Памяти жертв политических репрессий
классный час (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа, посвящённого памяти жертв политических репрессий
Класс 8 в
Дата __.10.2013 г.
Классный руководитель- Белова С.И.
Цели:
познакомить учащихся с событиями, произошедшими в период массовых сталинских репрессий в нашей стране и районе.
развивать умения и навыки учащихся анализировать политические процессы в стране, расширить правовые знания и умения устанавливать причинно-следственные связи.
воспитывать гуманность, чувство сопричастности к судьбе своего народа, чувство справедливости.
Задачи:
учащиеся должны осмыслить события как личностно-значимые, совершенствовать умения оценивать события
Форма: круглый стол
Оборудование: презентация по теме, документальный и архивный материалы, мультимедиа-проектор.
Звучит бравурная музыка 30-х гг. На экране кадры документальной хроники, плакатные изображения. Выход ведущих. Музыка сменяется звучанием одной тревожной ноты. Кадры с изображением лагеря для политических заключённых.
Ведущие:
1.В: Много суровых испытаний, жертв, и лишений выпало в 20 веке на долю нашей страны. Две Мировые и Гражданская Война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну
2В: Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Большинство заключенных составляли люди обычные, которые никогда не занимались политикой. Они никогда не читали газет, честно работали на государство и совершенно ни в чём не были виноваты.
3В: Ни тысячи инженеров, арестованных в связи с “шахтинским делом”; ни сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных в 1937 – 1938 гг. партийцев, наивно веривших, что они – ум, честь и совесть эпохи строят светлое будущее для всех трудящихся; ни миллионы крестьян, поверивших “новой экономической политике”, объявленной в 1921 году и оказавшиеся через 7 лет жертвами “политики ликвидации кулачества как класса”.
Не боролись против власти ни расстрелянные маршалы и генералы – почти весь советский генералитет, ни поэты: Гумилёв, Табидзе, Смеляков, Заболоцкий; ни артисты – Русланова, Дворжецкий, Михоэлс, ни автор траектории будущего американского полёта на Луну Кондратюк, или будущий руководитель советской космической программы Королёв, или самолётостроитель Туполев, ни генетики Вавилов, Пантин, Тимофеев–Ресовский, ни наш физик Румер, астроном Козырев, историк Гумилёв, ни поголовно уничтоженный еврейский антифашистский комитет, ни жертвы послевоенного “ленинградского дела”, не говоря уже о миллионах пленных солдат…
4В: Вернуть всем невинно пострадавшим их доброе имя - святой долг государства. А наш долг помнить.
Презентации учащихся
1 «Советское общество: мифы и реальность
2. «Дети в годы репрессий»
2-й чтец: Анна Ахматова “Посвящение” (читает А. Кехтер), звучит музыка Альбиони
Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними “каторжные норы”,
И смертельная тоска.
Для кого- то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжёлые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мёртвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда всё поёт вдали.
Приговор…. И сразу слёзы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идёт….Шатается….Одна.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный мой привет.
« Зажгите свечи»
Когда горят поминальные свечи,
И зал в минуту скорби затих,
Мне кажется, сюда, на эту встречу,
Слетаются души наших родных.
Они взывают к нам, пока живущим,
И, кажется, мы слышим этот глас:
«Родимые, добрее станьте, лучше,
Зажгите свечи, помяните нас».
Я думаю, пока есть мы, живые,
Пока потомки наши будут жить,
В день Памяти всегда, по всей России
Свечам гореть, поминовенью быть.
Учитель: Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. Вечная память безвинно погибшим. Объявляется минута молчания.
Ведущий 1. Для чего мы живем на свете?
Ведущий 2. Для того, чтобы нести добро и свет всем людям. Во вселенной существуют Любовь, Добро и Красота, только в их окружении человек сможет стать Счастливым.
Ведущий 1. Дарить Любовь, создавать Красоту, и творить Добро – вот смысл жизни.
Ведущая 1.
Хочу, чтоб было больше света,
Добра и красоты вокруг всех нас,
Чтоб круглый год в душе светило лето,
Тепло дарила радость добрых глаз.
Ведущий 2
Хочу, чтоб счастье в мире воцарилось,
И улыбались люди вновь и вновь,
Чтоб чаще всех добро творилось,
Пусть все несчастья победит любовь!
Душа участием и добротой согрета
Всё будет, только в это свято верь!
Приложение
Текст выступления №1
- Фильмы, музыка, книги – всё это прославляло «счастливую» жизнь советских людей.
