Программа воспитательной деятельности классного руководителя
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Программа воспитательной деятельности классного руководителя составлена с учетом общих задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне основного общего образования, отраженных в Основной образовательной программе основного общего образования, Программе развития воспитательной компоненты и направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit._plan_2017.docx | 71.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»
Суджанского района Курской области
Рассмотрена на заседании МО классных руководителей Протокол № _1 от 30 августа 2017 г. Руководитель МО _______________ (Гаген Е.Н.) | Согласована на заседании МС Протокол №1от 30августа 2017 г. Руководитель МС _______________ (Заседова О.С.) | Принята на заседании педагогического совета Протокол №1от 30 августа 2017 г. | Утверждаю Приказ № 115 От 30 августа 2017г. Директор МКОУ ССОШ №2 __________________ (Сорочинская Н.А.) |
Программа
воспитательной деятельности
классного руководителя
Поречной Ирины Викторовны
на 2017 – 2022 учебные годы
г.Суджа-2017г.
1. Пояснительная записка
Программа воспитательной деятельности классного руководителя составлена с учетом общих задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на уровне основного общего образования, отраженных в Основной образовательной программе основного общего образования, Программе развития воспитательной компоненты и направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
На этапе интенсивного взросления, исключительно важно продолжить и расширить деятельность, направленную на приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных значимых этнокультурных и социокультурных (включая конфессиональные) групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию и достоянию ее многонационального народа.
Принципы государственной политики в области образования задают общую смысловую и содержательную рамку для определения целей и задач социализации обучающихся:
«…приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
… защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
… адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников».
В основе Программы воспитательной деятельности классного руководителя лежит личностный принцип воспитания обучающихся, то есть учет индивидуальных особенностей как обучающихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)
Программа воспитательной деятельности классного руководителя составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
- Конвенции ООН о правах ребёнка от 20.11.1989г.;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 03.02.2006 года №21 «Об утверждении методических рекомендаций, об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ»;
- Должностных обязанностей классного руководителя;(принятых 30.08.13г. протокол №1,утверждена приказом №110 от 31.08.13)
- Устава МКОУ « Суджанская СОШ №2»;
- Положения о Программе воспитательной деятельности классного руководителя МКОУ « Суджанская средняя общеобразовательная школа №2» приказ №89 от 28.08.2015г; Положения о Программе воспитательной деятельности классного руководителя МКОУ « Суджанская средняя общеобразовательная школа №2»(в соответствии с ФГОС) приказ №89 от 28.08.2015г;
- Федерального государственного образовательного стандарта. (утверждён17.12.2010приказ №1897).
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ«Суджанская СОШ №2»( «Программа воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования»). (принята 30.08.13, протокол №1,утверждена приказом №110 от 31.08.13)
- Программы развития воспитательной компоненты; (утверждена приказом № 89 от 28.08.15)
- Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020г.г.».
- Региональной образовательной программы «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства» (утверждена приказом комитета образования и науки Курской области № 1-979 от 21.09.2015);
- Концепции по духовно-нравственному развитию и воспитанию гражданина Российской Федерации.
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в 2017-2022 гг.
Программа разработана на период 2017- 2022 годы.
Участники программы:программа предусмотрена для учащихся 5-9 классов. Возраст учащихся 11-15 лет.
В связи с внедрением ФГОС сформулированы изменённые цели образования и воспитания. Результатами образования сегодня являются не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой талантливой личности, обогащённой научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, осознаваемый и педагогом, и учащимися.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Цель духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:
- любящий свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- соблюдающий нормы и правила общения;
- проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
- умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- честный и справедливый;
- творящий и оберегающий красоту мира;
- доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
На основе портрета идеально воспитанного учащегося формулируется цель духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
2. Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов) – гражданско-патриотическое;
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
- Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
- Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
- Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
- Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
- Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
- Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своей малой родины.
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны)-правовое воспитание и культура безопасности, социокультурное и медиакультурное, культуротворческое воспитание;
Цель: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи:
1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому
возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
3.Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога)- нравственное и духовное воспитание,;
Цель: способствовать осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию личностной причастности к человечеству, пониманию своего "Я".
