формирование коммуникативной культуры

Кл. час  «День всех влюбленных».

Профориентация.

Посещение Суджанского  музучилища(масленница)

Направления воспитательной деятельности

Мероприятия

март

1 неделя

(1-4)

2 неделя

(7-11)

3 неделя

(14-18)

4 неделя

(21-25)

1.Гражданско-патриотическое

Кл. час  «3 марта - День освобождения Суджи от немецких захватчиков»

2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству

выставка детских творческих работ

«Очень умелые ручки»

3.Интеллектуальное воспитание

Индивидуальные беседы  с учащимися

Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся.

Кл. час  «Золотые правила хозяюшки»(конференция идей)

4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание

Тренировка памяти. Игры

5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание

Культпоход в кинотеатр в весенние каникулы

6.Правовое воспитание и культура безопасности

Проведение инструктажей по технике безопасности.

Профориентация.

Посещение Суджанского веттехникума.

Проведение инструктажей по технике безопасности.

7.Воспитание семейных ценностей

Праздник

 8 Марта

8.Формирование коммуникативной культуры

Направления воспитательной деятельности

Мероприятия

апрель

1 неделя

(4-8)

2 неделя

(11-15)

3 неделя

(18-22)

4 неделя

(25-29)

1.Гражданско-патриотическое

2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству

Акция «Подросток и закон»

Кл. час  «Чернобыль»

3.Интеллектуальное воспитание

Индивидуальные беседы  с учащимися

Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся.

4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание

Гигиена и ее значение. Беседа

5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание

Кл. час

Урок вежливости «Будьте вежливы друг с другом»

6.Правовое воспитание и культура безопасности

Проведение инструктажей по технике безопасности.

Проведение инструктажей по технике безопасности.

7.Воспитание семейных ценностей

Поездка Марьино

8.Формирование коммуникативной культуры

Кл. час  «Как повысить культуру речи?»

Направления воспитательной деятельности

Мероприятия

май

1 неделя

(2-6)

2 неделя

(10-13)

3 неделя

(16-20)

4 неделя

(23-25)

1.Гражданско-патриотическое

Участие в акции

« Подарок ветерану»

Конкурс чтецов ко дню Победы

2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству

Классный час «Этот праздник со слезами на глазах» ко дню Победы

3.Интеллектуальное воспитание

Индивидуальные беседы  с учащимися

Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся.

4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание

Участие в празднике День Здоровья

5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание

6.Правовое воспитание и культура безопасности

Проведение инструктажей по технике безопасности.

Проведение инструктажей по технике безопасности.

7.Воспитание семейных ценностей

Встреча с родительским комитетом подготовка к ремонту

Родительское собрание

8.Формирование коммуникативной культуры

  Беседа «Вот и стали мы на год взрослее» Подведение итогов года

Игровой тренинг по общению «Телефон Доверия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»

Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться   успехов   и   избежать   в воспитательной   деятельности...

классным руководителям циклограмма деятельности классного руководителя

циклограмма классного руководителя, система целей в воспитании-2007 год...

Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....

Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»

Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»...

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....