Формирование духовно-ориентированной педагогической среды
проект на тему

Белова Светлана Ивановна

Инновационный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_duhovno-orientirovannoy_pedsredy.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           

.

Инновационный проект

«Формирование  духовно-ориентированной педагогической среды»

Направление: развитие образовательной среды современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов.

1.Тема проекта

     Инновационный проект «Формирование  духовно-ориентированной педагогической среды» разработан на основе Национальной образовательной инициативы президента Российской Федерации Д.А.Медведева  «Наша новая школа» и является нормативно-организационной базой, которая определяет стратегию модернизации и инновационного развития школьной системы образования.

     Проект разработан по направлению « Развитие образовательной среды современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов». В проекте отражены основные тенденции развития школы, охарактеризованы  главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса.  

Развитие школы в данный период предполагает совершенствование структуры и содержания общего образования;  поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности и информационном обществе; появление образа «нового учителя», открытого ко всему новому, понимающего детскую психологию и особенности развития школьников; оптимизацию учебного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья детей; создание комфортных условий для обеспечения учебно-воспитательного процесса.  

Образовательная среда - основа эффективности школы, включающая ряд характеристик, таких, как стиль общения, психологический климат, эмоциональное благополучие детей в школе, поощрение творчества, узость-богатство культурного содержания и прочее.

Образовательная среда – это совокупность условий для обучения, развития и социализации учащихся, которая обеспечивает возможность проявления и развития их способностей в соответствии с природными задатками и интересами  и социальным запросом на образование (В.И.Панов)

Одним из основных условий развития образовательной среды является установление толерантности, доверия и психологического комфорт в системе общего образования. Другими словами -  выполнение конвенции о правах ребенка, в которой написано: «…целью образования является всестороннее развитие личности и способностей ребенка; подготовка к активной жизни во взрослом возрасте, воспитание уважения к родителям, к основным правам человека, к природе, к ценностям своей собственной культуры и всех других культур и национальностей, подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» (статья 29). Именно этот документ является правовой основой разработки стратегии образования и воспитания.

Основой проектирования современной  школы как ресурса толерантности, психологического комфорта и доверия являются требования психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса. Конвенция о правах ребенка отражает общее согласие в том, что дети имеют право на особую заботу и помощь  и выдвигает требование к государству приложить усилия для обеспечения максимально возможной степени развития ребенка (статья 6, пар.2), чтобы в итоге он смог достичь полной независимости в обществе.

     Психологический комфорт - это состояние благополучия, эмоциональной стабильности, сбалансированности отношений с миром, переживание базового доверия, безопасности и  доброжелательности в отношениях с «миром людей» и «миром вещей». Психологический комфорт предполагает отсутствует насилия в любой форме. В свою очередь толерантность означает следующее: способность человека, сообщества, государства слышать и уважать мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнение; готовность и способность без протеста воспринимать личность или явление; взаимопонимание; уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов; уважение, принятие, правильное понимание богатого мира многообразных культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; проявление терпимости к представителям других культур, верований и стран; стремление решать конфликты без насилия;  способность и стремление к диалогу.

  1. Цели, задачи и система показателей по достижению целей  проекта

  Цель: Проектирование современной школы как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта и условия уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов; (Толерантность, доверие, психологический комфорт)

разработка норм организационного поведения; (Внедрение норм организационной культуры)

Задачи:

  1. Обновить содержание образования согласно федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Обеспечить доступность качественного образования.
  2. Обеспечение толерантности, доверия и психологического комфорта и создание условий уменьшения риска межконфессиональных и межнациональных конфликтов в школьном коллективе.

      3.  Совершенствовать  систему работы с одаренными детьми. Развивать спектр образовательных услуг, удовлетворяющих потребностям и интересам  обучающихся.

      4. Обеспечить школу квалифицированными педагогическими кадрами.  Повышать у работников школы мотивацию к эффективной педагогической деятельности, внедрению современных образовательных технологий.

  1. Сохранять и укреплять нравственное, психическое,  физическое здоровье обучающихся.