Задачи:
- Воспитывать у учащихся правильную нравственную позицию.
- Воспитывать личность, умеющую отвечать за свои поступки, имеющую правовую культуру.
- Воспитывать личность, умеющую жить в социуме, уважающую общепринятые ценности, нормы, законы.
4.Воспитание потребности трудиться.
5.Воспитание ответственности за выполненную работу
4.Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой)-здоровьесберегающее и экологическое воспитание;
Цель:развитие нравственно и физически здоровой личности, содействовать формированию ответственности за природу, окружающий мир.
Задачи:
- Создание условий для физического развития учащихся.
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
- Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
- Способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
- Воспитывать любовь к природе, бережному отношению к окружающей среде.
5.Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии)-положительное отношение к труду и творчеству;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Цель: способствует развитию потребности в прекрасном, развитию активной и инициативной личности.
Задачи:
- Воспитывать и прививать любовь к искусству, литературе, музыке;
- Реализовывать индивидуальные задатки и способности в области художественного творчества.
7. Интеллектуальное воспитание.
Цель: развитие интеллектуальной личности, способной к продолжению образования.
Задачи:
- Способствовать положительной мотивации учения, формированию устойчивого познавательного интереса.
- Развивать навыки творческой интеллектуальной деятельности, умение заниматься самообразованием.
- Создавать условия для практического применения знаний, полученных на уроках, посредством рациональной организации внеурочной учебной деятельности.
8. Воспитание семейных ценностей.
Цель: способствует социализации детей, осознанию ими себя будущими родителями, укрепляет взаимосвязи в семье, формирует положительное отношение к семейным ценностям.
Задачи:
- Воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений.
- Стараться хранить семейные традиции формировать традиции класса.
- Формирование коммуникативной культуры.
Цель: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми
Задачи:
1.Формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
2.Формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
3.Формирование у обучающихся знаний в области современных средств
коммуникации безопасности общения;
4.Формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, классного руководителя сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств, сделает ребенка успешным в дальнейшем.
В ходе реализации Программы воспитательной деятельностипредусматривается участие своих воспитанников в различных делах школы и класса, но в то же время избираетсякакое-либо направление в качестве приоритетного, как оказывающее существенное влияние на развитие личности учащихся и формирование неповторимой индивидуальности классного коллектива.
Наличие индивидуальной работы с учащимися связано с заботой о детях, с созданием благоприятной сферы для формирования личности и индивидуальности каждого ребенка, с поиском наиболее эффективных приемов и методов воспитательного воздействия на каждого воспитанника, и желаемый результат можно достичь только последовательностью и согласованностью целенаправленных действий.
Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации и самоорганизации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.
В процессе реализации Программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые идеи, мероприятия, проводимые акции и т.д.
- Содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися, планируемые результаты
Основные формы работы с содержанием образования:
-работа в рамках учебных занятий (программа учебного курса становится инструментарием, а учебная дисциплина - материалом, на котором реализуется программа профессиональной ориентации школьников);
-работа с учебными материалами вне учебных занятий – исследовательские и социальные проекты, эксперименты, практики и практикумы, стажировки, экскурсии и др.;
-работа в метапредметной или надпредметной области – исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, занятия в клубных пространствах, производительный труд, производственные практики;
-работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы, муниципалитета, региона;
-работа в пространстве расширенного социального действия – познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы;
-индивидуальная работа с тьюторами (другими подготовленными педагогами) по проектированию индивидуальных образовательных программ, отслеживанию успешности реализации индивидуальной образовательной программы, индивидуальных достижений учащихся, психологическое тестирование, участие в тренингах.
Основные направления деятельности предполагают разнообразие видов деятельности, форм занятий, основанных на планируемых результатах.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
- изучение семейных традиций;
- организация и проведение совместных встреч, конкурсов и викторин;
- организация совместных экскурсий в музеи;
- совместные проекты.
Планируемые результаты:
В школе создана система гражданско-патриотического и правового воспитания, способствующая осознанию детьми их принадлежности к судьбе своего Отечества, ответственных за себя и окружающую действительность, готовых и способных строить жизнь, достойную современного человека.