- Сталина представляли людям как «отца народов», как человека, который заботится о своей стране, о людях , с его образом было связано представление о счастливой жизни. Его прославляли в песнях, литературных произведениях, о нём снимали фильмы.
- Сегодня трудно даже представить то искреннее восхищение, переходящее в поклонение, которым были окружены летчики-испытатели, особенно В.П. Чкалов, первым осуществивший в 1937 г. беспосадочный перелет из СССР в Америку. По всей стране создавались организации Осоавиахима, аэроклубы, парашютные секции.
- Пропаганда активно рассказывала о героях лётчиках, о трудовых подвигах, о новых достижениях.
- Витрина советской жизни, казалось, говорила о счастье, радости, о всеобщем энтузиазме. А что же было за этой витриной, за этим фасадом?...
- На самом деле жизнь советских людей была трудной. Например, посмотрите, как выросли цены с 1930 по 1935 год. За 5 лет повышение составило …
- Были очереди за хлебом, а выдавали его по карточкам. Советские люди обходились самыми простыми вещами.
- Характерной чертой была шпиономания, доносительство, всюду искали вредителей, врагов трудового народа.
- Постепенно в стране воцарилась атмосфера страха. Люди понимали, что происходит что то страшное, даже если это не коснулось их самих и их семьи. Приезд «черных воронков», исчезновения людей для многих не могло остаться незамеченным.
- Уже с 20 –х годов в стране проводились показательные политические процессы, проводились аресты.
- А 1 декабря 1934 г. был убит С.М. Киров. И после этого репрессий стало ещё больше, расправы стали ещё беспощаднее.
- А 1937 год был самым страшным. Это был год начала большого террора. Власть развязала массовый террор. Число расстрелянных увеличилось и достигло сотен тысяч. В места заключения хлынул невиданный поток. За 9 месяцев (с 1 июля 1937 г. по 1 апреля 1938 г.) число заключенных в ГУЛАГе увеличилось более чем на 800 000, превысив 2 миллиона.
- Стать жертвой мог любой. И военный, и крестьянин, и рабочий, и артист – всех беспощадно перемалывала эта адская машина – система ГУЛАГ. ГУЛАГ – это главное управление лагерей.
- Любой человек мог стать жертвой Большого террора.
Заключённых использовали в качестве дешевой рабочей силы, что особенно ярко проявилось в тридцатых-сороковых годах. В 30-40-е годы заключенные валят лес, добывают полезные ископаемые, строят дороги и заводы, ловят рыбу, занимаются сельским хозяйством и т.д. Самые крупные и важные стройки сооружены руками заключённых.
- Например: известный Беломорско – Балтийский канал.
- По всей стране было множество зон, лагерей, в том числе и в нашем городе.
- В заключение можно сказать, что в Советском союзе, особенно в тридцатые годы, отсутствовала свобода в обществе, был полный государственный контроль над жизнью человека, проводились политические репрессии.
Текст выступления №2
Пропаганда внушала, что дети в Советском союзе счастливы, как нигде.
Вроде бы и строятся новые школы, детские сады, пионерские лагеря, дома отдыха для детей. А с 1935 года традиционным становится празднование нового года. В фильмах показывали детей красивых, здоровых, умных и. конечно же, счастливых.
Можно ли осознать, что и дети становились жертвами сталинского террора! Обратите внимание на слова Ворошилова! И действительно, с 1935 года детей с 12 летнего возраста приговаривали к расстрелу.
Вот несколько страниц из дел, связанных с репрессиями детей. /_/Зуривчак Алексей
- двенадцати лет, русский. Арестован в сентябре 1940 г. при переходе венгерской границы, обвинялся в шпионаже.
- 16 апреля 1942 года умер в больнице НКВД г. Перми
- РЕАБИЛИТИРОВАН в 2001 году
Путилов Гриша
- Уроженец Уинского района, окончил 4 класса. Арестован в апреле 1937 года как участник «контрреволюционной группировки»
- 2 августа 1938 года Особым совещанием при НКВД СССР осужден на 5 лет лишения свободы
- РЕАБИЛИТИРОВАН в 1990 году
На этих фотографиях - дети-узники ГУЛАГа
У них разная судьба до появления в лагерях, но теперь она у всех похожая: каждый имеет свой номер заключенного.
Этот номер на несколько месяцев, лет станет для них еще одним именем.
Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы.