Какими же характеристиками должны обладать  требуемые результаты в отношении образовательной среды, учебной деятельности и сотрудничества как условий толерантности, психологического комфорта и доверия в современной школе:

-  личностное, социальное, познавательное  развитие учащихся на основе полной реализации личностного, духовно-нравственного и интеллектуального потенциала каждого  учащегося;

- принятие самоценности учащегося, приоритет гуманистических ценностей в образовании;

- становление и развитие субъектности учебной деятельности каждого учащегося с перспективой перехода к деятельности самообразования и саморазвитию;

-учебное сотрудничество. Ключ к развитию социальной компетентности личности лежит в проектировании и организации совместных социальных действий (Асмолов А.Г.)

- индивидуально-дифференцированный подход, учет образовательных интересов и склонностей детей;

- индивидуальная психологическая безопасность как психологическая защита каждого участника образовательного процесса от травли и буллинга

- мобильность образовательной среды как способность к эволюционным прогрессивным изменениям

- социально-психологическая комфортность образовательной среды включающая следующие показатели:

        - взаимопонимание и удовлетворенность взаимоотношениями субъектов образовательного процесса;

        - преобладающее позитивное настроение участников образовательного процесса;

        - авторитетность;

        - авторитетность администрации и педагогов;

        - степень участия всех субъектов в управлении образовательного процесса соответственно мере компетентности;

        - сплоченность и сознательность субъектов образовательного процесса;

        - продуктивность взаимодействия в обучающем компоненте образовательного процесса;

- способность образовательной среды обеспечивать удовлетворение всего иерархического комплекса потребностей образовательного процесса, создавая их мотивацию.

Так что же является критериями обеспечения толерантности, доверия
и психологического комфорта в современной школе
?  Их несколько:

- реализация целей развивающего образования, включая социальное, личностное познавательное развитие личности;

- духовно-нравственное воспитание учащихся как формирование гражданской идентичности, нравственности, патриотизма в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

- формирование толерантности учащихся как личностной черты и стратегии поведения;

- физическая, социальная, психологическая безопасность, как индивидуальная, так и групповая;

- высокая эффективность общения в учебном и деловом сотрудничестве;

- взаимопонимание, доверие и уважение в межличностных отношениях всех участников образовательного процесса;

- высокий уровень школьных достижений, адекватный  потенциалу возможностей учащихся и особенностям их образовательных потребностей;

- эмоциональная стабильность, отсутствие выраженной школьной тревожности,

- эмоционально-позитивное отношение к школе у всех участников образовательного процесса,

- согласованность интересов всех участников образовательного процесса – общества, государства, школы, семьи, учащегося.

 3.Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

  1. Создание в школе атмосферы психологического комфорта, увеличение индивидуальное общение «учитель-ученик».
  2. Предоставление учащимся многообразных знаний и видов деятельности (разнообразной образовательной среды, опирающейся на возможности школы и социума) для апробирования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
  3. Переход от пассивных форм обучения к деятельностному обучению с преобладанием самостоятельной работы: вовлечение учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм
  4. Предоставление одаренным детям условий для развития и обучения на своем высоком уровне и расширение этой зоны для других. Максимально приблизить соответствие результатов образования к возможностям каждого учащегося.
  5. Совершенствование учительского корпуса.

4.Основная проблема и обоснование ее актуальности.

Одной из форм общественного сознания является моральное сознание, являющееся, как и другие его формы (политическое, правовое, эстетическое и др.), отражением социального бытия людей. Моральное сознание фиксирует в себе исторически изменяющиеся и развивающиеся моральные отношения. Оно выражает свое положительное или отрицательное отношение к общественным явлениям и поступкам людей, осуждает или одобряет их.

Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения  школьнику легче под руководством учителя на специальных занятиях, которые необходимы потому, что для нравственного развития человека важна не просто стихийная информация, а осознанная, т.е. знания. Наш педагогический опыт показывает, что этические беседы, мероприятия учителя чаще проводят в связи с нарушениями детьми нравственных норм, а не в определенной системе. Далеко не всегда соблюдается принцип научной обоснованности, доступности, вводимый в беседу нравственных понятий. В раскрытии норм нравственности учитель порою ограничивается общими фразами, переходящими в нравоучения. Не учитываются интересы самого ребенка, который не остается безопасным к явлениям окружающей жизни и пытается разобраться в них. Методическим объединением учителей нашей школы были тщательно изучены все эти вопросы, которые неоднократно поднимались и на классных часах, и на родительских собраниях. За основу формирования своей системы этического и нравственного воспитания мы взяли программу автора А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика». Переработав материалы, мы создали свою программу, направленную на воспитание этики и норм морали  школьника. Основной принцип построения программы – спиралевидное раскручивание тем от класса к классу, углубляясь в тематику изучаемого материала. Основными темами или направлениями выбраны те, которые близки детям, соответствуют их возрасту, психологическим особенностям.