В школе формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевающая следующими компетенциями:
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению;
знания об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
опыт социальной и межкультурной коммуникации;
знания о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2 .Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- оформление информационных стендов;
- тематические общешкольные родительские собрания;
- участие родителей в работе родительского комитета школы;
- организация субботников по благоустройству территории;
- организация и проведение совместных праздников, экскурсионных походов, посещение театров, музеев:
- праздник «Золотая осень»;
- - День Учителя;
- - День Матери;
- - праздник – «Новогодний бал»;
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе:
- - благотворительный марафон «Мир детства»;
- - самый уютный класс;
- индивидуальные консультации (психологическая, педагогическая и медицинская помощь);
- изучение мотивов и потребностей родителей.
- Планируемые результаты:
- знания о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
-нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
-уважительное отношение к традиционным религиям;
-неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
-способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
-уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
-знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- участие родителей в празднике «Золотая осень»;
- участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
- организация экскурсий на предприятия с привлечением родителей;
- совместные проекты с родителями «Школа –наш общий дом», Акция «Покормите птиц»;
- организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
- участие в коллективно-творческих делах по подготовке праздников.
Планируемые результаты:
-ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
-ценностное и творческое отношение к учебному труду;
-знания о различных профессиях;
-навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, взрослыми;
-осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
-опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
-потребности и умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
4. Воспитание семейных ценностей, культуры здорового и безопасного образа жизни –
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
- беседы на тему:
- - информационной безопасности и духовного здоровья детей;
- - укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- - безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
- консультации психолога, медсестры, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбереженияобучающихся;
- распространение буклетов для родители по вопросам наркопрофилактики «Это необходимо знать»;
- совместный праздник для детей и родителей «Мама, папа, я – спортивная семья».
Планируемые результаты:
В школе создана предметно-развивающая среда, способствующая повышению уровня физического, психического и социального здоровья обучающихся; соблюдается оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей. Дети, родители и педагоги осознанно относятся к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе.
Формируемые компетенции:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
-знания о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
-личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-знания о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
-знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание экологической культуры
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- тематические классные родительские собрания;
- совместные проекты с родителями «Школьный двор», конкурс «Домик для птиц»;
- участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
- привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
Планируемые результаты:
-ценностное отношение к природе;
-опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
-знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
-опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
-личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
6. Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое воспитание.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
- участие в коллективно-творческих делах;
- совместные проекты;
- привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
- организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
- организация экскурсий по историческим местам района;
- совместные посещения с родителями театров, музеев;
- участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
- участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.
Планируемые результаты:
-умения видеть красоту в окружающем мире;
-умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
-знания об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
-опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
-мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать)гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
-на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.
Таким образом, программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования направлена на создание модели выпускника школы.
Модель выпускника основной школы
Ценностный потенциал: восприятие ценности достоинства человека; уважение к своей Родине-России; тактичность; трудолюбие; чуткость; реализм | Творческий потенциал: профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления. |
Познавательный потенциал: знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту второй ступени; знания широкого спектра профессиональной деятельности человека (прежде всего экологической и правовой); знание своих психофизических особенностей; абстрактно-логическое мышление Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке. | Коммуникативный потенциал: Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам. Профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления. |
Художественный потенциал: эстетическая культура, художественная активность. Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве. | Нравственный потенциал: Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы. Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность объективно оценивать себя, отстаивать свою собственную позицию, отвечать за свои поступки и действия. Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п. |
Физический потенциал Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования. |
- Содержание деятельности классного руководителя определяют компоненты:
- В сфере обеспечения жизни и здоровья учащихся;
- Обеспечение позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и педагогами;
- Содействие освоению учащимися образовательных программ;
- Воспитание патриотических чувств, формирование опыта гражданско-правового поведения, развитие социальной компетентности учащихся;
- Планирование воспитательной работы с классом;
- Профилактическая работа.
- Календарно-тематический план (см. Приложение)
- Литература
- Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,1996.
- Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2010.
- Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2002.
- Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
- Журнал «Классный руководитель»,№1,2014; №3,1,2014.