А детей или в лагеря, или в детские дома. Или, как вписано в этом документе рукой Сталина, решать вопрос индивидуально, но не оставлять их в больших городах.
Происходили дичайшие истории, например /-/ Когда были арестованы бывший нарком финансов Г. Сокольников и его жена писательница Г. Серебрякова, их малолетняя дочь два дня провела в песочнице возле дома, пока не приехала машина НКВД – никто из соседей не подошел к ней, не приласкал, не накормил, не дал приют.
Люди просто боялись.
Вот история Гели МАРКИЗОВой. Это дочь министра земледелия Бурят-Монгольской АССР. Она в 1936 г. на одном из приемов преподнесла Сталину букет со словами: "Эти цветы дарят Вам дети Бурят-Монголии". Вождь взял Гелю на руки и поцеловал. На следующий день в газетах появилась фотография Сталина с Гелей на руках и подписью: "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство".
А в 1937-м папу увезли. На «десять лет без права переписки». А плакаты с ней и Сталиным продолжали печататься по всей советской стране. Ее знали все, но уже под новым именем - Мамлакат Нахангова, юная сборщица хлопка, получившая орден Ленина. Геля вместе с мамой попала в Казахстан в ссылку.
После смерти мамы Геля попытается спасти отца, напишет из казахстанской глубинки дорогому Сталину, напомнив о достопамятной встрече в Кремле. «Лучший друг детей» девочке Геле так и не ответил…
Из воспоминаний дочери профессора заведующего кафедрой Казанского Университета заместителя наркома просвещения ТАССР Тарасовой Галины (звучит отрывок из воспоминаний Галины Тарасовой).
Отца арестовали в ночь с 26 на 27 января 1937 года. Настали дни недоуменного молчания и страха. Каждую ночь увозили кого-то из соседей. Двор наш опустел, никакой ребятни. В дом к нам перестали ходить. Ни мама, ни мы с братом не верили в виновность отца. В марте мама вызвал директор и предложил уйти с работы по собственному желанию. Нам стало совсем не на что жить. В ночь с 20 на 21 августа арестовали маму. При аресте ей сказали, что ничего брать с собой не надо. Так что в тюрьме она оказалась в одном летнем платье, а в лагере ходила босая, как оборванка. Добрые люди поделились с ней своим старьем, когда она еле живая шла по этапу.
В течении двух лет она не знала где ее дети, что с ними. Мама будет сидеть в углу камеры, глядеть на постоянно горящую лампочку и молчать. Меня с братом отправили в детский дом.
Дети в заключении часто умирали. «Мамочкино кладбище», место захоронения детей узников Карагандинского лагеря.
Мария Барковская вспоминает: «Я помню огромную женскую зону и детгородок, где содержались дети заключенных матерей до двухлетнего возраста, потом детей отправляли по детским домам. Матерей водили на кормление под конвоем, который над ними зачастую куражился, всячески стараясь унизить и дать понять, что, мол, «какая она мать – враг народа» и не имеет права воспитывать ребенка.
Детей очень много умирало. В холодном коридоре стояло несколько бочек, куда трупики мертвых детей складывали, и там бегали крысы и часто грызли эти окоченевшие трупики.
Трудно говорить об этом, сердцу больно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия, посвящённого Дню памяти жертв политических репрессий
Сценарий мероприятия, презентации учащихся, тексты их выступлений...
Сценарий. Вечер памяти жертв политических репрессий.
С модернизацией российского государства и общества в нашем календаре появляются новые даты. По указу президента Российской Федерации 30 октября отмечается, как День памяти жертв политических реп...
Радиопередача, посвященная памяти жертв политических репрессий.
В история нашей страны немало трагических страниц. Суровые испытания, голод, войны, террор, народные волнения унесли десятки миллионов жизней. Бесспорно, одними из самых ужасных событий стали политиче...
Радиопередача, посвященная памяти жертв политических репрессий.
В история нашей страны немало трагических страниц. Суровые испытания, голод, войны, террор, народные волнения унесли десятки миллионов жизней. Бесспорно, одними из самых ужасных событий стали политиче...
Урок-проект "Без вины виноватые" (посвященный Дню памяти жертв политических репрессий)
Урок, проведенный 30 октября в День памяти жертв политических репрессий, стартовый урок для проектной работы "моя семья и политические репрессии"...
презентация "День памяти жертв политических репрессий"
презентация "День памяти жертв политических репрессий"...
День памяти жертв политических репрессий
историко-литературная заочная экскурсияпо памятным местам г. Мариинска...