     Исторически так сложилось, что Россия является многонациональным государством. Живя бок о бок, представители различных народов привносят в социум свою культуру, обычаи, взгляды на жизненные идеалы, обогащая тем самым друг друга, формируя общечеловеческие ценности.     Не вдаваясь в анализ всех причин, приведших к конфликтам в стране, за каждой из них, как показало социологическое исследование, просматривается отсутствие подлинной культуры межнационального общения. Нынешняя социально экономическая ситуация в стране характеризуется высоким динамизмом, непредсказуемостью перемен, усложнением всей общественной жизни. Подрастающее поколение оказывается один на один со своим будущим.Проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение. Способность к межнациональному общению можно считать врожденной, но и как другие способности ее надо развивать в процессе воспитания.Межнациональное общение – это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль.Наиболее эффективным средством формирования культуры межнационального общения является воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, умения сопереживать, понимать мотивы поступков людей, уметь общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур.

Старый подход к организации внеурочной деятельности школьников в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране себя изжил, а нового школе ничего не предложили. В среде молодежи царствует бездуховность, неверие и отчужденность по отношению к старшему поколению, увлечение низкопробной массовой культурой. Особую актуальность проблема формирования культуры межнационального общения приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях.

 5. Сроки и этапы реализации: 

Этапы

Задачи этапа

Ожидаемый результат этапа

Год

Подготовительный

Изучение нормативно-правой базы, разработка локальных актов,

утверждение мероприятий в рамках проекта, подготовка рекомендаций для учителей, самообразование учителя.

Основной

реализация программ курсов через занятия, классные часы, взаимодействия с родителями и общественностью, общешкольные мероприятия

приращение личностных качеств учащихся.

Заключительный

анализ реализации проекта.

выявление проблемных зон  в духовно-нравственном воспитании школьников

6. Внедрение проектной разработки в образовательную практику МОУ. Финансовое обеспечение.

Основным видом деятельности ребенка в школе является учение. Оно должно быть организовано на основе индивидуальных особенностей учащихся и образовательный процесс должен современным требованиям.   Практическую реализацию развития образовательной среды как ресурса установления толерантности, доверия, психологического комфорта мы связываем с осуществлением следующих современных продуктивных идей:

  • ориентация на личность, её индивидуальные особенности и возможности;
  • целостность воспитательно-образовательного процесса и развития личности;
  • вариативности, разноуровневости и разнопрофильности образования;
  • субъектности позиции учащихся в учебно-познавательной деятельности;
  • свободы выбора учебных программ, вида и уровня сложности учебно-познавательной деятельности;
  • здоровьесберегающей направленности учебно-воспитательного процесса;
  • практико-ориентированной деятельности во 2 половине учебного дня.

Реализация данного проекта ведется на следующих ключевых направлениях:

  • компетентностный подход к обучению и воспитанию младших школьников (школа- пилотная площадка по данному направлению Академии социального направления)
  • введение курса «Этическая грамматика» в учебный план 1-9 классов (пилотная площадка учреждения Академии Наук РФ « Институт семьи и воспитания»),
  • введение курса «Духовное краеведения Подмосковья» в  учебный план 8-9 классах,
  • функционирование школы как базовой для районного методического объединения классных руководителей
  • психологическое сопровождение проекта.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

«Формирование  духовно-ориентированной педагогической среды»

Направления

Мероприятия по реализации

Фактический результат от решения задач

Оценка достигнутого результата

1

Этика как система воспитания

- Разработка и реализация локальных актов и программ, обеспечивающих выполнение поставленных задач.

- Определение ответственных за реализацию отдельных направлений.

- Диагностика результативности по основным направлениям.

- Обобщение и доведение до общественности результатов реализации проекта.