- 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
- Играем с пользой: организаторам развивающего досуга Авт.-
сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005. - Календарь школьных праздников:Авт.-сост. СИ. Лобачева,
К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 20015. - Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 1998.
- Помилио А. Большая книга изобретений / Пер. с итал. Ю. Гавриловой - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2004.
- Ромашкова ЕМ. Праздник 8 Марта: Модели праздничного досуга и сценарные материалы. - М.: Сфера, 2001.
- Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -
М.: Мир безопасности, 1998. - Современная работа с родителями в средней школе. / Авт.-сост. О.В. Перекатьева, С.Н. Подгорная. - М.: Март, 2004.
- Взаимодействие детей и родителей: (тесты) // Воспитание
школьников. - 2001. - № 8. - С. 50-51. - Галицких, А. А. Тематика «часов общения» и родительских собраний в различных возрастных воспитательных программах /
А. А. Галицких, Л. В. Швецова // Практика административной работы. -
2010. ~№3.- С. 59-60. - Гараева, Г. 111. Разрешение конфликтных ситуаций (родительское собрание)
Календарно-тематическое планирование
Направления воспитательной деятельности | Мероприятия | |||
сентябрь | ||||
1 неделя (1-10) | 2 неделя (11-17) | 3 неделя (18-24) | 4 неделя (25-30) | |
1.Гражданско-патриотическое | Беседа"Памяти жертв Беслана" | |||
2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству | Дежурство по классу и в столовой | Дежурство по классу и в столовой | Дежурство по классу и в столовой | Дежурство по классу и в столовой |
3.Интеллектуальное воспитание | Интеллектуальная игра "Безопасность и мы" | Индивидуальные беседы с учащимися | Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся. | Кл. час «Создание позитивных дружеских отношений» |
4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание | Запись в кружки, секции | |||
5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание | Оформление классного уголка | Фильм "Алексей Константинович Толстой. Примечательности". | Беседа «Всегда быть опрятным, аккуратным и организованным» | |
6.Правовое воспитание и культура безопасности | Участие в акции "Внимание дети" | Инструктажи по правилам безопасного поведения. «В школу дорожных знаков». | Правила поведения в школе и дома (инструктаж) | Поведение инструктажей |
7.Воспитание семейных ценностей | Районный фотоконкурс «Мой папа – самый лучший» | Родительское собрание | ||
8.Формирование коммуникативной культуры | Кл.час «Недаром помнит вся Россия про день Бородина» | Кл.час «День грамотности» |
Направления воспитательной деятельности | Мероприятия | |||
октябрь | ||||
1 неделя (1-8) | 2 неделя (9-15) | 3 неделя (16-22) | 4 неделя (23-30) | |
1.Гражданско-патриотическое | Участие в концерте ко Дню пожилых людей | Устный журнал «Россия – Родина моя!» | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет | |
2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству | Поздравление ко дню учителя | Дежурство по классу и в столовой | Дежурство по классу и в столовой | Дежурство по классу и в столовой |
3.Интеллектуальное воспитание | Беседа «Учимся выполнять домашние задания самостоятельно» | Индивидуальные беседы с учащимися | Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. | Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся. |
4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание | Участие в фотоконкурсе "Мир в котором я живу" | Всероссийский урок "Экология и энергосбережение" | Акция «Озеленим свой класс» | Кл час "В здоровом теле-эдоровый дух" |
5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание | Работа спортивных секций | Рейд «Живи книга» | Участие в осенних праздниках | |
6.Правовое воспитание и культура безопасности | Проведение инструктажей по технике безопасности. | Беседа «Права и обязанности учащихся» | Проведение инструктажей по технике безопасности. | Проведение инструктажей по технике безопасности |
7.Воспитание семейных ценностей | Кл.час "Твори добро, ведь имя твое - Человек". ... | Составление плана проведения осенних каникул совместно с родителями и детьми | ||
8.Формирование коммуникативной культуры | Индивидуальные беседы с учащимися | Копилка творческих, спортивных и других полезных дел в портфолио. |
Направления воспитательной деятельности | Мероприятия | |||
ноябрь | ||||
1 неделя (6-12) | 2 неделя (13-19) | 3 неделя (20-26) | 4 неделя (27-30) | |
1.Гражданско-патриотическое | Кл час «День народного единства» | |||