- разработка учебно-методических материалов;

- Проведение научно-практических семинаров, конференций, круглых столов

- курсы повышения квалификации педагогов

-индивидуальные консультации

- проведение ролевых игр на педсовете

-проведение школьных конференций по темам, связанных с традициями семьи, а следовательно, разных народов

- анкетирование родителей, учащихся

- распространение опыта среди других ОУ

-Проведение районных методических объединений

- разработка образовательных программ, тематических планов и  поурочных занятий по данному направлению

- проведение этических гостиных 1 раз в месяц (на базе кафе «Ромашка» для 8-11 классов)

-проведение этических вечеров на базе школы 1 раз в месяц для 5-7 классов

- проведение этических праздников 1 раз в месяц для 1-4 классов

- трансляция опыта

- Реализация широкого спектра программ ДО, направленных на решение конкретных профессиональных, социальных и личностных проблем, удовлетворение запросов и интересов учащихся.

- Организация внеурочной деятельности на основе коллективных творческих дел для становления самостоятельности и активности ученика через освоение им различных позиций (участник – помощник – организатор – руководитель группы организаторов)  

- Введение волонтёрской социальной деятельности как обязательной для каждого ученика части его индивидуальной образовательной программы

- Развитие системы сотрудничества с родителям

  • Организация работы со средствами массовой информации        
  • Изучение научно-методической литературы, опыта деятельности инновационных ОУ по данному направлению
  • Обсуждение на педсоветах идей и проектов осуществления инновационной деятельности.
  • Создание банка инновационных технологий воспитания  школьников.

- Повышение этической культуры родителей                                           (законных представителей) обучающихся

Жизнеспособность этической системы,  ее готовность взаимодействовать со всеми составными компонентами школьной жизни (урок — организация межурочного времени — внеурочная деятельность) и обеспечение их этическим содержанием.

 -  этическое  поведение стало для школьника приоритетным, а сам он принимает во внимание моральную ценность субъективных мотивов собственных поступков, обладает привычкой нравственного самоконтроля своих действий.

  • Последовательное развитие этического сознания и нравственного чувства  активизирует развитие личности, ценностно- ориентированное поведение.

- Предмет этики и этической грамматики позволяет обобщать имеющиеся и получаемые учащимися в процессе всей учебно-воспитательной работы знания о человеке, человеческих отношениях в обществе в свете суммарных знаний об общечеловеческих ценностях, правилах культуры поведения, психологии общения.

  • Программа и логика этических занятий нацелена на постоянное изучение учащихся, на обеспечение педагога воспитывающей методикой изучения.

- предмет «этика» и «Этическая грамматика»  выполняет функцию постепенного погружения детей в мир этических понятий и категорий. Он рассчитан на регулярную работу с детьми в процессе этических занятий по предлагаемой для каждого класса программе и поурочным разработкам. Занятия методически инструментированы с учетом возрастных особенностей учащихся.

- внеурочная деятельность с этической направленностью, логически включенная в учебно-воспитательный процесс школы организует разностороннее общение, взаимодействие учащихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии.

- Осознание школьником ценности человеческой личности, самоценности как основы нравственного развития

-Повышение уровня мотивации деятельности педагогов

 -Этическая система оказалась более   готова к взаимодействию со всеми составными компонентами школьной жизни (урок — организация межурочного времени — внеурочная деятельность).

- Увеличение активности учащихся во всех проводимых школьных и внешкольных мероприятиях

- Отсутствие оттока молодых специалистов

- Развитие положительного имиджа школы, о чем свидетельствуют отзывы родителей в СМИ

- Мобильность документооборота и прозрачность результатов деятельности

- Повышение качества образования и прозрачность результатов оценки качества

- Создание системы обучения, обеспечивающей получение нового качества образования школьников, которое соответствовало бы их личностному потенциалу;

Создана копилка методических разработок по данному курсу

 Наиболее активное распространение опыта работы: проведено 10 семинаров для педагогов Ленинского района, приняли участие в 2 всероссийских семинарах, организованных «Институтом семьи и воспитания». Интегрированные уроки опубликованы педагогами школы на фестиваля педагогических идей ( 5 работ), опыт школы был представлен директором на всероссийском конкурсе «Директор-2010», учителем русского языка и литературы Кузнецовой Е.В. на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Мой лучший урок", 2011 г., учителем Матвеенковой Л.Ф. на конкурсе «Учимся с МИМИО», на конкурсах лучших учителей РФ (2 победителя).