2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству | Дежурство по классу и в столовой | Дежурство по классу и в столовой | Дежурство по классу и в столовой | Дежурство по классу и в столовой |
3.Интеллектуальное воспитание | Индивидуальные беседы с учащимися | Индивидуальные беседы с учащимися | Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся. | Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. |
4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание | Участие в антинаркотической акции"Сообщи, где торгуют смертью" | |||
5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание | Участие в фотовыставке "Семейный альбом" | Конкурс стихов, посвященных Дню матери | Классный час «Восславим Женщину мать» | |
6.Правовое воспитание и культура безопасности | Проведение инструктажей по технике безопасности. | Проведение инструктажей по технике безопасности. | Кл час «ООН о правах ребёнка» | Проведение инструктажей по технике безопасности. |
7.Воспитание семейных ценностей | Классный час "Толерантность - это дружба!" | |||
8.Формирование коммуникативной культуры | Копилка творческих, спортивных и других полезных дел в портфолио. |
Направления воспитательной деятельности | Мероприятия | ||||
декабрь | |||||
1 неделя (1-10) | 2 неделя (11-17) | 3 неделя (18-24) | 4 неделя (25-30) | ||
1.Гражданско-патриотическое | Классный час «Памятник неизвестному солдату» | Классный час «Символы России» | Классный час посвященный Дню памяти жертвам Холокоста по теме: "Сломанные судьбы...Прерванные жизни... | ||
2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству | Дежурство по классу и в столовой Беседа"День героев Отечества" | Дежурство по классу и в столовой | Дежурство по классу и в столовой | Дежурство по классу и в столовой | |
3.Интеллектуальное воспитание | Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Интелектуальная игра"Час Кода IT –праздники – это интересно!» | Индивидуальные беседы с учащимися | Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся. | ||
4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание | Беседа «Растем здоровыми» (профилактика инфекционных заболеваний). | Беседа о правилах поведения на дороге и на водоемах в зимнее время «Осторожно гололёд!!!» | |||
5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание | Индивидуальные беседы о культуре поведения в школе | Подготовка и проведение новогоднего праздника | Выпуск газеты к Новому году | ||
6.Правовое воспитание и культура безопасности | Проведение инструктажей по технике безопасности | Проведение инструктажей по технике безопасности. | Проведение инструктажей по технике безопасности | Проведение инструктажей по технике безопасности | |
7.Воспитание семейных ценностей | Классный час «Сострадание. Право на лучшую жизнь» | Составление плана проведения зимних каникул совместно с родителями и детьми | Родительское собрание | ||
8.Формирование коммуникативной культуры | Беседа«Речевой этикет» | Копилка творческих, спортивных и других полезных дел в портфолио. |
Направления воспитательной деятельности | Мероприятия | |||
январь | ||||
1 неделя (11-15) | 2 неделя (18-22) | 3 неделя (25-29) | ||
1.Гражданско-патриотическое | ||||
2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству | Акция «Подросток и закон» | |||
3.Интеллектуальное воспитание | Индивидуальные беседы с учащимися | Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся. | ||
4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание | Посещение катка | Поговорим о здоровье (здоровое питание). Беседа | ||
5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание | Профориентация. Встреча с представителями ЮЗГУ. | |||
6.Правовое воспитание и культура безопасности | Проведение инструктажей по технике безопасности | Проведение инструктажей по технике безопасности. | Проведение инструктажей по технике безопасности. | |
7.Воспитание семейных ценностей | Индивидуальная работа с родителями | |||
8.Формирование коммуникативной культуры | Кл. час «Литературная гостиная» |
Направления воспитательной деятельности | Мероприятия | |||
февраль | ||||
1 неделя (1-5) | 2 неделя (8-12) | 3 неделя (15-19) | 4 неделя (22-29) | |
1.Гражданско-патриотическое | Классный час «Российская армия во все времена» | |||
2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству | «Рисуем для папы» конкурс рисунков | Праздник масленицы | ||
3.Интеллектуальное воспитание | Индивидуальные беседы с учащимися | Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся. | ||