Школа –пилотная площадка учреждения Российской АН «Институт семьи и воспитания»

2

Компетентностный подход к обучению и воспитанию младших школьников

1.Проведение диагностики, анализ и обобщение результатов.

 Групповое обсуждение идей  проекта.

Подбор материала.

 2.Формирование проектной группы. Выбор формы продукта. Утверждение тематики мероприятий (составление совместного плана работы с АСОУ).

3. Составление графика проведения  мероприятий (открытые уроки, участие в НПК, внеурочная деятельность).

4. Выполнение практической части проекта: проведение мероприятий по графику. 5.Участие в тематических и обучающих семинарах администрации школы, учителей начальных классов

6. Совместная работа ШМО начальной школы и АСОУ при подготовке и проведении мероприятий (по необходимости).

7. Оформление и подготовка портфолио.

8. Привлечение к участию в проекте новых участников   проекта.

Расширение участия учащихся в предметных олимпиадах муниципального и регионального уровней

9.Обобщение материалов, оформление отчетов о выполненной работе.

10.Подведение итогов.

Анализ выполненной работы. Оценка деятельности участников

проекта.

11. Планирование работы по разработке  и внедрение в образовательный процесс рабочих программ  в соответствии с требованиями ФГОС

12. Подготовка учителей  и расширение использования ИКТ на уроках.

13. Совершенствование психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

14. Создание условий для исследовательской и проектной работы учащихся

Диагностика  среди учащихся  (методика Э.Ф.Замбацявичене) и родителей 3-х классов.             2006-2007 уч.г.

 Создана творческая  группа:

Районный семинар для учителей начальной школы Выступления по обмену опытом работы на педагогическом совете школы. Создание портфолио учащегося.

Расширение участия в экспериментальной группе. Районный семинар для заместителей директоров. Выступление профессора Сергеевой Т.Ф. Интеллектуальная игра: «Колобок».

Создание рабочей группы по разработке рабочих программ:

Курсы по ИКТ

Проведение диагности учащихся педагогом –психологом школы

Участие в проектной деятельности

Проведенная диагностика показала высокий результат мотивации у учащихся.

Разработаны и реализуются программы с учетом работы по компетентностному подходу по образовательным областям начальной  школы

Успешное овладение учащимися учебными компетенциями

Снятие стрессовых ситуаций, создание психологического комфорта

100 % учащихся начальной школы имеют электронное портфолио

Увеличилось число участников эксперимента до 100% учителей начальных классов

Разработана рабочая программа в соответствии с требованиями ФГОС

Все учителя начальной школы прошли курсовую подкотовку по использованию ИКТ на уроках

Учащиеся начальной школы ежегодно принимают участие в научно-практической конференции с проектами. С каждым годом увеличивается рост участников НПКс 5 %до 35 % за три года.

Разработаны методические рекомендации для педагогов Ленинского района

Школа - пилотная площадка АСОУ

Обобщение опыта по экспериментальной работе замдиректора по УВР Бекбулатовой Д.И.в АСОУ – круглый стол. 2010г.

3

введение курса «Духовное краеведения Подмосковья» в  учебный план 8-9 классах

- курсы повышения квалификации для педагогов

  • апробация курса

- разработка учебно-методических материалов;

- Проведение анкетирования и опросов участников образовательного процесса по вопросам духовности: учащихся, родителей, педагогов, руководителей различных уровней. Анализ и обсуждение итогов в рамках проводимых семинаров        

- Подготовка и публикация теоретических и практических материалов по проблемам духовного развития личности ученика и педагога        

Развитие системы сотрудничества с родителям школы:

– информирование родителей о состоянии дел УВП

  • организация совместной деятельности школы и родителей по  духовно-нравственному направлению
  • Изучение научно-методической литературы, опыта деятельности инновационных ОУ по данному направлению
  • Обсуждение на педсоветах идей и проектов осуществления инновационной деятельности.

- участие представителей общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей) в проведении отдельных мероприятий в рамках реализации направления

- осуществление культурно-средового подхода в образовательном процессе школы , который способствует усвоению и присвоению учеником ценностей природы родного края,  Человека, этнической культуры, ребенок сам становится носителем и созидателем духовных ценностей.

- Изучение особенностей окружающей ребенка природной, этнокультурной, социальной среды в процессе овладения им различными видами деятельности: эколого-краеведческая, проектно-исследовательская, художественно-творческая, познавательный туризм.

- развитие познавательной, информационной, коммуникативной, технологической компетентности               учащихся, стать достойным гражданином своей Родины, стремиться вести здоровый образ жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.

- Расширение образовательного пространства для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений учащихся по данному направлению.

- Повышение уровня компетентности, педагогического мастерства и творчества учителей, обогащение их исследовательского опыта;

- Обеспечение занятость подростков во внеурочное время,

- Накоплен практический опыт в преподавании данного учебного предмета за счет проведения данного курса в системе дополнительного образования,

- в учебный курс введены задания, ориентированные на развитие продуктивного мышления, исследовательского опыта, базовых умений и навыков, включая умение самостоятельно работать

На базе школы функционирует музей.

4

Функционирование школы как базовой для районного методического объединения классных руководителей

- разработка тем для районных методических объединений

- проведение РМО классных руководителей на базе школы

- ежемесячные беседы по толерантности

  • проведение ролевых игр «Узнай побольше о своем соседе»

- Организация работы со средствами массовой информации        

- Расширение возможности школы как центра досуговой и воспитательной работы в районе

- Информация о деятельности объединения  печатается на страницах районной газеты «Видновские вести»

5

Психологическое сопровождение проекта.

– составление плана и стратегии исследования;

– выбор методического материала.

- Проведение исследования.

- Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.

- Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка развивающих программ.

- проведение специальных занятий по программе «Психологическая азбука», в ходе которых учащиеся младших групп осваивают навыки самопознания, рефлексии, знакомятся со структурой личности;

- проведение тренингов самопознания, уверенности в себе, проводимых для учащихся 10–12 лет, где они отрабатывают навыки самопознания, формы уверенного поведения, преодоление затруднений в общении, учебе и в других видах деятельности;

  • проведение тренинга «В поисках призвания» для учащихся 13–15 лет, на котором они осваивают способы оценки качеств личности с учетом жизненных устремлений и развивают умения осуществлять осознанный выбор и брать на себя ответственность за свое будущее.
  • проведение развивающих игр
  • групповые дискуссии

- цикл тематических занятий

- информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей;

- плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;

оформление стенда «Психологический вестник», который имеет рубрики: «Познай себя», «Твой выбор», «Наедине с собой», «А у нас в школе», «Мое профессиональное будущее», «Психологическая азбука» и др.

- разработка и введение в учебный процесс динамических перемен;

- проведение вечеров общения, встреч с интересными людьми и т.п.

- создание на уроках и во внеклассной работе нормального психологического климата;

-проведение психолого-педагогических семинаров для учителей, родителей и обучающихся;

1. В отношении образовательного процесса в целом:

Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся:

– в повышении психологического комфорта учащихся на занятиях и, как следствие, в активизации потребности в получении новой информации – появление «желания учиться» и потребности в учении;

– в более быстром овладении ЗУНами при тех же прилагаемых усилиях или же с их уменьшением.

Улучшение качества образовательного процесса за счет:

– оптимизации образовательных программ;

– улучшения методического и дидактического сопровождения, отталкиваясь от потребностей участников образовательного процесса.

2. В отношении участников образовательного процесса:

Преподавателей:

– повышение психологической грамотности;

– оказание психологической помощи в решении личных проблем (консультирование);

– разрешение трудностей во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса;

– содействие в личностном росте.

Учащихся:

– эффективное овладение ЗУНами;

– развитие ВПФ (высших психических функций);

– развитие креативности (творческого подхода к любой деятельности, в том числе и к учебной);

– повышение психологической грамотности;

– повышение толерантности в отношении своих сверстников;

– содействие в личностном росте и профессиональной ориентации.