4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание | Беседа. Я здоровье берегу – сам себе я помогу. | Беседа.“Безопасное поведение на улице” | Инструктаж по пожарной безопасности | |
5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание | «Рыцарский турнир» праздник | Участие в конкурсной программе ко Дню Защитника Отечества | ||
6.Правовое воспитание и культура безопасности | Проведение инструктажей по технике безопасности. | Проведение инструктажей по технике безопасности | ||
7.Воспитание семейных ценностей | Родительское собрание | |||
8.Формирование коммуникативной культуры | Кл. час «День всех влюбленных». | Профориентация. Посещение Суджанского музучилища(масленница) |
Направления воспитательной деятельности | Мероприятия | |||
март | ||||
1 неделя (1-4) | 2 неделя (7-11) | 3 неделя (14-18) | 4 неделя (21-25) | |
1.Гражданско-патриотическое | Кл. час «3 марта - День освобождения Суджи от немецких захватчиков» | |||
2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству | выставка детских творческих работ «Очень умелые ручки» | |||
3.Интеллектуальное воспитание | Индивидуальные беседы с учащимися | Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся. | Кл. час «Золотые правила хозяюшки»(конференция идей) | |
4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание | Тренировка памяти. Игры | |||
5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание | Культпоход в кинотеатр в весенние каникулы | |||
6.Правовое воспитание и культура безопасности | Проведение инструктажей по технике безопасности. | Профориентация. Посещение Суджанского веттехникума. | Проведение инструктажей по технике безопасности. | |
7.Воспитание семейных ценностей | Праздник 8 Марта | |||
8.Формирование коммуникативной культуры |
Направления воспитательной деятельности | Мероприятия | |||
апрель | ||||
1 неделя (4-8) | 2 неделя (11-15) | 3 неделя (18-22) | 4 неделя (25-29) | |
1.Гражданско-патриотическое | ||||
2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству | Акция «Подросток и закон» | Кл. час «Чернобыль» | ||
3.Интеллектуальное воспитание | Индивидуальные беседы с учащимися | Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся. | ||
4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание | Гигиена и ее значение. Беседа | |||
5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание | Кл. час Урок вежливости «Будьте вежливы друг с другом» | |||
6.Правовое воспитание и культура безопасности | Проведение инструктажей по технике безопасности. | Проведение инструктажей по технике безопасности. | ||
7.Воспитание семейных ценностей | Поездка Марьино | |||
8.Формирование коммуникативной культуры | Кл. час «Как повысить культуру речи?» |
Направления воспитательной деятельности | Мероприятия | |||
май | ||||
1 неделя (2-6) | 2 неделя (10-13) | 3 неделя (16-20) | 4 неделя (23-25) | |
1.Гражданско-патриотическое | Участие в акции « Подарок ветерану» | Конкурс чтецов ко дню Победы | ||
2.Нравственно и духовное воспитание, положительное отношение к труду и творчеству | Классный час «Этот праздник со слезами на глазах» ко дню Победы | |||
3.Интеллектуальное воспитание | Индивидуальные беседы с учащимися | Беседа с учителями — предметниками, психологом по изучению индивидуальных возможностей учащихся. | ||
4.Здоровьесберегающее и экологическое воспитание | Участие в празднике День Здоровья | |||
5.Социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое воспитание | ||||
6.Правовое воспитание и культура безопасности | Проведение инструктажей по технике безопасности. | Проведение инструктажей по технике безопасности. | ||
7.Воспитание семейных ценностей | Встреча с родительским комитетом подготовка к ремонту | Родительское собрание | ||
8.Формирование коммуникативной культуры | Беседа «Вот и стали мы на год взрослее» Подведение итогов года | Игровой тренинг по общению «Телефон Доверия» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»
Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться успехов и избежать в воспитательной деятельности...
классным руководителям циклограмма деятельности классного руководителя
циклограмма классного руководителя, система целей в воспитании-2007 год...
Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя
Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....
Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»
Педсовет «Творчество педагога, классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов, или Как добиться успеха и избежать неудач в творческой деятельности классного руководителя»...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....