Родителей учащихся:

– психологическая поддержка, оказание консультативной помощи в решении жизненных трудностей, оказывающих влияние на сферу учебной деятельности ребенка;

– получение необходимой информации о возрастных особенностях ребенка и о способах и средствах психологического развития ребенка;

Увеличение эффективности образовательного процесса, выражающееся:

– в повышении психологического комфорта учащихся на занятиях и, как следствие, в активизации потребности в получении новой информации

- Снижение социальной напряжённости в семьях учащихся;

Ресурсное обеспечение толерантности, доверия и психологического комфорта в образовательном учреждении возможно только при определенных условиях:

-развитие учебного сотрудничества ученик-учитель, переход от субъект-объектной логике к логике со-действия, со-трудничества, когда учитель и ученик выступают как партнеры совместного развития;

- сотрудничество как партнерские равноправные отношения, исключающие манипуляцию, авторитаризм, доминирование;

-  эффективное педагогическое общение;

- конструктивное разрешение конфликтов в системе ученик-учитель, ученик-ученик, учитель-учитель, учитель-администрация  учитель- родитель, родитель-администрация;

- создание психологической службы в школе (функции психологической профилактики, коррекции, реабилитации, психологической помощи в кризисной ситуации, социально-психологическое обучение через систему тренингов и социально-психологических игр, психолого-педагогическое сопровождение личностного, социального, профессионального сопровождения молодежи);

- активное противодействие всем видам насилия, отвержения, интолерантности силами педагогического и ученического коллектива;

- создание индивидуальной психолого-педагогической программы сопровождения для каждого учащегося с учетом избирательности интересов,  познавательных потребностей и склонностей учащихся;

- использование передовых психолого-педагогических образовательных технологий;

- использование современных информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе

- применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе;

- постоянно действующая система повышения квалификации и профессионального роста педагогов;

- развитие системы школьного самоуправления;

- открытость школы к развитию, инновациям, преобразованиям, связанным с модернизацией системы общего образования;

- соответствие материально-технической базы, обеспеченности помещениями, их оборудованием требованиям санитарно-гигиенических норм.

7.Описание форм сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями.

-Школа является ресурсным центром для организации повышения квалификации классных руководителей школ района и педагогов, преподающих этику как предмет: на базе школы проводятся регулярно три раза в год семинары по вопросам преподавания курса, осуществляются индивидуальные консультации.

-Школа сотрудничает по вопросам преподавания курса «Духовное краеведения Подмосковья» с воскресной школой, организованной настоятелем храма Святой Троицы о.Романом Челышкиным.

-Ежегодно учреждение издает сборники методических разработок по курсу «Этическая грамматика», классных часов, которые предлагаются участникам семинаров, проводимых на базе школы.

Инновационный проект МОУ Воскресенской СОШ Ленинского муниципального района Московской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-ориентированное семейное воспитание

Современная ситуация требует от семьи осознания традиционных основ бытия народа, общества и государства, религиозных основ нашего быта и культуры. Но, после многих десятков лет атеизма, семья не в сос...

"Итоги реализации Программы развития МБОУ "Лицей №124" по теме «Единая информационно- педагогическая среда Лицея №124 на 2011 - 2015 годы»

Публичная защита  Программы развития  на краевом конкурсе «Новая школа Алтая – 2013».. Результаты достижения целевых индикаторов реализации программы развития, проблемы, перспективы....

Создание комфортной психолого-педагогической среды на уроках

В докладе говориться о небходимости создания на уроках комфортной психолого-педагогической среды....

Гендерные технологии. Конструирование педагогической среды

В новейшей истории нашей страны тема полового воспитания периодически возникает с разной степенью актуальности и под разными углами рассмотрения. Мало кто в системе образования затрагивал тему, рассма...

Современный ученик: путь к успеху (факторы личностного развития школьника в педагогической среде).

Статья посвящена проблемиам повышения качества работы современного учителя-предметника, выстраиванию им индивидуальной стратегии работы с каждым ребенком и классом в целом на основе психологической ди...

Методика оценки качества использования средств ИКТ для создания педагогической среды урока

Педагогическая среда урока, конструирунемая с использованием средств ИКТ, - это система условий, создающихся на основе применения средств компьютерной техники и информационных технологий для решения у...

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019.

Социально-педагогическое сопровождение процесса формирования социальной активности педагогически запущенных детей. ВКБР.2019....